ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга

Савченок А.И., Харьюзов Л.С.

СПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМиК

Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга: основные принципы ведения работ и некоторые проблемы.

Реставрация тесно связана с обществом, с его культурной, духовной и эстетической сторонами жизни. Путем сохранения памятников архитектуры и культуры мы не даем времени стереть из памяти нашу историю. Реставрация во всех своих сферах это научный, инженерный и производственный процесс, находящийся на стыке разных областей знаний и наук. И как любой объект или действие в практике человека она имеет не только положительные стороны и успехи, но и многочисленные неразрешенные вопросы, а также систематические проблемы и ошибки. Природный камень в области реставрации не являются исключением.

Длительное, масштабное и разнообразное применение природного камня в архитектурных объектах Санкт-Петербурга разных стилей и эпох ставит перед специалистами серьезные вопросы и задачи по его сохранению и реставрации с учетом постоянно ухудшающихся экологических условий городской среды, а часто и вследствие необдуманных действий самого человека. В числе вопросов, от решения которых при реставрации строительно-облицовочного камня на памятниках архитектуры, напрямую зависит соблюдение не только существующих в мировой практике принципов реставрации, но и просто здравого смысла в желании сохранить результаты физического и духовного труда наших предков, «Главным», по мнению авторов, является вопрос: наличия у специалистов, занятых в указанной сфере, всестороннего знания природного камня как объекта приложения усилий. Все остальные существующие или возникающие вопросы, связанные с камнем в архитектуре и его реставрацией, являются в большей части производными. Их решение вне связи с главным вопросом, как правило, приводит не только к искажению исторического облика каменных архитектурных элементов и природного облика камня, но часто, особенно в последнее время, к прямому разрушению камня или к провокации его ускоренного разрушения в обозримом будущем. Разработка технологий консервации и реставрации природного камня в целом и, разумеется, их исполнение возможны только при наличии у исполнителей необходимого объема знаний природного камня, как строительно-облицовочного материала. Это знания по вещественному составу и строению камня, местам его исторических разработок, возможностям его добычи на них или его замены аналогичными природными материалами из современных действующих месторождений и многое другое. Также необходимо знать основные формы разрушения камня (как естественного, так и техногенного характера), а также разбираться в причинах и процессах, влияющих на разрушение камня в условиях городской среды. Важно знать методы и хорошо разбираться в реставрационных материалах, которыми по той или иной причине можно или нельзя оперировать в процессе реставрационных или консервационных работ применительно к различным видам камней в различных условиях и на различных объектах.

К сожалению, существующий уровень знаний камня, его жизни в природе и на памятниках, его отношения к природным и человеческим воздействиям в настоящее время, как это не прискорбно звучит, у большинства специалистов, занятых в сфере реставрации, является крайне низким, что не способствует обеспечению сохранности природного камня в памятниках архитектуры и культуры. Основная часть специалистов, занимающихся ремонтно-реставрационными работами по природному камню и даже имеющих опыт в этом деле, как правило, подходят к нему как к объекту бездушной неживой природы, не вникая в целом в его внутреннюю суть. При таком подходе камень мало, чем отличается от любого искусственного камнеподобного материала (бетон, кирпич, керамика, различные виды современного искусственного камня и т.д.). Только искусственные материалы можно изготовить в любом количестве, и они будут идентичными по своим свойствам, а природный камень в каждом своем образце уникален и неповторим. Одинакового природного камня не бывает! Разработка технологий реставрации природного камня без учета в полном объеме данных по особенностям его строения, состава, химизма, физико-механических свойств, особенностей его разрушения (выветривания) в природных условиях и в условиях современных городов и даже дальнейшая добросовестная реализация этих реставрационных проектов может принести серьезный и непоправимый, ущерб здоровью камня, а соответственно и памятнику. Именно «здоровью», поскольку природный камень имеет свой жизненный цикл: рождается, развивается, взрослеет, стареет и умирает. Наблюдая за камнем в естественной для него среде, мы не замечаем этого, поскольку продолжительность жизни даже нескольких поколений людей составляет только мизерную и незаметную часть от длительности жизни камня. Изымая камень из естественной природной среды, перенося его в чуждую ему среду города, мы вынуждаем его резко активизировать свои жизненные процессы в направлении старения и, в конечном итоге, «смерти». Продолжительность жизни камня в этих новых для него условиях, резко сокращается. Фактически можно говорить, что, попадая в архитектуру и украшая тем самым жизнь человека, камень начинает ускоренно стареть.

