ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Внимание! Приведенная ниже информация требует профессиональных навыков!

При описании способов наклейки (дублировки) тканей на тюль указывалось, что нужно употреблять различные виды клейстера: жидкий, средний или густой. Иногда ткань особо закрепляли и на нее наносили защитный слой аппрета.

В результате экспериментальной работы и долголетней практики была выработана рецептура клейстеров, закрепителя и закрепителя-аппрета.

Жидкий клейстер(№ 1)(1

Мука пшеничная 30% первого сорта......1—2%

Желатин высшего сорта............ 0,25%

Глицерин химически чистый.......... 2%

Спирт ректификат ............... 10—15%

Бензойная кислота химически чистая или тимол……0,1—0,2%

Средний клейстер (№ 2)

Мука пшеничная 30% первого сорта ...... 3—4%

Желатин высшего сорта............ 0,25%

Глицерин химически чистый.......... 3%

Спирт ректификат...............10—20%

Бензойная кислота химически чистая...... 0,1—0,2%

Густой клейстер (№ 3)

Мука пшеничная 30% первого сорта.......18—20%

Желатин высшего сорта............. 0,25%

Глицерин химически чистый........... 3—4%

Спирт ректификат................10—20%

Бензойная кислота химически чистая.......0,1—0,2%

Закрепитель (№ 4)

Желатин высшего сорта............ 0,25—0,5%

Глицерин химически чистый.......... 2%

Спирт ректификат...............15—20%

Тимол химически чистый или бензойная кислота …….0,1 %

Тимол растворяется в спирту и добавляется в готовый закрепитель.

Закрепитель-аппрет (№ 5)

Мука пшеничная 30% 1-го сорта…... 1%

Желатин высшего сорта....... 0,25%

Глицерин химически чистый..... 2%

Спирт ректификат..........15—20%

Тимол химически чистый или бензойная кислота.............. 0,1 %

Увлажнитель-умягчитель (№ 6)

Глицерин химически чистый........10%

Спирт ректификат.............30%

Вода...................60%

Примерный расход среднего клейстера (№ 2) при двукратной наклейке составляет 800—1 000 куб. см клейстера на 1 кв. м. (2. Эти величины несколько завышены для гарантии того, что вся ткань будет наклеена клейстером одной варки (однородным).

Качества компонентов клейстера и закрепителя:

1. Пшеничная мука содержит до 68,7% крахмала и 12% клейковины. Они являются стойкими веществами — клейковина придает мучному клейстеру отличные клеющие качества, стойкие ко времени.

При исследовании зерен ячменя из раскопок на горе Муг в Таджикистане в 1932 г. оказалось, что крупные и мелкие зерна крахмала хорошо сохраняли все присущие им свойства более чем 1200 лет. То же самое показали и зерна бобов. Там же были найдены семена хлопка, покрытые волокнами, что говорит о стойкости хлопкового волокна.

2. Желатин также стойкое вещество, ибо его исходным материалом являются кости животных, а, как известно, кости хорошо сохраняются. Так, например, при исследовании человеческих костей из погребения в Монас-Супа (Киргизская ССР) установлено, что кости, несмотря на то, что пролежали в кургане около двух тысяч лет, не утратили клеевых тканей (оссеин).

Старинные пергамены, тряпичная бумага, проклеенная желатином, старинные поделки из дерева с применением столярного клея дошли до нас в хорошем состоянии, конечно при условии хранения их в нормальных условиях.

Слегка задубленный (спиртом) желатин в условиях нормальной относительной влажности окружающей среды является, как показывает практика, весьма энергичным ингибитором (3 окислительно-восстановительных реакций; на поверхностях, покрытых таким желатином. Слегка задубленная желатиновая пленка плохо сорбирует (и очень избирательно) газы и тем самым исключает сорбционные явления.

Небольшое количество спирта, задаваемое в раствор желатина совместно с глицерином, полного задубливания не вызывает, но всегда удается при этом создать желательную степень эластичности желатиновой пленки.

