ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. (2007)

Материалы семинара «Принципы монтажа и обеспечения сохранности музейных предметов». Печатается по решению Ученого совета ГИМ. Ответственный редактор О.Б. Лантратова

В сборнике содержатся рекомендации по основным принципам монтажа и обеспечению сохранности музейных предметов из различных материалов в постоянной и временной экспозиции. В составлении принимали участие реставраторы ГИМ по различным материалам (тканям, дереву, стеклу и керамике, археологическому металлу, нумизматике, оружию, графике, документам, фотографии, масляной и темперной живописи), а также научные сотрудники - химики, биологи, климатологи. Использованы общепринятые рекомендации Министерства культуры СССР (1984 г.), отечественная и зарубежная литература, а также личный опыт и научные исследования авторов. Сборник составлен на основе материалов семинара «Принципы монтажа и обеспечения сохранности музейных предметов в постоянной экспозиции», состоявшегося в ГИМ 24 - 26 октября 2005 г. Издание может представлять интерес для сотрудников музеев, в особенности региональных, не имеющих в своем составе служб, укомплектованных соответствующими специалистами. ISBN 5-89076-154-4 © Государственный Исторический музей, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее трудной задачей в работе музеев является преодоление противоречия между необходимостью показа предметов с наиболее репрезентативной стороны и сохранением их для последующих поколений. Одним из непременных условий успешного решения этой задачи является создание оптимального режима (соответствующего нормативным документам и рекомендациям ГосНИИР) пребывания экспонатов в экспозициях и на временных выставках. Если учесть, что музейные предметы размещаются в экспозиции на долгие сроки (иногда на десятилетия), им необходимо обеспечить комфортные условия и тем самым продлить их «физическую» жизнь.

Кроме того, в отличие от хранения в фондах, в экспозиции предметы из различных материалов размещены в одном пространстве - в зале или в витрине (в зависимости от тематико-экспозиционного плана). Поэтому возникает дополнительная сложность: создать необходимый режим (температурно-влажный, световой, биологический и др.) с учетом особенностей каждого из них.

Основные правила монтажа и экспонирования предметов в зависимости от их материалов, в том числе и самых чувствительных (бумага, ткани, фотографии), изложены в статьях настоящего сборника. Представлены статьи о создании микроклимата в музейных помещениях, обеспечении микологического и энтомологического надзора, проведения и мероприятий гигиенического характера, например систематического обеспыливания витрин и экспонатов.

Следует подчеркнуть, что главные общие требования к хранению музейных предметов изложены в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей...» Министерства культуры СССР (1984 г.) и некоторых ГОСТах, касающихся хранения документов на бумажной основе.

Для постоянного мониторинга факторов окружающей среды в экспозиционных залах и связанной с ними сохранности экспонатов в ГИМ была создана специальная служба - Отдел научного хранения экспозиции. Сотрудники отдела должны обладать знаниями о требованиях к условиям хранения музейных предметов из всех видов материалов, иметь специальное оборудование для контроля и возможности нормализации температуры, относительной влажности и освещенности залов, витрин и отдельных экспонатов. На период экспонирования все вещи передаются на временное ответственное хранение в названный отдел (на основании учетной документации). При этом сотрудники несут полную ответственность за наличие и сохранность каждого экспоната вплоть до его возвращения в фонды.

В тех случаях, когда при очередном осмотре отмечаются изменения состояния музейных предметов, фиксируют их подробно в дефектном акте в присутствии хранителей и реставраторов соответствующего профиля.

Сохранность музейных предметов тесно связана со сроками их непрерывного экспонирования. Известно, что особенно чувствительны к воздействию факторов окружающей среды (в первую очередь к световому воздействию) органические материалы. Поэтому для тканей, графики, акварелей, фотографий, документов на бумажной основе время показа должно быть ограничено.

Для того, чтобы найти компромисс между двумя основными принципами работы музея - необходимостью демонстрации и необходимостью сохранения, могут быть использованы следующие методы.

Особо ценные предметы в плохой сохранности экспонируются только на очень короткое время, в строгом соответствии с рекомендациями хранителей и реставраторов.

В некоторых случаях возможен показ муляжей. Особенно оправдан такой вариант для документов, рукописей, фотографий, произведений графики и акварели. При развитии современных компьютерных технологий создаются высококачественные муляжи музейных предметов.

Вместе с тем понятно, что музей по многим причинам не может пойти по пути экспонирования лишь копий и муляжей. Так, например, мемориальные вещи часто хранят в себе материальные следы бытования и энергетику давно ушедших людей, которым они принадлежали. В этом и состоит их особая ценность, которой лишены муляжи и копии даже самого высокого уровня.

