ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО ПО КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ НАД ВОССОЗДАНИЕМ ДЕКОРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Давыдов С.С.
КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО ПО КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ НАД ВОССОЗДАНИЕМ УТРАЧЕННОЙ ЖИВОПИСНОЙ, МОЗАИЧНОЙ И РЕЛЬЕФНОЙ ДЕКОРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Наблюдая над многочисленными ошибками в проектах по воссозданию тематической, орнаментальной и шрифтовой декорации в интерьерах памятников архитектуры, а также объектах прикладного назначения, например, при воссоздания утраченных декорированных колоколов, светильников, резных иконостасов и пр., стало понятно, что таланту, опыту или способностям того или иного архитектора-реставратора не хватает базовых знаний тех ограничений, которыми руководствовались живописцы, мозаичисты и скульпторы прежних веков как в отношении композиции, так и в отношении колористики (о колористике мы поговорим, но уже детально, в серии других статей). Чтобы как-то поправить положение, автор предлагает данное «Руководство», в котором лаконично излагает свод основных (хрестоматийных) правил построения тематических композиций. Возможно публикацией следующего «Руководства» автор изберет тему правил построения орнаментальных композиций в отношении которых за последние 4 года автор не видел ни одной грамотно построенной архитекторами-реставраторами работы. Составитель данного «Руководства» сожалеет, что выбранный формат публикации не позволяет проиллюстрировать изложенные в ней положения, так как с соответствующими комментариями статья выросла бы до объема книги. Однако автор надеется, что вдумчивый читатель, вооружившийся альбомами по классическому изобразительному искусству, легко найдет для себя соответствующие примеры, иллюстрирующие принципы работы приведенных ниже правил построения композиций.

1. При малом числе объектов композиции они должны различаться между собой по:

  • форме,
  • величине,
  • цветовому тону,
  • насыщенности.

В противном случае схожие по одному или двум (но не более) признаков объекты необходимо разнести друг от друга, при чем не менее, чем на 1/3 размерности изобразительной плоскости.

2. Не допустимо располагать два рядом стоящих объекта композиции на одной глубине изобразительной плоскости. Исключением могут быть религиозные, агитационные и рекламные композиции, а также композиции, мотивированные сюжетом.

3. Без очевидной мотивации, недопустимо выстраивать объекты по прямой параллельной или наклонной к границам изобразительной плоскости. Линия размещение объектов композиции должна быть ломаной.

Надо помнить, что:

  • горизонтальное размещение объектов придает композиции ощущение спокойствия (например, композиция «Деисисный чин»),
  • вертикальное размещение объектов придает композиции ощущение статичности (например, композиция В.Васнецова «Аленушка-дурочка»),
  • диагональное размещение объектов придает композиции динамичность и ощущение глубины изобразительной плоскости (например, композиция В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

4. В любых случаях (кроме банальных, например, железнодорожные рельсы) недопустимо изображать даже слабо протяженные объекты композиции (например, в натюрмортах, линейку и ножницы) параллельно друг другу. Угол между направляющими не должен быть меньше 10-15 градусов (то есть угол между деталями композиции должен уверенно читаться).

5. Доминирующий объект, занимающий центр композиции нежелательно располагать в центре изобразительной плоскости. Исключением являются изображения персонажей культовых изображений, царей, великих/популярных людей, официальных портретов в фас, ½ или ¾ оборота.

6. Объектам композиции в изобразительной плоскости не должно быть тесно или просторно.

7. Объекты композиции не должны «целоваться». Но и заступ объекта на объект должен быть не формальный, а восприниматься естественным.

8. Абрис объекта композиции или рисунок его детали не должен совпадать, как продолжение, с абрисом другого объекта или рисунком его детали, если это не предусмотрено замыслом, например, в композициях-иллюзиях (см. Дали, Магритта, Эшера и др.).

9. Если это не продиктовано изобразительными канонами, например, в живописи религиозного характера, желательно[1] организовать первый план изобразительной плоскости, для вхождения в картинную плоскость. Это придает изобразительной плоскости динамичность и глубину.

10. Объекты должны образовывать ритмичный строй. Однако необходимо избегать регулярности, характерной для орнаментов с симметрией типа Ттрансляция», хорошо известная по рисункам бордюров, тканей, обоев и пр.).

11. В композиции совершенно не допустимо напрямую употреблять принципы «зеркальной» симметрии (симметрия типа М). В том случае, если привлечение приема симметрии мотивировано, композиция обязательно должна содержать элементы асимметрии, оппонирующие допущенной симметрии.

12. Размещение объектов в композиции должно обладать разбалансированным равновесием. Однако во всем необходимо чувство меры.

13. Не допускать превалирования стаффажа[2] над основными объектами композиции.

Примечание: всюду под словом «объект» подразумеваются элементы композиции, являющиеся контентом данного произведения изобразительного искусства. Указанные правила не распространяются на стаффажные элементы композиции кроме регламентации, изложенной в п. 13[3].

 

Первоначально подготавливаемый мной список состоял из 6 простых, порой в одну строку, правил. По мере того, как я сталкивался в реальной работе с ошибками архитекторов-реставраторов, не вошедшими в первоначальный список, я стал пополнять как число правил, так и объем текста по каждому правилу.

Предлагаемый список правил конечно далек от полноты, но являясь базовым, он ориентирован для начинающих свои занятия по композиции и в этом смысле он имеет вполне рабочий потенциал. Правила, которые не вошли в данный перечень, в основном ориентированы на продвинутого учащегося и их, быть может, в свое время опишет кто-нибудь другой.

Если у кого-либо возникнут непреодолимые препятствия в интерпретации тех или иных положений данного руководства или конструктивные предложения, предлагаю обращаться по адресу sarkabal@gmail.com.

Художник-реставратор высшей категории, Сергей Сергеевич Давыдов

[1] Но не обязательно.

[2] Основные элементы композиции являются для нее константными, а стаффажные – переменными. Наличие или отсутствие стаффажа не влияет на контент композиции, однако размещение, количество стаффажных объектов не должно влиять на восприятие контекста композиции.

[3] 13-ый пункт, как исключение, вставлен автором в данный перечень после псевдо-коллегиального принятия ряда проектов композиции воссоздания икон в стиле 17-го столетия, в которых за чрезмерно объемным изображением стаффажного «народа» (ровно как в живописных композициях сталинской поры), основные персонажи композиции потеряли свою композиционно образующую роль. В свое время такой же болезнью болели лаковые композиции Палеха и Мстеры сталинской поры в которых, по меткому замечанию М.Ильина, «заседание партийной ячейки напоминает «Тайную вечерю»).

Первоисточник: 
Краткое руководство по композиции для архитекторов, работающих над воссозданием утраченной живописной, мозаичной и рельефной декорации памятников архитектуры. С.С. Давыдов
Информисточник: 

Давыдов С.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.