ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Идентификация природного камня в отделке Бронзового, Каминного и Дубового залов б. особняка Половцева в Санкт-Петербурге

Харьюзов Л.С., Савченок А.И.

МПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМИК

Идентификация природного камня в отделке Бронзового, Каминного и Дубового залов б. особняка Половцева в Санкт-Петербурге (Дом Архитектора, СПб, Б.Морская ул., д.57)

Введение

В первой половине XVIII века участок дома №52 по Большой Морской улице оставался незастроенным. Достоверных сведений о первом владельце не сохранилось, но второй хозяин участка, французский купец Еган Даниель Винтер указывал, что приобрёл его 23 декабря 1762 года у поручика артиллерийского фурштата Марка Васильева сына Семёнова.

В 1777 году у Ивана Семёновича Винтера участок приобрёл действительный тайный советник Иван Семёнович Головкин, внук первого канцлера Российской Империи. С 1779 года земля принадлежала провиантмейстеру Николаю Максимилиановичу Походяшину, с 1785 года - генерал-майору Василию Ивановичу Левашову.

В конце XVIII века дом Левашова был на этаж выше других соседних строений. Первоначально застройка участка была усадебной. Корпуса по Большой Морской улице и Мойке занимали всю ширину участка. Главный фасад особняка был со стороны Мойки, к входу в дом надо было идти через сад. Хозяин чаще отсутствовал, домом часто распоряжалась императрица.

Три месяца 1787 года здесь жил венесуэлец, латиноамериканский революционер Франциско Миранда - один из руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Преследуемый испанскими властями он оказался в России, и некоторое время провёл в доме на Большой Морской улице. В 1793 году здесь останавливался граф д'Артуа - бежавший из Франции брат казнённого короля Людовика XVI, впоследствии король Карл X. Весной 1794 года в этом доме недолго жила Екатерина Романовна Дашкова.

Василий Иванович Левашов умер в 1804 году, но дом числился за ним ещё два года. Затем участок продали, а вырученные средства разделили между шестью внебрачными детьми генерала. В 1809 году владелицей особняка являлась жена егермейстера императорского двора Екатерина Александровна Пашкова, сестра бывшего петербургского генерал-губернатора Н. А. Толстого. В 1816 году Пашкова передала дом генерал-адъютанту Павлу Андреевичу Шувалову - внуку фельдмаршала Петра Ивановича Шувалова. В 1820 году Шувалов продал дом супруге действительного статского советника Марье Донауровой. С 1829 года домом владела Надежда Сергеевна Толстая, брату которой принадлежал дом №32 по Большой Морской улице.

В 1835 году дом купил князь Сергей Сергеевич Гагарин. По его заказу архитектором А. Х. Пелем был построен лицевой флигель по Большой Морской улице (дом №52), который и сохранился здесь до сих пор.

Сын князя Гагарина в 1864 году продал дом жене статского советника Александра Александровича Половцова Надежде Михайловне.

Для семьи Половцовых в особняке были созданы великолепные парадные интерьеры. Над интерьерами работали Г. А. Боссе, Н. Ф. Брюлло, М. Е. Месмахер. Особенно выделяются Белый зал (архитектор Г. А. Боссе, позже Н. Ф. Брюлло), Бронзовый зал (архитектор М. Е. Месмахер), Дубовый зал, столовая, гостиная, библиотека, будуар с эркером. Благодаря этим в основном сохранившим свой облик залам дом до сих пор называют особняком Половцова.

После смерти Половцовых в 1910 году хозяйкой дом стала их дочь Анна Александровна Оболенская. Через пять лет она продала свой дом Л. П. Мошкевичу. Спустя ещё год особняк перешёл к К. И. Ярошинскому - члену Общества возрождения художественной Руси.

В 1930 году в особняке Половцова открылась школа профдвижения, позже преобразованная в Высшую профессиональную школу культуры. С 1934 года в особняке Половцова размещается Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России. С тех пор особняк называют также Домом Архитектора.

