ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

НОВЫЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ И ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

[ПО ПОВОДУ ВТОРОГО ВЫПУСКА СБОРНИКА «ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ». М., 1928].

[Публикуется впервые. Отдел рукописей ГТГ, ф. И. Э. Грабаря].

Не всякому посетителю музея приходит в голову, что те статуи и картины давно минувших времен, которыми он любуется и которые каталогами приписываются то античному скульптору, то великому живописцу эпохи Ренессанса, имеют весьма мало общего с первоначальным видом этих сокровищ искусства.

Не всякому туристу, восхищающемуся древним сооружением, известно, что очень часто перед ним не первоначальный памятник, не такой, каким его создал автор, а совершенно иной, даже отдаленно его не напоминающий и принадлежащий позднейшему времени.

Между тем почти нет произведений скульптуры, живописи и архитектуры, насчитывающих 100—200 лет жизни, которые сохранились бы до нас в том виде, в котором они вышли из рук их творца: все они безнадежно искажены временем и людьми. Чтобы понять их скрытый смысл и разглядеть их подлинную сущность сквозь густую кору наслоений, образовавшихся на них на протяжении веков, надоосвободить их от этих наслоений, иначе говоря «раскрыть» их до изначального слоя, или, что то же,— реставрировать их.

Но откуда берутся эти наслоения, почему так чудовищно изменяются и искажаются памятники искусства?

Прежде всего, они ветшают, подвергаются, как все живое, всевозможным заболеваниям, заставляющим их лечить. Для этого издавна имелись кадры особых лекарей, именовавшихся «реставраторами», но подобно тому как в медицине в старину было больше шарлатанов, нежели подлинных врачей, знающих и искусных, так же точно и в «художественной медицине» до недавнего времени царило глубокое невежество и «своего рода знахарство, калечившее художественные произведения не меньше, чем знахари в медицине калечили людей. На место шарлатанства должна быть поставлена точная наука, знахарство должно уступить место медицине.

Но этого мало: произведения искусства искажались, и, в угоду жизни и моде, их приспособляли к новым вкусам, совершенно не считаясь с замыслами автора. Между тем воля автора должна нас интересовать больше всего.

Далеко не всей нашей общественности известно, что у нас в Союзе существует специальный орган, созданный волей Революции, как раз для того, чтобы изгнать из практики реставрации знахарство и поставить дело реставрации на твердую научную основу.

Буржуазия также уделяла долю внимания вопросам реставрации, но реставрация в рамках капиталистического строя была в корне иной, такой, какой Революция принять не могла.

Кто реставрировал у нас до Революции? Цари, архиереи, губернаторы, предводители дворянства, купцы — отцы города, реставрировали не для того, чтобы раскрыть данное сооружение — дворец, генерал-губернаторский дом или церковь,— от искажающих наслоений векового невежества, а для того, чтобы к пяти слоям прибавить еще один — шестой, исказив здание, картину, скульптуру еще лишний раз. Совершалось это под предлогом «благолепия», но на самом деле из тщеславия, бахвальства и для выслуживания. Вот почему из всех русских фресок, которые надлежало раскрыть от позднейшей записи, царское правительство выбрало не древнейшие, не наиболее ценные для всего человечества, а поздние фрески 1635 года в московском Успенском соборе, ибо они находятся на стенах «коронационного храма». Но так как царские взоры могли быть оскорблены погибшими от времени деталями — недостающими головами «святых» или частями фигур — то их попросту писали вновь. Нельзя было касаться «чудотворных икон», и только революционно настроенные и построенные реставрационные мастерские пошли на это «кощунство», не оставив замазанной ни одной из них.

Революция, которая не могла не коснуться, в числе прочих буржуазных язв, и язвы реставрации, погубившей столь огромное число художественных произведений, властно потребовала пересмотра всего реставрационного дела, и естественно, что по пути огосударствления всей жизни изъяла это дело из рук частных лиц и организаций, передав его всецело в руки государственного органа.

Таким органом и является тот своеобразный научно-исследовательский институт консервации и реставрации памятников искусства и старины, который носит название Центральные Государственные реставрационные мастерские Главнауки и ныне вступил в одиннадцатый год своей деятельности.

