ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. (2007)

Материалы семинара «Принципы монтажа и обеспечения сохранности музейных предметов». Печатается по решению Ученого совета ГИМ. Ответственный редактор О.Б. Лантратова

В сборнике содержатся рекомендации по основным принципам монтажа и обеспечению сохранности музейных предметов из различных материалов в постоянной и временной экспозиции. В составлении принимали участие реставраторы ГИМ по различным материалам (тканям, дереву, стеклу и керамике, археологическому металлу, нумизматике, оружию, графике, документам, фотографии, масляной и темперной живописи), а также научные сотрудники - химики, биологи, климатологи. Использованы общепринятые рекомендации Министерства культуры СССР (1984 г.), отечественная и зарубежная литература, а также личный опыт и научные исследования авторов. Сборник составлен на основе материалов семинара «Принципы монтажа и обеспечения сохранности музейных предметов в постоянной экспозиции», состоявшегося в ГИМ 24 - 26 октября 2005 г. Издание может представлять интерес для сотрудников музеев, в особенности региональных, не имеющих в своем составе служб, укомплектованных соответствующими специалистами. ISBN 5-89076-154-4 © Государственный Исторический музей, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее трудной задачей в работе музеев является преодоление противоречия между необходимостью показа предметов с наиболее репрезентативной стороны и сохранением их для последующих поколений. Одним из непременных условий успешного решения этой задачи является создание оптимального режима (соответствующего нормативным документам и рекомендациям ГосНИИР) пребывания экспонатов в экспозициях и на временных выставках. Если учесть, что музейные предметы размещаются в экспозиции на долгие сроки (иногда на десятилетия), им необходимо обеспечить комфортные условия и тем самым продлить их «физическую» жизнь.

Кроме того, в отличие от хранения в фондах, в экспозиции предметы из различных материалов размещены в одном пространстве - в зале или в витрине (в зависимости от тематико-экспозиционного плана). Поэтому возникает дополнительная сложность: создать необходимый режим (температурно-влажный, световой, биологический и др.) с учетом особенностей каждого из них.

Основные правила монтажа и экспонирования предметов в зависимости от их материалов, в том числе и самых чувствительных (бумага, ткани, фотографии), изложены в статьях настоящего сборника. Представлены статьи о создании микроклимата в музейных помещениях, обеспечении микологического и энтомологического надзора, проведения и мероприятий гигиенического характера, например систематического обеспыливания витрин и экспонатов.

Следует подчеркнуть, что главные общие требования к хранению музейных предметов изложены в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей...» Министерства культуры СССР (1984 г.) и некоторых ГОСТах, касающихся хранения документов на бумажной основе.

Для постоянного мониторинга факторов окружающей среды в экспозиционных залах и связанной с ними сохранности экспонатов в ГИМ была создана специальная служба - Отдел научного хранения экспозиции. Сотрудники отдела должны обладать знаниями о требованиях к условиям хранения музейных предметов из всех видов материалов, иметь специальное оборудование для контроля и возможности нормализации температуры, относительной влажности и освещенности залов, витрин и отдельных экспонатов. На период экспонирования все вещи передаются на временное ответственное хранение в названный отдел (на основании учетной документации). При этом сотрудники несут полную ответственность за наличие и сохранность каждого экспоната вплоть до его возвращения в фонды.

В тех случаях, когда при очередном осмотре отмечаются изменения состояния музейных предметов, фиксируют их подробно в дефектном акте в присутствии хранителей и реставраторов соответствующего профиля.

Сохранность музейных предметов тесно связана со сроками их непрерывного экспонирования. Известно, что особенно чувствительны к воздействию факторов окружающей среды (в первую очередь к световому воздействию) органические материалы. Поэтому для тканей, графики, акварелей, фотографий, документов на бумажной основе время показа должно быть ограничено.

Для того, чтобы найти компромисс между двумя основными принципами работы музея - необходимостью демонстрации и необходимостью сохранения, могут быть использованы следующие методы.

Особо ценные предметы в плохой сохранности экспонируются только на очень короткое время, в строгом соответствии с рекомендациями хранителей и реставраторов.

В некоторых случаях возможен показ муляжей. Особенно оправдан такой вариант для документов, рукописей, фотографий, произведений графики и акварели. При развитии современных компьютерных технологий создаются высококачественные муляжи музейных предметов.

Вместе с тем понятно, что музей по многим причинам не может пойти по пути экспонирования лишь копий и муляжей. Так, например, мемориальные вещи часто хранят в себе материальные следы бытования и энергетику давно ушедших людей, которым они принадлежали. В этом и состоит их особая ценность, которой лишены муляжи и копии даже самого высокого уровня.

