ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

13. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Любое реставрационное вмешательство в памятник, независимо от того, какой природы при этом используются материалы, должно, по нашему мнению, удовлетворять трем принципам:

— должно обеспечивать сохранность произведения в течение как можно более длительного времени;

— не должно изменять оптических свойств авторской поверхности произведения;

— не должно, по возможности, ни усложнять последующих реставраций (1), ни иметь своим следствием значительное ужесточение требований к условиям хранения.

Из этих принципов, носящих конвенциональный характер, вырастает множество очень сложных научных проблем по подбору удовлетворяющих им реставрационных материалов.

Исходя из вышеназванных принципов, можно сформулировать три группы основных требований, предъявляемых к полимерам, синтетическим или природного происхождения, используемым в реставрации (или, точнее, требований к системе: «полимер — материалы памятника») (2):

— требования, определяющие возможность использования полимера в той или иной технологической операции;

— требования, призванные обеспечить эффективность реставрационной операции (без каких-либо вредных последствий для материалов памятника);

— требования, относящиеся к сохранению свойств полимера во времени при воздействии внешней среды и материалов памятника.

I-я группа требований

1) Полимеры одного и того же химического состава должны быть узкофракционированными по молекулярным массам в широком диапозоне масс, что даст возможность применять каждый полимер в виде растворов или дисперсий желаемой концентрации и вязкости.

Крайне желательно — для воспроизводимости свойств полимеров — использовать те из них, что выпускаются промышленностью и соответствуют ГОСТу.

2) Полимеры должны хорошо растворяться в малотоксичных растворителях или образовывать водные дисперсии (см. о растворителях для полимеров в разделе 2).

3) Вязкость растворов и дисперсий должна быть низкой. Вязкость растворов зависит от величины молекулярной

массы полимера (чем больше молекулярная масса, тем выше вязкость раствора) и характера разветвленности полимерной цепи. От вязкости зависит приникающая способность раствора полимера. В частности, хорошая проникающая способность кремнийорганической смолы К15/3 (олигомера) связана с относительно небольшой длиной его молекул.

4) Смачиваемость растворами и дисперсиями полимеров материалов живописи должна быль достаточно высокой.

5) Полимеры, используемые для структурного укрепления основы и красочного слоя, должны хорошо проникать в красочный слой и грунт

6) Процесс пленкообразования полимера (при использовании его для склеек) должен протекать достаточно быстро.

II-я группа требований

1) Цвет, тон и фактура живописи не должны меняться после нанесения на ее поверхность или введения в ее структуру полимера.

2) Полимер должен быть химически инертен по отношению к материалам живописи. В частности, показатель рН растворов и дисперсий должен быть близким к нейтральному.

3) Пленки полимера должны обладать достаточно высокой адгезией к материалам укрепляемого памятника.

4) При консервации живописи не должна существенно уменьшаться паропроницаемость красочного слоя и штукатурки. В случае высокой паропроницаемости живописи, например, фреско-темперной или клеевой, пленки полимера должны обладать высокой паропроницаемостью, в случае «паронепроницаемых» техник — масляной, восковой — эта характеристика пленок полимера не имеет существенного значения.

Следует заметить, что нередко — хотя и не во всех случаях — паропроницаемость пленок полимера тем меньше, чем регулярнее структура его молекул, то есть чем выше степень его кристалличности.

Изменение паропроницаемости резко изменяет характер и скорость процессов разрушения росписей. Снижение паропроницаемости живописи приводит при неблагоприятных температурно-влажностных условиях к отслоению красочного слоя от основы и шелушению, то есть к процессам разрушения, сходным и по характеру, и по скорости с теми, которые протекают в масляной живописи, разрушающейся, как известно, в неблагоприятных условиях стремительно.

5) Обеспечение механической прочности укрепленной живописи (клеевых швов, дополнений, пропитанных раствором полимера основы и красочного слоя и т. д.).

III-я группа требований

1) Температура стеклования полимера должна быть достаточно высокой (выше температуры среды, в которой хранится памятник), что позволяет исключить так называемую холодную текучесть полимерных пленок под нагрузкой, а также интенсивное оседание пыли на поверхности материалов, содержащих в своем составе полимер.

2) Пленки полимера должны сохранять эластичность в течение как можно более долгого времени.

При деформации пленки полимера под воздействием различных внешних факторов (поглощения воды, ее замерзания в структуре материала, механических нагрузках и т. д.) в ней возникают локальные внутренние напряжения. При достаточно высокой эластичности эти напряжения распределяются по всему объему пленки, снижаясь до безопасного для ее сохранности уровня.

