ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

II. К ИСТОРИИ РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ

Считаем необходимым сообщить о том, что было уже ранее опубликовано в нашей отечественной и зарубежной литературе по вопросу реставрации ветхих тканей и что заставило нас при выборе метода остановиться именно на способе дублировки их на тюль.

В 1926 г. в «Известиях» Академии Истории Материальной Культуры в выпуске VIII была опубликована статья проф. М. В. Фармаковского «К вопросу об очистке древних тканей».

В 1932 г. в выпуске XI напечатана работа М. В. Фармаковского «Технологическое изучение тканей курганных погребений Ноин-Ула».

Однако и в первой и во второй работах раздел о реставрации и консервации тканей вообще оставался не затронутым.

В 1934 г. в сборнике № 4 «Проблемы»,1 была опубликована статья проф. Н. П. Тихонова «Реставрация и консервация тканей», в которой указывалось, что древние археологические ткани, если их удавалось развернуть, высушить и очистить, просто заделывались между двумя стеклами. В результате сильного давления стекол в продолжении десятилетий, ткани расплющивались и частично распадались. Многие такие ткани в. собраниях Государственного Эрмитажа хранились в течение 50 лет и пришли в такое состояние, что их можно было только фиксировать на стекле, так как дальнейшая обработка их была невозможна и ткани полностью распадались от прикосновения к ним, они разрушились уже во время хранения.

Мы с удовлетворением отметим, что греческие ткани, о которых Н. П. Тихонов в 1934 г. говорил, что они могли быть только фиксированы на стекле и никакая дальнейшая обработка их не была возможна, были успешно нами закреплены и наклеены на тюль в 1939 г.2

В 1935 г. в журнале «Советский музей» были напечатаны выдержки статей из журнала «Museon», содержание которых поражает, по отзыву М. В. Фармаковского, убожеством мыслей, положенных в основу этих статей.

В книге А. Скотта «Очистка и реставрация музейных экспонатов»,3 в разделе «Ткани» рекомендуется только закреплять шелк 2,0—2,5% раствором ацетата целлюлозы в ацетоне.

В 1940 г. выпущена книга «Хранение музейных ценностей».4

В главе V «Текстиль», касаясь вопроса реставрации ветхих тканей, автор главы М. В. Фармаковский рекомендует подводить под ветхие ткани подложку, к которой ткань приштоцывается и только в исключительных случаях советует наклеивать ветхую ткань, причем не объясняет на что наклеивать (на ткань, тюль, сетку и т. д.) и каким клеем; примечание же автора в скобках «раствором желатины и дезинфектор» совершенно ничего не говорит.

В книге М. В. Фармаковского5 в разделе IV«Волокнистые вещества», в конце последней страницы, а этому разделу отведено 17 страниц, указывается, что «к сожалению вполне целесообразных закрепителей для ветхих тканей пока рекомендовать нельзя, но если примириться с тем, что ткань потеряет свою эластичность, но сохранит внешний вид, то можно применить тот же желатинный закрепитель, который был рекомендован и для керамики, и для камня, и для металла».

Упоминается еще о возможности закрепления волокнистых веществ раствором шелка, без указания рецепта и без рекомендации этого способа, так как опыты, начатые в институте в 1937—1938 гг., были преждевременно прерваны. Таким образом, в этой книге, несмотря на то, что она озаглавлена «Консервация и реставрация музейных коллекций», нет указаний ни о наклейке, ни о приштопке ветхих тканей на подложку.

Наконец, в 1948 г. научно-исследовательским институтом Музейной и Краеведческой работы выпущена книга «Хранение музейных фондов». В ней в кратком XIII разделе «Ткани, вышивки и кружева» указывается, что «реставрация тканей (за исключением новых малоценных экспонатов) может производиться только специалистом-реставратором» — без указания метода реставрации. В отношении экспозиции и хранения ветхих (археологических) тканей предлагается «шелковыми нитками приштопывать подложку, материал которой согласуется с материалом и толщиной ткани». Небольшие фрагменты очень ветхих тканей (из археологических раскопок) рекомендуется «хранить между двумя стеклами в горизонтальном положении». Этими замечаниями исчерпываются все указания о способах реставрации и консервации тканей, причем автор этого раздела не учитывает того, что видимый покой ткани, лежащей горизонтально между двумя стеклами или приштопанной к подложке, совершенно не предохраняет волокно от процесса разрушения, и это тем более странно, если учесть, что в начале этого раздела автор сам указывает как на главные причины разрушения волокна на свет и газовые засорители воздуха, от разрушительного действия которых ни стекло, ни подложки защищать волокна, конечно, не могут.

