ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 
Николаева Н.В.

Содержание и уход за музейной коллекцией - одна из существенных функций хранения, не менее важная, чем учет или охрана фондов. Тем не менее она нередко недооценивается, а порой и вовсе игнорируется.

Обеспечение сохранности музейных экспонатов - это целый комплекс профилактических мер, который включает в себя:

1) регулярное наблюдение за состоянием фонда;

2) регулярное его обеспыливание;

3) мониторинг температурно-влажностного режима в запасниках и на экспозиции;

4) разработку долговременной программы регулярной, поэтапной реставрации или консервации всех предметов, нуждающихся в этом (не только перед выставками).

К фонду стекла это имеет самое непосредственное отношение, так как его специфика - чрезвычайная хрупкость, сложность хранения, а также склонность к феномену под названием «стекольная болезнь».

Условно весь фонд музейного стекла можно классифицировать следующим образом:

а) археологическое стекло - материал, который извлечен из культурного слоя во время археологических экспедиций, проведения строительных работ и т.д.,

б) историческое стекло - стекла XVI-XIX вв.,

в) современное стекло.

Обслуживая фонды музея на протяжении длительного времени, реставраторы выработали определенные рекомендации по хранению каждого из вышеозначенных видов предметов из стекла. Эти рекомендации основываются на методиках, разработанных в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР).

Хранители фонда археологического стекла - археологи и реставраторы - знают, что крайне редко встречается археологическое стекло без видимых изменений, сохранившее блестящую поверхность.

Почти всегда это предметы с проявлением почвенной коррозии, которая классифицируется следующим образом:

1) стекло со сквозной коррозией, при которой сохраняется видимость монолита; на самом деле повреждение стекла происходит по всей его толщине; работу по консервации подобных предметов необходимо проводить непосредственно в раскопе, а затем обрабатывать специальным образом в лабораторных условиях;

2) стекло, покрытое локальной или сплошной коррозийной коркой, которую визуально можно разделить на:

а) пористую зернисто-рыхлую корку, характерную для свинцовых стекол (рис.1);

Рис. 1. Свинцовое стекло, покрытое пористой зернисторыхлой коркой

б) плотное известковое образование с повышенным содержанием оксида кальция, прилегающее к поверхности стекла; такая коррозия чаще всего встречается у щелочных стекол (рис.2).

Рис 2. Щелочное стекло, покрытое коркой коррозии

в) слоистая пленка с легко отслаивающимися «перламутровыми» чешуйками, возникающая в процессе такого вида разрушения стекла, как ирризация; ирризация в свою очередь делится на «благородную» и «злокачественную».

«Благородная» ирризация не мешает воспринимать цвет и прозрачность стекла. Она похожа на радужную пленку (рис.3).

Рис. 3. Поверхность стекла, покрытая «радужной пленкой»

При «злокачественной» ирризации стекло покрывается разноцветными, неплотно прилегающими непрозрачными слоями, которые искажают цвет предмета (рис.4).

Рис. 4. Плотная «злокачественная» пленка

Не следует забывать, что даже в блестящей и прозрачной (на первый взгляд) стекломассе, изготовленной древними мастерами, часто имеются технологические дефекты (рис. 5). К ним можно отнести:

а) газовые включения (пузырьки, мошки) - результат нарушения температурного режима;

б) стекловидные включения - результат плохого смешивания шихты;

в) кристаллические включения (мелкие камни) - использование загрязненного сырья.

Рис. 5. Технологические дефекты стеклянной массы

Эти дефекты стекольной массы вызывают значительные линейные напряжения, снижают механическую и термическую устойчивость изделия, а иногда являются причиной саморазрушения (кстати, это относится и к историческим стеклам).

Такая подробная классификация видов коррозии стекла может облегчить визуальную оценку степени сохранности музейной коллекции и фиксировать малейшие изменения во внешнем виде экспонатов.

Необходимо отметить, что профилактической обработкой фонда стекла должны заниматься только специалисты (реставраторы и химики).

Для поддержания комфортных условий экспонирования корродированного стекла рекомендуются следующие условия:

1) относительная влажность воздуха 30-40%, температура 20°С;

2) изоляция от яркого дневного света; к примеру, при экспонировании прозрачного стекла, содержащего оксид марганца, на солнечном свету в течение восьми дней наблюдается его потемнение (фотохимическое превращение двуокиси марганца в коричневую трехокись);

3) удаление от ламп накаливания;

4) экспонаты помещаются в витрины, которые должны обеспечивать воздухообмен.

Еще в XIX в. стекольщики знали: чтобы сохранить стекло, его надо защищать от влаги, тепла, прямого солнечного света и загрязнений. Эти нехитрые требования актуальны и сегодня.

На историческом стекле, несмотря на тщательность его хранения, нередко обнаруживаются значительные повреждения, особенно на изделиях конца XVII - начала XIX в. Чаще всего это так называемая «стекольная болезнь». К сожалению, это непрерывный процесс, одно из первых проявлений которого - так называемое «потение стекла». Под воздействием влажности на поверхности стекла образуется чрезвычайно тонкий слой жидкости, «гелевый слой». Внешне похоже, что предмет сильно запылен, он теряет свою прозрачность, и его хочется помыть водой. Следствием такой промывки, особенно без последующей грамотной просушки, являются утолщение «гелевого слоя», ухудшение внешнего вида, дальнейшая коррозия, возникновение трещин, радужных пленок и чешуйчатости (см. выше), а иногда разрушение экспоната.

Современное стекло не встречается в фондах ГИМ. Но к нему относятся все особенности коррозии, как и у исторического стекла.

При хранении предметов из стекла рекомендуется выявить визуально «больное стекло» и изолировать его. Для профилактики «стекольной болезни» рекомендуется хотя бы раз в год обрабатывать экспонаты из «группы риска» этиловым спиртом. Соблюдая большую аккуратность, это может выполнять хранитель или лаборант. За состоянием же «больного стекла» должен следить реставратор - это и есть реализация той долгосрочной программы профилактических мер, о которой упоминалось в начале настоящей статьи.

Реставраторы ГИМ пользуются современными методиками консервации стекла с применением специальных растворов для мытья и лаков с целью стабилизации процессов «стекольной болезни». Эти мероприятия значительно улучшают оптические свойства обработанных экспонатов.

Витрины не рекомендуется ставить вблизи окон, следует отказаться от использования в витринах осветительных приборов (точечного света). Даже незначительное локальное нагревание может разрушить «больной» экспонат за короткое время.

Основными рекомендациями по монтажу предметов из стекла могут быть следующие.

1. Витрина, предназначенная для экспонирования стекла, должна иметь подиум, исключающий колебания и вибрацию.

2. Витрина должна полностью защищать экспонаты от пыли, но не быть абсолютно герметичной (для стекла важен газообмен).

3. Не рекомендуется помещать в одну витрину «здоровые» и «больные» стекла.

4. Если для экспонирования рекомендован жесткий фиксирующий крепеж, то обязательно наличие мягких прокладок.

5. Следует избегать монтажа на леску без мягких кембриков (трубочек из мягкого синтетического материала).

6. При экспонировании изделий из стекла (учитывая его чрезвычайную хрупкость и сложность реставрации) не рекомендуется вывешивать над ними другие экспонаты.

7. Следует избегать любой иллюминации с помощью точечного источника излучения внутри и снаружи витрины.

8. Если относительная влажность воздуха превышает рекомендованные значения, целесообразно в витрину поместить силикагель.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.