ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

БМК-5 — сополимер бутилметакрилата с метакриловой кислотой. Температура стеклования полимера — 26° С. БМК—5 растворим в тех же растворителях, что и ПБМА, — кетонах, хлорированных углеводородах, спиртах, терпентине, ароматических углеводородах. Вязкость растворов БМК—5, однако выше, чем ПБМА (вследствие большей молекулярной массы). В воде БМК—5 набухает.

По данным А.А.Абдуразакова и М.К.Камбарова, БМК—5 в большей степени подвержен биодеструкции, чем ПБМА (биостойкость его того же порядка, что и ПВА (бисерного) (1).

БМК—5 нашел применение, главным образом, в консервации археологической живописи на лессово-ганчевом основании (2). БМК—5 был внедрен в реставрацию сотрудниками ВЦНИЛКР. Впервые БМК-5 был использован в 1967 году для полевой консервации фрагментов росписей из раскопок Эребуни (Армения) (3), в 1968 году БМК—5 был применен для полевой консервации росписей их раскопок Мансур-депе (Узбекистан) (4), а в 1974 — живописи из раскопок Варахши (Узбекистан) (5). В конце 1970-х — первой половине 1980-х годов в Отделе монументальной живописи ВНИИР была разработана методика реставрации с использованием БМК — 5 археологических памятников (руководитель работы В.П.Бурый) (6).

БМК—5 отчасти заменил в реставрации археологической живописи применявшийся уже около трех десятилетий ПБМА (7). БМК—5 отличается от ПБМА более высокой температурой стеклования. Укрепляя красочный слой растворами БМК—5, удалось преодолеть главный недостаток методики консервации росписей полимером ПБМА 1950-х - начала 1970-х годов -потемнения живописи вследствие подтягивания полимера к поверхности красочного слоя при испарении растворителя (8). Сополимер БМК—5 значительно в меньшей степени изменял тон укрепленного им красочного слоя, чем ПБМА (9). При консервации росписей по методике, разработанной в Отделе монументальной живописи ВЦНИЛКР-ГосНИИР, потемнение красочного слоя практически не наблюдается (10).

Следует, вместе с тем, подчеркнуть, что БМК—5 не столь универсальный материал, как ПБМА: вследствие высокой вязкости растворов он обладает ограниченной проникающей способностью и непригоден для глубинного укрепления штукатурной и, в частности, лессовой, основы (11).

Исходя из общих представлений о химической структуре полимера, направление процессов его старения можно представить следующим образом:

1. Гидролиз с отщеплением бутилового спирта.


2. Сшивание.

Исследуя характер старения полимера, А.А.Абдуразаков и М.К.Камбаров пришли к выводу, что под воздействием УФ- лучей БМК-5 стареет с образованием сшивок (о чем свидетельствовало возрастание вязкости растворов состаренного полимера) быстрее, чем ПБМА (12). Однако, по мнению И.В.Назаровой, этот вывод был основан на ошибке в расчете гель-фракции, допущенной исследователями. Проведенные ею самой испытания на старение ПБМА и БМК-5 под действием УФ-излучения не выявили ни значительных различий между ними в характере этих процессов, ни образования сшивок (во всех экспериментах вязкость растворов и БМК-5, и ПБМА падала, что свидетельствовало об их деструкции) (13). Исследование изменения краевого угла смачиваемости показало, что после 100 часов облучения УФ-светом его изменение для БМК-5 было примерно в два раза выше, чем для ПБМА, но после 200 часов коэффициенты изменения оказались примерно равными (14).

Согласно данным, полученным рядом исследователей (15), характер процессов старения полимера зависит от длины волны: в условиях жесткого УФ-излучения происходит деполимеризация БМК-5, окисление полимера и продуктов деполимеризации и испарение последних; в отсутствие жесткого излучения в полимере проходят процессы преимущественно окислительной деструкции по группам СН2, при этом кислые продукты деструкции могут сшиваться, взаимодействуя с металлами подложки. Можно предположить, что в том случае, когда БМК-5 используется для консервации красочного слоя, процессы сшивки будут протекать быстрее, вследствие взаимодействия продуктов деструкции с пигментами или солями, содержащимися в красочном слое.

К сожалению, в настоящее время мы не располагаем данными ни о характере процессов старения БМК -5 в конкретных условиях памятников, ни об их скоростях (16).

Примечания

1. Абдуразаков А.А., Камбаров М.К. Реставрация настенных росписей Афрасиаба. - Ташкент, 1975. - С. 54; Eidem auct. Исследование долговечности полимеров, применяемых в реставрационной практике //РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 5.

2. В 1980-х годах БМК-5 был рекомендован, наряду с ПБМА, для защиты левкасных гвоздей древнерусской стенописи in situ от коррозии, а также в качестве связующего шпаклевки для восполнения утрат штукатурки над шляпками гвоздей, защищенными БМК-5 или ПБМА (Донской Г.Г., Донская Л.Н. Технология реставрации стенописи//ХН. - М., 1985. - № 10. - С. 124.). Следует заметить, что эффективность использования БМК-5, как, впрочем, и других материалов - олифы, ПБМА и пр., в качестве антикоррозионного покрытия не исследовалась.

