ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 
Петушкова Ю.А.

В практике музейного хранения, к сожалению, приходится сталкиваться с повреждением экспонатов. Однако еще более остро эта проблема встает, когда предметы прикладного искусства поступают в экспозицию, где условия их хранения могут существенно измениться.

Повреждение экспонатов происходит под влиянием не только физико-химических и механических воздействий, но и биогенных факторов, к которым относится развитие микро- и макроорганизмов. При этом микроорганизмы оказывают не меньшее разрушительное влияние на памятник, чем насекомые. Их размеры позволяют им жить в порах материалов; у них высокая приспосабливаемость к изменениям условий хранения. Зачастую трудно определить их визуально, но о самом факте их существования судят по характерным изменениям материала.

Каждый из представителей микробиоты вследствие свойственных ему экофизиологических особенностей (способности адаптироваться к условиям окружающей среды, способов и типов питания, выделения продуктов метаболизма) оказывает свое индивидуальное влияние на состояние материала.

МИКРООРГАНИЗМЫ КАК РАЗРУШИТЕЛИ ЭКСПОНАТОВ

Микромицеты (плесневые грибы) попадают на объекты прикладного искусства вместе с пылью, в которой сосредоточено большое количество спор. При благоприятных условиях окружающей среды споры прорастают. Для роста многих грибов необходимы относительная влажность воздуха выше 85% и температура не ниже 0°С. С наибольшей скоростью грибы развиваются при повышенной относительной влажности и температуре 23-27°С1. Микромицеты заселяют органические материалы как животного, так и растительного происхождения. При этом они способны выделять внеклеточные ферменты, ускоряющие процессы гидролиза макромолекул - структурных элементов материалов музейных экспонатов. Так, некоторые грибы обладают высокой целлюлозолитической (целлюлозоразрушающей) активностью, выделяя ферменты целлюлозы и повреждая таким образом бумагу и текстиль. Ряд грибов образуют протеазы (ферменты, расщепляющие белки, которые являются основными структурными элементами кожи, шелка и шерсти) и липазы (ферменты, расщепляющие жирные кислоты, которые также входят в состав материалов животного происхождения). В результате действия гидролитических ферментов ускоряется разрушение материала, а продукты ферментативного распада макромолекул взаимодействуют между собой. Так, в результате реакции моносахаридов (углеводов, молекулы которых содержат 2-10 моносахаридных остатков), полученных в ходе распада целлюлозы, и аминокислот (Glu и Asp), источником которых являются лизированные (разрушенные) структуры гриба, образуются пигменты - соединения группы меланоидов. Они обеспечивают постепенное окрашивание бумаги в коричневый цвет. Образованные таким образом бурые пятна на книгах, картах и других изделиях из бумаги получили название «фоксинги» - рыжие пятна2.

В настоящее время все более актуальным становится вопрос изучения, связанный с патогенным влиянием спор микромицетов на людей. Исследования представителей Penicillumspp. и Aspergillusspp. показали, что споры ряда грибов вызывают аллергические заболевания: астму, ринит и др. Эти болезни вызывают, в частности, P. simplicissimum, P. chrysogenum, A. flavus, A. futnigatus, A. sidovii, A. Versicolor3. Перечисленные виды были идентифицированы при обследовании музейных фондов4. Таким образом, микромицеты ведут не только к повреждению экспонатов, но и представляют опасность для здоровья персонала музея.

Бактерии развиваются на любых материалах, и их возможность существовать в самых экстремальных условиях позволила им преобладать над другими представителями микробиоты. На материал они попадают с пылью, и в результате прилипания бактериальных клеток на поверхности образуется биопленка. Бактерии вследствие обмена веществ выделяют внеклеточные метаболиты (т.е. вещества, образуемые клетками в результате обмена веществ), на которые адсорбируется новый слой пыли. Таким образом, идет процесс биообрастания5.

Наибольшее разрушающее влияние на музейные экспонаты и стены экспозиционных залов оказывают следующие группы бактерий:

- актиномицеты (бактерии с разветвленными гифами, внешне похожие на грибы, но имеющие прокариотный тип клеточного строения);

- цианобактерий (представители группы оксигенных фототрофов, осуществляющих фотосинтез с образованием кислорода);

- микоплазмы (бактерии без клеточной стенки);

- аэробные хемолитотрофные бактерии (окисляющие восстановленные неорганические соединения в присутствии кислорода);

- анаэробные хемолитотрофные бактерии (осуществляющие диссимиляционное восстановление сульфата или серы);

- хемоорганотрофные бактерии, для обеспечения жизнедеятельности которых необходимы готовые органические вещества как источники углерода и энергии (аммонифицирующие, клетчатковые, денитрифицирующие и др.).