Заканчивая этим обзор известной нам отечественной литературы по вопросам реставрации тканей, можно повторить слова М. В. Фармаковского, что «в этих книгах весь раздел о реставрации и консервации тканей в сущности остался незатронутым», несмотря на привлечение к этим работам «крупнейших специалистов текстильного дела».

Из всего вышеизложенного можно заключить, что в Институте археологической технологии в сущности был разработан только метод очистки археологических тканей, а вопросами консервации ткани институт не занимался, никакой методики не разработал и не опубликовал, в подтверждение чего можно сослаться опять же на М. В. Фармаковского, который в своей последней книге (1947, стр. 88) указывает, что «когда стали просматривать иностранную и нашу литературу, то сказалось, что ничего по этим вопросам в ней нет».

Рассмотрим еще несколько работ, опубликованных за границей. Еще в 1911 г. некая Термина Бах—«художественная вышивальщица при главном придворном штабе его императорского и королевского Апостолического величества»6 занималась реставрацией знамен, хранившихся в Вене. Г. Бах в своей статье рекомендовала помещать полотнища старинных знамен между двух стекол или, если это было невозможно из-за большой величины знамен, монтировать их на шелковый газ или сетку, закрепленную в металлическую рамку.

Наклейку полотнищ Г. Бах считала нежелательной, даже вредной. Фрагментированные полотнища Г. Бах советовала соответственно рисунку нашивать на тонкий шелк параллельными стежками крученым шелком под цвет фрагментов.7

Это позволяет заключить, что Г. Бах не понимала совершенно причин разрушения полотнищ знамен, почему рекомендуемая ею методика консервации никак не могла способствовать сохранению их.

В 1956 г. в журнале «Studiesinconservation», т. II, № 4 (изучение консервации)8 помещена статья трех авторов Р. Сидерс, И. В. X. Уитенбогарт, И. Е. Леене,9 посвященная вопросу реставрации старых тканей. Статья начинается описанием старых способов реставрации тканей, состоящих в продергивании в старую ткань новых нитей или в пришивке ее на новую ткань, или в наклейке на картон клеем, впоследствии разрушавшим старую ткань. Кроме того, закрывалась одна сторона старой ткани. Новый способ, предлагаемый ими, состоит в наклейке ветхой ткани «соответственным» клеем на прозрачную подложку. Для этого авторы рекомендуют применять в качестве клея водный раствор поливинилового спирта, а для подложки — прозрачные пластины из стекла или синтетических смол, например полиметиллакрилата, который легче стекла, менее ломкий и не меняет цвета ткани.

Приводят они и технику наклейки, причем сознательно отказываются от сохранения гибкости ткани, наклеивая ее на жесткие подкладки.

В заключение авторы указывают на то, что рекомендуемый ими способ применим только для тонких тканей. Шпалеры и другие толстые ткани указанной обработке подвергнуты быть не могут.

В 1957 г. в том же журнале (т. III, № 1) помещена статья Агнессы Гейер10 о способе консервации знамен в Швеции, изложенном довольно схематически на основании, как указывается в статье, опыта обработки около 400 знамен разных типов и размеров.

Способ этот состоит: 1) в очистке ткани, 2) расправлении фрагментов, 3) правильной ориентировки их согласно рисунку.

Все эти операции производятся с применением воды. Затем знамя накладывается на шелковый газ, расправляется и покрывается таким же газом. Для получения необходимой ширины, куски газа сшиваются.