Таким образом, в методах реставрации камня возникают аналогии подхода к лечению любого живого существа, в том числе и человека. Во-первых, остановить старение и добиться бессмертия невозможно, как для человека, так и для камня. Данные процессы можно только замедлить, но не остановить. Попытки омолодить (для камня воссоздать видимость изначального облика) обязательно приводят через очень короткое время к ускорению старения, как во внутренних, так и внешних проявлениях. Во-вторых, как далеко не любые средства, материалы, методы пригодны для лечения людей вообще и конкретного человека в частности, так и не любой материал и технология пригодны для реставрации камня вообще и конкретного камня в частности.

Все виды работ связанные с реставрационным процессом можно разделить на три основных этапа: (1) предреставрационное обследование, всестороннее изучение объекта и разработка необходимых проектных решений; (2) выполнение реставрационных и/или консервационных работ; (3) содержание и уход за объектом или предметом охраны. По результатам личного опыта, накопленного как при многолетних наблюдениях в процессе натурных обследований памятников архитектуры и культуры, так и на основе лабораторного изучения состава и состояния природного камня в архитектурных объектах, можно выделить ряд систематических ошибок и упущений в подходах к реставрации разнообразного каменного материала. Все ошибки по факту являются производными «Главного» вопроса и проблемы, а ошибки и упущения, допускаемые в ходе предреставрационного проектирования, являются базисными, тесно связаны и напрямую отражаются на всем остальном процессе ведения работ, а также приводят к критическим действиям.Разберем некоторые, по нашему мнению основные и систематически встречаемые группы ошибок в сфере реставрации природного камня с основными предложениями по принципам ведения работ для их исключения.

1. Крайне слабое и поверхностное знание природного камня людьми, вовлеченными в процесс проектирования и ведения реставрационных работ. Например, часто встречаются “специалисты”, непонимающие разницу между путиловским известняком, гатчинскими доломитами и известковым туфом, не имеющие отличать их друг от друга и рассматривающие эти три вида природных камней как один. И так далее. Незнание камня на таком уровне, отсутствие опыта и знаний по его диагностике зачастую приводит к неверным подходам как в подборе реставрационного каменного сырья и реставрационных материалов, так и к ошибкам в технологических решениях.

2. Отсутствие знаний о старых каменоломнях, видах камня, добывавшегося на них, их географическом расположение и транспортной доступности. В этой связи важно рассмотреть ситуацию, когда разработки камня на исторической каменоломне прекращены. Обычно в этих случаях сразу производится подбор и поиск похожего природного камня с других современных действующих месторождений по современным торговым каталогам. Это неверно. В подавляющем большинстве случаев даже на заброшенном историческом месторождении можно собрать камень в количествах необходимых для решения реставрационных задач. Показательным примером являются, так называемые “сердобольские граниты”, добывавшиеся на большом количестве ломок, расположенных в Северном Приладожье. Сейчас все эти каменоломни заброшены, но на многих из них можно собрать камень для проведения реставрационных работ. Конечно, добыть блок для изготовления новой статуи аналогичной атлантам портика Нового Эрмитажа не получится. Такие монолитные блоки достаточно трудно подобрать и на современных действующих месторождениях. Но для небольших деталей и мелких вставок камень на месторождении является физически доступным. Схожая ситуация складывается также с тивдийскими и рускеальскими мраморами и некоторыми другими разновидностями камня. Только в случае отсутствия оригинального исторического камня или невозможности добычи его в силу юридических (территория является заповедником, иной природоохранной зоной и т.д.) или физических (транспортная недоступность, крайне высокая стоимость добычи и иных веских доводов) причин, следует поднимать вопрос о подборе камня с современных месторождений.

