ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Некоторые проблемы реставрации археологической кожи

Синицына Н.П. (ФГУ ГИКМЗ "Московский Кремль")

При реставрации ряда предметов из кожи, в разное время изъятых из саркофагов или из земли при проведении археологических изысканий, автор статьи столкнулся с рядом проблем.

Несколько предметов, рассматриваемых в работе, были найдены в саркофагах из Вознесенского монастыря в Московском Кремле, основанного в конце XIV в. Великой княгиней Евдокией, вдовой Димитрия Донского. 20 мая 1407 г. на территории монастыря заложили Вознесенский собор, где через полтора месяца похоронили основательницу обители. До 1731 г. Вознесенский монастырь служил местом упокоения особ женского пола из великокняжеских и царских семей.

Реставрация фрагментов кожаного пояса из захоронения Великой княгини Евдокии Донской

В 1929 г. при разрушении Вознесенского монастыря в захоронении Евдокии Донской зафиксировали и изъяли фрагменты кожаного пояса с тиснением. В течение почти восьмидесяти лет они находились в хранении без предварительной обработки и смягчения.

При поступлении на реставрацию очень ломкая хрупкая кожа фрагментов пояса была пересушена и перекручена. Из-за сильной деформации и загрязненности экспоната тиснение почти не читалось, и реставраторы не могли понять, что именно изображено в клеймах. На некоторых участках поверхности виднелись следы плесени. А в целом пояс представлял собой пересохшие фрагменты кожи, закрученные в спираль.

Основываясь на результатах микробиологических исследований, решили провести дезинфекцию и очистку экспоната. Чтобы прочитать изображения на тиснении, было необходимо пластифицировать кожу, очистить ее и найти способ устранения деформации, не нарушающий рельеф тиснения, а также реконструировать фрагменты пояса в единое целое.

Учитывая высокую степень хрупкости кожи, поверхностную очистку провели мягким флейцем. Антимикробную обработку выполнили с использованием 3%-ного раствора Preventol R80 фирмы Байер, нанося водно-спиртовой раствор при помощи кисти. Кожу пластифицировали в два этапа. Фрагменты погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 300 25% : полиэтилен-гликоль 3000 10% : этиловый спирт 15% : дистиллированная вода 50%) сроком на пять недель, а затем поместили в морозильную камеру, где выдержали в течение четырех недель при температуре минус 6— 10°С. После этого фрагменты снова погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 1500 10% : полиэтилен-гликоль 400—40% : этиловый спирт 10% : дистиллированная вода 40%) сроком на десять недель. Перед изъятием из раствора фрагменты очистили с помощью жесткого флейца. По окончании этой операции фрагменты, завернутые в фильтровальную бумагу, поместили в морозильную камеру и высушили в течение шести недель при температуре минус 6—10°С. Смягчение и консервацию кожаных деталей пояса провели смазкой (криолан 12 г : ланолин 7г : пчелиный воск 1 г : синтанол 8 г : дистиллированная вода 72 г), которую нанесли мягкой кисточкой на всю поверхность кожи с двух сторон.

В результате пластифицирования кожа пояса приобрела необходимую степень пластичности, что сделало возможным устранение деформации. Этот процесс провели в несколько этапов. Фрагменты, смазанные консервирующей смазкой, постепенно распрямили методом частичного прессования, помещая между двумя слоями фильтровального сукна и закладывая под пресс (небольшие мешочки с песком). Площадь прессования постепенно увеличивали по мере расправления фрагментов. Тяжелый пресс не использовали, чтобы не повредить тиснение. Процесс прессования происходил в течение восьми недель. Восполнение утрат и соединение фрагментов выполнили путем подведения отшерфованной дублировочной кожи в места утрат и соединений. Для склеивания использовали клей Acrylkleber 360 HV. Перед нанесением клея края поверхностей осторожно зачистили (кожа пояса со стороны бахтармы).



Пояс Евдокии Донской. Выявление тисненых изображений

Для более прочного склеивания пояс поместили между слоями фильтровального сукна и заложили под пресс (мешочек с песком) сроком на две недели. Процесс прессования происходил в течение восьми недель. После склеивания и восполнения утрат кожу пояса несколько раз в течение четырех недель обильно обработали смазкой (криолан 60 г : вазелиновое масло 40 г : пчелиный воск 5 г). Необходимо отметить, что после обработки пояс закладывали под легкий пресс между слоями фильтровального сукна, чтобы постепенно удалить излишки смазки. Процесс прессования происходил в течение восьми недель.