Знамя, находящееся между двух слоев газа, пришивается к ним возможно меньшим числом параллельных стежков. А. Гейер указывает, что работа очень усложняется наличием на знамени рисунка или аппликаций, так как первый делает ткань твердой и ломкой, что затрудняет пришивку, а вторые создают разную толщину знаменного полотнища. То и другое очень затрудняет работу и требует большого опыта. В заключение оба куска газа сшиваются по краям. Замена натурального шелка искусственным волокном не рекомендуется, так как это влечет за собой отрицательное явление, вызываемое свойством искусственного волокна получать электростатический заряд.

Из вышеизложенного ясно, что и в этом методе упущены меры прекращения процесса разрушения волокна.

Наконец, на международном конгрессе военных и исторических музеев в мае 1957 г. состоялся доклад Пребен Канник11 о консервации знамен и тканей. Докладчик сообщил, что в военных музеях наиболее важной проблемой является сохранение знамен от разрушения. В основу консервации легла методика, разработанная в стокгольмском институте «Pietas». Работа начинается с очистки полотнища от загрязнения. Затем полотнище помещается между двух сшитых слоев шелкового газа, имеющих размеры полотнища, к которым оно и пришивается. Основной отрицательной стороной этого метода (по заключению Канник) является то, что части полотнища с нанесенным на нем рисунком, не могут быть проколоты иглой для пришивки к газу. В остальном докладчик считал этот способ удовлетворительным и рекомендовал его.

В родственном музее «Het Nederlands Legermuseum» практикуется реставрация обмундирования, попорченного молью и подмокшего во время войны. Для этого одежда распарывается по швам и отдельные части нашиваются на льняную ткань, окрашенную под цвет одежды, которую и сшивают затем по старым швам. Получается одежда из льняной ткани с нашитыми на ней кусками старой ткани. Этим и заканчивался доклад.

Можно и в этом случае отметить, что доложенный метод не приостанавливает процесса разрушения волокна и не способствует сохранению ткани.

Таким образом, во всех вышеприведенных методиках упущены меры, прекращающие процесс разрушения волокна, т. е. основное — методы консервации. Это говорит о том, что вышеприведенным авторам непонятны или неизвестны причины разрушения тканей.

В 1956 г. в Лондоне была издана книга «Консервации древностей и предметов искусства».12 Книга переиздана в 1957 г. Из 360 страниц, текста описанию тканей в главе IV«Текстиль» отведено 23. Автор подробно излагает методику определения волокна, способы мытья музейных тканей, сухой очистки, удаления пятен, очистки очень ветхих расколочных тканей и тканей с золотой вышивкой.

Следует отметить замечания автора, касающиеся вопросов мытья тканей. Первым условием является применение мягкой воды (дождевой или умягченной). Перед мытьем необходимо произвести испытание на стойкость краски и нестойкие краски закрепить 5% раствором обыкновенной соли или уксусной кислоты. Уксусную кислоту можно применять крепостью до 20%. Если капельная проба даст положительный результат, то вся ткань погружается в раствор.

Ткани, загрязненные жиром, мыть мылом нельзя, а следует применять поверхностно-активные или смачивающие вещества. В разделе «Починка и монтаж»13 автор ни в коем случае не советует наклеивать даже самые разрушенные ткани, так как «клей твердеет и разрушает ткань и является питательной средой для плесеней». Кроме того, совершенно теряется заклеенная сторона ткани. Автор рекомендует слабые ткани прикреплять к листам ацетатцеллюлозы и помещать в конверты из пластикатов. Если же ткани настолько ветхи, что их нельзя пришить, автор советует помещать в защищенные от пыли витрины с наклонным дном. Он одобряет помещение старых флагов между двух слоев шелковой сетки, достаточно редкой, к которой полотнище пришивается.

Мы укажем, что наша многолетняя музейная практика показала, что видимый покой ткани не предохраняет ее от разрушения.

Хранение и экспозиция флагов, пришитых между двух слоев сетки, из любого материала, как показала практика хранения (около 100 лет) знамен и флагов в собраниях Артиллерийского Исторического Музея в С.-Петербурге—Ленинграде и Государственного Эрмитажа,14 14 Более 6500 знамен и флагов XVII— нач. XXв. (бывший хранитель собрания — автор настоящей работы). приводит к полному разрушению полотнищ.

