ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

СЭВ получают частичным гидролизом сополимера винилацетата с этиленом СВЭД (1).

Порошок СЭВ хорошо разводится в смеси воды и спирта (в объемном отношении 1: 2)до 10% (2). Водо-спиртовые составы, содержащие полимер, отличаются относительно небольшой вязкостью. Наибольшей эластичностью характеризуются пленки, полученные из сополимера со степенью гидролиза 15% (предел прочности при растяжении — 163 кгс/см2, относительное удлинение — 270%). В то же время пленки СЭВ отличаются низким влагопоглощением (0,35% за 24 часа) и, следовательно, морозоустойчивы. Влагопроницаемость СЭВ небольшая, 15 мг/см2 за 24 часа. По результатам исследования Т.С. Федосеевой и Л.Д. Баркан, паропроницаемость пленок СЭВ меньше, чем СВЭД и больше, чем ПВБ (3).

Исследование проникающей способности растворов СЭВ (на образцах мела, охры, окиси цинка, рутила) показали, что она выше проникающей способности водной дисперсии СВЭД (дисперсия осаждалась в виде пленки на поверхности образцов), но существенно ниже растворов в диметилацетамиде, полученных из той же дисперсии (4).

Водоспиртовой раствор СЭВ был рекомендован А.В. Ивановой в начале 1980-х годов в качестве замены водных дисперсий для тех случаев, когда нежелательно увлажнение живописи, то есть в случае водоразмываемых ослабленных грунтов, а также гидрофильных гипсовых (5).

В 1981 году с использованием 5-10% растворов СЭВ был укреплен шелушащийся масляный красочный слой на гипсовом грунте Грановитой палаты Московского кремля (авторы методики В.П.Бурый, А.В.Иванова, А.В.Балдин) (6). В 1988 году О.В. Лелекова опубликовала методику укрепления с использованием СЭВ шелушащегося красочного слоя темперных росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтово (7). М.М. Цейтлина с соавторами сообщают об использовании 2—4% водо-спиртового раствора СЭВ для укрепления сильно разрушенного красочного слоя на засоленных участках росписей, что позволило затем извлечь из них соли (8).

Следует заметить, однако, что СЭВ не получил широкого распространение в реставрации настенных росписей, во первых, из-за недостаточной проникающей способности, вследствие относительно быстрого образования пленки полимера при испарении спирта, и, во вторых, по причине слабых адгезионных свойств. Наш опыт реставрации росписей Грановитой палаты Московского Кремля позволяет сделать вывод о том, что с помощью СЭВ возможно подклеить лишь очень тонкие и «мягкие» красочные слои. В случае жесткого шелушения красочного слоя, наблюдавшегося на откосах окон Грановитой палаты, пришлось использовать водную дисперсию ВА—2ЭГА.

Используя невысокие адгезионные свойства СЭВ и хорошую растворимость, Е.П. Мельникова, З.Р. Успенская с соавторами рекомендовали СЭВ в качестве профилактической заклейки фрагментов археологической живописи на лессовой основе, легко удалимой после вымачивания в воде с целью обессоливания (9).

Мы не располагает данными о характере процессов старения СЭВ. Очевидно, вместе с тем, что химическое старение полимера, сочетающего в своей структуре звенья винилацетата, этилена и винилового спирта, должны протекать по тем же схемам, что и старение СВЭД, ПВС, ПВА. На процессы старения СЭВ должны также оказывать влияние вещества, содержащиеся в дисперсии СВЭД, из которой этот полимер получают путем частичного гидролиза.

Примечания

1. См. о свойствах СЭВ в работе: Успенская 3. Р., Николаев А. Ф., Розенберг М. Э., Тяжло Н. И., Соколова Г. Д. Гидролиз сополимерных дисперсий винилацетата с этиленом //ЖПХ. - М., 1974. - Т. 47, вып. 3. - С. 603-605.

2. Строго говоря, водо-спиртовые составы, содержащие СЭВ, не являются растворами, так как, вследствие нерастворимости полимера в воде, содержат некоторое количество твердых частиц. Внешне это проявляется в мутности «растворов» полимера.

3. Федосеева Т.С., Баркан Л. Д. Изучение паропроницаемости модельных образцов штукатурки, имитирующих укрепление красочного слоя настенной живописи синтетическими материалами //КРМХЦ. Экспрессинформация. - М., 1991. - Вып. 6. - С. 1-13.

В этой же работе показано, что обработка раствором СЭВ штукатурки незначительно снижает ее паропроницаемость. Паропроницаемость обработанного слоя штукатурки примерно на два порядка меньше, чем пленки СЭВ.

4. Жарикова 3. Ф., Федосеева Т.С, Голиков В. П., Назарова И. В. Распределение реставрационных материалов в пористых подложках//РПИК. Экспресс-информация. - М., 1988. - Вып. 5. - С. 11-15.

5. Иванова А.В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (Применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений) //РИХМХЦ. Обзорная информация. - М., 1983. - Вып. 1. - С. 13-14.

6. Маслов К.И. 0 реставрации настенной масляной живописи Грановитой палаты Московского Кремля//РКМЦ. Научный реферативный сборник. - М., 1983. - Вып. 8. - С. 5-7.

7. Лелекова 0. В. Консервация красочного слоя росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря//Ферапонтовский сборник. - М., 1991. - Вып. 3. - С. 301-302.

8. Цейтлина М. М., Прохоров П. В., Медведев И. И. Применение новых полимерных материалов для реставрации стенной живописи в памятниках архитектуры Белоруссии (на примере костела Станислава в г. Могилеве) // Новые материалы и технологии в реставрации произведений живописи и прикладного искусства. Тезисы докладов. - М., 1990. - С. 14-15.

9. Мельникова Е.П., Успенская 3. Р. и др. Способ укрепления фрагмента монументальной живописи на лессовой основе //Авт. свид. № 1266762,1986 г.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.