ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

НОРМАЛИЗАЦИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ (Особенности и методы)

Янибеков Э.В.

Прежде чем обратиться к рассматриваемой в настоящей статье проблеме, необходимо определить несколько понятий:

1) микроклимат - такие составляющие окружающей среды, как температура, влажность, световые излучения (инфракрасного, видимого и ультрафиолетового спектра);

2) экспозиция - абстрактное помещение (группа помещений), в котором на длительный срок выставлены музейные предметы для осмотра их посетителями.

Известно, что основополагающими факторами в формировании микроклимата помещения являются погодные условия и особенности конструкции здания. Экспозиционные и выставочные залы -лишь его часть. И здесь закономерен вопрос: в чем же их отличие от других помещений, в чем особенности условий хранения и есть ли они?

Многолетние наблюдения за климатическими изменениями в Государственном Историческом музее позволяют сделать вывод, что особенности есть, и достаточно существенные. Для наглядности рассмотрим экспозиционные помещения в сравнении с помещениями фондов (другой большой частью музейного комплекса), отличающимися от них назначением и функциями. Именно эти отличия и определяют особенности формирования микроклимата в экспозиции.

Наибольшее влияние (помимо указанных выше факторов) на условия хранения в экспозиционных помещениях оказывают их архитектурные особенности или особенности проектирования. Эти особенности определяются необходимостью обеспечения доступа и пребывания посетителей в залах. Назначение фондов не предполагает присутствия больших перемещающихся масс людей. Поэтому микроклимат в них (в течение суток) можно считать менее изменчивым. Отличительной чертой экспозиций является наличие значительных объемов свободного пространства. Фондовые помещения могут быть даже больше по кубатуре, но они обычно заполнены многочисленными стеллажами, шкафами, специальным оборудованием. Все это препятствует необходимой циркуляции воздуха, способствует образованию застойных зон, чего, как правило, не наблюдается в экспозиционных залах, где наличие множества открытых во время посещения дверей и оконных проемов приводит к тому, что скорость воздушного потока может превышать принятую норму 0,1 м/сек. Нивелирует небольшие колебания температуры и влажности свободный ток воздуха между залами.

Кроме того, помещения экспозиции расположены близко к входам в здание. Вследствие этого воздух с улицы попадает в залы, что приводит (особенно в отопительный период) к существенным колебаниям влажности в помещениях, наиболее подверженных его влиянию,- до 15% в сутки. Практика показывает - чем более удален зал от входа в музей, чем больше имеется препятствий на пути уличного воздуха, тем незначительнее колебания температуры и влажности.

Еще одна особенность экспозиционных помещений - расположение экспозиции в здании. Как правило, ее не устраивают в подвальных помещениях. Это исключает влияние «подсоса» грунтовых вод на ограждающие конструкции и микроклимат в целом.

Ограждающие конструкции (их материал, гигроскопичность, теплоизоляция), как указано выше, также определяют микроклимат экспозиции, поскольку, как правило, большая их часть в этих помещениях является внешней, т.е. непосредственно взаимодействует с окружающей средой. К тому же это подразумевает наличие значительных площадей оконных проемов, а солнечный свет нежелателен для музейных предметов. Кроме того, в проемах расположены оконные заполнения. А от качества оконных рам зависит степень проникновения воздуха с улицы в залы.

К особенностям проектирования можно отнести и инженерные системы центрального отопления, вентиляции и кондиционирования. При их большой разветвленности и мощности выход из строя или неполадка такой системы может существенно сказаться на микроклимате помещений - резкие колебания температуры и влажности особенно опасны для сохранности экспонатов.

На формирование микроклимата в экспозиционных помещениях влияет и сам принцип экспонирования. Важнейшая особенность и отличие от фондового отдела здесь в том, что экспозиция представляет собой конгломерат разнотипных объектов с разной структурой. Как правило, эти объекты до экспонирования находились на протяжении длительного времени в фондах с их специфическими условиями и технологиями хранения. Создать удовлетворительные условия хранения для каждого типа экспоната в отдельности практически невозможно. Поэтому, руководствуясь принятыми нормами и имеющимися возможностями необходимо поддерживать в экспозиции микроклимат, приемлемый для всех объектов. Поддержание заданных условий является определяющим при формировании микроклимата в экспозиции. Если в фонде условия хранения по каким-то причинам не соответствуют принятым нормам на протяжении многих лет, не всегда целесообразно приводить их к такому соответствию. Это может резко ухудшить сохранность музейных предметов.

