ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНИНСКОЙ СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

[Совместная с акад. А. М. Панкратовой статья, написанная в связи с опубликованием закона 1948 года; послужила одним из обоснований необходимости организации Методического совета по охране памятников искусства при Президиуме АН СССР. Хранится в Отделе рукописей ГТГ, ф. И. Э. Грабаря].

Мало кто знает, сколько внимания и заботы уделял В. И. Ленин вопросам охраны памятников культуры. А вспомнить об этом не мешает именно сейчас, когда охрана культурного наследия народов Советского Союза находится под ударом и по существу почти снята с очереди, ибо памятники больше разрушаются, нежели охраняются. Причина этого позорного и грозного явления, недостойного великой страны, заключается, во-первых, в несовершенном законодательстве, а во-вторых, в распылении охранно-реставрационной энергии по множеству инстанций. А, как известно, у семи нянек дитя без глаза.

Закон 1948 года «О мерах улучшения охраны памятников культуры» обязывает охранять памятники, т. е. производить их ремонт и реставрацию, тех, кто их использует и арендует. Мощные организации, получая на это бюджетные ассигнования, с делом справляются, а маломощные, захудалые колхозы, заочные или вечерние курсы и тому подобные организации просто не в силах производить крупные ремонты, не говоря уже о реставрационных работах, и памятники гибнут сотнями и тысячами.

В начале Великой Октябрьской социалистической революции по прямой директиве В. И. Ленина дело охраны памятников культуры было сосредоточено в специально созданном для этого органе — в Центральных Гос. реставрационных мастерских Наркомпроса, наделенных как контрольными, так и производственными функциями. Этому органу было вменено в обязанность приходить на помощь каждому памятнику, находящемуся в аварийном состоянии, и одновременно разрабатывать вопросы теории и практики научной реставрации. Для этой цели при нем состоял научный совет, членами которого были крупнейшие архитекторы-реставраторы. В первые десять лет существования реставрационных мастерских организация дела охраны и реставрации стояла в Советском Союзе на такой высоте, как нигде в мире, но постепенно, по мере передачи различных функций по ряду возникавших учреждений, дело стало падать, и список гибнущих или вовсе погибших памятников мирового значения множился изо дня в день.

Пришло время остановить их дальнейшую гибель, для чего необходимо немедленно принять нижеследующие решительные меры:

1. Пересмотреть закон от 14 октября 1948 года «О мерах улучшения охраны памятников культуры», с целью предупреждения случаев нецелесообразного и вредного бесхозяйственного использования памятников архитектуры.

2. Впредь до внесения в уголовный кодекс специальной статьи о наказании виновных в самовольном повреждении и сломке памятников культуры обеспечить особым законодательным актом привлечение виновных к ответственности, как расхитителей социалистической собственности.

3. Создать при Совете Министров СССР Центральный Государственный комитет по охране памятников культуры с соответствующими комитетами при Совете Министров республик.

4. Срочно образовать при Совете Министров СССР специальную комиссию для разработки более совершенной системы охраны памятников культуры и проекта постановления Правительства по данному вопросу.

Только этим путем мы сможем восстановить ленинские принципы в организации дела охраны нашего культурного наследия и обеспечить его дальнейшее сохранение.

Академик И. Грабарь Академик А. Панкратова [Ноябрь 1948 года?]

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.