Для хранения и экспонирования отреставрированного пояса из бескислотного картона, обклеенного эксцельсиором, изготовили паспарту.

В результате устранения деформации и пластифицирования кожи на поясе выявились прекрасные тисненые изображения одиннадцати двунадесятых праздников и Распятия: (4) Крещение Христово; (5) Воскрешение Лазаря; (6) Вход Господень в Иерусалим; (7) Преображение Господне; (8) Распятие; (9) Воскресение Христово; (10) Вознесение Господне; (11) Сошествие Святого Духа. Утрачены фрагменты с изображениями четырех праздников: (1) Благовещение; (2) Рождество Христово; (3) Сретение Господне; (12) Успение Богородицы.

Реставрация пинеток из захоронения Федора Вельского

В 1989 г. при проведении вскрытия и исследования саркофагов в подвальном помещении Архангельского собора Московского Кремля, куда в 1929 г. были перенесены останки цариц и великих княгинь из Вознесенского монастыря, археолог Т.Д. Панова зафиксировала фрагменты детской обуви и остатки рубашки в захоронении Федора Вельского, умершего в возрасте двух лет в 1568 г. Необходимо отметить, что это единственное мужское захоронение в некрополе Вознесенского монастыря.

Когда экспонат поступил на реставрацию, автор статьи был уверен, что перед ним — детский сапожок из ткани с кожаной подошвой, перевитой тонкой плетеной тесьмой, в то время как от второго сапожка осталась только кожаная подошва во фрагментарном состоянии. Однако в процессе очистки выяснилось, что упомянутая выше кожаная «подошва» никак не прикреплена к тканевому верху, более того, оказалось, что тканевая часть «сапожка» есть не что иное, как маленькая портянка, обматывавшая ножку ребенка, на которую была надета пинетка, обвитая тонкой шелковой плетеной тесьмой поверх портянки.

Портянка, изготовленная из тонкой шелковой ткани, камки, к моменту поступления на реставрацию стала очень сильно заизвесткованной и имела большие утраты.

Состояние сохранности жестких, ломких, пересушенных кожаных деталей было крайне неудовлетворительным. Кожу следовало немедленно пластифицировать и выполнить ее консервацию. Сложность работы заключалась в том, что маленькие пинетки размером 10 см дошли до нас в виде двенадцати фрагментов и имели много утрат. Учитывая высокую степень хрупкости кожи, поверхностную очистку выполнили мягким флейцем. Антимикробную обработку провели с использованием 3%-ного раствора Preventol R80 фирмы Байер, нанося водно-спиртовой раствор при помощи кисти.

Кожаные фрагменты пинеток отделили от ткани и после мягкой механической очистки погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 300 25% : поли-этиленгликоль 3000 10% : этиловый спирт 15% : дистиллированная вода 50%) сроком на пять недель. Вслед за этим их поместили в морозильную камеру, где выдержали в течение четырех недель при температуре минус 6-10°С, а затем снова погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 400 40%: полиэтиленгликоль 1500 10% : этиловый спирт 10% : дистиллированная вода 40%) сроком на десять недель и, наконец, поместили в морозильную камеру, где выдержали при температуре минус 6—10°С.

По окончании этих процессов кожаные детали и их фрагменты подвергли обработке смягчающей и консервирующей смазкой (криолан 12 г ланолин 7 г : пчелиный воск 1 г : синтанол 8 г : дистиллированная вода 72 г). Для более эффективного действия смазку нанесли на аккуратно размягченный глазным скальпелем верхний слой бахтармы внутренней стороны кожаных деталей. Восполнение утрат выполнили путем подведения отшерфованной дублировочной кожи (в данном случае использовали тонкую хорошо выделанную перчаточную козлиную кожу) в места утрат и соединений. Для склеивания использовали клей Acrylkleber 360 HV.

Устранение деформаций провели с помощью специальных вкладышей и мешочков с песком в роли прессов, после чего подготовленные детали соединили по старым проколам иглой и вощеной хлопчатобумажной нитью. Ткань очистили мягким флейцем в водно-спиртовом растворе, высушили на фильтровальной бумаге и сдублировали на тонированный отваром дубовой коры по алюмокалиевой протраве газ, используя 3%-ный мучной клей.

