Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина»

Аватар пользователя Елена Кислицына
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» до реставрации
Фото до реставрации: 
до реставрации
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» в процессе раскрытия авторской живописи
Фото в процессе реставрации: 
в процессе раскрытия авторской живописи
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» после восполнения утрат левкаса
Фото в процессе реставрации: 
после восполнения утрат левкаса
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» фото после покрытия иконы лаком
Фото после реставрации: 
фото после покрытия иконы лаком
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Авторская живопись находится под слоем пожелтевшей ,потемневшей олифы, изменившей общий колорит изображения. Шелушения красочного слоя в центральной части. Утраты левкаса и красочного слоя по периметру, многочисленные мелкие утраты левкаса и красочного слоя по всему изображению. Общее пылевое загрязнение лицевой стороны и плотное поверхностное загрязнение тыльной стороны.

Историческая справка: 

Икона находилась на реставрации в «МАХУ памяти 1905г» в 2000-2005 гг, в результате был укреплен левкас и красочный слой.

Состояние до реставрации: 

Тыльная сторона: щит иконы, размером 36,8×31,5×3см состоит из одной доски, со следами обработки рубанком.
В верхней части основы имеются сколы, и выщипы . Трещина в нижней части,длина 4см. В верхней части металлический крепеж с 4мя гвоздями.
Наклейка из бумаги белого цвета в верхнем правом углу:
МАХУ 1905года
Автор Икона
Название «Богоматерь Неопалимая Купина»
Музей Пензенская карт.галерея
Инв№ музея 137-ик
КИ МАХУ 1358
Размер 36,8*31,5*3см
реставратор
В правой нижней четверти надпись черной краской
КП -5957
КВП-1098
В левом нижнем углу надпись зеленого цвета
ПКГ
137-ик
Шпонки торцевые, неподвижны, выступают из торцов.
Торцы: Имеют многочисленные сколы,царапины,выщипы,и гвоздевые отверстия:
Верхний-6шт
Нижний-6шт
Правый-6шт
Левый-6шт .
Общее пылевое загрязнение.
Царапины и потертости по всей поверхности.
Лицевая сторона:
Основа: икона без ковчега.
Паволока: не просматривается
Левкас: клеемеловой, средней толщины, белого цвета. Связь с основой удовлетворительная..
Утраты по периметру изображения: по левому краю: 1,5*1 см,
По нижнему краю 0,7-0,4см
По верхнему краю 0,7-0,5см
Видны трещины в верхней и нижней части, на изображении полей.
Красочный слой: техника выполнения- яичная темпера, золочение.
Многочисленные мелкие утраты до левкаса по всей поверхности изображения(особенно в нижней части). Шелушения красочного слоя в центральной части.
Покрывной слой: Изображение находится под слоем пожелтевшего,потемневшего лака. Общее пылевое загрязнение.

Методика: 

Фотофиксация, описание сохранности.
Укрепление красочного слоя проводилось яичной эмульсией(1:4).
Удаление пылевых загрязнений с тыльной стороны проводилось мыльной пеной при помощи щетинной кисти. После чего поверхность была вытерта насухо.
Для пробного раскрытия авторской живописи был выбран участок в нижней части, на изображении фона с заходом на изображение фигуры.
Проба № 1 : использовался состав этилового спирта с пиненом (1:1) . результат неудовлетворительный
Проба №2 : использовался состав этиловый спирт, пинен, диметилсульфоксид (1:1:1) результат удовлетворительный, слой лака утоньшен.
Для утоньшения лака с золочения применялся состав: этиловый спирт, пинен, диметилсульфоксид(1:1:0,5)
Для довыборки использовался состав спирт+ пинен(1:2)
Фотофиксация
Раскрытие проводилось по всей поверхности ,в результате обнаружено: опушь является поздней записью, под ней есть авторская опушь в хорошей сохранности.
Фотофиксация.
Восполнение утрат левкаса проводилось в пределах утрат составом 10 % клея ПВС с «отмученным» мелом.
Фотофиксация.
Восполнение утрат живописи проводилось акварельными красками «Ленинград» в пределах утрат.
Икона была покрыта составом даммарный лак с пиненом (1:1).

С уважением, Елена

Средняя оценка
(7 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
180
points

Уважаемая Елена Кислицына! Судя по фото, вы утоньшали лаковую пленку (одну?) отдельными участками достаточно активной эмульсией. В процессе работы пришлось оставить больше лака на участках надписей, т.к. была опасность их повреждения. Сложилось впечатление, что степень утоньшения лаковой пленки была слишком большой. Появление клея ПВС в реставрационном грунте вызывает большие вопросы. Зачем?
С уважением, Ларсен.

225
points

> Появление клея ПВС в реставрационном грунте вызывает большие вопросы. Зачем?
А зря вызывает. ПВС уже давно и прекрасно зарекомендовал себя в реставрации. В отличие от ПВА, он водорастворим, т.е. обратим. Подклеивать им вздутия левкаса (или паволоку) лучше всего, рецидивов вздутий не бывает. Хорошо сваренный, в горячем виде он прекрасно проходит сквозь инсулиновую иглу, минимально травмируя красочный слой.
В реставрации масляной живописи его добавляют к клеевому составу в качестве пластификатора, и такой состав лучше классического, с мёдом.
В общем, пользуйтесь Поиском здесь и читайте. ;)

223
points

спасибо,что нашли время и прочитали мой отчет!ПВС взят был по причине, что утраты были в основном красочного слоя очень тонкого(особенно в центральной части,где изображение написано по золоту,)таким образом обычный левкас при отмывании просто вымывался.Да лака оставила больше там где надписи,это видно.Да,а если вы о пробе в нижней части то там : 0-это авторский слой ,0"-авторская живопись под лаком,1-слой поздней опуши(не авторской,)1"-слой поздней опуши под лаком.Лак снимала составом спирт+пинен+димексид(1:1:1).Потому что цвета под этим уже пожелтевшим лаком смотрелись другого оттенка,например синие выглядели зеленоватыми,что искажало колорит автора ведь изначально пленка была прозрачной.Постаралась по возможности ответить!

С уважением, Елена

154
points

а деметилсульфоксид использовали 99%процентный или тоже предварительно разводили

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.