Актиномицеты, развивающиеся на материалах памятников культуры, представлены бактериями с ветвящимися гифами и специализированными споронесущими структурами (спороактиномицетами), а также нокардиоморфными формами, для которых характерен разветвленный мицелий, распадающийся на палочковидные и шаровидные элементы. Нокардии могут образовывать воздушный мицелий от слабо развитого и невидимого невооруженным глазом до обильного, полностью покрывающего субстратный мицелий белым пухом. По способу питания они хемоорганотрофы6. Актиномицеты выделяют ферменты с высокой коллагеназной активностью (расщепляющие белок коллаген), представляя наибольшую опасность для предметов из кожи, основным структурным белком которой является коллаген.

Цианобактерий повреждают материалы, находящиеся в экспозиции на открытом воздухе, образуя зеленые и черные налеты и выделяя органические кислоты, что способствует образованию пор в материале. Чаще всего росту цианобактерий подвержены материалы из камня, в частности - скульптуры.

Микоплазмы разрушают как органические, так и неорганические материалы предметов экспозиции, выделяя перекись водорода.

Анаэробные хемолитотрофные бактерии в меньшей степени представляют опасность, с точки зрения разрушения экспонатов, так как они повреждают только каменные материалы. Однако их жизнедеятельность вызывает повреждения стен экспозиционных залов и предметов археологических раскопок.

Хемоорганотрофные бактерии, в частности целлюлозоразрушающие, представляют опасность для материалов из тканей растительного происхождения, например для холста живописи или произведений графики. Они могут также повреждать материалы животного происхождения, используя образующие их белки в качестве субстрата (питательного вещества) в ходе своей жизнедеятельности.

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ

Для каждой физиологической группы микроорганизмов существуют определенные условия окружающей среды, наиболее благоприятные для их роста. Все живые организмы нуждаются в воде. Поэтому, чем выше относительная влажность воздуха, тем лучше условия для роста грибов и бактерий. Как упоминалось выше, росту грибов способствует высокая относительная влажность воздуха -85% и выше. Однако другим немаловажным фактором является влагосодержание субстрата, на котором грибной мицелий развивается. Вода может аккумулироваться в каменной кладке внутренних стен экспозиционных залов, тем самым способствуя росту на них грибов и бактерий. Споры этих микроорганизмов могут переноситься по воздуху и оседать на экспонатах или картинах, размещенных в экспозиционных залах.

Таким образом, даже при невысокой относительной влажности воздуха, например при 55-60%, влагосодержание стен может в определенных условиях превышать 5%, что создает условия для активного роста микроорганизмов. Вода может накапливаться не только в стенах, но и в гигроскопичных материалах самих экспонатов, что зачастую приводит к росту плесневых грибов на их поверхности.

На жизнеспособность микроорганизмов, участвующих в повреждении экспонатов, наряду с влажностью влияет также температурный режим. По отношению к температуре микроорганизмы разделяются на мезофилов (т. е. при оптимуме 30-37°С), термофилов (т. е. при оптимуме 35°С и выше) и холосрофилов (т. е. при оптимуме 5-15°С). Некоторые плесневые грибы и бактерии относятся к группе факультативных холосрофилов, температурный оптимум которых составляет 20-30°С, но они способны к росту при широком температурном диапазоне от-10°С до +32 °С. Большинство микроорганизмов, вызывающих повреждения музейных экспонатов, относятся к мезофилам или к факультативным холосрофилам.

По отношению к кислороду микроорганизмы подразделяются на аэробов и анаэробов, среди которых есть строгие и факультативные формы. Строгим аэробам, к которым относятся плесневые грибы, для осуществления процессов жизнедеятельности необходим кислород. Строгих анаэробов присутствие кислорода подавляет. Большинство микроорганизмов, повреждающих экспонаты, относятся к строгим и факультативным аэробам. Таким образом, помещение экспонатов в камеры, препятствующие доступу кислорода, вакуумирование и другие способы создания бескислородной среды для сохранения исторических памятников, может предотвратить развитие плесневых грибов и аэробных бактерий, однако при этом следует контролировать возможный рост факультативно-аэробных и анаэробных бактерий.