Реставрация детского сапожка из раскопок на Ивановской площади

Фрагменты предметов быта и одежды из кожи встречаются при раскопках очень часто. Кожаная обувь, обнаруживаемая при археологических изысканиях, бывает самых различных конструкций. Нередко попадается и детская. Так, в 1998 г. при раскопках старого Гостиного двора в слое XV в. был найден детский сапожок мягкой конструкции, состоявший из подошвы длиной 12 см, головки и двучастного голенища. Такую обувь упрощенной конструкции шили для детей младшего возраста.

При раскопках на Ивановской площади Московского Кремля обнаружили фрагменты детского кожаного сапожка. Полный набор деталей, а также довольно хорошая сохранность кожи сделали возможным выполнение его реконструкции. Кожа сапожка имела черный цвет, и можно предположить, что первоначальный цвет был более радостным, но археологическая кожа после длительного пребывания в почве обычно становится серо-черной. Перечислим детали сапожка.


Детский сапожок. До реставрации и после реставрации.

A. Двучастное голенище, скрепленное по бокам тачным швом. Верхний обрез ровный. Нижний край задней части голенища скреплен с подошвой сквозным швом. Передняя часть соединена с головкой тачным швом.

Б. Головка цельнокроенная, симметричная, с конусообразным вырезом в носовой части, куда вшивался приподнятый и слегка загнутый кверху носок подошвы, обеспечивающий объемную форму головки, удобную для стопы. Верхний обрез головки, скрепленный с голенищем тачным швом, имел в центре небольшой язычок. По наружной стороне головки располагалось линейное тиснение, препятствующее образованию грубых складок на подъеме.

B. Подошва длиной 19 см с заостренным носком и округлой пяткой. Головка была пришита в подтай, а пятка прошита сквозным швом. Внешняя сторона подошвы в пяточной и носочной частях укреплена металлическими гвоздиками с диаметром шляпок 0,9 см;

Г. Подпяточная прокладка, сильно истертая и сохранившаяся фрагментарно. Внутренняя прокладка задника крепилась к голенищу с внутренней стороны потайным швом.

Состояние сохранности фрагментов кожи было удовлетворительным, что позволило выполнить реконструкцию, восстановив первоначальный вид сапожка, для чего после проведения очистки и возвращения пластичности все детали надлежало соединить в определенной последовательности. Задник с внутренней стороны сапожка имел значительную утрату (вероятно, при раскрое не хватило материала, и задник надставили — виден след от тачного шва).

Механическую очистку деталей сапожка от остатков почвенных отложений провели с помощью жестких флейцев. В процессе пластифицирования кожаные детали погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 400 25% : поли-этиленгликоль 150 10%: этиловый спирт 15% : дистиллированная вода 50%) сроком на восемь недель, а затем поместили в морозильную камеру, где выдержали в течение шести недель при температуре минус 6—10°С. После этого со стороны бахтармы очистили жестким флейцем и скальпелем, при этом несколько раз обработав смазкой (криолан 60 г : вазелиновое масло 40 г : пчелиный воск 5 г).

Деформацию деталей устранили методом прессования на специально изготовленных вкладышах и формах под грузом (мешочки с песком через сукно).

Для восполнения утрат подготовили новую кожу. Опоек комбинированного дубления окрасили методом погружения в красильную ванну. Для крашения использовали кислотные красители. Концентрация красителя составляла 15% от веса кожи. До получения требуемого цвета кожу погрузили в красильный раствор и выдержали при температуре 45—50°С в течение часа.

Восполнение утрат выполнили путем подведения подготовленной и отшерфованной дублировочной кожи в места утрат (кожу фрагментов сапожка в местах утрат также шерфовали) с помощью клея Aaylkleber 360 HV. Остатки смазки в местах склеивания удалили.

Кожаные детали сшили по старым отверстиям иглой и вощеной хлопчатобумажной нитью. Сначала потайным швом пришили прокладку задника с внутренней стороны. Затем к подошве была пришита головка сапога швом в подтай. Так как задник сапога с внутренней стороны имел значительную утрату, подобрали кожу, отличающуюся по фактуре от кожи сапога, выкроили недостающую деталь и по старым отверстиям пришили тачным швом к заднику. След от первоначального шва хорошо сохранился. После этого задник по бокам соединили с головкой тачным швом. Первоначально задник скреплялся с подошвой сквозным швом. Верхние обрезы головки скрепили с голенищем тачным швом. После сшивания кожу сапога обработали смазкой. Через пять дней излишки смазки удалили.