3. Ошибки в проектировании из-за отсутствия необходимого комплекса знаний у проектировщиков (архитекторов, конструкторов, технологов) о природном камне, приводящее к подбору камня без учета его особенностей, что зачастую приводит к возникновению в очень скором времени существенных проблем как технологического, так и конструктивного характера, и в первую очередь к утрате исторического внешнего облика. При подборе реставрационного природного камня архитектор ориентируется на внешний облик и физико-механические табличные свойства камня, что является в корне неверным. При подборе камня в первую очередь нужно ориентироваться на его геолого-петрографическую характеристику, а уже потом смотреть на физико-механические свойства. Изучение состава и строения природного камня даст гораздо больше полезной информации, нежели сухие и не всегда достоверные цифры физико-механических свойств. Такой порядок изучения природного камня для строительно-облицовочных целей изложен и в межгосударственном стандарте ГОСТ 30629-99 “Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Методы испытаний” (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 июня 2000 г. № 62). В разделе “Определение свойств горной породы” на первом месте стоит “определение минералого-петрографической характеристики” камня.

4. Неверный выбор реставрационного природокаменного сырья производителем работ, несмотря на рекомендации. Эта ошибка является отражением как профессиональных, так и финансовых и производственных проблем и задач: нет денег, сжатые сроки, отсутствие заинтересованности или простое не желание «усложнять» проблему. В архитектуре нашего города как пример ложной замены можно привести использование кингисеппского и/или псковского известняков для реставрации элементов и деталей, исторически выполненных из «Путиловского» известняка. И так далее. В то же время необходимо отметить существование такой независимой проблемы, как проблема отсутствия выбора необходимого камня на карьере. Так, например, камень добывается в разных частях карьера по всему разрезу толщи, заготавливается и предлагается в виде изделий не из тех пластов и слоёв, которые единственно пригодны для реставрационных работ, а из тех, которые имеются на складе в конкретный момент. Ну а продажа камня блоками зачастую вообще не производится, как экономически не выгодная добывающей организации. Однако эти, на первый взгляд, трудные и не решаемые торгово-производственные проблемы можно решить заблаговременными переговорами и заказом требуемого по качеству и свойства камня под конкретный объект реставрации. Реставратор должен понимать, что процесс приобретения конкретной разновидности камня на карьере – это не сиюминутная процедура, аналогичная покупке современных искусственных строительных материалов и изделий на обычном торговом складе. В случаях, когда каменоломня заброшена производители работ даже не рассматривают предлагаемый вариант самостоятельного ручного сбора камня, а отправляются искать камень в торговых кампаниях. Ссылки на невозможность выполнения данных работ по разным причинам в целом не состоятельны, а возникающие проблемы, как правило, заблаговременно решаемы. Конечно, все необходимые сведения по указанным вопросам должны входить неотъемлемой часть в соответствующие разделы проекта реставрации и должны быть достаточны, в том числе и для финансовых расчетов.

5. Отсутствие опыта по обработке различных природных камней, а также не знание или не владение историческими методами и приемами при использовании камня в архитектуре. Это часто приводит к ситуации, когда камень выбран и добыт правильно, а его обработка выполняется без учета особенностей его состава, строения и расположения на объекте реставрации, что в конечном итоге приводит к ускоренному разрушению камня.

6. Масштабное привлечение к реставрации химических препаратов для укрепления и защиты камня, а также приоритеты искусственных растворных материалов для выполнения докомпановок. Указанные группы материалов очень часто используются в случаях, когда в этом нет необходимости или когда это запрещается и о чем обосновано указывается в технологических решениях и рекомендациях, в случаях, когда их применение не оправданно всей реставрационной логикой и имеющимся практическим опытом. Например, применение для докомпановок утрат растворных материалов вместо природного камня или так называемое тонирование поверхностей, практически выливающееся в покраску, и так далее. Следует отметить, что авторы не являются противниками и не пытаются запретить применение химических методов и материалов в реставрации, но призывают к их минимизации и применении только в исключительных случаях при однозначной необходимости. Развитие химических технологий и строительной промышленности в XX и XXI привнесло, в том числе и в сферу реставрационных интересов, ряд нужных, необходимых и полезных материалов, но их необоснованное применение зачастую провоцирует ускорение процессов необратимого разрушения камня.