Во всех случаях при решении вопроса - демонстрировать подлинную вещь или муляж? - необходимо руководствоваться основной целью музейного работника: продлить жизнь экспоната, используя при этом вдумчивый исследовательский подход.

В заключение хотелось бы отметить, что главная задача семинара ГИМ, материалы которого публикуются в настоящем издании, еще раз обратить внимание на одну из главных проблем музейной практики: сохранение музейных предметов в условиях постоянной экспозиции. Обобщение, систематизация знаний и собственного опыта работы сотрудников ГИМ и других музеев в данном направлении являются весьма полезными для решения этой проблемы.

М.В. Чистякова

СОДЕРЖАНИЕ

Э.В. Янибеков. Нормализация микроклимата в экспозиции музея (Особенности и методы)

Ю.А. Петушкова. Сохранение музейных экспонатов от повреждений микроорганизмами

З.П. Дворяшина. Профилактика заражения музейных объектов насекомыми

Н.А. Счастливая, О.Б. Лантратова. Монтаж и экспонирование музейных предметов из тканей и кожи

Е.А. Самойлова. Хранение и монтаж экспонатов из фарфора и фаянса

Н.В. Николаева. Хранение и монтаж предметов из стекла

Р.А. Турищева. Особенности хранения и монтажа археологического металла

Е.Э. Водзинская. Хранение и экспонирование оружия

К.А. Кудрявцев. Хранение и экспонирование предметов нумизматики

[Н.M. Гарбар] Экспонирование фотодокументов

Е.Г. Перова. Особенности хранения и экспонирования графических произведений

И.А. Мелихова. Монтаж и хранение документов на бумажной основе и книг

М.В. Золотова. Хранение произведений станковой масляной живописи

А.Д. Марченкова. Хранение и монтаж произведений темперной живописи

А.В. Сальников. Монтаж и хранение архитектурных элементов, мебели, домашней утвари и предметов декоративно-прикладного искусства из дерева

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Водзинская Елена Эдуардовна - художник-реставратор I категории по металлу ОНР ГИМ.

Гарбар Нонна Михайловна - кандидат химических наук, художник-реставратор высшей категории по фотодокументам.

Дворяшина Зинаида Петровна - заместитель директора Центра консервации документов библиотек вузов Российской Федерации Научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета, энтомолог.

Золотова Мария Владимировна - заведующая сектором реставрации масляной живописи ОНР ГИМ, художник-реставратор II категории по масляной станковой живописи.

Кудрявцев Кирилл Анатольевич - художник-реставратор по металлу ОНР ГИМ.

Лантратова Ольга Борисовна - ведущий научный сотрудник ОНР ГИМ, кандидат химических наук.

Марченкова Анна Данииловна -художник-реставратор I категории по темперной живописи ОНР ГИМ.

Мелихова Ирина Александровна - художник-реставратор II категории по документальным материалам ОНР ГИМ.

Николаева Надежда Валентиновна - художник-реставратор I категории по керамике и стеклу ОНР ГИМ.

Перова Евгения Георгиевна - ученый секретарь ГИМ, художник-реставратор высшей категории по графике, кандидат искусствоведения.

Петушкова Юлия Алексеевна - научный сотрудник ОНР ГИМ, научный сотрудник кафедры физиологии микроорганизмов биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук.

Сальников Алексей Владимирович - заведующий ОНР ГИМ, художник-реставратор I категории по дереву.

Самойлова Елена Анатольевна - заведующая сектором реставрации керамики ОНР ГИМ, художник-реставратор высшей категории по керамике и стеклу.

Счастливая Наталья Александровна - заведующая сектором реставрации тканей ОНР ГИМ, художник-реставратор высшей категории по тканям.

Турищева Раиса Алексеевна - старший научный сотрудник ОНР ГИМ, кандидат технических наук.

Чистякова Марина Викторовна - заместитель директора ГИМ по фондовой работе, кандидат исторических наук.

Янибеков Эльдар Валерьевич - научный сотрудник Отдела-научного хранения экспозиции ГИМ.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВХНРЦ - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

ВЦНИЛКР - Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации

ГАИМК - Государственная академия истории материальной культуры

ГБЛ - Государственная библиотека имени В.И.Ленина

ГИМ - Государственный Исторический музей

ГосНИИР - Государственный научно-исследовательский институт реставрации

ИФЛА - Международная федерация библиотечных ассоциаций (International Federation of Library Accociations)

OHP ГИМ - Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.