ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Фторлоны - группа частично кристаллизованных полимеров и сополимеров, содержащих в боковой цепи атомы фтора, а также хлора и водорода (1).

Фторлоны растворяются при нагревании в кетонах, сложных эфирах, диметилформамиде. Отличаются высокой устойчивостью по отношению к внешним воздействиям — низкой и высокой температурам, повышенной влажности, колебаниям ТВР, свету, УФ-излучению, кислотам, щелочам, микроорганизмам.

Фторлон марки Ф—42л, нашедший применение в реставрации археологической живописи (2), представляет собой полимер, кристаллизованный до 40-45%, характеризующийся ничтожным водопоглощением. Тстекл. — 45—50° С, Тплавл. - 155-160° С. Диапозон рабочих температур: от -70 до 120° С. Пленки полимера слегка мутные, отличаются большой эластичностью (предел прочности на растяжение — 350 кгс/см2, относит, удлинение при разрыве — 250—500%). Водопроницаемость низкая: 0,01—0,05 мг/см2 за 24 часа при толщине пленки 100 мкм (3).

В реставрации монументальной живописи фторлон применялся эпизодически в 1970-е годы для укрепления распыленного красочного слоя. С использованием фторлона марки Ф—42л была проведена консервация археологических фрагментов росписей на обожженной лессовой основе из Шахристана, а также фрагментов живописи из Дильберджина. Обе работы были выполнены сотрудниками Государственного Эрмитажа (4). Очевидным достоинством метода консервации живописи с использованием фторлона является то, что при введении его в структуру распыленного красочного слоя практически не изменяется ни цвет, ни тон, ни фактура живописи. Однако, широкого распространения в реставрации монументальной живописи этот материал не получил, так как из-за высокой вязкости растворов (вследствие большой молекулярной массы) и низкой адгезии он оказался эффективен лишь при консервации очень тонких красочных слоев с тонкодисперстным характером распыления.

Высокая устойчивость применяемых в реставрации фторлонов по отношении к УФ-излучению была показана Е.П. Мельниковой и М.Н. Никитиным, изучавшими изменения краевого угла смачиваемости пленок полимера при длительной облучении УФ-лучами (5).

Примечания

1. О свойствах фторлонов см., в частности , работы : Чегодаев Д. П. и др. Фторопласты. - Л., I960; Фторполимеры. - М., 1975; Паншин Ю. А. и др. Фторопласты. - Л., 1978.

2. В отечественной реставрации фторлон был впервые применен в 1950-х годах для консервации документов на бумажной основе (Временная инструкция по комплексной консервации и реставрации документов на бумажной основе растворами фторопластов. ЦНИИЛ, ГАУ. - М., 1957.)

В Государственном Эрмитаже фторлон был внедрен в реставрацию при активном сотрудничестве с разработчиком этого материала, начальником технического отдела НПО «Пластполимер» Д.Д.Чегодаевым. В 1957-1958 годах фторлон был применен в качестве лака для защиты металла (Чегодаев Д., Ногид И . Лак для защиты металла //Сообщения ГЭ. - М., 1958. - XIV. -С. 57-58.). В 1962-1963 годах в Государственном Эрмитаже была проведена консервация с использованием фторлона (Ф-42) распыленного красочного слоя картины А.Матисса «Арабская кофейня» (Ногид JO. Реставрация картины Матисса «Арабская кофейня»//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1970. -Вып. 26.-С. 169-176.).

0 пробных укрепления фторлоном марки Ф-32Л слабой темперы, гуаши, пастели, угля (1963 г.) сообщает Г.З.Быкова ( Быкова Г.З . Современная станковая темперная живопись. Техника, характерные разрушения и реставрация // Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1966. - Вып. 17-18. - С. 153.). В 1968 году Г.З.Быковой и А.В.Ивановой был предложен ряд марок фторлона (Ф-26л, Ф-42л, Н-б ) для укрепления современной темперно-клеевой живописи (Быкова Г.З ., Иванова А.В . Об укреплении современной темперноклеевой живописи полимерными материалами //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1972. - Вып. 28. - С. 101-111.). Наконец , в 1974 году А.В.Иванова предложила фторлон (Ф-2бл, 6Н) для консервации миниатюры на пергаменте (Иванова А.В . Применение синтетических полимеров для укрепления средневековых миниатюр на пергаменте //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1975. - Вып. 30. - С. 3-9.).

3. См. характеристики фторлона и его пленок в кн .: Фторуглеродные пластики. Каталог-справочник. - Черкассы, 1974. - 83 с; То же . -1978. - 83 с.

4. Соколовский В.М ., Виноградова В.П . Закрепление красочного слоя росписей на обожженной лессовой штукатурке//РХМХЦ. Реф. сб. - М.,1974.

- Вып. 2 (5). - С. 44-47; Соколовский В.М., Виноградова В.П. Применение фторлона Ф42-л при реставрации росписей из Шахристана/ДН. - М., 1975.

- № 1 (31). - С. 52-62.; Нагматов Н.Н . Соколовский В.М . Живопись Шахристана . Опыт реставрации и проблемы исследования//РИХМХЦ. Реф. сб. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 27-28; Соколовский В.М . Применение фторлона Ф42-л при реставрации некоторых росписей Дильберджина (Сев. Афганистан) //РИХМХЦ. Реф. сб. - М., 1977. - Вып. 2. - С. 16-17.

5. См . результаты их исследований в разделе 1, табл . 2. Стойкость фторлонов к действию УФ-излучения-факт, впрочем, хорошо известный. В промышленности фторлоны используются как светостойкое покрытие (Фторуглеродные пластики. Католог-справочник. - Черкассы, 1974. - С. 20.).

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.