тут продается одежда для фитнеса
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕСТАВРАЦИИ

Аватар пользователя marysable
Международная научная конференция «Уникальный памятник архитектуры конца XVIII века дворец-театр в Останкине в контексте международного опыта реставрации и сохранения дворцовых комплексов: новый взгляд на старые проблемы»

Доклад на тему: «СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕСТАВРАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ НА УНИКАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКАХ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Специалист проектно-сметного отдела ОАО «СПб НИиП институт по реставрации памятников истории и культуры «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», член Комиссии по нормированию при Техническом Совете МК РФ (2011-2012 гг) - Мария Владимировна Соболева

Введение.

Для реставрационной отрасли вопросы экономики неразрывно связаны с развитием методов реставрации, внедрением новых технологий, развитием науки. Можно сказать, что сметно-нормативная база в реставрации отражает принципы реставрации, современные технологии, материалы и методы реставрации.
Что же такое государственная сметно-нормативная база, для чего она нужна, каковы ее функции, значение и необходимость в условиях рыночных отношений? Действительно, часто говорят, что сметно-нормативная база не нужна, что это атрибутика плановой экономики, а в условиях рынка действуют так называемые «договорные» цены. На самом деле это не так. Главным (основным) инвестором реставрации объектов культурного наследия является государство. И, как всякий рачительный инвестор, государство должно иметь критерии и механизмы объективной и достоверной оценки стоимости. Таким инструментом и является государственная система норм и расценок (сметно-нормативная база).
Надо заметить, что государственные каталоги расценок существуют не только в России. Например, такие каталоги есть в Германии, Израиле, Италии и Финляндии.
Производство реставрационных работ неразрывно связано с научно-изыскательскими работами на памятнике. Изучение памятника начинается задолго до производства работ, продолжается во время производства, и заканчивается после проведения всех реставрационных мероприятий, включая мониторинг поведения материалов, конструкций, после окончания работ на памятнике.
Сметная документация – часть научно-проектной документации, служит не только для определения стоимости работ, но и отражает информацию о реставрационных вмешательствах, применяемых методах и материалах реставрации.
Таким образом, сметно-нормативная база должна быть инструментом, с помощью которого возможно определить стоимость любых, даже самых сложных и высокотехнологичных работ на уникальных памятниках истории и культуры.
В настоящее время для реставрации и консервации памятников истории и культуры широко применяются импортные материалы: для реставрации и консер-вации художественной отделки, конструкций и декора из натурального камня, штукатурного и лепного декора и т.п. Естественно, что технологии работ соответствуют применяемым материалам.
Главным направлением развития современных технологий реставрации является расширение методов консервации, т.е. возможности сохранения подлинных элементов, декора и конструкций памятников.
Посмотрим, каким образом это отражено в составе каталогов реставрационных расценок.
Российский и зарубежный опыт. Сравнительный анализ каталогов реставрационных расценок России и Италии.

Анализ системы ценообразования в Италии.