Автор ничего не говорит об естественном старении волокна, а также о мерах защиты его от естественного разрушения (мерах консервации). Автор говорит о разрушительном действии на ткани света, сернистого газа, а также плесени, насекомых и меры борьбы с ними (ДДТ и пиретрум).

Читателя удивит примитивная точка зрения автора на «починку» тканей. Мы не будем останавливаться на этом вопросе, так как он нами изложен в разделе «Реставрация ветхих тканей».

В качестве антимикологического средства Плендерлис рекомендует тимол. Можно сказать, что и в этой книге упущены указания на главное — эффективные методы консервации ветхих тканей.

В 1959 г. исследовательской лабораторией Музея Изящных Искусств в Бостоне15 выпущена книга под названием «Приложение науки к исследованию произведений искусств».16 Из 198 страниц текста разделу «История текстиля» отведено 6 страниц, в которых приведены только общеизвестные краткие сведения о натуральных и искусственных волокнах, совершенно не касаясь вопроса консервации их.

Помимо материалов, опубликованных в печати, представляют интерес и сведения, имеющиеся в различных протоколах и служебных переписках отдельных учреждений и лиц, занимавшихся по роду своей деятельности вопросами сохранения музейных тканей. Так, в 1903 г. возникла переписка между Управлением генерал-квартирмейстера Главного Штаба и Техническим Комитетом Главного Интендантского Управления, ведавшего делом снабжения войск знаменами, по вопросу о предполагавшейся реставрации пришедших в крайнюю ветхость трофейных знамен, экспонированных в Казанском соборе.

Темой переписки являлся вопрос — какой способ реставрации знамен следует считать лучшим и применить в данном случае? Запрошенное по этому поводу Главное артиллерийское управление, в ведении которого находился Артиллерийский исторический музей, имевший большой опыт в деле реставрации знамен, ответило через особое делопроизводство при начальнике военно-статистического отдела Главного штаба, что согласно заключению заведующего Артиллерийским историческим музеем известного археолога генерал-лейтенанта Н. Е. Бранденбурга, наилучшим способом реставрации знамен и штандартов является наклейка на тюль.

Указывалось, что этот способ применяется уже много лет и в музее реставрировано свыше 100 древних знамен и штандартов. Средствами для реставрации служили лучшие сорта тюля, английский клейстер и клей. Реставрация же шитья и рисунка в Артиллерийском музее не практикуется, ввиду ограждения неприкосновенности исторического памятника от искусственных и несоответствующих времени его подделок на самом предмете.

Вместе с тем Н. Е. Бранденбург добавлял, что реставрация указанным способом знамен и штандартов, хранящихся в Казанском соборе, не является однако исчерпывающей мерой к сбережению их от дальнейшего разрушения. Наклеенные на тюль знамена будут подвергаться тем же пагубным для их целости влияниям, с которыми связана обстановка хранения их не в специальном хранилище.17

Таким образом, из этой переписки видно, что в Артиллерийском историческом музее знаменные полотнища реставрировались дублировкой на тюль.

Рецепт клейстера составлял секрет реставратора музея Соловьянова, который отказывался его сообщить и передал своему помощнику и заместителю Кирикову.

Нам, к сожалению, ничего не известно о методике работы давно уже умерших вышеупомянутых реставраторов знаменных тканей, но анализ клейстера реставрированных ими знамен показал, что они применяли мучной клейстер и желатин.

Первая попытка регламентации методики реставрации ткани, а именно реставрации знаменных полотнищ, была сделана в декабре 1912 г. на состоявшемся в Москве съезде деятелей исторических музеев и секций полковых музеев, выразившаяся в вынесении постановления о передаче всех знамен, хранящихся в церквах, в Военный Музей, а все вопросы о реставрации знамен передать для детальной разработки в разряд военной археологии и археографии Императорского Русского Военно-Исторического общества.

В 1913 г. Военно-Историческим Обществом было созвано особое совещание по вопросам реставрации знамен. После обсуждений была создана специальная комиссия, в которую вошли военные археологи, представители Артиллерийского Исторического Музея и художники-реставраторы.18

На одном из заседаний было сообщено, что в 1861 г. при пересмотре древних знамен в Московской Оружейной Палате - наиболее ценные ветхие знамена были для дальнейшего их сохранения наклеены на тюль.

