Реставрация иконы Господь Вседержитель

Аватар пользователя Yulia Anosycheva
Господь Вседержитель, общий вид до реставрации
Фото до реставрации: 
Икона расколота на две части
Скрепление доски при помощи деревянных дюбелей
Фото в процессе реставрации: 
Скрепление доски при помощи деревянных дюбелей
Процесс склеивания основы иконы, доска зажата в струбцинах
Фото в процессе реставрации: 
Процесс склеивания основы иконы, доска зажата в струбцинах
Господь Вседержитель, общий вид после реставрации
Фото после реставрации: 
Общий вид иконы после реставрации
Произведение принадлежит: 
частному владельцу
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Раскол основы иконы на две части. Потертый красочный слой, потемнение лакового покрытия. Утрата экспозиционного вида.

Историческая справка: 

Наименование - «Господь Вседержитель»
Автор - неизвестен
время создания - начало XX в.
материал, основа - дерево, левкас
техника исполнения - масляные краски, на золоте
Размеры - 31х26 см.

Состояние до реставрации: 

Описание сохранности.
1.Оборотная сторона
Основа состоит из двух досок: 31х18 см. и 31х8 см. Дерево лиственной породы (предположительно липа).
Разрушения основы.
Основа расколота на две доски по месту склейки. Отверстия от гвоздей: 2х2 мм. - на расстоянии 2 см. от левого и 3,5 см. от верхнего торца, 8х8 мм. – на расстоянии 1,5 см. от правого и 4 см. от верхнего торца. Оборот загрязнен. Надписи отсутствуют.
2. Лицевая сторона.
Лицевая сторона иконы загрязнена: пыль, грязь.
3. Левкас.
Левкас белого цвета, предположительно меловой, не толще 1 мм, плотный, с чеканкой. Частичные утраты левкаса по шву раскола. Отставания левкаса и красочного слоя от основы по шву раскола.
4. Красочный слой.
Икона выполнена масляными красками по золоту. Связь красочного слоя с левкасом прочная. Утраты красочного слоя по шву раскола. Потертости красочного слоя на орнаменте по всему периметру иконы, потертости золотого фона. Кракелюр красочного слоя незначительный, располагается преимущественно в районе личного письма, повторяет кракелюр лакового покрытия.
5. Покровный слой.
Потемнение и загрязнение защитного лака. Глубокий кракелюр лака на изображении лика Христа.

Методика: 

Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Общее и местное укрепление красочного слоя.
Общее укрепление проводилось путем равномерного нанесения с кисти 3% кроликового клея до его полного впитывания. Затем, была наложена микалентная бумага на 5% кроликовый клей. После высыхания был установлен груз на 2 дня. Местное укрепление проводилось путем подведения шприцем 10% кроликового клея в местах отставания левкаса и красочного слоя от основы (по шву раскола доски).
2. Склейка основы и расчистка тыльной стороны иконы.
Расчистка тыльной стороны проводилась при помощи воды, спирта и скальпеля. Доска была соединена при помощи деревянных дюбелей и склеена раствором 20% кроликового клея. На сутки икона была оставлена в струбцинах.
3. Заделка отверстий от гвоздей.
Отверстия от гвоздей были заделаны при помощи смеси древесных опилок с 10% раствором кроликового клея.
4. Вощение.
Поверхность тыльной стороны была завощена теплым составом воск : пинен (1:5). Излишки воска удалены ватно-марлевым тампоном.
5. Подведение реставрационного левкаса.
Перед подведением левкаса поверхность была зачищена скальпелем, затем пропитана этиловым спиртом с последующей проклейкой 10% кроликовым клеем. Первый слой левкаса нанесен кистью методом торцевания и оставлен до полного высыхания на сутки. Последующие слои накладывались шпателем. Затем поверхность шлифовалась наждачной бумагой.
6. Удаление потемневшего лакового покрытия.
Пробное раскрытие авторской живописи от потемневшего лакового покрытия.
Проба № 1. Использовался пинен : спирт (2:1)
Результат удовлетворительный.
Утоньшение лаковой пленки по методике, указанной в пункте 8, пробе № 1.
7. Тонировки акварелью.
8. Уточнение тонировок масляными красками, твореным золотом.
9. Нанесение защитного покрытия : пинен : даммарный лак (1:1).

Yulia D.

Средняя оценка
(5 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
300
points

Уважаемая Yulia Anosycheva! Вашу работу очень трудно оценить. Вы ничего не рассказали о реставрации иконы. Материалы и методы работы?

202
points

Спасибо за замечание. Описание добавлено.

Yulia D.

200
points

Несколько вопросов:
- Вы проводили удаление загрязнений?
-Почему было проведено общее укрепление всей поверхности иконы?
-Лаковая пленка удалялась полностью или утончалась?
-Реставрационные тонировки акварелью делались по реставрационному грунту без промежуточной лаковой пленки?
-Зачем было проведено вощение тыльной стороны?

210
points

Частичное удаление поверхностных загрязнений произошло вместе с папиросной бумагой после укрепления.
Общее укрепление проводилось, так как обычное укрепление на папиросную бумагу и 5% кроликовый клей результата не дало - бумага не приклеилась.
Лаковая пленка была удалена полностью.
Тонировки акварелью делались по реставрационному левкасу без промежуточной лаковой пленки.
Вощение тыльной стороны - стандартная процедура защиты тыльной стороны иконы.

Yulia D.

298
points

" 3. Левкас.
Левкас белого цвета, предположительно меловой, не толще 1 мм, плотный, с чеканкой. Частичные утраты левкаса по шву раскола. Отставания левкаса и красочного слоя от основы по шву раскола.

4. Красочный слой.
Икона выполнена масляными красками по золоту. Связь красочного слоя с левкасом прочная. Утраты красочного слоя по шву раскола. Потертости красочного слоя на орнаменте по всему периметру иконы, потертости золотого фона. Кракелюр красочного слоя незначительный, располагается преимущественно в районе личного письма, повторяет кракелюр лакового покрытия".

Исходя из вашего описания общее укрепление левкасу и красочному слою не требовалось..(???)
--------------------
для любой, казалось бы, стандартной процедуры нужны четкие обоснования. На данный момент их нет.

304
points

То есть, при данном состоянии иконы, мне нужно было проводить только местное укрепление в местах отставания левкаса от основы?
А как же без общего укрепления и наложения папиросной бумаги работать с оборотной частью иконы? Это всегда основания - наложение проф. заклейки для защиты красочного слоя, пока проводится работа с оборотом.

Yulia D.

201
point

вот именно "профилактическая заклейка", а не укрепление к.с., которое подразумевает под собой несколько другие процессы. Да и %клея, используемый для профилактики , лучше использовать меньший

187
points

Хорошо.

Yulia D.

196
points

Учту Ваши замечания.

Yulia D.

Отправить комментарий

куль_ура:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.