Данный анализ составлен на основании каталога реставрационных расценок итальянской фирмы NICOLA BERLUCCHI и каталога государственных расценок Италии на реставрационный работы «RESTAURO DEI BENI ARTISTICI» - Реставрация художественных ценностей.
Детально изучив представленный прейскурант инж. Николо Берлукки по статическому укреплению и реставрации поверхностей зданий и «основные соображения» его составления нельзя не согласиться с базовыми принципами заложенными в основу прейскуранта:
1. вначале разрабатываются «методологии» реставрационных работ;
2. прейскурант (норма) «не должен завязнуть в чрезмерной фрагментации и деталях»;
3. прейскурант (норма) дает среднюю относительную для ситуации среднего уровня «деградации» (утрат);
4. каталог цен на реставрационные работы включает среднюю цену для ситуации среднего уровня износа, за проектировщиком (автором проекта) остается определение «умножающих факторов (более или менее)» - (проценты утрат и объем работ),при этом «не снимая с них ответственности за приспособление (применение) к каждому отдельному случаю».
5. «количество и ошибочные единичные расценки гарантируют проблематичное строительство (реставрацию) со всех точек зрения»
6. каталог цен на реставрационные работы предполагает возможность корректировки конкретных применяемых материалов, и корректировки для каждого конкретного объекта, а также возможность дополнения.
Особенностью прейскуранта инж. Николо Берлукки является то, что предлагаемые расценки включают в себя замкнутый цикл работ, состоящий из многих операций. Например: «Закрепление трещин стен с художественной отделкой» включает комплекс работ-переборку кирпичной кладки в местах разрушений, все операции по инъектированию трещин с установкой и последующей разборкой инъекционный розеток, оштукатуривание, доставка материалов и вывоз мусора. Данный прейскурант включает расценки на работы по реставрации конструктивных элементов исторических зданий: деревянных перекрытий, кирпичных стен и сводов.
Изучив структуру каталога расценок на реставрационные работы в Италии «RESTAURO DEI BENI ARTISTICI», необходимо отметить, что она аналогична системе ценообразования принятой в России (сметно-нормативная база 2001г.) и содержит:
- Тарифные ставки реставраторов;
- Аренда(прокат) механизмов;
- Каталог материалов, применяемых в реставрации;
- Перечень (каталог) единичных расценок;
- Анализ цен (нормы);
- Нормы накладных расходов и прибыли;
Каталог расценок включает основные виды реставрационных работ в Италии, разбит на главы: Глава 00 – тарифные ставки рабочих реставраторов и высококвалифицированных рабочих строительных специальностей, принимающих участие в реставрационном процессе, Глава 0. Аренда (прокат) – каталог стоимости аренды основных механизмов и оборудования, Глава МТ. Материалы – каталог реставрационных материалов, Главы с 1-й по 11-ю – каталоги расценок на реставрационные работы в соответствии с видами материалов и конструкций, , Глава 12 - работы по обмеру памятника методом фотограмметрии, Глава ТБ - Техника безопасности.
Каталоги расценок на реставрационные работы:
Глава 1. Реставрация камня
Глава 2. Лепной декор
Глава 3. Настенная живопись
Глава 4. Штукатурка
Глава 5. Живопись на холсте
Глава 6. Живопись на доске
Глава 7. Изделия из меди и медных сплавов
Глава 8. Гипсовые слепки (скульптура)
Глава 9. Реставрация художественных произведений на бумаге.
Глава 10. Мозаика
Глава 11. Керамика
Глава 12. Фотограмметрия
Каждая глава каталога состоит из нескольких разделов, в целом одинаковых для всех глав:
Ознакомление и документация;
Вспомогательные работы (техническое обслуживание, операции по перемещению и транспортировке);
Операции по срочному вмешательству;
Архивация, инвентаризация и складирование;
Предварительные работы;
Работы по укреплению;
Работы по очистке;

Работы по восполнению утрат.