Очевидно, что в том случае, когда полимер используется для структурного укрепления штукатурки и обладает гидрофобностью (как кремнийорганическая смола К15/3), требование эластичности пленок излишне.

Следует использовать материалы с внутренней пластификацией. Нежелательно введение в полимер «внешних» пластификаторов, так как они неизбежно из него мигрируют.

3) Полимеры должны быть биостойкими.

Необходимая степень биостойкости (устойчивости по отношению к плесневым грибам, бактериям, водорослям и лишайникам) адгезивов, консолидантов и пр. определяется условиями среды, в которой находится памятник и, следовательно, в случае росписей insituдолжна быть существенно выше, чем для фрагментов росписей, хранящихся в музее, обычно в благополучных температурно-влажностных условиях.

4) В полимерах не должно содержаться примесей, которые могут оказывать вредное воздействие на материалы памятника.

В настоящее время в реставрации настенных росписей применяются различные дисперсии полимеров (латексы). В промышленности латексы получают, используя различные вспомогательные вещества, некоторые из которых не должны применяться в реставрации. Ряд эмульгаторов, стабилизаторов и инициаторов, используемых при получении латексов, могут вызывать потемнение полимерных пленок в результате световой и термоокислительной деструкции. Так как в технических условиях и стандартах на латексы не всегда приводятся полные сведения об этих веществах, желательно каждую партию перед применением исследовать на долговечность пленок методами ускоренного старения с проверкой существенных для реставрации показателей.

5) Полимеры должны быть устойчивы по отношению к факторам старения: свету и УФ-излучению (в особенности те, что используются в поверхностных слоях), кислороду воздуха (О, О2), теплу, влаге.

Очевидно, что предложенная нами систематизация требований к консервационным материалам носит в большой мере условный характер, а перечень их не полон и не может таковым быть в принципе, так как носит эмпирический характер и, следовательно, всегда открыт для дополнений — в соответствии с конкретной реставрационной задачей.

Крайне желательно, чтобы материалы, используемые в реставрации, не оказывали вредного воздействия на человека — ни в процессе реставрационных работ, ни впоследствии, находясь в структуре произведения.

Примечания

1. По нашему мнению, этот принцип должен заменить популярное в прошлом требование «обратимости» реставрационного материала. Следует заметить, что последнее предполагало не собственно обратимость материала, но обратимость материала в определенного рода процессах, в частности, возможность удаления состарившегося лака с поверхности живописи или восполнений утрат грунта, основы или красочного слоя. Очевидно, во всех этих случаях необходимость удаления старого лака, реставрационных вставок и пр. обусловлена тем вредом, который они, оставаясь в соприкосновении с авторскими частями произведения, могут ему нанести, претерпевая процессы старения. Требование «обратимости» материала заключало в себе противоречие,так как, с одной стороны, мотивировалось изменением свойств реставрационного материала в результате старения, то есть деструкцией и сшиванием полимерных молекул с потерей растворимости, а с другой, предполагало сохранение свойств, обеспечивающих его «обратимость», в частности, растворимость.

Строго говоря, обратимых процессов в природе не существует, все они протекают с большим или меньшим возрастанием энтропии. Это очевидно для процесса диффузии полимера при укреплении (посредством пропитки) деструктированной штукатурной основы и красочного слоя живописи - последующее извлечение их из структуры возможно лишь частично, однако, то же самое справедливо, например, и для защитных лаков: полное удаление их с поверхности живописи также невозможно.

2. Аналогичные списки требований неоднократно составлялись ведущими специалистами отрасли (см. соответствующие списки в публикациях: Филатов В.В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи //ХН. - М., 1975. - № 1(31). - С. 51; Иванова А.В. Причины разрушения настенной живописи //ХН. - М., 1975. -№ 1 (31). - С. 118-119; Никитин М.К. Критерий выбора материалов для реставрационных работ //Химия и практическое применение кремнийорганических соединений. - Л., 1988. - С. 110-111; Мельникова Е.П., Никитин М.К. Качество и выбор основных параметров для оценки свойств реставрационных материалов //Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. Тезисы докладов. М., 1990. - С. 77-80; Некрасов  А.П., Балыгина Л.П. Материалы и методы реставрации монументальной живописи. - Владимир, 1997. - С. 12; Федосеева Т.С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. - М., 1999. - С. 9-10.). Следует заметить, что эти перечни требований, результат определенной работы по обобщению практического опыта, весьма важны не только для научно-обоснованного подбора новых реставрационных материалов и разработки методик, но и как отражение осмысления проблем реставрации на теоретическом уровне.

 

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.