Реставрация туфли из раскопок на Ивановской площади

В 1995 г. при раскопках на Ивановской площади в слое XIII—XIV вв. был найден предмет, впоследствии оказавшийся кожаной обувью очень интересного кроя. Такой тип обуви очень характерен для данного времени, туфли подобного кроя встречались при раскопках в Старой Рязани и Владимире.


Туфля. В процессе пластификации.                             Туфля. Схема кроя

Фрагмент головки туфли. В процессе восполнения утрат

Туфля изготовлена из хорошо выделанной сравнительно тонкой кожи (1,5 мм), окрашенной в темный, почти черный цвет, и представляет собой скроенную из цельного куска кожи конструкцию сложной конфигурации, соединенную одним тачным швом. Подошва выкраивалась отдельно. Верхняя часть туфли была украшена вышивкой, от которой остались только проколы. Длина подошвы предположительно равна 22 см, высота задней части - 9 см, высота передней части — 13 см.

На реставрацию экспонат поступил в сложенном виде, с четко просматривающейся глубокой линией сгиба по центру. Кожа была жесткая, ломкая, с многочисленными расслоениями. По нижнему краю имелись множественные утраты и жесткие заломы. Наблюдалось сильное расслоение кожи в верхней части туфли. Имелись многочисленные утраты, особенно по нижнему краю головки. Кожа нуждалась в проведении антимикробной обработки, пластифицировании и устранении деформаций. Необходимо было восполнить утраты и провести реконструкцию туфли по имеющимся аналогам.


После реставрации

Механическую очистку кожи от остатков почвенных отложений проводили с помощью жестких флейцев. Антимикробную обработку выполнили с использованием 3%-ного раствора PreventolR80 фирмы Байер, нанося водно-спиртовой раствор при помощи кисти. Кроме того, после первичной обработки скальпелем и жестким флейцем удалили многочисленные плесневые грибы с внутренней стороны туфли.

Провели вторичную обработка раствором Preventol R80 со стороны бахтармы. В процессе пластифицирования кожаные детали погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 300 25% : полиэтиленгликоль 3000 10% : этиловый спирт 15% : дистиллированная вода 50%) сроком на пять недель. В течение этого времени раствор по мере загрязнения меняли, и кожа очищалась. Затем туфлю поместили в морозильную камеру, где выдержали в течение четырех недель при температуре минус 6—10°С, после чего кожу очистили со стороны бахтармы жестким флейцем и скальпелем, при этом несколько раз обрабатывая смазкой (криолан 60 г: вазелиновое масло 40 г: пчелиный воск 5 г). Смазку наносили на слегка увлажненную кожу.

Устранение деформации провели в несколько этапов: очень стойкие заломы запрессовали между мраморными досками, а устранение деформации головки выполнили с помощью жестких вкладышей и мешочков с песком.

Утраты восполнили методом подведения в места утрат дублировочной отшерфованной кожи аналогичной структуры. При склеивании кожи использовали клей Akrylkleber 360 HV. Перед нанесением клея края утрат на кожаных деталях аккуратно отшерфовали со стороны бахтармы.

После восполнения всех утрат, сведения маленьких разрывов и устранения деформации стало возможным восстановление первоначального бокового шва туфли. Иглой и вощеной хлопчатобумажной нитью по старым отверстиям восстановили тачной шов. По аналогии с более полно сохранившимся образцом такого типа обуви (Отдел археологии Музеев Кремля) сделали новую подошву из бескислотного картона, обклеенного эксцельсиором. Подошву прикрепили с помощью иглы и вощеной хлопчатобумажной нити, используя сохранившиеся старые отверстия от швов.

Реставрация плетеного креста из саркофага в церкви Ризоположения

В церкви Ризоположения много лет хранятся два белокаменных саркофага неизвестной принадлежности. В 1999 г. были произведены вскрытия и исследования останков, при которых выяснилось, что это захоронение двух монахов (скорее всего, Чудова монастыря).


Плетеный крест. До реставрации

В одном из саркофагов (№ 906) обнаружили обрывки плетеного кожаного креста и остатки погребальных тапочек. (Ввиду того, что захоронение анэпиграфическое, датировка осуществлялась по форме саркофага, который относится к концу XV — началу XVI в.) Остатки такого рода изделий из кожи характерны для монашеского захоронения древнерусского времени. Студийский канон погребения монаха упоминает «плетцы», пояс, «плетницы». «Плетцы» представляют собой тонкий шнур, сплетенный из четырех узких полос кожи, окрашенных в черный цвет. Кожаные кресты на «плетцах», по мнению диакона А. Мусина, в XII—XIII вв. служили эквивалентами более поздних кожаных парамандов. Например, известен монашеский крест-параманд XIIв. из Киево-Печерской лавры, сплетенный из четырех кожаных полос с узлами, вывязанными по краям плетения.