В чем выразилась эта его десятилетняя работа? Прежде всего в спасении буквально от гибели огромного числа памятников искусства, укрепленных, оздоровленных и могущих прожить еще сотни лет. Одновременно реставрационными мастерскими производилась большая работа по регистрации, выявлению и изучению памятников искусства на территории СССР путем организации до 15 научно-исследовательских экспедиций в районы, наиболее насыщенные памятниками. Из этих экспедиций должны быть особо отмечены две 1919 года в бассейне верхнего и среднего течения Волги и ее притоков, экспедиция 1920 года по Северной Двине к Белому морю, 1921 года в Запинежье, 1923 года в Белозерский край, 1926 года в Заонежье, 1927 года в Крым и ряд экспедиций в Среднюю Азию. Научный материал, добытый этими экспедициями, столь огромен, что для опубликования его — к сожалению, невозможного при современной типографской, бумажной и финансовой конъюнктуре — понадобились бы десятки увесистых томов и несколько тысяч иллюстраций. Но даже и без такого опубликования уже и теперь можно сказать, что материалы эти проливают новый свет на историю русского искусства, заставляя пересмотреть многие из принятых до сих пор общих положений. Экспедиции привели к открытию не известных до того памятников архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства первостепенного значения, чрезвычайно расширив наши знания в этой области.

Впрочем, кое-что реставрационным мастерским удалось и издать, причем издания эти должны быть также отмечены как значительные события в книжном деле нашего Союза: изданный в 1926 году первый сборник «Вопросы реставрации» и только на этих днях вышедший второй сборник по всей справедливости являются гордостью советского книжного искусства, особенно последний, в котором не только все клише сделаны в СССР, но и прекрасная бумага верже и меловая, ни в чем не уступающая довоенной, исполнены на советской фабрике. Если акцент первого сборника лежит в статьях, посвященных древнерусскому искусству,— монографии об Андрее Рублеве Игоря Грабаря, исследовании о древнерусском шитье Н. Шабельской и Т. Александровой-Дольник и работе Д. Сухова «Новое в архитектуре Василия Блаженного», то акцент второго сборника переместился в сторону общемирового, интернационального искусств?

Здесь прежде всего должно быть отмечено исследование Игоря Грабаря о вывезенной им из Нижнего-Тагила «Мадонне с покрывалом», приписываемой автором Рафаэлю. Приводимые им доводы, исчерпывающие стилистические сопоставления, исторические экскурсы и последовательно проводимый новый археологически-реставрационный метод исследования не оставляют сомнений в том, что реставрационные мастерские ко дню своего десятилетия поднесли не только Советскому Союзу, но и всему миру поистине редкий подарок — новый подлинник Рафаэля, считавшийся навеки исчезнувшим уже с конца XVI века, а ныне висящий в Музее изящных искусств1.

Вторая статья — А. Анисимова — посвящена древнейшим памятникам живописи, относящимся к домонгольскому периоду. Хотя статья и написана на тему о древнерусском искусстве, но уже самый факт восхождения всех публикуемых памятников к XI, XII и XIII векам превращает ее в исследование из области искусства общемирового, ибо нельзя еще покуда четко определить граней искусства византийского и местных оттенков последнего в странах, воспринявших художественное наследие Византии.

Таким же общемировым интересом отличаются и все остальные статьи второго сборника — Н. Репникова о новооткрытых фресках в Старой Ладоге, В. Яковлева о реставрации картины Яна Мостарта и особенно Б. Засыпкина об архитектурных памятниках Средней Азии и их реставрации.

Все перечисленные работы, публикуя впервые памятники огромного международного значения, построены по новому научно-исследовательскому методу, разработанному в недрах реставрационных мастерских, получившему название археологически-реставрационного метода и постепенно завоевывающему право гражданства в западноевропейских научных и музейных кругах.

Реставрационные мастерские помещаются в своем собственном здании, столь же замечательном и необычайном, как и вся их деятельность,— в доме XVIIвека, принадлежавшем некогда дьяку Аверкию Кириллову и до Революции занимавшемся Московским археологическим обществом. Здание это в 1925 году было предоставлено мастерским декретом ВЦИК'а, взамен их прежнего помещения в Кремле, и оборудовано всеми приспособлениями, необходимыми как для обеспечения хранящихся здесь ценнейших произведений от пожара, так и для сложных и многогранных работ по новейшей реставрационной технике, неустанно совершенствуемой. Особенно значительных приспособлений потребовало оборудование мастерских рентгеновским кабинетом в связи с важнейшими работами по фотографированию нижних наслоений живописи, поставленными в качестве ударной задачи на 1928 год и давшими уже сейчас результаты, которые превзошли все ожидания и оставили далеко за собой опыты, имевшие место в западноевропейской и американской практике. Недаром в последнее время из-за границы особенно участились поездки в Москву для ознакомления с деятельностью реставрационных мастерских виднейших музейных работников.

[1928?]

____________

1 [Как известно, сам автор пересмотрел впоследствии свою атрибуцию, считая картину «ближайшей копией»].

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.