Работа по наклейке полотнищ производилась придворными служителями Александром Силиным, Никоном Соколовым, Ильей Соколовым и бессрочно отпускным унтер-офицером лейб-гвардии Финляндского полка Михаилом Костюковичем под общим руководством художника Д. М. Струкова.

Эти первые, ставшие нам известными, реставраторы тканей, по отзыву Д. М. Струкова, «.. .работу производили с особой охотой и с терпением, достойными всякой похвалы».19

К сожалению, на этом кончаются все дошедшие до нас подробности этих реставрационных работ. Впоследствии в Московской Оружейной палате перестали наклеивать полотнища и стали пришивать их к тюлю и приштопывать.

Результаты совещаний Комиссии 1913 г. по вопросам реставрации и хранения знамен были сведены в заключение, в котором говорилось, что реставрацию знамен следует производить только в мастерских Военно-Исторического музея, причем наиболее редкие знамена «реставрировать помещением их полотнищ между двух толстых стекол. Другие знамена должно приклеивать особым клеем на шелковую сетку, имеющую отверстие ячеек не менее одного сантиметра в стороне или в диаметре. Против сильно поврежденных мест на сетку рекомендовалось нашивать куски шелковой марли и на нее наклеивать эти участки».

Добавление отсутствующих кусков ткани, а равно освежение красок и частей рисунка на самом знамени, было признано недопустимым.

Заключение особой Комиссии 1913 г. не было проведено в жизнь, так как в 1914 г. военным археологам было уже не до реставрации старинных знамен. Во всяком случае, реставрация знамен в Артиллерийском Историческом музее закончилась незадолго до первой мировой войны 1914 г. со смертью вышеупомянутых реставраторов музея, унесших с собой в могилу свои секреты способа реставрации тканей, вследствие чего нам пришлось начинать все снова.

Не разрешила вопросов, связанных с регламентацией методики реставрации музейных тканей, и первая музейная конференция, состоявшаяся в феврале 1919 г. в Петрограде в Зимнем дворце (Дворце Искусств), в которой я принял участие в качестве делегата.

5 февраля 1937 г. на заседании кафедры реставрации и консервации Института археологической технологии под председательством заведующего кафедрой проф. М. В. Фармаковского были заслушаны три доклада, специально посвященные вопросам реставрации тканей: П. К. Страховского «О мокром способе осаждения ацетилцеллюлозы на тканях в целях импригнации», А. Л. Хандроса «Положение вопроса об естественном старении тканей» и Н. Н. Семеновича (автора данной работы) «О реставрационных работах над тканями в Знаменном отделе Военного историко-бытового музея» (закрепление шелкового волокна раствором натурального шелка и перенос ветхих тканей на новую основу способом наклейки на тюль; с демонстрацией образцов, закрепленных и наклеенных тканей).

Заслушав доклады, совещание вынесло и запротоколировало следующие постановления: по первому докладу — считать вопрос о применении целлюлозы для закрепления тканей решенным в отрицательном смысле, вследствие нестойкости закрепителя; по второму докладу — поставить опыт по изучению естественного старения волокна; и по третьему — доложенный способ закрепления волокна и методику реставрации тканей одобрить и принять.

Одобренная в 1937 г. методика реставрации тканей с небольшими изменениями применяется нами и теперь, а от закрепления волокна раствором шелка в дальнейшем мы отказались, ввиду сравнительной сложности процесса и нестойкости закрепителя. Образцы реставрированных археологических шелковых тканей были испытаны в технологической лаборатории Текстильного института в Ленинграде в 1936 г. и в Текстильной лаборатории Института советской торговли в 1940 г. Результаты испытаний показали повышение крепости у ветхого шелка, закрепленного раствором желатина, на 75%, а у тканей после наклейки — на 178%.

Лучшими критериями правильности реставрации предметов из любого материала является степень их сохранности по истечении хотя бы нескольких десятков лет. Такой срок, правда, невелик в музейных условиях, но все же состояние реставрированного предмета в настоящее время является убедительным аргументом в выборе того или иного вида реставрации. С этой точки зрения чрезвычайно интересным является работа над собранием знамен отдела Истории русской культуры Государственного Эрмитажа, самого большого в мире собрания, насчитывающего более 6500 знамен, преимущественно с шелковыми полотнищами из тканей конца XVII— начала XX столетий20 Помимо ценности как исторических памятников военного прошлого и военной геральдики, знамена интересны как подлинные ткани с точной датировкой времени их изготовления.