Экспонирование подразумевает также наглядность, т. е. посетитель должен иметь возможность хорошо видеть предмет. На практике это означает, что предмет не хранится по принятой технологии. Например, книги в фонде хранятся в закрытом виде, а экспонируются -в открытом. Экспонат подвергается физическому воздействию и при монтаже, на него влияют температурно-влажностный режим и световые излучения, так как свет необходим для зрительного восприятия. Но насыщение световой энергией - процесс необратимый, т. е. поместив предмет после облучения в процессе экспонирования в темноту, мы не добьемся восстановления его исходных свойств. Поэтому продлить жизнь предмета можно, подвергая его минимальному воздействию света.

Особую группу риска представляют предметы в открытом хранении, т. е. - не в витринах, поскольку в этом случае все вышеперечисленные факторы влияют на них в наибольшей степени. Однако было бы ошибочно предполагать, что в витринах создается свой внутренний микроклимат. Исследования, проведенные в экспозиции ГИМ, показали, что разницы между условиями хранения в залах и внутри витрин нет (если только это не специальные климатические витрины). Разница лишь в том, что экспонаты в витринах часто подвергаются влиянию световых излучений от дополнительных источников освещения.

К особенностям экспонирования можно отнести и такие факторы, как концепция выставки и художественное оформление. Художники, проектирующие экспозиции, не задумываются об обеспечении для предметов наилучших климатических условий. Это выражается в расположении экспонатов в опасных зонах помещений: например, около радиаторов отопления, в местах, где велика скорость воздушных потоков, или близко к входам в залы, где имеются наибольшие колебания влажности и температуры.

Все указанные особенности определяют специфику контроля и нормализации микроклимата в экспозиции. Для правильной и продуктивной работы в этом направлении необходима теоретическая база. К сожалению, давно не переиздавалась «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях СССР»1, которая является основным руководством для хранителей. В качестве источника нормативов и практического пособия используется также издание ГосНИИР «Музейное хранение художественных ценностей»2. Существуют материалы научных конференций и семинаров, которые позволяют узнать и применить новейшие методики и технологии. Специализированных изданий по нормативам музейного освещения нет, но можно воспользоваться ГОСТом «Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов»3, в Приложении к которому даются нормативы по допустимым уровням светового облучения.

Методы нормализации микроклимата в экспозиции во многом определяются возможностью его контроля. Необходимо контролировать как изначальные условия хранения, так и изменения, происходящие с ними в процессе применения мер по нормализации, а также после завершения всех работ. Для этих целей целесообразно использовать специальное измерительное оборудование.

Все приборы контроля микроклимата можно разделить на две группы - стационарные и ручные.

Стационарные приборы используются для продолжительных измерений и накопления информации в определенных зонах. Их в свою очередь можно разделить на несколько типов.

Термогигрографы, например, производства фирмы «LUFFT» (рис.1, а) - наиболее распространенный вид приборов контроля. На сегодняшний день термогигрографы морально устарели по следующим причинам: механический принцип работы подразумевает громоздкость и возможность поломок, большое количество и дороговизну расходных материалов, сложность обработки данных.

Многие производители переходят на выпуск другого типа приборов - электронных термогигрометров. Компактность, точность, возможность хранить в памяти большое количество данных и обрабатывать их при помощи компьютера, объединение в централизованные сети - эти преимущества позволяют широко использовать электронные термогигрометры. Причем отечественные приборы (рис.1, б) отличаются низкой стоимостью и гарантией быстрого ремонта, поверки и калибровки в отличие от иностранных аналогов. Для измерения уровня светового излучения нецелесообразно применение стационарных приборов, что объясняется методикой измерений (необходимы показания с различных участков экспоната).

В случаях, когда использование стационарных приборов нецелесообразно, для проведения разовых или дополнительных замеров, а также для измерения световых излучений применяются ручные электронные приборы (рис. 1, в; 2, а).

На основании анализа полученной с помощью измерительного оборудования информации разрабатываются и внедряются методы нормализации микроклимата. Прежде всего необходимо добиться возможности регулировать условия хранения как можно в более широком спектре и как можно более гибко. Для этого следует максимально исключить влияние внешней среды (улицы). При наличии в музее централизованной системы кондиционирования, грамотной ее настройке, мощности и при наличии средств для поддержания оптимальных условий этого оборудования должно быть достаточно.

