ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ (1961)

СЕМЕНОВИЧ Н.Н.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выпуская книгу Н. Н. Семеновича — «Реставрация музейных тканей», Государственный Эрмитаж продолжает нужное и полезное дело, начатое еще в 1955 году выпуском сборника «Реставрация и исследование художественных памятников». Весьма показательно то, что указанный сборник разошелся буквально за несколько дней и в настоящее время стал библиографической редкостью.

Вопросы реставрации, и в первую очередь методы консервации уникальных памятников материальной культуры и искусства, интересуют каждого музейного работника, одной из главных и повседневных забот которого является сохранение экспонатов выставок и хранилищ.

Создавая возможно лучшие условия хранения вещей, заботливый музейный работник часто все же не в силах предотвратить естественное старение экспонатов, которые продолжают жить своей внутренней жизнью. Их жизнь — это процессы окисления и соединения с вредными газами (в атмосфере промышленных городов их особенно много), беспрерывно продолжающееся механическое движение волокон тканей, дерева, кожи, бумаги, вызываемое сменой влажности и температуры, разрушительные процессы под воздействием невидимых ультрафиолетовых лучей, пагубное влияние микроорганизмов.

Приостановить эти и многие другие естественные процессы, ведущие к постепенному разрушению материальной основы экспоната, даже при оптимальных условиях хранения, во многих случаях возможно только путем особой обработки, комплекса различных воздействий — консервации, методы и способы которой чрезвычайно разнообразны. Различные группы экспонатов требуют при их консервации и совершенно различных, часто индивидуальных методов. Цель консервации — повышение сопротивляемости памятника внешним условиям, воздействию окружающей среды.

Многие музейные вещи иногда бывают значительно разрушены временем или неправильным хранением. В таких случаях, помимо консервации, требуется их реставрация (в узком смысле этого слова) и даже реконструкция. Этим достигается восстановление внешнего вида вещи, что в первую очередь и определяет историческую или художественную ценность экспоната.

Весьма осложняет задачу то, что при работе над музейной вещью необходимо соблюдение целого ряда условий:

а) оптимальная устойчивость консервирующих компонентов по отношению к различным условиям хранения и времени;

б) сохранение присущего данной вещи внешнего вида (цвет, структура поверхности);

в) безопасность процессов и инертность вводимых материалов по отношению к материалу самой вещи;

г) обратимость процессов, применяемых к экспонату (возможность при желании возвратить экспонат в первоначальное состояние);

д) простота метода, освоение которого практически доступно и возможно в музейных условиях.

Обязательным принципом является абсолютная недопустимость неудач, ошибок, брака в работе, так как погубленный экспонат заменить невозможно. Это вызывает необходимость глубокого научного подхода к вопросам консервации и реставрации музейных ценностей, необходимость проведения предварительных исследований материальной основы экспоната, чтобы правильно выбрать тот или иной метод его обработки.

Даже из этого, далеко неполного перечня тех трудностей, условий и задач, которые вызываются спецификой музейных требований, ясно, что работа реставратора в современных условиях требует больших знаний, особой научной подготовки. Прежде чем приступить к работе над определенным кругом экспонатов, будь то ткань, дерево, металл, бумага или живопись, реставратор должен в совершенстве изучить тот проверенный наукой и практикой метод, который может быть применен к данным экспонатам. Без предварительного серьезного изучения этого метода приступать к работе над экспонатом нельзя. Реставратор должен глубоко изучить теоретические основы и технологию метода.

Однако большим препятствием к этому является крайне недостаточное количество специальной литературы — книг по вопросам реставрации.

Сложность задач и широта проблем реставрации настоятельно требуют постоянной научно-исследовательской работы в отыскании новых более совершенных методов. При этом недостаточно основываться только на практическом опыте реставратора, на результатах экспериментальной работы — необходимо широко и смело, но вместе с тем продуманно и осторожно, использовать новейшие достижения таких близких и нужных каждому серьезному реставратору наук, как химия, физика, микробиология и т. п.

Успехи нашей Советской науки, бурное развитие техники, предусмотренное семилетним планом, открывают перед реставратором неограниченные возможности в расширении и технизации методов работы.

В настоящее время в реставрационных мастерских Эрмитажа, как и в других крупных центрах музейной работы, широко используются синтетические смолы и растворители, новые антисептики и отбеливающие средства, антикоррозийные покрытия, электродиализ и многое другое. Все большее и большее применение при исследованиях и в целях дезинфекции находят рентгеновские, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Проводятся опыты применения ультразвука, токов высокой частоты и вымораживания для очистки металла и сушки мокрого археологического дерева.

Эти поиски нового были бы значительно облегчены при наличии между музеями обмена информацией. Однако и в этом отношении приходится констатировать недостаточность публикаций результатов исследований, что тормозит дело, приводит к ненужному параллелизму.

Отсутствие книг по вопросам реставрации весьма затрудняет и подготовку кадров, без которых обеспечить правильное хранение, а тем более консервацию и реставрацию музейных ценностей, невозможно. Необходимы высококвалифицированные кадры музейных работников, обладающих не только практическим опытом, но и специальными, достаточно глубокими теоретическими знаниями.

Консервация ветхих тканей — особенно сложная и трудная проблема реставрационной практики. Волокно ткани (растительного и животного происхождения), как и всех органических материалов, подвержено старению. Законсервировать ткань, особенно археологическую, сохранив ее структуру, цвет и эластичность — дело сложное.

Монография Н. Н. Семеновича — «Реставрация и хранение музейных тканей» представляет собой серьезный и оригинальный научный труд, являющийся результатом многолетних наблюдений, кропотливой исследовательской и практической работы автора в реставрационных мастерских Эрмитажа.

Научные выводы и предлагаемые на их основе методы работы и технологические процессы многократно проверены на практике, как самим автором, так и его учениками. Экспонаты, подвергнутые консервации этими методами, проверены временем.

Ценность этой книги заключается, прежде всего, в том, что она может служить своего рода учебником, настольным руководством для самого широкого круга музейных работников, реставраторов и хранителей.

Автор последовательно и четко излагает методику и технологию работ по реставрации различных групп тканей, что дает полную возможность не только ориентироваться в выборе метода, но и легко освоить его практически.

Теоретическая часть, касающаяся причин естественного старения и постепенного разрушения тканей, главы о методах хранения и консервации могут заинтересовать также сотрудников научно-исследовательских институтов текстильной промышленности, товароведов и многочисленных коллекционеров.

Теоретическое обоснование метода консервации тканей и предлагаемая автором технология, как и решение каждой реставрационной проблемы, не могут быть окончательными. Метод Н. Н. Семеновича также необходимо совершенствовать. За последний год старшим реставратором Эрмитажа В. А. Дудиной было введено несколько улучшений, выражающихся в более дифференцированном применении тех или иных приемов проклейки в зависимости от характера ткани. Необходимо продолжить поиски и в подборе более стойкого антисептика. Перспективной представляется, идея замены клейстерного апрета-закрепителя синтетическими смолами. В частности, Эрмитажем ведутся поиски метода закрепления живописи на шелке путем пропитки раствором полибутилметакрилата.

Несомненно, в реставрационных мастерских различных музеев в работе с тканями есть что-то новое. Мы просим товарищей поделиться своим опытом и достижениями. Надеемся, что их замечания, предложения и критика помогут дальнейшему совершенствованию методов консервации и реставрации музейных тканей.

Д. Марковский
Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.