Ознакомление и документация - мероприятия по предварительному ознакомлению с объектом и разработке документации. Эти работы расцениваются по проекту применительно к конкретному памятнику, проводятся специалистом архитектором-реставратором и технологом-реставратором.
Операции по срочному вмешательству, Архивация, инвентаризация и складирование - работы по необходимым срочным вмешательствам в случае аварийности, работы по устройству временных приспособлений, работы по демонтажу и переносу с места для реставрации в мастерской в случае необходимости, а также работы по архивации и инвентаризации, набор предварительных работ составлен с учетом особенности материалов и видов конструкций каждого каталога. Эти работы расцениваются по проекту применительно к конкретному памятнику, проводятся при участии специалистов – архитектора-реставратора и технолога-реставратора.
Предварительные работы – работы по устройству предохранительного крепежа, удалению поверхностных загрязнений, укреплению слабодержащихся фрагментов, и т.п., предшествующие ведению реставрационных работ.
Работы по укреплению - Восстановление связной структуры в случае отслаивания и расслоения, укрепление красочного слоя и т.п. работы, предшествующие ведению работ по очистке.
Работы по очистке - включают операции по удалению загрязнений, поновительских вставок и т.п. с максимальной осторожностью и методами, соответствующими материалу.
Работы по восполнению утрат - включают операции по восполнению утрат как в аутентичном материале, так и современными материалами.
Важным представляется тот факт, что все каталоги включают предварительные работы по осмотру и обследованию реставрируемой поверхности, обмеры поверхности.
Расценки подразделяются в зависимости от степени сохранности объекта (поверхности).
Структура каталога и виды работ отражают принцип реставрационного подхода к памятнику – максимальное сохранение подлинных конструкций и материалов, ведение работ с осторожностью и под руководством консультанта (архитектора-реставратора и технолога-реставратора).
Рассмотрев структуру построения расценок необходимо отметить, что они содержат следующее:
1. детальное описание реставрационных операций укрупнённого вида работ;
2. расценки разбиты на группы затрат:
• рабочая сила;
• материалы;
• прокат (механизмы);
• транспорт;
• услуги (доступ к свалке, накладные расходы, прибыль)
3 расценки составлены на соответствующий измеритель конструкций, работ и услуг, содержат показатели расхода ресурсов и стоимости затрат труда, материалов и механизмов на единицу измерения.
4 некоторые расценки составлены на комплексы работ укрупнено. В то же время имеются расценки и на отдельные операции.
Относительно структуры сборников, можно отметить, что такая же структура присуща и сборникам на реставрационные работы в Российской Федерации.
Примеры.
Демонстрация каталога Италии на реставрационный работы «RESTAURO DEI BENI ARTISTICI»
Демонстрация сметы фирмы «PRORESTAURO», выполнявшей работы по реставрации фасадов Екатерининского дворца в ГМЗ «ЦАРСКОЕ СЕЛО».
Интересным является тот факт, что оплата работ производилась по смете, составленной на базе ТЕРрр-2001. Итоговые суммы по двум сметам (на базе каталога расценок Италии и ТЕРрр) имели незначительные отличия.
Презентация «Укрупненные расценки на конструкции и виды работ в реставрации объектов культурного наследия на территории РФ№»
Выводы:
1. Каталогами учтены методы ведения работ, направленные на максимальное сохранение памятника, например, работы по очистке от загрязнений и поновительских вставок предусмотрено вести неразрушающими методами с максимальной осторожностью, в том числе с применением современных методов и оборудования – ультразвука и лазера, а также вручную с применением необходимых инструментов. Все операции по перемещению памятников или их отдельных частей предусматривают участие специалистов-консультантов (архитектора-реставратора и технолога-реставратора). Все мероприятия по обследованию памятника, работы, связанные с разборкой фрагментов, перемещением памятников или их отдельных частей тщательно документируются. Также в случае аварийности предусмотрено участие специалиста-консультанта.
2. В соответствии со спецификой реставрационных работ, охватывающих как работы по несущим конструктивным элементам, так и работы по реставрации художественной отделки и предметов декоративно-прикладного искусства, в Италии существуют два подхода к ценообразованию: укрупненные прейскуранты, состоящие из расценок включающих комплекс работ и детальные каталоги цен, состоящие из расценок на отдельные операции.
3. Структуры каталогов расценок на реставрационные работы Италии и России – аналогичны.
4. Основными отличиями каталогов являются следующие моменты:
- сборники расценок Италии на реставрационные работы включают работы по предварительному обследованию объекта и работы консультантов ( архитекторов и технологов). В России эти работы относятся к проектным и учитываются специальными сборниками на проектные работы, а также статьями: «авторский надзор» и «научное руководство».
- сборники расценок Италии на реставрационные работы включают работы по архивации, демонтажу, инвентаризации находок. Действительно, в процессе работ очень часто обнаруживаются скрытые поздними наслоениями исторические конструкции, или элементы отделки. Их фиксация, остановка работ для вызова специальной комиссии, дальнейшие операции по возможному демонтажу, консервации и т.п.- эти работы должны быть отражены в сборниках расценок.
