ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Счастливая Н.А., Лантратова О.Б.

Обеспечение сохранности музейных предметов при их экспонировании - один из наиболее важных аспектов музейного дела.

Самыми зависимыми от условий экспонирования являются музейные предметы из органических материалов, и в особенности из тканей и кожи.

Главная задача хранителей и реставраторов - обеспечение научно обоснованного экспонирования памятников, которое позволяет избежать излишних реставрационных вмешательств. Эта работа требует знания свойств материалов, причин и последствий их повреждений.

Факторы, разрушающие ткани и кожу, разделяются на внутренние и внешние. Часто неблагоприятное их сочетание приводит к значительной деструкции материала, а иногда и к полной потере предмета1.

Внутренние факторы обусловлены технологией изготовления материала и его свойствами:

- качеством сырья,

- технологией его обработки (различное дубление кожи, методы обработки растительных и животных текстильных волокон, технология прядения и ткачества, наличие аппретов и т.д.),

- технологией крашения текстиля с использованием протравных солей, особенно железа и олова.

К сожалению, невозможно предотвратить действие этих факторов, но вполне реально замедлить процессы разрушения ткани и кожи, если свести к минимуму влияние внешних факторов, к которым относятся:

- температура,

- относительная влажность и подвижность воздуха в витринах,

- газовый и аэрозольный его состав,

- механические примеси,

- естественный и искусственный свет,

- микроорганизмы, насекомые, грызуны.

Необходимо, по возможности, при экспонировании учитывать также негативное влияние на экспонаты материалов, использованных при реставрации (клей, смазки, пропитки и т.д.).

Среди внешних факторов при экспонировании важную роль играют температура и относительная влажность воздуха. При этом температура не может рассматриваться независимо от влажности, а широкие их колебания более разрушительны, чем постоянные высокие или низкие их уровни2.

Оптимальная температура для экспонирования тканей и кожи 18°С, относительная влажность 50 - 55 %3.

При высокой влажности кожа поглощает большое количество воды, набухает, ее волокна укорачиваются, делаются толще и прозрачнее, увеличиваются площадь и объем изделия. Повышается риск гидролитического распада кожи и превращения ее в конечном итоге в смолообразную массу, особенно при наличии в коже глицерина и различных жирующих веществ.

Пересушивание также вредно, поскольку кожа усыхает, деформируется, на ней появляются трещины и складки. Она медленно сокращается в объеме и иногда может доходить до 3/4 своего нормального размера (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент разрушенной археологической кожи

Волокна текстиля также очень гигроскопичны. Они набухают с повышением влажности и сокращаются с ее понижением. Это ведет к постепенной деструкции волокон и деформациям тканей. При относительной влажности менее 40% ткань пересыхает, текстильные волокна становятся хрупкими (рис. 2).

Рис. 2. «Пересохший» шелк на знамени XIX в.

Текстиль и кожа очень чувствительны к уровню освещенности, особенно в ультрафиолетовой области. Изменения, происходящие под действием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание и невидимый - разрушение структуры кожи и текстиля, утрата прочности материала.

В настоящее время параметры освещенности музейных предметов при экспонировании нормированы соответствующим ГОСТом4. Согласно этому ГОСТу текстиль и кожа относятся к группе III материалов с самой низкой светостойкостью. Уровень допустимой освещенности этой группы экспонатов 30-50 лк. Относительное содержание излучения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне строго регламентировано. Предлагаемые значения содержания ультрафиолетового излучения соответствуют характеристикам традиционных ламп накаливания, которые при нормируемых уровнях освещенности не допускают видимого старения даже несветостойких материалов. Содержание инфракрасного излучения гарантирует нагрев поверхности экспоната не более, чем на 1 °С.

Но даже при освещенности 30-50 лк разрушаются светочувствительные красители, древние ткани и кожа, особенно, если они были подвергнуты различным реставрационным вмешательствам. Как долго допустимо такое освещение и какие утраты могут случиться за это время, - вопрос, на который мы часто не находим ответа (рис. 3).

Рис 3. Выцветшее сукно на рукаве кафтана XVIII в

Необходимо помнить, что повышенная влажность и кислород усиливают разрушающее действие света. Так, при длительном экспонировании хлопчатобумажных и льняных тканей, особенно отбеленных, на их поверхности могут возникнуть многочисленные бурые пятна - «фоксинги» (рис. 4). Механизм их образования достаточно сложен и не выявлен до конца. Но доказано, что на свету, при колебаниях влажности и контакте с более легко окисляемыми соединениями, в присутствии ионов металлов переменной валентности процесс образования «фоксингов» ускоряется5.

