Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина»

Аватар пользователя Елена Кислицына
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» до реставрации
Фото до реставрации: 
до реставрации
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» в процессе раскрытия авторской живописи
Фото в процессе реставрации: 
в процессе раскрытия авторской живописи
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» после восполнения утрат левкаса
Фото в процессе реставрации: 
после восполнения утрат левкаса
Реставрация иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» фото после покрытия иконы лаком
Фото после реставрации: 
фото после покрытия иконы лаком
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Авторская живопись находится под слоем пожелтевшей ,потемневшей олифы, изменившей общий колорит изображения. Шелушения красочного слоя в центральной части. Утраты левкаса и красочного слоя по периметру, многочисленные мелкие утраты левкаса и красочного слоя по всему изображению. Общее пылевое загрязнение лицевой стороны и плотное поверхностное загрязнение тыльной стороны.

Историческая справка: 

Икона находилась на реставрации в «МАХУ памяти 1905г» в 2000-2005 гг, в результате был укреплен левкас и красочный слой.

Состояние до реставрации: 

Тыльная сторона: щит иконы, размером 36,8×31,5×3см состоит из одной доски, со следами обработки рубанком.
В верхней части основы имеются сколы, и выщипы . Трещина в нижней части,длина 4см. В верхней части металлический крепеж с 4мя гвоздями.
Наклейка из бумаги белого цвета в верхнем правом углу:
МАХУ 1905года
Автор Икона
Название «Богоматерь Неопалимая Купина»
Музей Пензенская карт.галерея
Инв№ музея 137-ик
КИ МАХУ 1358
Размер 36,8*31,5*3см
реставратор
В правой нижней четверти надпись черной краской
КП -5957
КВП-1098
В левом нижнем углу надпись зеленого цвета
ПКГ
137-ик
Шпонки торцевые, неподвижны, выступают из торцов.
Торцы: Имеют многочисленные сколы,царапины,выщипы,и гвоздевые отверстия:
Верхний-6шт
Нижний-6шт
Правый-6шт
Левый-6шт .
Общее пылевое загрязнение.
Царапины и потертости по всей поверхности.
Лицевая сторона:
Основа: икона без ковчега.
Паволока: не просматривается
Левкас: клеемеловой, средней толщины, белого цвета. Связь с основой удовлетворительная..
Утраты по периметру изображения: по левому краю: 1,5*1 см,
По нижнему краю 0,7-0,4см
По верхнему краю 0,7-0,5см
Видны трещины в верхней и нижней части, на изображении полей.
Красочный слой: техника выполнения- яичная темпера, золочение.
Многочисленные мелкие утраты до левкаса по всей поверхности изображения(особенно в нижней части). Шелушения красочного слоя в центральной части.
Покрывной слой: Изображение находится под слоем пожелтевшего,потемневшего лака. Общее пылевое загрязнение.

Методика: 

Фотофиксация, описание сохранности.
Укрепление красочного слоя проводилось яичной эмульсией(1:4).
Удаление пылевых загрязнений с тыльной стороны проводилось мыльной пеной при помощи щетинной кисти. После чего поверхность была вытерта насухо.
Для пробного раскрытия авторской живописи был выбран участок в нижней части, на изображении фона с заходом на изображение фигуры.
Проба № 1 : использовался состав этилового спирта с пиненом (1:1) . результат неудовлетворительный
Проба №2 : использовался состав этиловый спирт, пинен, диметилсульфоксид (1:1:1) результат удовлетворительный, слой лака утоньшен.
Для утоньшения лака с золочения применялся состав: этиловый спирт, пинен, диметилсульфоксид(1:1:0,5)
Для довыборки использовался состав спирт+ пинен(1:2)
Фотофиксация
Раскрытие проводилось по всей поверхности ,в результате обнаружено: опушь является поздней записью, под ней есть авторская опушь в хорошей сохранности.
Фотофиксация.
Восполнение утрат левкаса проводилось в пределах утрат составом 10 % клея ПВС с «отмученным» мелом.
Фотофиксация.
Восполнение утрат живописи проводилось акварельными красками «Ленинград» в пределах утрат.
Икона была покрыта составом даммарный лак с пиненом (1:1).

С уважением, Елена

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
121
point

Уважаемая Елена Кислицына! Судя по фото, вы утоньшали лаковую пленку (одну?) отдельными участками достаточно активной эмульсией. В процессе работы пришлось оставить больше лака на участках надписей, т.к. была опасность их повреждения. Сложилось впечатление, что степень утоньшения лаковой пленки была слишком большой. Появление клея ПВС в реставрационном грунте вызывает большие вопросы. Зачем?
С уважением, Ларсен.

146
points

> Появление клея ПВС в реставрационном грунте вызывает большие вопросы. Зачем?
А зря вызывает. ПВС уже давно и прекрасно зарекомендовал себя в реставрации. В отличие от ПВА, он водорастворим, т.е. обратим. Подклеивать им вздутия левкаса (или паволоку) лучше всего, рецидивов вздутий не бывает. Хорошо сваренный, в горячем виде он прекрасно проходит сквозь инсулиновую иглу, минимально травмируя красочный слой.
В реставрации масляной живописи его добавляют к клеевому составу в качестве пластификатора, и такой состав лучше классического, с мёдом.
В общем, пользуйтесь Поиском здесь и читайте. ;)

147
points

спасибо,что нашли время и прочитали мой отчет!ПВС взят был по причине, что утраты были в основном красочного слоя очень тонкого(особенно в центральной части,где изображение написано по золоту,)таким образом обычный левкас при отмывании просто вымывался.Да лака оставила больше там где надписи,это видно.Да,а если вы о пробе в нижней части то там : 0-это авторский слой ,0"-авторская живопись под лаком,1-слой поздней опуши(не авторской,)1"-слой поздней опуши под лаком.Лак снимала составом спирт+пинен+димексид(1:1:1).Потому что цвета под этим уже пожелтевшим лаком смотрелись другого оттенка,например синие выглядели зеленоватыми,что искажало колорит автора ведь изначально пленка была прозрачной.Постаралась по возможности ответить!

С уважением, Елена

67
points

а деметилсульфоксид использовали 99%процентный или тоже предварительно разводили

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.