Рис. 1. Термогигрографы а - «LUFFT», б -«ИВА 6», e-«Testo 615»

Система должна оперативно реагировать на изменения микроклимата, для чего желательна ее связь с приборами контроля. При отсутствии оборудования такого уровня возможно регулирование условий хранения с помощью правильно организованной циркуляции воздуха. Для достижения этой цели используются фиксирующие двери в закрытом состоянии «доводчики», устанавливаются тамбуры при входах в музей. В этом случае необходимо добиться, чтобы отсутствовали изолированные помещения и застойные зоны. Кроме того, наличие на радиаторах отопления регулировочных кранов позволит гибко регулировать микроклимат помещений в отопительный период.

Часто для достижения необходимых условий применяется проветривание. Этот метод обладает существенным недостатком: большую часть суток музей не работает; следовательно, он закрыт. Поэтому неизбежны колебания температуры и влажности.

Для корректировки микроклимата в музеях используются также увлажнители и осушители (рис. 2,б), которые рассматриваются как замена системы вентиляции, что не совсем верно. Это оборудование скорее предназначено для местного использования и не сможет поддерживать заданные условия в помещениях большого объема. Стоит помнить, что мощность таких устройств рассчитывается для полностью изолированного помещения, чего не может быть в экспозиции. Целесообразно использовать их для поддержания необходимых условий в зонах с особо наблюдаемыми экспонатами. Кроме того, имеющиеся в продаже увлажнители и осушители нельзя назвать музейными, поскольку к ним не прилагаются сертификаты соответствия, а при работе, например, увлажнителей, скорость потока влажного воздуха превышает установленные нормы.

Еще одним средством нормализации микроклимата являются сорбенты, такие, как силикагель (например, Артсорб). Эти вещества эффективны исключительно для небольших объемов, что определяется их количеством (для помещений требуется слишком много вещества). Сорбенты можно применять для поддержания заданных условий в витринах с особо наблюдаемыми экспонатами. В настоящее время разработаны образцы, не только поглощающие влагу, но и отдающие ее в соответствии с определяемыми пороговыми значениями, что дает возможность жестко регулировать уровень влажности в витринах или шкафах.

Экспозиционное освещение почти всегда нуждается в дополнительной корректировке. Есть несколько его источников: солнечный свет, средства верхнего освещения, свет внутри витрин. Для ограничения уровня солнечного света достаточно закрыть окна в залах. В таких случаях применяются экраны из различных материалов (ДСП, оргалит и т.п.), жалюзи, светоотражающие пленки.

К средствам верхнего освещения можно отнести как люстры, так и лампы на шинопроводе (рис. 2,в). Для уменьшения освещения люстр применяются энергосберегающие лампы и маломощные лампы накаливания. Осветительные приборы на шинопроводе вращаются в разных плоскостях, поэтому бывает достаточно правильно выставить свет (направление светового потока). Применяются и регуляторы, позволяющие настраивать уровень освещенности в широком диапазоне (от максимальной яркости до полной темноты).

Рис. 2. Электронные приборы и лампа: а - люксметр «Аргус 01»; б - увлажнитель «В 500»; в - лампа на шинопроводе

Важную проблему в вопросе освещенности экспонатов представляет свет внутри витрин. Необходимо выдерживать баланс между возможностями восприятия человеческого глаза и допустимыми пределами освещенности предмета. В витринах чаще всего используются лампы дневного света - наиболее опасные для сохранности экспонатов из-за их мощности и высокого уровня УФ-излучения. Даже при установке рассеивателей света освещенность превышает норму. При длительном экспонировании это приводит к выгоранию предметов. Для ограничения уровня освещенности в витринах применяются светоотражающая пленка, а также принудительное отключение части ламп. На сегодняшний день наилучшим средством освещения витрин является оптоволоконный световод. Его особенности - небольшая площадь осветительного элемента, низкий уровнь излучения и точечное освещение.

Стоит отметить, что многие проблемы, связанные с микроклиматом в экспозициях музеев, являются следствием ошибок на стадии проектирования. При грамотном составлении технических заданий и привлечении на этом этапе соответствующих специалистов нормализовать условия хранения экспонатов было бы значительно проще.

__________

1 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М., 1984.

2 Музейное хранение художественных ценностей: Практическое пособие. ГосНИИР. М., 1995.

3 Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки. ГОСТ Р 8.586 - 2001. М., 2001

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.