Рис. 4. Фрагмент хлопчатобумажного паруса модели галеры XVIII в. с пятнами «фоксингов»

Известно, что шелк черного цвета разрушается гораздо сильнее и быстрее, чем шелк других цветов. Это связано, видимо, с тем, что для окраски тканей в черный цвет до середины XIX в. в качестве протравы использовали соли железа. А катионы железа являются катализаторами различных деструктивных процессов в текстильных волокнах, в особенности фотохимических, т.е. происходящих при длительном пребывании ткани на свету. Поэтому так часто встречаются в фондах музеев сильно разрушенные и практически полностью утраченные черные шелковые знамена и штандарты (рис. 5).

Рис. 5. Разрушение черного шелка на расписном прапоре XVIII в. после длительного экспонирования

Снижения времени световой экспозиции можно достичь варьированием расписания посещений таким образом, чтобы освещение включалось только на период показа. Другой возможный метод, используемый в музейной практике, заключается в замене одних экспонатов другими, когда предметы выставляются на определенный период времени, а затем убираются в фондохранилище. При необходимости возможно их повторное экспонирование6.

Для повышения степени сохранности несветостойких экспонатов можно уменьшить энергию излучения с помощью специальных светофильтров.

Большое влияние на сохранность музейных экспонатов оказывает состав окружающего воздуха.

Химический состав воздуха крупных городов, где расположены музеи, включает, как правило, такие вредные для материалов примеси, как двуокись серы, сероводород, окислы углерода и азота, PAN (пероксиацетилнитрат), озон. В сочетании с повышенной влажностью и светом эти газы могут явиться причиной многочисленных деструктивных процессов в тканях и коже. Кроме того, сами объекты экспонирования, строительные и отделочные материалы здания, материалы, используемые для монтажа экспонатов, могут являться причиной загрязнения воздуха7. Данные по уровням концентраций химических веществ внутри экспозиционных помещений очень немногочисленны, что, видимо, связано со сложностью проведения подобного мониторинга.

Запыленность воздуха в экспозиционных помещениях и витринах должна быть, по возможности, на низком уровне. Пыль может оказывать повреждающее действие на объекты из кожи и тканей, особенно, если это археологические или древние предметы8:

- механическое повреждение может происходить вследствие абразивного действия частичек пыли, переносимых потоком воздуха и людьми;

- в пыли могут накапливаться химические вещества, вредные для материалов, а также споры микроорганизмов;

- наконец, запыленный экспонат значительно теряет свои визуальные качества.

К сожалению, содержание газообразных и механических примесей в воздухе музейных помещений никак не регламентируется в методических рекомендациях и инструкциях.

Не менее важным моментом при экспонировании музейных предметов из тканей и кожи является их грамотный монтаж в витринах, учитывающий степень сохранности вещи, ее вес, объем, возраст и наличие реставрационных вмешательств.

Ткани, костюмы, головные уборы, обувь следует выставлять только в застекленных витринах и шкафах, изолированных от пыли9. Внутренние поверхности витрин не рекомендуется обивать сукном, а также непроверенными синтетическими материалами, особенно окрашенными.

При экспонировании в одной витрине музейных предметов из различных материалов необходимо создание в ней условий, ориентированных на самые чувствительные из них.

При монтаже экспонируемой одежды предпочтительнее использовать манекены, которые должны соответствовать размерам экспоната или быть чуть меньше, но ни в коем случае не больше, чтобы не застегивать одежду с усилием и не травмировать тем самым ткань (рис. 6).

Рис. 6 Разрушения шелка накидки XIX в. при экспонировании предмета на манекене неправильно подобранного размера

Кроме того, можно использовать и другие поддерживающие формы (рис. 7). Если одежда экспонируется на плечиках, то их форма и размер должны соответствовать крою одежды и иметь мягкие накладки для увеличения площади, на которой равномерно распределен вес костюма10.

Рис. 7. Конусообразные «тумбы» для экспонирования церковных облачений в Текстильной галерее Исторического музея (г. Стокгольм)

Головные уборы размещают в витринах на болванках, изготовленных из дерева, бескислотного картона или стекла. Предметы, украшенные тяжелым золотным шитьем, бисером, стеклярусом и т.п., необходимо хранить на экспозиции горизонтально. Археологические и ветхие ткани также экспонируются горизонтально или с сохранением плоскостного положения под углом 30° 11.