Желатин обладает еще двумя качествами, особенно ценными в деле реставрации тканей. Он является поверхностно активным веществом, снижающим поверхностное натяжение воды (73,3 дин/см при 35° С) довольно значительно уже при концентрациях в 0,25—0,5%, которые применяются при закреплении. Время приготовления раствора желатина не оказывает заметного влияния на поверхностное натяжение. Это свойство очень ценно, так как улучшает пропитку ткани. Кроме того, желатин задерживает невидимые глазом ультрафиолетовые и инфракрасные лучи и по своему составу родственен хрусталику человеческого глаза. Хрусталик же глаза поглощает все лучи с волной короче 313 миллимикрон и средние инфракрасные лучи с длиной волны 1000—1400 миллимикрон.

3. Химически чистый глицерин является стойким веществом, обладающим антисептическими свойствами. Определить присутствие глицерина в клейстере не сложно.

Индикатор на глицерин составляется следующим образом: на белой фарфоровой плитке смешивают растворы буры (3—4 капли) и красной лакмусовой тинктуры (1—2 капли), в результате чего получается синяя жидкость. Если в нее капнуть испытуемую жидкость и индикатор покраснеет, значит, в ней присутствует глицерин.

4. Спирт ректификат снижает поверхностное натяжение воды, улучшая этим смачиваемость ткани, что необходимо для равномерной наклейки и проклейки ткани, закрепляющей волокна.

5. Антимикологические вещества не допускают рост плесени и плескеобразования. Наиболее благоприятной средой для плеснеобразования является жидкое состояние клейстера.

Очень стойким антимикологическим веществом является медный купорос, но он не всегда может быть употребляем, так как окрашивает светлые ткани в голубой цвет. (4

Поэтому можно рекомендовать цинковый купорос, дающий бесцветные растворы. Нами цинковый купорос (серно-кислый цинк) успешно применялся до 1941 г.

Образцы наклейки с цинковым купоросом хорошо выдержали хранение (в условиях блокады Ленинграда) в помещении, где относительная влажность доходила до точки росы.

Другим стойким веществом является бензойная кислота, которой мы пользуемся и в настоящее время.

Испытания клейстера, содержащего бензойную кислоту, показали, что он оставался стерильным до полного высыхания (около шести месяцев).

Применение вышеперечисленных веществ недопустимо в случаях, когда на тканях имеются металлические вышивки на медной основе (главным образом вышивки XIX—XXвв.). Некоторые красители (XIX—XX вв.) так же не выдерживают подобных антимикологических веществ. В этих случаях следует применять весьма эффективный и безопасный для экспоната антисептик — тимол, недостатком которого, однако, является недостаточная стойкость.

Применяя тимол, ткани по прошествии некоторого времени следует вновь пульверизировать спиртовым раствором тимола.

Поскольку основные компоненты являются стойкими веществами, можно утверждать, что и клейстер, и закрепитель при нормальных условиях будут долговечны.

Для удаления излишка глицерина, что обнаружилось уже после наклейки, нужно вновь сварить клейстер, но без добавления глицерина и с левой стороны пропитать наклеенную ткань (как при вторичной клейке). В ткани повышается количественное содержание клеющих веществ, а глицерин остается без изменения. Не исключено на практике и обратное явление: при заниженной гигроскопической влажности от недостаточного количества глицерина ткань после наклейки становится жесткой, грубоватой. В этом случае повышение содержания глицерина достигается пульверизацией увлажняющим составом (№ 6).

Если жесткость еще остается (после просушки), пульверизацию повторяют до получения эффекта умягчения.

Кроме того, нужно учитывать, что в музейных условиях весной и осенью бывает повышенная относительная влажность воздуха, вызывающая повышение гигроскопической влажности у музейных тканей. Поэтому следует мириться с некоторой жесткостью реставрированных тканей зимой и летом, но зато не опасаться за сохранность их в сырое время года.

__________

1) Процент указывается по отношению взятого количества дистиллированной воды. Клейстеры и закрепители применяются без подогревания, при нормальной комнатной температуре. Перед употреблением взбалтываются.

2) Густого клейстера — 600—800 куб. см.)

3) Ингибитор — вещество, замедляющее протекание химических реакций или даже прекращающее их.)

4) Археологам хорошо известно, что часто у раскопочных вещей те части ткани и кожи, которые соприкасались с медными бляшками, сохранились лучше.)

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.