Истрия отделки интерьеров особняка

1860-е - арх. Боссе Гаральд (Юлий) Андреевич

1870-1874 - арх. Брюллов Николай Федорович

1875-1885 - арх. Петерсон Людвиг Людвигович

1880-1890-е - арх. Маршнер Людвиг Христофорович

1888-1892 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович

Наиболее значительное количество и разнообразие природного камня применено в отделке стен Бронзового зала

Этот зал второго этажа был последней и самой значительной работой М.Е. Месмахера в особняке Половцова. Он получил свое название благодаря большому количеству бронзы в декоративной отделке. Интерьер зала представляет собой уникальный образец эклектики в архитектуре. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге конца XIX в. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют о знании стилей и большом мастерстве архитектора Месмахера, как декоратора. Бронзовый зал площадью 164,8 кв. м. и высотой чуть более 10 м освещался дневным светом через световой фонарь-плафон, который оформлен в виде бронзовой литой золоченой орнаментной решетки и декорирован рельефными листьями и акантовыми розетками. Причудливый орнамент высоких падуг свода из лепнины с позолотой спускается на изогнутые линии балкона-антресолей. Фигурная решетка антресолей литая, из золоченой бронзы, протянута по всему периметру зала и выходит на антресоли Дубового зала. Две двери на задней торцовой стене зала когда-то вели в помещение с ручными механическими подъемниками для подачи блюд во время парадных банкетов. На продольных глухих стенах четыре зеркала причудливых очертаний в бронзовых золоченых рамах отражают свет бра, напоминающих букеты цветов. Бра вмонтированы в зеркала с помощью мраморных консолей, декорированных картушами в центре, акантами, валютами, рокайлями. Между зеркалами, в мраморных рамах, были размещены ковры-шпалеры, торцовые стены тоже украшали шпалеры, но меньших размеров.

Ковры были уникальны, т.к. создавались по ватиканским фрескам, близким к картонам Рафаэля Санти и его учеников (1515-1516). В настоящее время исторические гобелены отсутствуют.

В Бронзовом зале хозяин дома планировал проводить пышные приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств. В оформлении стен Бронзового зала также использован разноцветный мрамор.

Панно «Музыка» — скульптурная композиция из музыкальных инструментов. «Скульптура» — предметы античного искусства, перевитые виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера. «Живопись» — атрибуты живописи: палитра кисть, факел, лавровый венок, ленты, циркуль и др. «Архитектура» — атрибуты архитектуры: рулетка, отвес, треугольник, карандаш. В композицию включен бронзовый лист с планом и фасадом Училища технического рисования, дата и римских цифр «1890» — год начала работ по интерьеру Бронзового зала. Четыре двустворчатые двери с наборными филенками, выполненные в технике маркетри, с латунными вставками и бронзовым золоченым декором, обрамлены золочено бронзовой рамкой с орнаментом из акантов и поясом из бус.

Наборный паркет является самостоятельным художественным произведением, созвучным декору зала. Он представляет собой композицию из контрастных масс: легкий орнамент из светлых пород дерева — березы, розы и палисандра — на фоне темных пятен из мореного дуба, грецкого ореха, красного эбенового дерева, амаранта.

Со временем газовое освещение было заменено на электрическое. Тепло из кухни использовалось в системе вентиляции.

Для Месмахера Бронзовый зал стал последним этапом работы в особняке.

Особо необходимо упомянуть камин в Дубовом зале, который был "выписан" из Италии и датируется 16 веком.

В Бронзовом зале выполнена полная идентификация природного камня – мраморы, отделки стен, а так же проведено схематичное картирование их расположения.

В Дубовом зале и Каминной выполнена только идентификация камня (камины и подоконные доски) с указанием архитектурно-конструктивных элементов, выполненных из различных его типов.

В заключении приводится не только фотографии идентифицированных разновидностей камня, но и краткая их характеристика, которая должна учитываться, как при разработке технологий реставрации, так и в процессе ведения собственно реставрации.

Для идентификации использованы имеющиеся в распоряжения авторов справочные литературные данные зарубежных каталогов, а также практические знания природного камня авторов, в том числе и полученные в процессе многолетних работ на разнообразных памятниках архитектуры и культуры в г. Санкт-Петербурге, его окрестностях и, отчасти, в г. Москве.

Первоисточник: 
Л.С.Харьюзов, А.И. "Идентификация природного камня в отделке Бронзового, Каминного и Дубового залов б. особняка Половцева в Санкт-Петербурге (Дом Архитектора, СПб, Б.Морская ул., д.57)" МПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМИК
Информисточник: 

Харьюзов Л.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.