ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Волокно ткани разрушается независимо от того, хранилась ли ткань открыто или под стеклом, была пришита на другой материал, или не была. Причиной процесса разрушения являются свет и окружающая среда. Волокна теряют свои основные качества: крепость, мягкость, нормальную гигроскопичность и эластичность. Это вызывает разрушение структуры волокна, распадение нити. В зависимости от условий, в которых ткань находилась, и от технологической обработки волокна этот процесс может ускориться или замедлиться. Поэтому часто наблюдается лучшая сохранность более старой ткани, чем более молодой, хотя они изготовлены из однородного материала.

Одним из самых сильных пособников разрушения ткани является солнечный свет — прямой и отраженный.

В специальной литературе имеются сведения о том, что, например, шелковая ткань после инсоляции в течение 568 часов сохраняет только 2% от своей первоначальной крепости, бумажная — 61%, льняная суровая— 71% и шерстяная — 83,5%. При дальнейшей инсоляции крепость тканей стремительно падает. Темные ткани интенсивнее разрушаются от солнечного света, чем светлые (рис. 1).


1. Кукла „Хозяйка Саардамского дома". На экспозиции стояла спиной к окну. Под действием света шелк разрушился. Собр. Кунсткамеры.

Краситель, техника окраски и отбелки могут замедлить или ускорить этот процесс. Например, на шелковом флаге Российско-американской компании 1808 г., состоящем из трех полос (белой, синей и красной), белый шелк совершенно разрушен, синий — частично, а красный сохранился хорошо. На корабельном штандарте начала XVIIIв. сохранился желтый шелк, черный разрушился. *

С другой стороны, мы имеем археологические ткани, которые, находясь в погребениях, хотя и не подвергались действию солнечного света, тоже совершенно разрушились, дойдя до предельной стадии распада — порошкообразного состояния. Но если для разрушения шелка без света, например в погребениях, требуются сотни лет, то на свете — только десятки лет.

Помимо защиты музейных тканей от воздействия прямого или рассеянного солнечного света и сильного искусственного, как в хранилищах, так и в выставочных помещениях, следует обращать внимание и на качество воздуха, который должен поступать по возможности освобожденным от посторонних газов и микроорганизмов. Это достигается рациональной системой вентиляции. Газовые засорители воздуха, действуя постоянно в течение долгого времени, даже в ничтожных количествах весьма энергично разрушают текстильные волокна. Сернистый газ — одна из основных причин разрушения ткани. Он образуется при сжигании каменного угля, содержащего серу, а также при сжигании нефтяного топлива, несвободного от остатков сернистых соединений. В воздухе промышленных городов содержится от 0,2 до 3,0 частей сернистого газа на 1 000 000 частей воздуха. Даже каменные здания страдают от этого газа. Так, например, в Лондоне осаждается ежегодно на поверхность зданий и прочих объектов до 300 т серной кислоты.**

Водные растворы серной кислоты (концентрация их меняется в зависимости от относительной влажности окружающей среды) химически действуют на объекты, в том числе на органические волокна, красители и т. д.

Если учесть еще наличие в воздухе сероводорода, станет ясно, что ткани из натуральных волокон, не защищенные должным образом, обречены на постепенную гибель.

Среди прочих причин разрушения ткани видную роль играет относительная влажность воздуха. Малое содержание влаги в воздухе ведет к пересушке волокна, оно становится ломким; слишком большая влажность понижает крепость и способствует образованию плесени.

Дело в том, что в воздухе постоянно носится огромное количество спор плесневых грибков, которые, попадая в благоприятные для своего развития условия, начинают расти и разрушать волокна. ***

Но опасность плеснеобразований сокращается благодаря тому, что только незначительная часть спор попадает в условия, благоприятные для произрастания. Вследствие этого количество спор, доходящих до произрастания и дающих новое поколение, исчисляется долями процента. Благоприятные условия для роста плесени возникают при относительной влажности воздуха около 80% при температуре 20°—25°С и при отсутствии в питательной среде стойкого антимикологического вещества.

Кроме того, влажность является пособником химического разрушения ткани. Пыль, собирающаяся в складках ткани, содержит органические и минеральные частицы, которые при большой влажности в некоторых случаях' могут создать разрушающую кислотную или щелочную среду.

Кислород воздуха также разрушает ткань, медленно окисляя составные части волокна. Этот процесс особенно интенсивно протекает на свету при наличии влаги.