- Каталоги расценок Италии и России содержат разные разделы, например: Состав ТЕРрр – 2001 и УРрр-2001отличается от каталога Италии, он включает виды работ на памятниках, специфических для РФ, например: «Реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей». Сборники реставрационных норм и расценок отражают работы на основных видах памятников. В России памятники деревянного зодчества – исторический этап развития архитектуры, а в Италии – нет. То же самое можно сказать про Сборник 7 – «Реставрация и воссоздание металлических конструкций и декоративных элементов». Декоративные металлические элементы (кованые решетки, ворота и т.п.) являются неотъемлемым элементом убранства нашего города, для нас сохранение их – важнейшая задача реставрации. В каталоге Италии рассмотрены только предметы из меди и ее сплавов.
Для сравнения каталогов представим следующую таблицу:
«RESTAURO DEI BENI ARTISTICI» - Реставрация художественных ценностей Сметно-нормативная база г. Санкт-Петербурга на реставрационные работы (ТЕРрр-2001) Укрупненные ресурсные нормы и расценки на конструкции и виды работ реставрации объектов культурного наследия на территории Российской Федерации (УРрр-2001)
Не включены Сборник 3 – Реставрация и воссоздание кирпичных кладок.
Кирпичные кладки УРрр-03-01 - 06-2001
Глава I. Реставрация камня
Сборник 2 – Реставрация и воссоздание фундаментов и конструкций из бутового камня.
Сборник 4 – Реставрация и воссоздание конструкций и декора из естественного камня. Фундаменты УРрр-02-01 - 06-2001
Не включены Сборник 5 – Реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей. Памятники деревянного зодчества УРрр-05-07 - 30-2001
Перекрытия УРрр-05-01 - 06-2001
Не включены Сборник 6 – Реставрация и воссоздание кровель. Крыши и кровли УРрр-06-01 - 23-2001
Не включены Сборник 7 – Реставрация и воссоздание металлических конструкций и декоративных элементов.
Металлодекор УРрр-07-06 - 09-2001
Световые фонари УРрр-07-01 - 05-2001
Глава 2. Лепной декор
Сборник 12 – Реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
Работы по реставрации лепного декора, штукатурки, включая окраску, облицовок искусственным мрамором в интерьере и экстерьере включены в «УРрр-33-01 - 08-2001» Интерьеры и в УРрр-34-01 - 05-2001 «Фасады», соответственно.
Глава 4. Штукатурка
Сборник 8 – Реставрация и воссоздание штукатурной отделки.
Не включены Сборник 9 – Реставрация и воссоздание облицовок из искусственного мрамора.
Работы по окраске включены в каталоги соответствующих материалов (например: окраска штукатурного декора- в Главу «Штукатурка») Сборник 10 – Реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров.
Не включены Сборник 13 – Реставрация и воссоздание резьбы по дереву.
Памятники деревянного зодчества УРрр-05-07 - 30-2001
Глава 3. Настенная живопись
Сборник 27 – Реставрация монументальной и станковой живописи.
Сборник 28 – Воссоздание полностью и частично утраченной декоративно-монументальной и станковой живописи в зданиях-памятниках архитектуры.
Живопись УРрр-27-01 - 06-2001
Глава 5. Живопись на холсте
Глава 6. Живопись на доске
Глава 7. Изделия из меди и медных сплавов
Сборник 16 – Воссоздание изделий художественного литья из цветных металлов и чугуна.
Сборник 17 – Чеканные, выколотные и давильные работы.
Сборник 25 – Реставрация и воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства из цветного металла и хрустальных подвесок.
Металлодекор УРрр-07-06 - 09-2001
Осветительные приборы УРрр-25-01 - 16-2001
Глава 8. Гипсовые слепки (скульптура)
Сборник 12 – Реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
Глава 9. Реставрация художественных произведений на бумаге.
Эти работы отнесены к реставрации музейных экспонатов Не включены
Глава 10. Мозаика
Сборник 29 – Реставрация и воссоздание мозаики.
Не включены
Глава 11. Керамика
Сборник 11 – Реставрация и воссоздание керамического декора.
Реставрация керамического декора фасадов - УРрр-34-01 - 05-2001 «Фасады».
Камины и печи УРрр-32-01 - 16-2001
Не включены Сборник 14 – Реставрация мебели.
Сборник 15 – Реставрация и воссоздание паркетных полов.
Сборник 18 – Реставрация и воссоздание инкрустированной поверхности.
Сборник 19 – Обивочные работы при реставрации мягкой мебели.
Сборник 22 – Реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
Сборник 23-1 – Реставрация и воссоздание тканей и гобеленов.
Сборник 23-2 – Реставрация художественных тканей.
Сборник 24 – Художественная обработка металлических изделий гальваническим способом.
Сборник 26 – Реставрация и воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства (узорный металл, оловянное и свинцово-оловянное литье).
Сборник 30 – Реставрация и воссоздание янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства
Паркетные полы, тканевое убранство, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов входят в состав- «УРрр-33-01 - 08-2001» Интерьеры.
Эти работы включены в соответствующие каталоги, например – позолота на лепном декоре – в Главу 2. «Лепной декор» и в Глава 8. «Гипсовые слепки (скульптура)» Сборник 20 – Реставрация и воссоздание позолоты.
Эти работы включены в «УРрр-33-01 - 08-2001» Интерьеры.
Эти работы включены в соответствующие каталоги. Например: устройство временных подмостей при реставрации каменных конструкций в Главу 1. «Реставрация камня» Сборник 21 – Разные работы.
Не включены Благоустройство УРрр-31-01 - 07-2001
Не включены Малые формы УРрр-31-08 - 12-2001
Главным отличием каталогов является соотношение количества норм и расценок на консервационные, реставрационные работы и работы по воссозданию утраченных элементов, декора и конструкций памятников:

Наименование Консервационные работы Реставрационные работы Работы по воссозданию

(ССН-84) Действующая в настоящее время в Российской Федерации сметно-нормативная база по определению стоимости ремонтно-реставрационных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «Сборник сметных норм 1984 года.» (ССН-84). 5% 15% 80%
(ССН-91) 15% 20% 65%
ТЕРрр -2001 СПб (Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия г. Санкт-Петербурга и его пригородов) 25% 35% 40%
Каталог государственных расценок Италии на реставрационные работы «RESTAURO DEI BENI ARTISTICI» 65% 30% 5%

Особенности определения стоимости реставрационных работ на уникальных памятниках.

Ограниченность сметнонормативных баз, аналитический метод составления смет на основе существующих сметно-нормативных баз в соответствии с технологиями консервации декоративных элементов и конструкций уникальных памятников.
Каждый памятник уникален, естественно, что состав консервационных и реставрационных работ также будет индивидуальным для каждого памятника. При этом каталог норм и расценок, входящих в состав сметно-нормативной базы ограничен. СНБ вводится один раз на 30 лет! Как же в таком случае определять стоимость работ, которые выполняются новыми методами и материалами, изобретенными уже после введения СНБ?
Для реставрации общепринятым является аналитический метод подбора расценок по составу работ. Т.е., при отсутствии прямой расценки на какой либо вид работ, для определения стоимости применяется наиболее близкая по составу работ расценка. Приведу несколько примеров.

Реставрация паркетных полов Останкинского дворца.

В соответствии с обследованием клепка сильно истерта, толщина клепки (в среднем) до 3-5мм. Кроме этого, принято решение о демонтаже паркетных щитов.
В т.ч. рекомендованы следующие работы:
► Произвести ручным инструментом (скальпелем, зубоврачебными крючками) расчистку швов между паркетными щитами и контур заделочных клёпок.
► С помощью ручного инструмента с особой осторожностью демонтировать пограничные клепки, предварительно раздублировав их по следующей технологии:
• для размягчения клеев выполнить инъектирование под клепку с помощью медицинских шприцов раствора (этиловый спирт, ацетон, нашатырный спирт).
• после экспозиции, с помощью ручного инструмента произвести отделение заделочных клепок от основания, в случае необходимости необходимо повторить инъектирование и экспозицию раствора.
• если отделение пограничных клепок от основания затруднено, произвести прогрев закладной детали через фланель с помощью утюга или фена.
► Произвести демонтаж детали, гнездо и деталь маркируется, упаковывается.
► При необходимости, удаляются исторические и современные гвозди, находящиеся под клепкой.
► При наличии на щитах частичных отслоений элементов паркетной клепки и для защиты древесины производится профилактическая заклейка поверхности клепки папиросной бумагой.
Расценок, отражающих такие виды работ в сборнике № 15 (Реставрация паркетных полов) нет.
Поэтому, приходиться подбирать расценки из других сборников, аналогичные по составу работ:
Разборка паркетных щитов, реставрация щитов с исправлением соединений (сопряжений) и омоноличиванием сохраняемых соединений путем инъекций клея – расценки на эти виды работ можно найти только в Сборнике № 14 (Реставрация мебели):

Реставрация остова мебели:

