ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ (1961)

СЕМЕНОВИЧ Н.Н.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выпуская книгу Н. Н. Семеновича — «Реставрация музейных тканей», Государственный Эрмитаж продолжает нужное и полезное дело, начатое еще в 1955 году выпуском сборника «Реставрация и исследование художественных памятников». Весьма показательно то, что указанный сборник разошелся буквально за несколько дней и в настоящее время стал библиографической редкостью.

Вопросы реставрации, и в первую очередь методы консервации уникальных памятников материальной культуры и искусства, интересуют каждого музейного работника, одной из главных и повседневных забот которого является сохранение экспонатов выставок и хранилищ.

Создавая возможно лучшие условия хранения вещей, заботливый музейный работник часто все же не в силах предотвратить естественное старение экспонатов, которые продолжают жить своей внутренней жизнью. Их жизнь — это процессы окисления и соединения с вредными газами (в атмосфере промышленных городов их особенно много), беспрерывно продолжающееся механическое движение волокон тканей, дерева, кожи, бумаги, вызываемое сменой влажности и температуры, разрушительные процессы под воздействием невидимых ультрафиолетовых лучей, пагубное влияние микроорганизмов.

Приостановить эти и многие другие естественные процессы, ведущие к постепенному разрушению материальной основы экспоната, даже при оптимальных условиях хранения, во многих случаях возможно только путем особой обработки, комплекса различных воздействий — консервации, методы и способы которой чрезвычайно разнообразны. Различные группы экспонатов требуют при их консервации и совершенно различных, часто индивидуальных методов. Цель консервации — повышение сопротивляемости памятника внешним условиям, воздействию окружающей среды.

Многие музейные вещи иногда бывают значительно разрушены временем или неправильным хранением. В таких случаях, помимо консервации, требуется их реставрация (в узком смысле этого слова) и даже реконструкция. Этим достигается восстановление внешнего вида вещи, что в первую очередь и определяет историческую или художественную ценность экспоната.

Весьма осложняет задачу то, что при работе над музейной вещью необходимо соблюдение целого ряда условий:

а) оптимальная устойчивость консервирующих компонентов по отношению к различным условиям хранения и времени;

б) сохранение присущего данной вещи внешнего вида (цвет, структура поверхности);

в) безопасность процессов и инертность вводимых материалов по отношению к материалу самой вещи;

г) обратимость процессов, применяемых к экспонату (возможность при желании возвратить экспонат в первоначальное состояние);

д) простота метода, освоение которого практически доступно и возможно в музейных условиях.

Обязательным принципом является абсолютная недопустимость неудач, ошибок, брака в работе, так как погубленный экспонат заменить невозможно. Это вызывает необходимость глубокого научного подхода к вопросам консервации и реставрации музейных ценностей, необходимость проведения предварительных исследований материальной основы экспоната, чтобы правильно выбрать тот или иной метод его обработки.

Даже из этого, далеко неполного перечня тех трудностей, условий и задач, которые вызываются спецификой музейных требований, ясно, что работа реставратора в современных условиях требует больших знаний, особой научной подготовки. Прежде чем приступить к работе над определенным кругом экспонатов, будь то ткань, дерево, металл, бумага или живопись, реставратор должен в совершенстве изучить тот проверенный наукой и практикой метод, который может быть применен к данным экспонатам. Без предварительного серьезного изучения этого метода приступать к работе над экспонатом нельзя. Реставратор должен глубоко изучить теоретические основы и технологию метода.

Однако большим препятствием к этому является крайне недостаточное количество специальной литературы — книг по вопросам реставрации.

Сложность задач и широта проблем реставрации настоятельно требуют постоянной научно-исследовательской работы в отыскании новых более совершенных методов. При этом недостаточно основываться только на практическом опыте реставратора, на результатах экспериментальной работы — необходимо широко и смело, но вместе с тем продуманно и осторожно, использовать новейшие достижения таких близких и нужных каждому серьезному реставратору наук, как химия, физика, микробиология и т. п.

Успехи нашей Советской науки, бурное развитие техники, предусмотренное семилетним планом, открывают перед реставратором неограниченные возможности в расширении и технизации методов работы.

В настоящее время в реставрационных мастерских Эрмитажа, как и в других крупных центрах музейной работы, широко используются синтетические смолы и растворители, новые антисептики и отбеливающие средства, антикоррозийные покрытия, электродиализ и многое другое. Все большее и большее применение при исследованиях и в целях дезинфекции находят рентгеновские, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Проводятся опыты применения ультразвука, токов высокой частоты и вымораживания для очистки металла и сушки мокрого археологического дерева.

Эти поиски нового были бы значительно облегчены при наличии между музеями обмена информацией. Однако и в этом отношении приходится констатировать недостаточность публикаций результатов исследований, что тормозит дело, приводит к ненужному параллелизму.

Отсутствие книг по вопросам реставрации весьма затрудняет и подготовку кадров, без которых обеспечить правильное хранение, а тем более консервацию и реставрацию музейных ценностей, невозможно. Необходимы высококвалифицированные кадры музейных работников, обладающих не только практическим опытом, но и специальными, достаточно глубокими теоретическими знаниями.

Консервация ветхих тканей — особенно сложная и трудная проблема реставрационной практики. Волокно ткани (растительного и животного происхождения), как и всех органических материалов, подвержено старению. Законсервировать ткань, особенно археологическую, сохранив ее структуру, цвет и эластичность — дело сложное.

Монография Н. Н. Семеновича — «Реставрация и хранение музейных тканей» представляет собой серьезный и оригинальный научный труд, являющийся результатом многолетних наблюдений, кропотливой исследовательской и практической работы автора в реставрационных мастерских Эрмитажа.

Научные выводы и предлагаемые на их основе методы работы и технологические процессы многократно проверены на практике, как самим автором, так и его учениками. Экспонаты, подвергнутые консервации этими методами, проверены временем.

Ценность этой книги заключается, прежде всего, в том, что она может служить своего рода учебником, настольным руководством для самого широкого круга музейных работников, реставраторов и хранителей.

Автор последовательно и четко излагает методику и технологию работ по реставрации различных групп тканей, что дает полную возможность не только ориентироваться в выборе метода, но и легко освоить его практически.

Теоретическая часть, касающаяся причин естественного старения и постепенного разрушения тканей, главы о методах хранения и консервации могут заинтересовать также сотрудников научно-исследовательских институтов текстильной промышленности, товароведов и многочисленных коллекционеров.

Теоретическое обоснование метода консервации тканей и предлагаемая автором технология, как и решение каждой реставрационной проблемы, не могут быть окончательными. Метод Н. Н. Семеновича также необходимо совершенствовать. За последний год старшим реставратором Эрмитажа В. А. Дудиной было введено несколько улучшений, выражающихся в более дифференцированном применении тех или иных приемов проклейки в зависимости от характера ткани. Необходимо продолжить поиски и в подборе более стойкого антисептика. Перспективной представляется, идея замены клейстерного апрета-закрепителя синтетическими смолами. В частности, Эрмитажем ведутся поиски метода закрепления живописи на шелке путем пропитки раствором полибутилметакрилата.

Несомненно, в реставрационных мастерских различных музеев в работе с тканями есть что-то новое. Мы просим товарищей поделиться своим опытом и достижениями. Надеемся, что их замечания, предложения и критика помогут дальнейшему совершенствованию методов консервации и реставрации музейных тканей.

Д. Марковский
Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.