Во всех случаях при решении вопроса - демонстрировать подлинную вещь или муляж? - необходимо руководствоваться основной целью музейного работника: продлить жизнь экспоната, используя при этом вдумчивый исследовательский подход.

В заключение хотелось бы отметить, что главная задача семинара ГИМ, материалы которого публикуются в настоящем издании, еще раз обратить внимание на одну из главных проблем музейной практики: сохранение музейных предметов в условиях постоянной экспозиции. Обобщение, систематизация знаний и собственного опыта работы сотрудников ГИМ и других музеев в данном направлении являются весьма полезными для решения этой проблемы.

М.В. Чистякова

СОДЕРЖАНИЕ

Э.В. Янибеков. Нормализация микроклимата в экспозиции музея (Особенности и методы)

Ю.А. Петушкова. Сохранение музейных экспонатов от повреждений микроорганизмами

З.П. Дворяшина. Профилактика заражения музейных объектов насекомыми

Н.А. Счастливая, О.Б. Лантратова. Монтаж и экспонирование музейных предметов из тканей и кожи

Е.А. Самойлова. Хранение и монтаж экспонатов из фарфора и фаянса

Н.В. Николаева. Хранение и монтаж предметов из стекла

Р.А. Турищева. Особенности хранения и монтажа археологического металла

Е.Э. Водзинская. Хранение и экспонирование оружия

К.А. Кудрявцев. Хранение и экспонирование предметов нумизматики

[Н.M. Гарбар] Экспонирование фотодокументов

Е.Г. Перова. Особенности хранения и экспонирования графических произведений

И.А. Мелихова. Монтаж и хранение документов на бумажной основе и книг

М.В. Золотова. Хранение произведений станковой масляной живописи

А.Д. Марченкова. Хранение и монтаж произведений темперной живописи

А.В. Сальников. Монтаж и хранение архитектурных элементов, мебели, домашней утвари и предметов декоративно-прикладного искусства из дерева

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Водзинская Елена Эдуардовна - художник-реставратор I категории по металлу ОНР ГИМ.

Гарбар Нонна Михайловна - кандидат химических наук, художник-реставратор высшей категории по фотодокументам.

Дворяшина Зинаида Петровна - заместитель директора Центра консервации документов библиотек вузов Российской Федерации Научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета, энтомолог.

Золотова Мария Владимировна - заведующая сектором реставрации масляной живописи ОНР ГИМ, художник-реставратор II категории по масляной станковой живописи.

Кудрявцев Кирилл Анатольевич - художник-реставратор по металлу ОНР ГИМ.

Лантратова Ольга Борисовна - ведущий научный сотрудник ОНР ГИМ, кандидат химических наук.

Марченкова Анна Данииловна -художник-реставратор I категории по темперной живописи ОНР ГИМ.

Мелихова Ирина Александровна - художник-реставратор II категории по документальным материалам ОНР ГИМ.

Николаева Надежда Валентиновна - художник-реставратор I категории по керамике и стеклу ОНР ГИМ.

Перова Евгения Георгиевна - ученый секретарь ГИМ, художник-реставратор высшей категории по графике, кандидат искусствоведения.

Петушкова Юлия Алексеевна - научный сотрудник ОНР ГИМ, научный сотрудник кафедры физиологии микроорганизмов биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук.

Сальников Алексей Владимирович - заведующий ОНР ГИМ, художник-реставратор I категории по дереву.

Самойлова Елена Анатольевна - заведующая сектором реставрации керамики ОНР ГИМ, художник-реставратор высшей категории по керамике и стеклу.

Счастливая Наталья Александровна - заведующая сектором реставрации тканей ОНР ГИМ, художник-реставратор высшей категории по тканям.

Турищева Раиса Алексеевна - старший научный сотрудник ОНР ГИМ, кандидат технических наук.

Чистякова Марина Викторовна - заместитель директора ГИМ по фондовой работе, кандидат исторических наук.

Янибеков Эльдар Валерьевич - научный сотрудник Отдела-научного хранения экспозиции ГИМ.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВХНРЦ - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

ВЦНИЛКР - Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации

ГАИМК - Государственная академия истории материальной культуры

ГБЛ - Государственная библиотека имени В.И.Ленина

ГИМ - Государственный Исторический музей

ГосНИИР - Государственный научно-исследовательский институт реставрации

ИФЛА - Международная федерация библиотечных ассоциаций (International Federation of Library Accociations)

OHP ГИМ - Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.