ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Управление энтропией как составляющая превентивной консервации

Давыдов С.С.

Прежде всего, я хотел бы уточнить, что мое сообщение соответствует интенсивным взгляду на тему «пути обеспечения климатических условий сохранности для движимых памятников культуры», то есть касается некоторых особенностей управления климатическими условиями.

Впервые я столкнулся с постановкой вопроса о превентивной консервации еще в 70-е годы у Harold Plenderleith`а, в его капитальном исследовании 50-летней давности. За прошедшие годы я неоднократно возвращался к изучению содержания реставрационного этапа Preservation (по формулировке Plenderleith`а), что и составляет предмет настоящего сообщения.

Если отбросить вопросы администрирования и суммы этических вопросов сохранения и экспонирования объектов культурного наследия, фактически останутся проблемы уменьшения скорости энтропии, то есть замедления самопроизвольных процессов старения и разрушения, например, на уровне химических и физических процессов, происходящих в твердых телах. Об остановке действия энтропийных процессов естественно вопрос не стоит. Считается, что для замедления самопроизвольных процессов необходимо строго соблюдать рекомендации относительно условий всех фаз физического существования движимых памятников, а именно: научная обработка, экспонирование, фотофиксация, физико-оптические и химические исследования (обычно физико-механические исследования с музейными объектами не производятся), упаковка, транспортировка и собственно хранение. Думаю, очевидно, что обеспечить единые температурно-влажностный, световой, атмосферный, микробиологический и др. режимы, как константу, для движимых памятников культуры, проходящих, иногда по нескольку раз семь указанных выше фаз бытования памятника – задача слишком неординарная, чтобы реально быть выполнимой. В качестве примера приведу проблему сохранения условий освещенности, которые в принципе никогда не будут одинаковыми при фазах хранения, изучения, исследования, транспортирования и экспонирования объекта музейного хранения.

Однако большие сложности начинаются, когда мы имеем дело с комбинированными объектами, то есть состоящими из нескольких материалов. Например, произведения станковой живописи состоят из дерева, холста, грунта, красочного и лакового слоев (состав может быть и иной). Очевидно, что каждый их материалов характеризуется своими, индивидуальными требованиями к сохранности. Скажем, икона Врубеля, написанная на меди, икона Чимабуэ написанная на камне или икона Ушакова, написанная на доске разнятся: основами, красками и, что главное, механизмами их взаимодействий.

Опуская прочие, не столь важные для моего сегодняшнего изложения проблемы, сразу перейду к основному тезису данного сообщения: для памятников культуры более важно не соблюдения абсолютных величин температурно-влажностного и др. режимов или соблюдения их колебаний в известных пределах, а важна допустимая скорость изменений этих величин. Особенно это актуально для памятников комбинированного характера.

К сожалению, понятие «допустимая скорость» пока лишено конкретных числовых значений, но оно уже теперь может быть сформулировать в физических терминах и потому доступно измерению. Однако отечественные исследования относительно особенности поведения различных материалов в зависимости от скорости изменения окружающих условий мне не известны, кроме того, что было проведены автором данного сообщения на твердолиственной древесине. Для примера, могу кратко сообщить, что хотя у различных пород древесины реакция на изменения температурно-влажностного режима численно различна, но всегда масштабы релаксации связаны со скоростью указанных изменений и никогда не бывают полными. Попытки исправления деформации с помощью, например, паркетажа хотя, как правило, внешне успешны, но всегда (!) чреваты созданием новой проблемы – накоплением в древесине внутренних напряжений. При чем, их количество после каждого акта деформации-релаксации увеличивается. А это – бомба замедленного действия. В этой связи важно отметить, что процессы реакции материалов на колебания температурно-влажностного, светового и др. режимов, которые объективно неизбежны, имеют специфический характер – изменения всегда происходят по петле гистерезиса. Как известно она характеризуется проявлениями 2-х типов процессов: запаздыванием и неполным возвращения в исходную точку. Насколько автору данного сообщения удалось понять, решения комплекса задач направленных на управление петлей, в частности, путем уменьшения разброса и скорости изменений, и является задачей Preservation.

Как показывает практика наблюдений за поведение органических и неорганических материалов составляющих основу тех или иных памятников культуры можно видеть, что практически все материалы способны выносить серьезные температурные и влажностные колебания, но никогда не переносят быстрых изменений. К примеру, казалось бы, простейший и непритязательный неорганический материал гипс в действительности является очень непростой пористой системой. Во-первых, вода в ней в обычных условиях существуют в 3-х видах: кристаллитном, адсорбционном и абсорбционном виде, причем физические и химические свойства всех видов воды весьма различны (на это указывают данные, полученные методом ядерно-магнитного резонанса), что важно при обсуждении рекомендаций абсолютных значений температурного режима хранения. Регулятором перекристаллизации, чисто энтропийного процесса, собственно и ведущего гипсовое изделие к разрушению (данное исследование было выполнено с помощью электронного микроскопа на образцах ста, четырехсот, тысяча и полутора тысяча летних археологических находок и в свое время составило дипломную работу автора настоящего сообщения, физика по его первому образованию), является адсорбционный слой воды, который обволакивает все кристаллы поликристаллического тела гипсовой скульптуры или орнаментальной композиции, причем толщиной всего в несколько молекул. В реальности адсорбционная вода постоянно взаимодействует с абсорбционной влагой занимающей более трети физического объема гипсового изделия. Пока мы ограниченно умеем управлять этим процессом. Первая работа в этом направлении была выполнена автором данного сообщения, показана и опубликована на конференции в Эрмитаже в 1985 году. Она касалась укрепления археологической гипсовой резьбы 7 столетия без использования мономеров, полимеров и неорганическими клеями, а только за счет ресурсов самого материала подлинника, то есть гипса. К сожалению после развала страны данная работа не получила своего развития.

Если говорить об управлении абсорбционной влагой, то абсорбционное дыхание пористых тел, в контексте задач сохранения памятников культуры, остается практически неизученной областью. А ведь в этот круг попадают и неорганические лесс, гипс, археологическое стекло, археологический металл, а также памятники из органических материалов: древесины, бумаги, ткани, кости.

Интересно, что в 80-е годы над проблемами фактического управления энтропийными процессами (формулировки были иные) на памятниках музейного хранения из различных материалов в СССР, только из числа известных мне реставраторов, работало 5 групп/человек. По моему мнению, для успешного решения задач Preservation принципиально важно изменить угол взгляда на реальные физические и химические процессы, управляющие самопроизвольными процессами старения и разрушения материалов подлинника. В частности, при автоматизированном контроле пределов колебаний соответствующих режимов бытования памятника в условиях музейного хранения, экспонирования и пр. ввести обязательное управление скоростью данных колебаний.

Художник-реставратор высшей категории Сергей Сергеевич Давыдов
Первоисточник: 
Управление энтропией как составляющая превентивной консервации. С.С. Давыдов - Круглый стол 2014: «Пути обеспечения климатических условий сохранности для движимых памятников культуры, находящихся в совместном управлении учреждений Министерства культуры РФ и религиозных организаций»
Информисточник: 

Давыдов С.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.