ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Оставим окончательную оценку 50-летнему периоду применения синтетических полимеров в реставрации монументальной живописи до обследования состояния укрепленных в 1950-1980-х годах памятников. Очевидно, что эта работа должна быть выполнена как можно скорее, так как без нее невозможно дальнейшее развитие методов научной реставрации. Некоторые выводы мы можем, однако, сделать уже теперь, на основании предпринятого нами историко-критического экскурса.

Прежде всего, придется согласиться с тем, что применение в реставрации ПВХ и ПВА явилось ошибкой — тем более досадной, что недостатки этих материалов очевидны. Приходится также признать, что внедрение в реставрацию таких материалов, как К15/3, К42, ВА—2ЭГА, СВЭД не сопровождалось детальным изучением физико-механических свойств системы «полимер-материалы памятника». Весьма показательно, в частности, что наиболее основательные исследования паропроницаемости штукатурок, обработанных СВЭД, и его проникающей способности были проведены уже после широкого внедрения данного материала в отрасли. Заслуживает сожаления также и тот факт, что методика консервации фрагментов росписей с использованием ПБМА была усовершенствована лишь через 25 лет после начала применения этого полимера.

Особо следует подчеркнуть, что наши представления о характере старения реставрационных материалов или, точнее, системы «реставрационный материал - материалы памятника» весьма поверхностны. Даже в отношении ПБМА, которому посвящено наибольшее количество исследований, мы не можем, к сожалению, сказать нечего определенного о его долговечности.

Наконец, придется признать, что несмотря на предпринятые усилия, так и не удалось достаточно эффективно разрешить одну из главных реставрационных проблем — проблему консервации распыленного красочного слоя.

Было бы, однако, несправедливо на основании вышесказанного отрицать заслуги исследователей и реставраторов, внедривших в реставрацию тот набор синтетических материалов, который использовался в 1950-е—1980-е годы. Не следует забывать, что в результате бесчисленных экспериментов с самыми различными полимерами, производившимися отечественной промышленностью, были отобраны те, благодаря применению которых удалось сохранить множество памятников — фрагментов археологической живописи и росписей in situ в условиях ненормализованного ТВР. Что же касается заблуждений, иллюзий и неоправданных надежд, которыми сопровождалось развитие отечественной реставрационной науки, то они, по нашему мнению, были неизбежны, так как отражали противоречия реставрации в начальный период ее становления как научной дисциплины.

С самого начала внедрения полимеров в реставрацию росписей in situоно проходило при сильном противодействии адептов традиционных материалов природного происхождения. Противостояние в отрасли сторонников традиционных и синтетических материалов нашло выражение в противостоянии двух мифов: наивной прогрессисткой веры в то, что все реставрационные проблемы, и в частности, проблемы сохранения росписей в неблагоприятных условиях могут быть разрешены в одночасье благодаря применению рукотворных синтетических полимеров с заданными свойствами, и столь же беспочвенного представления об изначальном сродстве природных материалов памятнику. Позволим себе на это заметить, что природные материалы не были «сотворены» специально для реставрации. Выделенные из объектов природного происхождения, они выполняют в реставрации отнюдь не свою природную функцию. А потому неправомерно уподоблять, как это мы нередко встречаем, реставрацию медицине. Реставрируя, мы не восстанавливаем внутреннюю структуру памятника, но создаем новую прочную и по возможности долговечную, принося при этом, очевидно, в жертву авторскую — во имя поверхности произведения, во имя «видимости». Мы, однако, не создаем в процессе реставрации муляжей, как думают некоторые, поскольку не оперируем при этом с живой материей.

Обращение к синтетическим материалам было вполне оправданным и своевременным потому, что позволило решить ряд технологических задач полевой консервации и камеральной обработки фрагментов археологической живописи, а также сохранить росписи insituв условиях ненормализованного температурно-влажностного режима. Набор адгезивов и консолидантов, который был отобран — карбоцепные полимеры и кремний-органические олигомеры, изначально был задан направлением и уровнем развития химического синтеза. Введенные в памятник, эти материалы изменяли характер процессов его разрушения. Это означает, что реставрация рождает, как свою внутреннюю, задачу развитие методов реставрации. Иначе говоря, реставрация обречена быть научной, так как преобразуя материалы памятника, оставляет после себя новый, в сущности, объект реставрации. Возможно, в будущем для решения проблемы повторных реставраций произведений, укрепленных вышеназванными синтетическими материалами, придется изобретать новые, но нет никаких оснований полагать, что это будут непременно синтетические полимеры, относящиеся к тем же классам, что нашли применение в уходящем столетии, или именно синтетические полимеры, а не материалы на основе природных. И будем надеяться, что споры сторонников синтетических и сторонников природных материалов, которыми сопровождалось развитие методов реставрации, отойдут в прошлое, как факты истории — не столько науки, сколько натурфилософии.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.