Ярким примером положительных результатов защиты волокна от воздействия воздуха может служить состояние двух ковров V—IIIвв. до н. э. из раскопок С. И. Руденко в Пазырыке. Эти ковры, один размером 30 кв. м, другой 4 кв. м, сохранились благодаря тому, что, находясь в вечной мерзлоте, они были защищены слоем льда от воздействия окружающей воздушной среды.

Важным фактором сохранности является и механическое воздействие от собственной тяжести ткани или посторонних причин. Это можно наблюдать, например, на висящих тяжелых портьерах, шпалерах и т. д. При подвеске вся тяжесть ложится на вертикально расположенные нити, которые, находясь под постоянной нагрузкой, доходят до состояния «усталости».

Начальная стадия разрушения волокна может быть определена только приборами — динамометром и микроскопом и характеризуется потерей крепости и нарушением цельности волокна. Следующая стадия — «сечение» ткани — определяется уже на глаз. Вначале появляются отдельные небольшие разрывы, которые растут обычно перпендикулярно к основе. В своей конечной стадии сечение превращает ткань в лохмотья, слабо связанные между собой отдельными нитями. В дальнейшем от волокна остается лишь мелкий порошок.

Этим обстоятельством можно объяснить исчезновение тканей в большинстве археологических погребений — они превратились в порошок, находящийся под костяком и вокруг него.

Порошки волокон как животного, так и растительного происхождения не различимы между собой невооруженным глазом. Однако при микроанализе можно точно определить исходные волокна, так как порошинки сохраняют все характерные признаки, присущие тому волокну, из которого они произошли. Это имеет большое практическое значение для археологии в деле определения характера погребения. Специальным анализом этих остатков волокон, превратившихся в порошок, можно точно определить из какой ткани были сшиты исчезнувшие одежды погребенных лиц.

У порошка из волос человека сохраняется пигмент, что дает возможность определить возраст погребенного (седые волосы) и расу (цвет волос).

Археологам следует все это учесть и тщательно собирать мусор и пыль под костяками. В дальнейшем, при камеральной обработке, при помощи специальных анализов они смогут получить ценные дополнительные сведения для характеристики погребения как археологического памятника.


Микрофотография. Порошки: а) шелка и б) шерсти.

Одна из причин такого разрушения кроется в окислении волокна. Это предположение подтверждается тем, что в лабораторных условиях получен аналогичный порошок из прочного шелка посредством искусственного окисления волокна марганцовокислым калием. Окисление веществ, составляющих волокно, вызывает изменение его физико-химических свойств, приводящее к «старению волокна». Этот процесс протекает независимо от того — хранится ли ткань открыто или закрыто. Способ хранения ткани может только его замедлить или ускорить.

Текстильное волокно, животного или растительного происхождения, в обычных условиях никогда не находится в состоянии покоя. Отсутствие состояния покоя является следствием некоторых физических свойств волокна, связанных с гигроскопической влажностью.

Под гигроскопичностью волокна понимается его способность поглощать (адсорбировать) в определенных количествах влагу из окружающего воздуха и удерживать ее. Адсорбция возникает при повышении относительной влажности воздуха: при понижении наблюдается обратное явление — отдача, или десорбция. Эти процессы происходят до установления равновесия, т. е. содержания в волокнах ткани и в окружающей среде определенного количества влаги, разного для различных родов волокна при одних и тех же условиях.

В зависимости от относительной влажности воздуха и температуры, существуют определенные нормы равновесия, при котором не происходит ни адсорбции, ни десорбции. Так, например, при 65% относительной влажности воздуха и 20°С шерсть (в зависимости от сорта) содержит 15—18%, шелк —11%, хлопок—8%, лен—8,5—12% гигроскопической влажности.


Чертеж усадки нити. Вверху — в сухом состоянии, внизу — после увлажнения.

Опыт показал, что качественная потеря наступает у волокна при гигроскопической влажности ниже этих норм.

Гигроскопическую влажность можно считать неотъемлемой составной частью волокна. От количественного содержания влаги зависят его химико-физические свойства. При повышении гигроскопической влажности повышается гибкость, мягкость волокна, но постепенно падает его крепость на разрыв и создаются благоприятные условия для развития микроорганизмов, главным образом плеснеобразования. Эти явления начинают наблюдаться при относительной влажности воздуха свыше 70 %, которые следует считать верхним пределом относительной влажности воздуха в помещениях, где хранятся или экспонируются музейные ткани. Таким образом, допустимый диапазон колебаний находится между 60—70% при 18—20° С.

С изменением гигроскопической влажности связано и изменение объема волокна. При увеличении гигроскопической влаги происходит набухание волокна и увеличение его объема, а при уменьшении влажности — сокращение объема.