1. Осмотр и разборка изделия на отдельные элементы. 2. Дезинфекция и укрепление деструктированной древесины. 3. Очистка мест сопряжений от старого клея. 4. Заделка повреждений с обработкой, подшлифовкой, шпатлевкой. 5. Восполнение недостающих фрагментов деталей. 6. Переклейка мест сопряжений. 7. Предварительная сборка (насухо). 8. Окончательная сборка предмета.
Реставрация фанерованной поверхности мебели шпоном ценных пород дерева с утратами более 1 дм2 с отпариванием
При реставрации с отпариванием (1). 1. Отпаривание старого шпона. 2. Удаление фрагментов старого шпона (поврежденного). 3. Зачистка старого шпона. 4. Восполнение утрат реставрируемой поверхности. 5. Выравнивание и шлифование зафанерованной поверхности.
При реставрации без отпаривания (2). 1. Удаление фрагментов поврежденной фанеровки. 2. Восполнение утрат реставрируемой поверхности. 3. Выравнивание и шлифование зафанерованной поверхности.
Реставрация фанерованной поверхности мебели шпоном ценных пород дерева с утратами более 1 дм2 без отпаривания
Реставрация конструкций стен объекта культурного наследия федерального значения "Каменноостровский театр" (Санкт-Петербург, наб.реки Крестовки, д.10, лит.а)
Проектом предусматривалось сохранение деревянных конструкций стен: элементов каркаса и заполнения вальцованными бревнами.
В т.ч. рекомендованы следующие работы:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ НАРУЖНОЙ ОБШИВКИ ЗДАНИЯ КАМЕННООСТРОВСКОГО ТЕАТРА

Демонтаж с особой тщательностью элементов обшивки, с высверливанием (при необходимости ) отверстий в местах крепления ↓
Маркировка элементов краской с тыльной стороны в соответствии со схемой ↓ Спуск элементов вручную с высоты и транспортировка к реставрационному участку, складирование ↓
Демонтаж остатков гвоздей и заделка отверстий деревянными дюбелями. ↓ Мойка элементов 2%-м водным раствором антисептика под давлением со всех сторон с помощью оборудования марки Kärcher. ↓
Перемещение элемента в зону временного складирования на специальные стеллажи для просушки. ↓
Контроль влажности. ↓
Снятие краски с внешней стороны элементов с помощью теплового фена
Визуальный осмотр и оценка состояния элемента Заделка мелких выбоин и трещин на лицевой декоративной стороне элемента составами по технологии фирмы REMMERS (до 10% поверхности). Укрепляющая пропитка участков с наружными деструкциями составами по технологии фирмы REMMERS (до 15% поверхности) ↓
Реставрация элементов с зареиванием трещин, устройством вставок (до 50% элементов) , заделкой старых гвоздевых отверстий деревянными пробками, устанавливаемыми на клей с расклинкой (100% элементов)
↓ Антисептическая и антипиренная обработка всех элементов. При необходимости СВЧ дезинфекция (30% элементов)
Транспортировка и подъем элементов на строительные леса. Монтаж элементов к направляющим стойкам наружной термоизоляции ↓
Высококачественная окраска по технологии в соответствии с историческим колером
Расценок, отражающих такие виды работ в сборнике № 5 (Реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей) нет.
Надо сказать, что этому сборнику вообще не повезло. Если в другие сборники были дополнения, касающиеся работ по консервацию и укреплению конструкций, то работы по укреплению древесины конструкций (как пропиткой, так и инъектированием), работы по расчистке от загрязнений, обработке от насекомых …. и многие другие, не нашли отражение в сметно-нормативных базах.
Поэтому приходилось применять расценки из других сборников:
Для инъектирования составов, заделке мелких выбоин и трещин на лицевой декоративной стороне элемента составами по технологии фирмы REMMERS - применялись расценки из Сборника № 4 (Реставрация и воссоздание конструкций и декора из натурального камня)

Вывод

Невозможно отразить все виды консервационных и реставрационных работ в каталогах расценок, но необходимо постоянно проводить мониторинг технологий и материалов, применяемых в реставрации и дополнять сметно-нормативную базу новыми нормами и расценками.
Особо требуют внимание консервационные работы, именно они не получили должного отражения в сметно-нормативной базе.
Средняя оценка
(2 голоса)
 
 

Отправить комментарий

доку_ентация:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.