3. Иванова А.В. Укрепление фрагментов живописи на лессовой основе сополимером БМК-5//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1972. - № 28. - С. 115.

4. Кошеленко Г.А., Лелеков Л.А. Монументальная живопись Мансур-депе (Полевые исследования ВЦНИЛКР, 1968 г.)//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1971.-№26.-С. 161.

5. Бурый В.П., Обельченко О.В. Работы ВЦНИЛКР на городище Варахша //РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 10-11; Лелеков Л.А., Обельченко О.В. Новая живопись Варахши //Археологические открытия 1974. - М., 1975. - С. 502.

6. Бурый В.П., Ковалева Н.А., Назарова И.В. Методические рекомендации по консервации и реставрации монументального полихромного декора на лессово-ганчевом основании. Отчет по теме 4.2. - М., ВНИИР, 1990. -139 с. (машинопись, архив ГосНИИР); Ковалева Н.А. Консервация фрагментов настенной живописи из Топрак-кала //РИХМХЦ. Научный реферативный сборник. - М., 1982. - Вып. 4. - С. 8-11.

7. Иванова А.В. 0р. rit. - С. 112-116; Лелеков Л.А. Проблемы реставрации монументальной живописи на лессе //РХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1974. - Вып. 2 (5). - С. 24-26.

8. В середине 1970-х годов методика укрепления живописи была усовершенствована и вышеназванный недостаток был устранен (см. подробнее в разделе 7, посвященном ПБМА, примеч. 7).

9. Изменение тона укрепленной БМК-5 живописи отмечено в работах: Некрасов А.П., БалыгинаЛ.П. Укрепление красочного слоя древнерусской монументальной живописи //ХН. - М., 1975. - № 1 (31). - С. 128,130 (при укреплении мелящего красочного слоя фреско-темперной живописи), Соколовский В.М., Виноградова В.П. Применение фторлона Ф-42Л при реставрации росписей из Шахристана //ХН. - М., 1972. - № 1 (31). - С. 56 (клеевая роспись по обожженной лессовой штукатурке). Выводы последней работы о потемнении красочного слоя при обработке его БМК-5 были подвергнуты критике на основании опыта применения этого материала при консервации росписей Эребуни (ХН. - М., 1975. - № 1 (31). - С. 61.). Вероятно, степень усиления тона зависит от дисперсности распыленного красочного слоя и пористости подложки. И.В.Назарова полагала, что незначительное, в сравнении с ПБМА, потемнение живописи, обработанной БМК-5, объясняется меньшей его проникающей способностью вследствие большей вязкости (Назарова И. В. Некоторые аспекты проблемы укрепления археологической живописи на лессовой основе растворами полимеров//РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 26-27.).

10. См. Бурый В.П., Ковалева Н.А., Назарова И.В. Op. rit.

Сохранение укрепленной по методике ВНИИР живописи первоначального тона следует объяснять образованием на поверхности красочного слоя (благодаря определенному соотношению растворителей - ИПС, МЭК и ацетона) не сплошной, а перфорированной пленки полимера, также как в случае обработки живописи полибутилметакрилатом по методике Эрмитажа 1970-х годов.

11. Проникающая способность БМК-5 для известняка была изучена в работе Агеевой Э. Н., Герасимовой Н.Г., Лебель М.Н. и Мельниковой Е.П. 0 закреплении известняка полимерами ПБМА и БМК-5 //ХН. - М., 1978. - №4 (34). - С. 56.

По данным А.В. Ивановой, растворы БМК-5 проникали в лессовую штукатурку не более, чем на 10 мм (Иванова А.В. Op. cit. - С. 115).

12. Абдуразаков А.А., Камбаров М.К. Реставрация настенных росписей Афрасиаба... - С. 40.

13. Назарова И.В. О процессах старения пленок полимеров БМК-5 и ПБМА//Культура и искусство в СССР. Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация. - М., 1984. - Вып. 11. - С. 10-14.

14. См. раздел 1, табл. 2

15. Каневская Е.А., Каменецкая Т.Л., Локушевский В.А., Якубович С. В., Фейнман М.Г. Исследование процессов старения некоторых лаковых покрытий в натурных условиях//Лакокрасочные материалы и их применение. - М., 1970. - № 6. - С. 26-30; Якубович СВ. и др. Исследование процессов старения лаковых покрытий на основе смолы БМК-5 под влиянием различных источников света //Лакокрасочные материалы и их применение. - М., 1968. - № 5. - С. 25-28; Андрющенко Е.А. Светостойкость лакокрасочных покрытий. - М., 1986. - С. 90,120-121.

16. Можно предположить, что вследствие изначального присутствия в молекуле БМК-5 карбоксильных групп (СООН) процесс сшивания полимера будет протекать быстрее, чем ПБМА, где такие группы отсутствуют.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.