ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

[О РАБОТЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГОС. РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ]

[Впервые напечатана в ж. «Наука и искусство», 1926, № 1, стр. 89—94].

Одной из первых ремонтно-реставрационных работ нового типа в области архитектуры, проведенных Музейным отделом уже в 1918 году, была реставрация Ризположенской церкви Московского Кремля, памятника новгородско-псковского зодчества конца XV века. Пристроенное в XIX веке к северному фасаду храма неуклюжее крыльцо, сочиненное в псевдорусском стиле, совершенно закрывало древний портал и чудесную терракотовую декорацию стены, выявленные во всей своей изначальной неприкосновенности после удаления этой пристройки. По сохранившимся в самой кладке данным одновременно были восстановлены в точности и два алтарных оконца, безжалостно растесанных также в XIX веке, и уничтоженная колонка арочного пояса.

Существующая сейчас главка относится ко второй половине XVIII века, и хотя ее явно барочный характер идет вразрез с древним обликом памятника, но, тем не менее, удаление ее и восстановление типовой новгородско-псковской главки было признано невозможным за отсутствием достаточных оснований и неоспоримых материалов.

Среди других памятников, освобожденных за время Революции от искажавших их позднейших пристроек, надо отметить знаменитый Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, относящийся к XIII веку. Обстроенный со всех сторон нелепыми каменными клетками, он лишился значительной части своей изумительной скульптурной декорации, дававшей его стенам впечатление высеченных из камня узорных ковров. По удалении этих пристроек «каменная резь» порталов и стен вновь заиграла своими причудливыми узорами.

Совершенно тот же метод «раскрытия» памятника, сводящийся к удалению с его поверхности позднейших наслоений, применяется в Центральных Государственных реставрационных мастерских при ремонте памятников живописи. Вот несколько примеров, иллюстрирующих этот метод.

В 1918 году велись обширные работы по укреплению и раскрытию фресок XII века в Дмитриевском соборе во Владимире и рублевских фресок в Успенском соборе того же города. Как известно, Рублев расписывал Успенский собор в 1408 году, но от этой росписи до нашего времени сохранилась только часть фресок, весь же иконостас заменен был в 1775 году новым, с живописью академического типа. Сохранился документ, свидетельствующий о состоявшейся тогда же передаче древних икон соборного иконостаса в церковь села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии. За новым, барочной формы иконостасом сохранились древние, рублевского времени, тябла, в которых некогда помещались иконы. Командированная летом 1918 года в село Васильевское специальная комиссия выяснила, что перевезенные из Владимира при Екатерине II иконы находятся в двух церквах и одной часовне этого села.

Постановлением ВЦИК 1923 года все рублевские иконы были изъяты из церквей села Васильевского и перевезены в центральные мастерские для их укрепления и раскрытия. Первой была раскрыта гигантская икона апостола Павла, сплошь записанная в 1860-х годах известным реставратором Подклюшниковым. По удалении потемневшей олифы и прописи открылась запись XVIII века, под которой обнаружилась изначальная живопись Рублева.

До какой степени потемневшая олифа чернит живопись и закрывает изображение, видно на примере иконы «Сретения», вывезенной в 1920 году северной экспедицией Музейного отдела из села Городка на Северной Двине. Частичная проба расчистки, сделанная в правом верхнем углу иконы, создает впечатление как бы окна, залитого светом. Раскрытый памятник начала XVI века засверкал чистыми яркими красками.

Когда памятник живописи лежит только под потемневшей олифой, работа над его раскрытием весьма несложна, но бывают случаи записей, не только искажающих стиль, но и меняющих самый сюжет. Такова икона, приобретенная Музейным отделом в 1919 году. Она изображала Григория Двоеслова с двумя предстоящими. Живопись верхнего слоя относилась явно к XIX веку, но строение доски и наличие очень старых трещин левкаса свидетельствовали о глубокой древности памятника, которую и доказало его раскрытие. Любопытно, что вместо Григория Двоеслова на изначальном слое живописи оказался «Еван»,— быть может, древненовгородская транскрипция имени Иван. Доска, давшая когда-то трещину, была склеена, причем столяр сфуговал для удобства и крепости края по склейке, отчего утратилась полоска живописи посередине иконы сверху донизу и исказилась голова.

Но если еще понятно стремление реставратора доброго старого времени, мало искушенного в науках, не ограничиваться чинкой, а вносить поправки и дополнения сообразно собственному вкусу, то совершенно непростительно вступать на тот же путь современному ученому обществу и историкам искусства наших дней. Между тем такие именно «реставрации» производились в России еще накануне Революции, когда только что освобожденные из-под вековых наслоений фрески московского Успенского собора тут же, по постановлению реставрационной комиссии, в которую входило немало ученых, вновь переписывались в соответствии со вкусами начала XX столетия.

Еван, Георгий и Власий. Икона XIII века. ГРМ.

Еван, Георгий и Власий. Икона XIII века. ГРМ.

Еще бесцеремоннее переписаны заново фрески Успенского храма в Свияжском Богородицком монастыре, относящиеся к 1558 году. Реставрация их производилась Московским археологическим обществом под руководством проф. Д. В. Айналова, в докладе которого с наивнейшей откровенностью рассказывается, как при этом одни цвета заменялись другими: «Фоны голубые; теперь они заменены пепельно-серыми» 1. Второй волжской экспедиции Музейного отдела, обследовавшей в 1919 году памятники искусства и старины в районе Среднего Поволжья, пришлось для выяснения состояния фресок эпохи Грозного раскрыть несколько фигур от ужасающей по своей безвкусице затеи, которой они были подвергнуты. Сравнение одного и того же фрагмента до удаления этой записи и после ее удаления показывает с достаточной убедительностью всю ненужность и нелепость таких переписываний прекрасно сохранившихся памятников.

Памятники скульптуры сравнительно менее жестоко искалечены реставрацией, что объясняется главным образом достаточной стойкостью самого материала — бронзы и мрамора. Значительно хуже обстоит дело с произведениями декоративного и прикладного искусства, особенно с теми из них, которые исполнены из хрупкого материала, как, например, памятники древнего шитья и низания жемчугом. Уже в силу хрупкости ткани, шитье часто подвергалось чинке, при которой истлевшая «тафта» заменялась новой, прошивались заново лица, аксессуары, надписи, и весь художественный облик существенно видоизменялся и искажался. Секцией шитья Центральных Государственных реставрационных мастерских за семь лет Революции произведена большая работа по исправлению повреждений, причиненных шитью бывшей Патриаршей ризницы во время разгрома последней ворами в 1917 году. Секция вслед затем починила и раскрыла ряд важнейших памятников музея бывшей Троице-Сергиевской лавры и Российского исторического музея.

Примером такой чинки и раскрытия может служить плащаница, вклад царицы Анастасии Романовны 1558 года, хранящаяся в Историческом музее. Реставрированная в XIX веке, она взамен первоначального фона гвоздичного цвета была заклеена новым канаусом вишневого цвета, причем при заклейке не были пощажены древние контуры, сильно искаженные. Еще более они пострадали от сплошной обшивки мелким жемчугом. По удалении жемчуга шитье, если и не возродилось в своем древнем виде, то все же стало к нему ближе, а главное стало неизмеримо подлиннее.

_______________

1 «Труды Московского археологического общества», т. XXI, вып. 1. М., 1906.

13 октября 1925 года. Москва.

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.