В музеях относительная влажность воздуха постоянно меняется в зависимости от внешних условий, количества посетителей, температурного режима и т. д. Следовательно, текстильные волокна не могут иметь постоянного объема и находиться в состоянии покоя. Все время происходит работа на сжатие и растяжение.

Изменение объема объясняется пористой структурой волокна, в которую проникают молекулы воды, вызывая увеличение объема в поперечном направлении и сравнительно небольшое удлинение. При увлажнении крученой пряжи имеет место несколько другое явление: увеличивается толщина каждого витка, расположенного по спирали вокруг оси нити, вследствие чего уменьшается длина нити и ткани. Это явление называется «усадкой».

Примером усадки может служить известное изменение длины веревки, привязанной к двум столбам. В сухую погоду веревка висит с прогибом, а в дождливую натягивается, т. е. длина ее уменьшается. При высыхании у веревки опять появляется прогиб. Если нормальное волокно в известной степени безболезненно переносит изменения объема и длины, то при пониженной гигроскопической влажности старых тканей эти физические явления вызывают механические разрушения структуры волокна, приводящие к сечению и разрушению ткани.

Ткани в обычных музейных условиях в зависимости от относительной влажности воздуха постоянно изменяются в своей длине и ширине. Эти изменения вызывают сечение ткани, несомненно связанное, помимо окислительных процессов, с механическим износом, возникающим вследствие периодического трения нитей основы об нити утка в местах их переплетения.


Чертеж переплетения нитей основы и утка. Кружками обозначены места трения нитей.

В неблагоприятных условиях, часто повторяющиеся или слишком резкие изменения натяжения, например холста картины, ведут к его обветшанию, иногда к срыву холста с гвоздей подрамника и даже к разрыву самой картины. Такому явлению подвержены все ткани, натянутые на подрамники.

Известны многие случаи мгновенного разрушения археологических тканей, когда их выносили на воздух. Причина этого явления кроется в том, что постоянный режим склепа сохранял физическую структуру одряхлевшей ткани, при выносе ее наружу резкое изменение относительной влажности воздуха, а следовательно и гигроскопической влажности волокна ткани, вызывало слишком резкое изменение длины волокна, своего рода шок, которого ветхое волокно перенести не могло и разрушалось. Следовательно видимый покой ветхой ткани еще не гарантирует ее сохранности.

Какова же гигроскопическая влажность музейных тканей, а следовательно, и их защитное свойство?

Нами установлено, что у всех музейных тканей гигроскопическая влажность, как правило, понижена на 20%—62%, причем нельзя определить какую-либо закономерность и связь между возрастом тканей и потерей гигроскопичности. Несомненно, большое влияние оказали условия, в которых они находились.****

С повышением гигроскопической влажности волокна пропорционально возрастает его «упругое последействие», способность вытягиваться при воздействии растягивающих сил и медленно сокращаться до первоначальной длины после их устранения. Это свойство присуще всем волокнам и особенно шерстяному, которое при нормальной гигроскопической влажности вытягивается до 40% первоначальной длины.

Причиной указанных явлений считают изменения внутреннего строения волокна под действием растягивающих сил. Молекулярные цепи волокна в нормальном состоянии сокращены, находятся как бы в сжатой извитой форме, но при растяжении они сначала только выпрямляются и превращаются в прямые длинные молекулы, которые после устранения растягивающих сил стремятся опять занять свое прежнее положение. При более сильном растяжении распрямленные молекулы претерпевают изменения молекулярного строения, и поэтому после устранения растягивающих сил они или совсем не возвращаются в прежнее положение (в сухом волокне), или сокращаются очень медленно (в присутствии влаги).

Это явление должно быть учтено при реставрации тканей.

Несомненно, что волокно в старинных тканях подвергалось за период своего существования многократному растяжению и вследствие утраты нормальной гигроскопической влажности в большей или меньшей степени потеряло свойство «упругого последействия» и находится в деформированном состоянии, которое может быть устранено замочкой волокна в холодной воде (водные закрепители и клейстер). Пропитка волокна спиртом не вызывает такого понижения крепости и увеличения длины, как при смачивании водой; с повышением содержания спирта в водном: растворе крепость ткани возрастает.

Итак, положительное качество волокна — его способность противостоять разрушительным процессам — связано с нормальной гигроскопической влажностью: у разрушающихся тканей обнаруживается пониженная гигроскопическая влажность.