Из всех знамен незначительная часть сохранилась хорошо, а на остальных, имеющих в большинстве полотнища из однотипных шелковых тканей, можно наблюдать вею гамму степеней разрушения шелковых тканей, начиная с секущегося шелка и кончая рассыпающимся в порошок.

Для каждой группы знамен, в зависимости от эпохи и рода войск, использовался особый сорт ткани, и применялись различные способы пошивки и нанесения рисунка. Многие знамена в конце XIX и начале XX в. были тщательно зарисованы и сфотографированы, благодаря чему можно точно установить степень разрушения ткани с момента зарисовки до настоящего времени.

В знаменохранилище отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа хранятся более 25 тысяч таких акварельных рисунков и фотографий.

Несмотря на то, что все знамена хранились в одинаковых условиях, по зарисовкам можно установить, что одни разрушались более, а другие менее, даже при наличии совершенно однотипной ткани.

Особенно тяжелым периодом для собрания были годы гражданской войны, эвакуация и реэвакуация, вызвавшие хранение в совершенно неподходящих условиях. Этот период был тяжелым испытанием для ветхих тканей и проверкой разных способов консервации знаменных полотнищ. Таких реставрированных полотнищ было немного, по отношению ко всему количеству знамен примерно 20—25%, но ценно, что эта реставрация имеет за собой давность от 50 до 90 лет и может поэтому дать интересный и убедительный ответ о качестве различных способов реставрации и консервации.

Какая же реставрация дала лучшие результаты?

Производя подробные инвентаризации знамен в 1936 и 1951 —1952 гг. я имел возможность осмотреть полотнище каждого знамени и определить степень разрушения, происходившего по тем или иным причинам. Обнаруженные при этом осмотре старые способы реставрации знаменных тканей можно разбить по технике выполнения на пять групп: 1) зашивка, 2) пришивка, 3) частичная наклейка на различные материалы, 4) заключение ткани в различные прозрачные оболочки, 5) наклейка на тюль.

Остановимся подробнее на каждой из этих групп и познакомимся с результатами вышеприведенных методов реставрации, учитывая то обстоятельство, что все реставрированные знамена, как и нереставрированные, находились в одинаковых условиях хранения в помещении кронверка Петропавловской крепости, где хранилище знамен после революции не отапливалось.

_________

1 Проблемы Истории докапиталистических обществ Гос. Ак. Ист. Материальной Культуры, 1934, № 4, стр. 90.

2 Ткани из раскопок Императорского Археологического Общества, 1860 г. Семибратный Курган.

3 А. Скотт. Очистка и реставрация музейных экспонатов, ОГИЗ, 1935.

4 Изд. Управления культурно-просветительных предприятий. Лениздат.

5 М. В. Фармаковский. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947, Научно-исследовательский институт Краеведческой и музейной работы.

6 Австрийского императора Франца-Иосифа.

7 Из дел Арт. Ист. музея, январь, 1911.

8 Журнал интернационального института по вопросам консервации музейных объектов. Лондон.

9 Сотрудники Technische Hogeschool. Delf. Нидерланды.

10 Сотрудница Museumof National Antiquities, Stockholm.

11 Agent Technique Tojhusmuseum Copenhague.

12 Plenderleith H. The conservation of Antiquities and Works of Art

13 В тексте применен термин «починка», а не «реставрация».

15 Research Laboratory Museumof Fine Arts.

16 Applicationof Sciencein Examinationof Worksof Art.

17 Главное Артиллерийское Управление. Канцелярия, стол 2, 30 декабря 1903 г. № 40982.

18 Журнал заседаний Особой Комиссии по вопросам сохранения и реставрации знамен.

19 Л. Я к о в л е в. Древности Российского Государства. Русские старинные знамена. Примечания, стр. 24. М., Синодальная типография, 1865 г.

20 Бывший хранитель собрания — автор настоящей статьи.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.