7. Отсутствие мониторинга за состоянием уже отреставрированных памятников архитектуры. Мониторинг за результатами проведенных реставрационных мероприятий позволяет проследить и проанализировать пригодность тех или иных реставрационных материалов, осуществленных подходов, технологических приемов и решений и пр. Благодаря проведенным за период с середины XX века и проводимым в настоящее время в Санкт-Петербурге крупномасштабным реставрационным работам на многочисленных и разноплановых памятниках архитектуры, мы имеем уникальную возможность практического наблюдения за результатами работ. Можем корректировать и оценивать правильность примененных технологических решений, вносить изменения и разрабатывать новые технологические подходы и т.д. В настоящем контексте, наверное, и не следует говорить о значимости происходящих в реальном времени уникальных натурных испытаний материалов по оценке их качеств и применимости в реставрации, так как крайняя важность, весомость, значимость и бесценность этого опыта и так понятна. Необходимо только постоянно наблюдать за ходом естественного натурного эксперимента и делать соответствующие выводы. Иными словами, волей судеб реставраторам Санкт-Петербурга дан уникальный шанс для ведения исследовательских работ, который, к сожалению, практически не используется. Мы теряем огромный ценнейший фактический материал «натурного эксперимента», который не сможет смоделировать ни одна строительная лаборатория. А если обратить свое внимание, например, на Германию, то можно увидеть, что работы по такому мониторингу проводились уже в первой трети ХХ века.

Есть и другие проблемы характерные не только для реставрации природного камня и связанные с практическим отсутствием единых для всех четких и понятных терминологий, определений, необходимых для взаимопониманий между специалистами. А практически узаконенные в настоящее время доведенные до абсурда конкурсы, тендеры, аукционы, упрощенные процедуры проектирования, надзора, ускоренные сроки работ без учета общеизвестных физико-химических законов протекания процессов в материалах, не соблюдения многих других общеизвестных в мировом сообществе реставраторов реставрационных принципов, правил и подходов. В настоящей статье мы не будем касаться этих проблем, так как они требуют гораздо более широких обсуждений и принятия решений на серьёзном государственном, а может и международном, уровне.

По мнению авторов, реставрационный процесс на памятниках архитектуры (в том числе и не только памятников с присутствием природного камня), должен осуществляться планомерно целесообразно и практически постоянно. Последним, но не крайним, этапом реставрационного процесса должна являться эксплуатация объекта. Нельзя отреставрировать памятник и просто начать им пользоваться, полностью забыв о том, из чего все исторически было сделано, чем и каким образом отреставрировано. Бездумная эксплуатация приводит к ускоренному износу объекта. Необходимо сохранять результат реставрационных работ, а соответственно и сам памятник, как можно дольше путем систематической и постоянной его реставрационной эксплуатации. Эксплуатация фасадов и интерьеров памятников, после проведенных реставрационных мероприятий независимо от их масштаба, является обязательным, постоянно ведущимся, самостоятельным видом «поддерживающей реставрации». В последнее время к сожалению наметилась тенденция к «реставрации отреставрированного» в течение 5 – 10- лет, что является просто недопустимым. Работы по уходу за объектом и его содержанию должны определенным образом регламентироваться и планироваться. Инвестор, пользователь, эксплуатирующая организация, на которые официально будет возложено бремя выполнения «поддерживающей реставрации», должны заранее знать ее состав, порядок и технологии ведения и, в конечном итоге, объем финансирования и сроки, которые потребуются для этого. Каждый памятник, независимо от его принадлежности, должен иметь четко обоснованный и спланированный «Регламент реставрационной эксплуатации», состоящий из двух частей:

- технологической, в которой указано когда, как, чем, с какой периодичностью и какие виды реставрационных поддерживающих работ необходимо производить на фасадах и в интерьерах;

- сметной, где приводится расчет поэтапной и общей стоимости реставрационной эксплуатации по годам.