Кожа монашеского креста и шнуров из церкви Ризоположения находилась в крайне неудовлетворительном состоянии сохранности, была настолько пересушена, что даже при небольшом давлении рассыпалась в пыль.

Плетеный шнур представлял собой 38 фрагментов разной длины. Наблюдалась значительная деформация всех фрагментов, некоторые из них покрылись окислами или плесенью. Пространство между кожаными полосками плетения было забито грязью и тленом. Плетеный крест покрылся грязью и распался на три фрагмента. Данные микробиологического исследования показали высокую степень зараженности кожи микроорганизмами, поэтому следовало срочно провести антимикробную обработку и очистку экспоната от плесени.

Учитывая высокую степень хрупкости и ломкость кожаного плетения, необходимо было проявлять особую осторожность при пластифицировании и устранении деформации.

Экспонат решили в течение длительного времени поэтапно вымачивать в растворах (полиэтиленгликоль: вода: спирт), используя разные соот ношения данных ингредиентов и после каждого этапа высушивая при низких температурах.


В процессе реставрации


После реставрации

Антимикробную обработку провели с использованием 3%-ного раствора Preventol R80 фирмы Байер, нанося водно-спиртовой раствор при помощи кисти.

Пластифицирование кожаных фрагментов креста провели в три этапа. Сначала их погрузили в раствор (полиэтиленгликоль 30025%: по-лиэтиленгликоль 3000 10% : этиловый спирт 15% : дистиллированная вода 50%) сроком на пять недель, в дальнейшем поместив в морозильную камеру, где выдерживали в течение двух недель при температуре минус 6—10°С. Затем фрагменты шнура и креста снова поместили на восемь недель в раствор (полиэтиленгликоль 400 40% : полиэтиленгликоль 1500 10% : этиловый спирт 10% : дистиллированная вода 40%).

Смягчение кожаных деталей креста проводили смазкой (криолан 12 г : ланолин 7 г : пчелиный воск 1 г : синтанол 8 г : дистиллированная вода 72 г), нанося ее мягкой кисточкой.

После пластифицирования кожа шнура и креста стала более мягкой и живой, но шнуры сохранили сильную деформацию. Поскольку метод от-прессовывания в данном случае не подходил, каждый фрагмент с нанесенной смазкой завернули в фильтровальную бумагу, при этом распрямляя его, и на длительное время (четыре недели) прибинтовали к цилиндрической форме большого диаметра.

После устранения деформации следовало соединить многочисленные фрагменты в единое целое. Вначале была сделана попытка склеить фрагменты плетеного шнура, соединяя их с помощью тонких деревянных палочек, сделанных из дуба, но этот метод себя не оправдал. Тогда приняли решение связать фрагменты шнура с помощью тонкой иглы и тонкой вощеной нити. Для этого, не прокалывая кожу, по конструктивным линиям плетения провели нить. Весь шнур оказался как бы нанизанным на нить.

Места соединений фрагментов укрепили узкими (3 мм) полосками тонкой отшерфованной дублировочной кожи, используя клей Acrylkleber 360HV.


После реставрации

Фрагменты креста соединили тонкими шипами, вырезанными из дуба, этим же клеем.

Как отмечалось выше, все рассмотренные предметы являлись археологическими находками и в течение длительного времени находились в фондах без предварительной обработки, а это значит, что кожа подвергалась значительному пересушиванию. Поэтому процесс реставрации во всех случаях был очень долгим, так как пересушенная кожа — необыкновенно хрупкий материал, требующий длительного пластифицирования.

Нет единого рецепта для реставрации разных видов предметов из кожи, в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход, но можно значительно облегчить задачу реставратора, если правильно обработать археологическую находку. Желательно после механической очистки мягким флейцем погрузить предмет в раствор полиэтиленглико-ля (полиэтиленгликоль 300 20%: поли-этиленгликоль 1500 10% : этиловый спирт + превентол 10% : дистиллированная вода 60%).

Примечания

1. Осипов Д.А. Кожаные туфли в комплексе погребальных одежд.

Первоисточник: 
Некоторые проблемы реставрации археологической кожи. Н.П.Синицына
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.