ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Самойлова Е.Л.

В основе общепринятой классификации керамики, в том числе и художественной, лежат следующие параметры:

- пористость,

- глухота или просвечиваемость черепка,

- твердость или мягкость,

- характер излома: он может быть стекловидный, крупнозернистый или мелкозернистый,

- наличие или отсутствие покрытий.

В зависимости от тех или иных сочетаний этих параметров выделяются несколько групп керамики: гончарные изделия, фаянс, фарфор, майолика, полуфаянс, бисквит.

Главная отличительная черта каждого вида керамики - строение черепка.

Фарфор - черепок сплошной, без пор, белый, водонепроницаемый, просвечивающий в тонком слое. Водопоглощение 0,2 %.

Фаянс - черепок мелкопористый, белый или подкрашенный, покрыт бесцветной прозрачной глазурью. Водопоглощение 10-14 %.

Майолика - черепок крупнопористый, цветной, покрытый эмалью. Водопоглощение 10—12 %.

Полуфаянс - черепок пористый, грубый, светло-серый, покрыт эмалью. Водопоглощение 10-14 %.

Несмотря на то, что изделия из керамики принято считать наиболее стабильными в музейных коллекциях, они требуют соблюдения определенного режима хранения. Помещения должны быть оборудованы застекленными деревянными шкафами с прочными полками и стеллажами. Деревянные шкафы обеспечивают достаточный воздухообмен и препятствуют проникновению пыли внутрь шкафов.

Температура воздуха в помещениях, где хранятся собрания, должна быть не ниже 16 и не выше 23°С. Относительная влажность воздуха 47-55 %. При этом особенно опасны резкие колебания температуры и влажности в помещениях. Это может привести к нежелательным изменениям в материалах. Так, например, изделия из фаянса, полуфаянса, майолики, поглощая влагу из воздуха, надолго задерживают ее внутри черепка, что приводит к увеличению кракелюров, возникновению и увеличению уже имеющихся трещин, а при последующем высушивании черепка растворенные в воде хлориды проявляются в виде белесоватого налета на поверхности изделия. Особенно сильно страдает в подобных ситуациях металлический крепеж сборных предметов из фарфора и бисквита. Металлические детали, сильно поврежденные коррозией, оставляют на фарфоре и бисквите пятна и ореолы (рыжие, коричневые, голубовато-зеленые).

Неблагоприятно влияет на керамику и низкая влажность воздуха (менее 30%). Так, на поверхности изразцов, хранящихся в таких условиях, концентрируются кристаллы сульфата кальция (гипса), что очень часто приводит к осыпанию глины, отрыву глазурного слоя от основания (вспучиванию).

Таким образом, поврежденные экспонаты требуют особенно жесткого соблюдения режима хранения.

Предметы художественной керамики и фарфора являются неотъемлемой частью музейных экспозиций. При их монтаже необходимо выполнять определенные требования. Для повески и постановки блюд, тарелок и др. чаще всего используют металлические конструкции. Нужно помнить, что все металлические поверхности, соприкасающиеся с экспонатами, должны быть защищены поливинилхлоридными кембриками. Это позволит предохранить фарфор и керамику от царапин и истирания. Недопустима жесткая фиксация экспонатов на полках витрин (подклеивание).

Что касается предмонтажной подготовки экспонатов, то их промывают теплой водой с добавлением 5-6 капель нашатырного спирта (аптечного) с последующим ополаскиванием теплой проточной водой. Температура воды и во время промывки, и во время ополаскивания должна быть одинаковой. При этом необходимо помнить, что для окончательного высушивания предметов (особенно полуфаянсовых) требуется не менее 14 дней.

При соблюдении перечисленных рекомендаций хрупкие фарфоровые и фаянсовые предметы могут храниться века.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.