Не следует экспонировать фрагменты археологических тканей и плоской кожи под плотно прижатым стеклом. Это меняет фактуру материала и создает неблагоприятный микроклимат в результате испарения и конденсации на стекле влаги и глицерина, которым чаще всего обработаны археологические материалы, особенно кожа. Все это приводит к разрушению экспоната (рис. 8).

Рис. 8. Фрагмент декора конской упряжи, который долгое время экспонировался под герметично прижатым стеклом Видно, как разрушены кожа и металлический декор

Для экспонирования особо ценных предметов из тканей и кожи можно рекомендовать специальные витрины, заполненные инертным газом, например аргоном. При таком хранении в отсутствии кислорода существенно замедляются многие деструктивные процессы в материале.

При монтаже применяются стальные нержавеющие булавки, текстильные застежки, планшеты, обтянутые бескислотным материалом. Планшеты могут быть расположены в витрине по-разному (рис. 9, 10).

Рис. 9. Образцы планшетов в витрине текстильной галереи Исторического музея (г. Стокгольм)

Рис. 10. Планшет, при экспонировании на котором, не образуется залома ткани и обеспечивается полный обзор предмета при экономии места в витрине (Текстильная галерея Исторического музея, г. Стокгольм)

Предметы, поставленные на специальную реставрационную подкладку, прикрепляются на планшеты стальными нержавеющими булавками по всему периметру, чтобы равномерно распределить нагрузку. Если предмет большого размера, достаточно тяжелый, то на подкладку для его крепления может быть нашита сетка из текстильной застежки («липучка», «контактная лента»). При этом на подкладку пришивается мягкая часть застежки, а к планшету – ее жесткая часть. Такую подготовку может выполнять только квалифицированный реставратор.

Ковры и шпалеры при их экспонировании могут прикрепляться к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера с помощью полос другой ткани, нашитых по периметру предмета.

Для вертикального экспонирования знамен и не слишком тяжелых ковров рекомендуется использовать так называемый «карман» («рукав»). Он изготавливается из плотной ткани и пришивается с изнаночной стороны к верхнему краю предмета. В «карман» вставляется монтажная штанга, диаметр которой немного меньше размера кармана. Запрещено вместо штанги использовать веревки, лески и т.п. При вертикальном экспонировании предметов из текстиля нельзя вместо «кармана» применять монтажные петли, так как они растягивают и рвут ткань.

При монтаже текстильных экспонатов категорически недопустимо использование гвоздей и степлера, а также различных видов склеивающих лент.

Во время проведения монтажных работ, при обращении с музейными предметами необходимо:

- использование белых хлопчатобумажных перчаток,

- манекены должны одевать только реставраторы.

Срок непрерывного экспонирования предметов из тканей и кожи зависит от условий экспонирования и сохранности памятника, но желательно, чтобы он не превышал 3 месяцев.

В заключение отметим, что внимательное наблюдение за состоянием музейных предметов при их экспонировании должно быть повседневной заботой хранителей и реставраторов.

Таким образом, сложнейшая проблема сохранности и доступности музейных коллекций может быть решена только совместными усилиями различных специалистов - хранителей, реставраторов, химиков, биологов, экспозиционеров, художников и, естественно, руководства музеев.

__________

1 Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории: материалы 2-го обучающего семинара. 21-25 октября 1996 г. // Сохранность культурного наследия: наука и практика. СПб., 1997. Вып. П.

2 Экспонирование и сохранность...; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М., 1984; Музейное хранение художественных ценностей: Практическое пособие. ГосНИИР. М., 1995; Современные естественнонаучные методы реставрации произведений прикладного искусства (ткани) и историческая традиция: Материалы науч. конф. 19-20 ноября 1997 г. ГосНИИР. М., 1998.

3 Там же.

4 Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки. ГОСТ Р 8.586 - 2001. М., 2001.

5 Ребрикова Н.Л., Мантуровская Н.В, Дмитриева М.Б. Проблемы превентивной консервации графики, рисунков и документов // Исследования в реставрации: Тез. докл. междунар. научно-метод. конф., 4-6 декабря 2001 г. ГосНИИР. М., 2001. С. 132-135.

6 Экспонирование и сохранность...

7 Лантратова О.Б., Яхнин Е.Д., Перминова О.И, Степанова Т.Н. Анализ пыли в книгохранилищах Российской государственной библиотеки // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1998. Вып. 2. С. 24-33.

8 Там же.

9 Экспонирование и сохранность...

10 Там же.

11 Там же.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.