ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Историческое наследие городов

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОХРАНЕНЫ (ОТДЕЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ ИЛИ ГОРОДСКИЕ АНСАМБЛИ).

Жизнь города – это всегда живое явление. Сквозь века несет она нам продукты своего труда – сооружения и трассы,– дары своей индивидуальности, раскрывающие постепенно ее душу. Это драгоценные свидетельства прошлого, почитаемые как исторические памятники и проявление человеческих чувств, как выражение пластического искусства, представляющего высочайшую степень интенсивности человеческого гения. Это часть достояний человека, и те, кому вверены их охрана и защита, отвечают за них и обязаны делать все дозволенное законом, чтобы в целости передать последующим векам это благородное наследство.

ОНИ БУДУТ СОХРАНЕНЫ ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ СЛУЖАТ ВЫРАЖЕНИЕМ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВСЕОБЩИЙ ИНТЕРЕС.

Смерть, не щадящая ни одно живое существо, поражает также и произведения человека. Среди многих свидетельств прошлого мы распознаем и отличаем те, которые еще продолжают жить. Те же, которые уже поблекли, по существу, не имеют права на сохранение, нужно с умом отбирать то, что заслуживает уважения. Но если настойчивые требования сохранить памятники минувшей эры, даже выдающиеся и величественные, противоречат интересам города, то необходимо найти решение, способное примирить эти две противоположные точки зрения. В тех случаях, когда перед нами возникают сооружения, повторяющиеся во множестве экземпляров, некоторые из них могут быть сохранены как документальные свидетельства; также должны быть сохранены в какой-то их части и сооружения, дорогие нам как память о чем-то очень важном или представляющие реальную ценность; все прочее должно быть с пользой перестроено. И наконец, в исключительных случаях можно предусмотреть полный перенос тех элементов, которые хотя и неудобны по своему расположению, но в силу их высокого эстетического и исторического значения должны быть сохранены.

ЕСЛИ ИХ СОХРАНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕМ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЖИВУЩЕГО В НЕЗДОРОВЫХ УСЛОВИЯХ, ТО…

Культ прошлого не должен мешать социальной справедливости. Умы, проникнутые больше чувством прекрасного, чем мыслью о солидарности, ратуют за сохранение многих старых живописных кварталов, совсем не думая о нищете, скученности и болезнях тех, кому эти кварталы дают приют. Это налагает на нас большую ответственность. Проблема сохранения памятников старины должна быть хорошо изучена и может быть подчас умело разрешена. Но культ прекрасного прошлого никогда не должен главенствовать над созданием благоприятных жилищных условий, от которых зависят благосостояние и душевный мир индивида.

ПАМЯТНИКАМ СТАРИНЫ НУЖНО ПО ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНИТЬ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ, ПРИМЕНЯЯ ДЛЯ ЭТОГО РАДИКАЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРИМЕР ПЕРЕНОС НАПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ИЛИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ, ЧТО СЧИТАЛОСЬ ДО СИХ ПОР НЕЗЫБЛЕМЫМ.

Исключительный рост города может породить опасное его состояние, завести в тупик, из которого можно выбраться только за счет жертв. Препятствия городскому движению могут быть устранены лишь путем разрушений, сноса. Однако, если эта мера приводит к уничтожению подлинных ценностей, архитектурных, исторических или духовных, лучше поискать другое решение. Вместо того чтобы ликвидировать эти помехи движению, нужно или отвести его в сторону, или, если позволяют условия, направить его через тоннель. Наконец, можно перенести центр интенсивной деятельности в другое место, целиком изменив режим движения в зоне заторов. В этих случаях наше воображение, изобретательность и технические средства помогут распутать даже те узлы, которые представляются особенно запутанными.

РАЗРУШЕНИЕ ТРУЩОБ ВОКРУГ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Может случиться, что снос вредных для здоровья домов и лачуг вокруг некоторых памятников исторического значения нарушит их исконное окружение. Это очень печально, но неизбежно. Надо воспользоваться случаем, чтобы создать здесь покрытые зеленью пространства. И тогда следы прошлого растворятся в новом, может быть, неожиданном, но вполне приемлемом окружении, которое, во всяком случае, принесет большую пользу окружающим кварталам.

ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕЙ ПРОШЛОГО В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В НОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ, ВОЗВОДИМЫХ В ИСТОРИЧЕСКИХ ЗОНАХ, ПРИВОДИТ К ПАГУБНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ. ВНЕДРЕНИЕ СТИЛЕЙ ТАКОГО РОДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОПУСТИМО НИ В КАКОЙ ФОРМЕ.

Методы такого рода явно противоречат урокам истории. Никогда никто еще не говорил о возврате к прошлому, никогда человек не возвращался назад. Шедевры прошлого свидетельствуют о том, что каждое поколение имело свой образ мыслей, свою концепцию, свою эстетику, являющиеся как бы трамплином к представлениям того времени, призывом использовать на практике технические ресурсы эпохи. Но раболепно копировать прошлое – значит обречь себя на ложь, возвести ложь в принцип, поскольку прежние условия работы не могут быть воспроизведены, а приложение современной техники к отжившему идеалу приведет лишь к бессмысленному подражанию жизни прошлых лет. Подмешивая ложное к истинному, мы вместо цельного впечатления и выражения чистого стиля придем к искусственной перестройке, способной лишь бросить тень на подлинные свидетельства, хранимые в глубине наших сердец.

Первоисточник: 
Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века.– М., 1977 [с.155-181]
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.