деревянные бытовки

Реставрация иконы Господь Вседержитель

Аватар пользователя Yulia Anosycheva
Господь Вседержитель, общий вид до реставрации
Фото до реставрации: 
Икона расколота на две части
Скрепление доски при помощи деревянных дюбелей
Фото в процессе реставрации: 
Скрепление доски при помощи деревянных дюбелей
Процесс склеивания основы иконы, доска зажата в струбцинах
Фото в процессе реставрации: 
Процесс склеивания основы иконы, доска зажата в струбцинах
Господь Вседержитель, общий вид после реставрации
Фото после реставрации: 
Общий вид иконы после реставрации
Произведение принадлежит: 
частному владельцу
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Раскол основы иконы на две части. Потертый красочный слой, потемнение лакового покрытия. Утрата экспозиционного вида.

Историческая справка: 

Наименование - «Господь Вседержитель»
Автор - неизвестен
время создания - начало XX в.
материал, основа - дерево, левкас
техника исполнения - масляные краски, на золоте
Размеры - 31х26 см.

Состояние до реставрации: 

Описание сохранности.
1.Оборотная сторона
Основа состоит из двух досок: 31х18 см. и 31х8 см. Дерево лиственной породы (предположительно липа).
Разрушения основы.
Основа расколота на две доски по месту склейки. Отверстия от гвоздей: 2х2 мм. - на расстоянии 2 см. от левого и 3,5 см. от верхнего торца, 8х8 мм. – на расстоянии 1,5 см. от правого и 4 см. от верхнего торца. Оборот загрязнен. Надписи отсутствуют.
2. Лицевая сторона.
Лицевая сторона иконы загрязнена: пыль, грязь.
3. Левкас.
Левкас белого цвета, предположительно меловой, не толще 1 мм, плотный, с чеканкой. Частичные утраты левкаса по шву раскола. Отставания левкаса и красочного слоя от основы по шву раскола.
4. Красочный слой.
Икона выполнена масляными красками по золоту. Связь красочного слоя с левкасом прочная. Утраты красочного слоя по шву раскола. Потертости красочного слоя на орнаменте по всему периметру иконы, потертости золотого фона. Кракелюр красочного слоя незначительный, располагается преимущественно в районе личного письма, повторяет кракелюр лакового покрытия.
5. Покровный слой.
Потемнение и загрязнение защитного лака. Глубокий кракелюр лака на изображении лика Христа.

Методика: 

Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Общее и местное укрепление красочного слоя.
Общее укрепление проводилось путем равномерного нанесения с кисти 3% кроликового клея до его полного впитывания. Затем, была наложена микалентная бумага на 5% кроликовый клей. После высыхания был установлен груз на 2 дня. Местное укрепление проводилось путем подведения шприцем 10% кроликового клея в местах отставания левкаса и красочного слоя от основы (по шву раскола доски).
2. Склейка основы и расчистка тыльной стороны иконы.
Расчистка тыльной стороны проводилась при помощи воды, спирта и скальпеля. Доска была соединена при помощи деревянных дюбелей и склеена раствором 20% кроликового клея. На сутки икона была оставлена в струбцинах.
3. Заделка отверстий от гвоздей.
Отверстия от гвоздей были заделаны при помощи смеси древесных опилок с 10% раствором кроликового клея.
4. Вощение.
Поверхность тыльной стороны была завощена теплым составом воск : пинен (1:5). Излишки воска удалены ватно-марлевым тампоном.
5. Подведение реставрационного левкаса.
Перед подведением левкаса поверхность была зачищена скальпелем, затем пропитана этиловым спиртом с последующей проклейкой 10% кроликовым клеем. Первый слой левкаса нанесен кистью методом торцевания и оставлен до полного высыхания на сутки. Последующие слои накладывались шпателем. Затем поверхность шлифовалась наждачной бумагой.
6. Удаление потемневшего лакового покрытия.
Пробное раскрытие авторской живописи от потемневшего лакового покрытия.
Проба № 1. Использовался пинен : спирт (2:1)
Результат удовлетворительный.
Утоньшение лаковой пленки по методике, указанной в пункте 8, пробе № 1.
7. Тонировки акварелью.
8. Уточнение тонировок масляными красками, твореным золотом.
9. Нанесение защитного покрытия : пинен : даммарный лак (1:1).

Yulia D.

Средняя оценка
(5 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
208
points

Уважаемая Yulia Anosycheva! Вашу работу очень трудно оценить. Вы ничего не рассказали о реставрации иконы. Материалы и методы работы?

128
points

Спасибо за замечание. Описание добавлено.

Yulia D.

128
points

Несколько вопросов:
- Вы проводили удаление загрязнений?
-Почему было проведено общее укрепление всей поверхности иконы?
-Лаковая пленка удалялась полностью или утончалась?
-Реставрационные тонировки акварелью делались по реставрационному грунту без промежуточной лаковой пленки?
-Зачем было проведено вощение тыльной стороны?

135
points

Частичное удаление поверхностных загрязнений произошло вместе с папиросной бумагой после укрепления.
Общее укрепление проводилось, так как обычное укрепление на папиросную бумагу и 5% кроликовый клей результата не дало - бумага не приклеилась.
Лаковая пленка была удалена полностью.
Тонировки акварелью делались по реставрационному левкасу без промежуточной лаковой пленки.
Вощение тыльной стороны - стандартная процедура защиты тыльной стороны иконы.

Yulia D.

207
points

" 3. Левкас.
Левкас белого цвета, предположительно меловой, не толще 1 мм, плотный, с чеканкой. Частичные утраты левкаса по шву раскола. Отставания левкаса и красочного слоя от основы по шву раскола.

4. Красочный слой.
Икона выполнена масляными красками по золоту. Связь красочного слоя с левкасом прочная. Утраты красочного слоя по шву раскола. Потертости красочного слоя на орнаменте по всему периметру иконы, потертости золотого фона. Кракелюр красочного слоя незначительный, располагается преимущественно в районе личного письма, повторяет кракелюр лакового покрытия".

Исходя из вашего описания общее укрепление левкасу и красочному слою не требовалось..(???)
--------------------
для любой, казалось бы, стандартной процедуры нужны четкие обоснования. На данный момент их нет.

208
points

То есть, при данном состоянии иконы, мне нужно было проводить только местное укрепление в местах отставания левкаса от основы?
А как же без общего укрепления и наложения папиросной бумаги работать с оборотной частью иконы? Это всегда основания - наложение проф. заклейки для защиты красочного слоя, пока проводится работа с оборотом.

Yulia D.

124
points

вот именно "профилактическая заклейка", а не укрепление к.с., которое подразумевает под собой несколько другие процессы. Да и %клея, используемый для профилактики , лучше использовать меньший

116
points

Хорошо.

Yulia D.

124
points

Учту Ваши замечания.

Yulia D.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.