Учитывая влияние факторов окружающей среды, для снижения риска микробного развития на материалах экспонатов в экспозиционных залах следует создавать условия, неблагоприятные для жизнедеятельности большинства бактерий и плесневых грибов.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА В ЭКСПОЗИЦИОННЫХ ЗАЛАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ НА МАТЕРИАЛАХ ЭКСПОНАТОВ

Как уже упоминалось, микроорганизмы способны приспосабливаться к экстремальным условиям окружающей среды, поэтому соблюдение оптимального температурно-влажностного режима (ТВР) в экспозиционных залах не дает полную гарантию отсутствия микробного развития. Однако соблюдение норм ТВР существенно снижает риск образования «очагов» микробного развития.

Подавить развитие микроорганизмов можно за счет снижения относительной влажности воздуха в экспозиционных залах. Однако ввиду того, что условия ТВР влияют не только на развитие микроорганизмов, но и на материалы экспонатов, относительная влажность воздуха не должна быть ниже 50-55%.

Температура не должна превышать 18°С, так как с повышением она приближается к оптимуму для факультативных холосрофилов и для мезофилов.

Так как уровень влагосодержания кладки внутренних стен соотносится со степенью их микробной зараженности, для обеспечения сохранности экспонатов следует следить за состоянием внутренних стен экспозиционных залов. Влагосодержание стен в глубине кладки не должно превышать 5%, а, по возможности, должно быть сведено к минимуму.

Наибольшую опасность представляют резкие изменения ТВР в сторону повышения температуры и относительной влажности воздуха, что приводит к усилению роста микроорганизмов.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ИХ ЭКСПОЗИЦИИ

Перед монтажом выставки в экспозиционных залах следует установить оптимальный ТВР (относительная влажность воздуха 50-55%, температура 18°С). Стены зала не должны быть переувлажненными, чтобы избежать прорастания на них спор микроорганизмов. Следует провести микробиологический контроль уровня микробной зараженности строительных материалов внутренних стен с целью выявления возможных источников микробного заражения и их ликвидации путем антисептирования.

В воздухе экспозиционного зала микробное число (концентрация колониеобразующих единиц микроорганизмов, включая плесневые грибы и бактерии, в 1 м3 воздуха) не должно превышать 500, при этом не желательно превышение концентрации спор плесневых грибов более 100 в 1 м3, так как споры из воздуха могут оседать на поверхности экспонатов. В случае превышении этих показателей нужно выявить и устранить источник микробного загрязнения. Им могут быть фильтры в системе кондиционирования, которые необходимо менять. Возможен приток спор микроорганизмов извне в случае неудовлетворительной работы вентиляционных систем. Для снижения уровня микробного загрязнения в воздухе экспозиционных залов можно использовать специальные бактерицидные облучатели, в которых ультрафиолетовые лампы находятся внутри корпуса и поэтому безопасны для экспонатов7.

Витрины, по возможности, конструируются из материалов, не удерживающих влагу, и, если необходимо использование в качестве обшивки текстильных материалов, они не должны быть подвержены процессам микробного развития. Микробиологический контроль состояния обшивки витрин проводится регулярно. Уровень микробной контаминации воздуха внутри витрин не должен быть выше, чем в самом экспозиционном зале.

До монтажа следует также провести микробиологический анализ помещаемых в залы экспонатов с целью определения микробной зараженности. Это необходимо в связи с тем, что споры микроорганизмов, которые развиваются на материалах зараженных экспонатов, могут, распространяясь по воздуху, осесть на другие предметы.

Соблюдение указанных выше рекомендаций позволит обеспечить сохранность музейных ценностей в ходе их временной, а также постоянной экспозиции.

__________

1 Reinthaler Е.Е, Marth E., Eibel U. and oth. The assessment of airborne microorganisms in large-scale composting facilities and their immediate surroundings//Aerobiologia. 1997. 13. P. 167-175.

2 Arai H. On the foxing-causing fungi. Preprints of the 8th Triennial ICOM Meeting // ICOM CC. Sydney, 1987. P. 1165-1167.

3 Icenhour C.R., Levetin E. Penicillum and Aspergillus species in the habitats of allergy patients in the Tulsa, Oklahoma area//Aerobiogia. 1997. 13.P. 161-166.

4 Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации. М., 1999.

5 Urzi С, Krumbein W.E. Microbial Impacts on the Cultural Heritage // Durability and Change. The Science, Responsibility and Cost of Sustaining Cultural Heritage / Ed. W.E.Krumbein and oth. 1994.

6 Определитель бактерий Берджи. 9-е изд. / Под ред. Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снита и др. М., 1997.

7 Петушкова Ю.П., Кандыба П.Е. Новые технологии для микробиологического контроля и оздоровления воздуха в музейных помещениях // Материальная база сферы культуры. Новые технологии в сфере культуры: Науч.-информ. сб. Изд. РГБ, М. 1998. Вып.1. С. 46-68.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.