Такое положение, естественно, вызывает вопрос: нельзя ли восстановить нормальную гигроскопическую влажность у тканей, которые ее частично потеряли, и в течение какого срока она будет сохраняться? Известно много гигроскопических веществ, способных поглощать влагу из окружающего воздуха и передавать это свойство волокну, пропитанному таким веществом. Из гигроскопических веществ глицерин нашел самое широкое применение в реставрационной практике. У всех увлажненных тканей, независимо от рода волокна, повышение гигроскопической влажности прямо пропорционально концентрации раствора глицерина. Таким образом, повышение гигроскопической влажности (после увлажнения ткани) до опасных пределов может возникнуть или от завышенной концентрации раствора глицерина, или от завышенной относительной влажности воздуха.

О результатах восстановления и повышения гигроскопической влажности у шелковой ткани при пропитке ее водно-спиртовым раствором глицерина можно судить на примере увлажнения шелка оконных занавесок XIX в. Зимнего дворца и шелковой парчи XIX в. (табл. I).

Таблица I

ГИГРОСКОПИЧЕСКАЯ ВЛАЖНОСТЬ ТКАНЕЙ ПРИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА 65 и 75% и ТЕМПЕРАТУРЕ 19°С

Наименование проб Гигроскопическая влажность ткани в % Потеря или избыток влажности ткани в % Примечание
При относительной влажности воздуха
65% 75% 65% 75%
Кондиционная влажность натурального шелка 11,0 14,0 Потеря или избыток гигроскопич. влаги исчислены по отношению к кондиционной
Кондиционная влажность натурального шерсти 16,0 18,5
Кондиционная влажность натурального льна 12,0 17,0
Кондиционная влажность натурального хлопка 7,0 11,5
Шелковая ткань малиновая от занавесок Зимнего дворца середины XIXв. 7,99 -27,4 Сильно сечется
пропитанная 2% раствором глицерина 10,78 —2,0 Мягкая
пропитанная 3% раствором глицерина 11,17 + 1,5 Мягкая
пропитанная 6% раствором глицерина 17,65 +60,4 Сырая
пропитанная 10% раствором глицерина 21,62 +96,5 Очень сырая
Шелковая парча малиновая, вес 252 г/кв. м, конца XIXв. (с примесью хлопка) 7,25 7,84 -34,1 -44,0 Сечется
наклеенная на тюль 9,26 9,62 —15,8 —31,3 Мягкая
наклеенная на тюль и пропит. 1 % раствором глицерина 9,30 9,92 —15,5 —29,2 Мягкая
наклеенная на тюль и пропит. 2% раствором глицерина 10,85 12,25 -1,4 -12,5 Мягкая
наклеенная на тюль и пропит. 3% раствором глицерина 16,81 18,94 +38,1 +35,3 Влажная
наклеенная на тюль и пропит. 4% раствором глицерина . 20,69 24,71 +88,1 +76,5 Сырая

Следовательно, повышение гигроскопичности у тканей вполне возможно путем пропитки их водно-спиртовым раствором глицерина, при условии соблюдения относительной влажности воздуха в дальнейшем в пределах 60%—70%.

Продолжительность действия глицериновой пропитки неизвестна, так как проверка на искусственное старение не проводилась. Для решения этого вопроса необходимо поставить в музейных условиях наблюдение за увлажненными тканями в течение нескольких десятилетий. Можно только сказать, что глицерин является стойким веществом; в лабораторной практике известны случаи, когда желатиновые студни с добавлением 10—20% глицерина сохраняли свою эластичность десятки лет (т. е. не пересыхали). Добиваясь мягкости ткани, не следует сильно увеличивать процент глицерина, ибо наличие его свыше 3% может сделать ткань постоянно влажной, даже при нормальной относительной влажности воздуха. Однако, если по прошествии какого-то промежутка времени будет снова обнаружена пониженная гигроскопическая влажность ткани, то надо снова произвести пульверизацию водно-спиртовым раствором глицерина. Возможно, что такая периодическая пульверизация будет нужна каждые двадцать или пятьдесят лет.

_____________

* Из собрания знамен и флагов Гос. Эрмитажа.

** Если сернистый газ перечислить на 80% серную кислоту.

*** В. В. Эк. К вопросу борьбы с плеснями в помещениях архивохранилищ и книгохранилищ. Центр. Реставр. Мастерские. М., 1939.

**** Испытания проб были произведены в реставрационной мастерской Эрмитажа автором настоящей статьи. Результаты испытаний приведены в табл. I, опубликованной в сб. «Реставрация и исследование художественных памятников». Гос. Эрмитаж, 1955, стр. 56.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.