Такой регламент необходимо разрабатывать по специальной методике к моменту окончания реставрационных работ для любого памятника, то есть на момент передачи объекта в эксплуатацию. После утверждения и придания регламенту официального статуса, он должен передаваться для исполнения. Поскольку методика составления «Регламента реставрационной эксплуатации» памятников архитектуры в настоящее время отсутствует, ее разработка и внедрение в жизнь является крайне важной и необходимой.

Все выше изложенное может быть подтверждено, имеющимися у авторов, результатами натурных и лабораторных исследований, многочисленными фотоматериалами и образцами каменных материалов, является концептуальным взглядом авторов на подход к реставрации архитектурных объектов с природным камнем и не претендует ни на оригинальность, ни на обязательность полного восприятия. Однако такой взгляд, по нашему мнению, в целом соответствует, декларируемой в настоящее время на многих уровнях, необходимости научного подхода к реставрации с усилением роли образовательного процесса не только для специалистов-реставраторов разных уровней, но и всех тех, кто тем или иным образом участвует в реставрационном процессе.

Таким образом, обобщая изложенное, авторы видят залог качественной реставрации объектов с применением природного камня в его профессиональной диагностике, верном подборе и своевременной добыче (приобретении) соответствующего природного камня, необходимого для реставрации конкретного объекта, в применении при реставрации научно и практически обоснованного минимального количества растворных материалов и химических препаратов различного назначения (биоциды, гидрофобизаторы, камнеукрепители и др).

Для соблюдения этих принципов, как нам кажется, необходимо соблюдение двух основных условий: (а) профессиональное знание природного камня как объекта реставрации; (б) достаточные и разумные сроки для проведения натурных обследований и необходимого объема исследований, разработку соответствующих проектов, на выполнение собственно реставрационных работ в соответствии с проектной технологической документацией.

В настоящее время основополагающая «Главная» проблема реставрации памятников с природным камнем заключается в отсутствии специализированной для целей реставрации всеобъемлющей единой базы сведений по природному камню и смежным вопросам и, основанной на ней, единой программы обучения специалистов в области реставрации разных специализаций и уровня. Остальные указанные и не указанные проблемы являются, в общем-то, производными. По мнению авторов уже давно настало время для создания такой базы данных, проведения на новом уровне знаний анализа существующих подходов к реставрации камня, совершенно очевидно с частичным и обоснованным их пересмотром, разработке новых комплексных обучающих программы для специалистов различных уровней и специализаций. Один из таких шагов к решению данной проблемы был сделан при участии одного из авторов в период 1996-2003 годов созданием постоянно действующей музейной экспозиции «Строительно-облицовочный камень в архитектуре Санкт-Петербурга 18-начала 20 веков» в ЦНИГР Музее Всероссийского геологического института. Решение «Главной проблемы» выведет реставрационный процесс по природному камню на новый уровень и, совершенно очевидно, позволит, в том числе, повысить качество и, главное, долговечность результатов реставрационных работ (не говоря о существенном повышении образовательного уровня молодых специалистов).

В то же время мало отреставрировать нужно еще уметь беречь и сохранять. Реставрация, как известно во всем цивилизованном мире, является вынужденной мерой. Нельзя допускать как ведения реставрации, так и постреставрационной эксплуатации, такого вида и качества, когда через 5 – 10 лет объекту требуется повторная реставрация. Совершенно очевидно, что через 2 - 3 таких периода, говорить об историчности, наверное, не имеет особого смысла.

Первоисточник: 
Савченок А.И., Харьюзов Л.С. "Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга" СПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМиК
Информисточник: 

Харьюзов Л.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.