ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ДЛЯ ЧЕГО НАДО ОХРАНЯТЬ И СОБИРАТЬ СОКРОВИЩА ИСКУССТВА И СТАРИНЫ

[Напечатана отдельным изданием М., 1919].

1. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ОХРАНЯТЬ И СОБИРАТЬ СОКРОВИЩА ИСКУССТВА И СТАРИНЫ?

В основе всякого разумного строительства лежит преемственность культуры. Самые решительные нововведения, наиболее глубокие изменения государственного строя и коренная ломка всей жизни достигают цели и долговечны только в том случае, если приняты во внимание все особенности, отличающие культуру данной страны от культур других стран. Отсюда вытекает необходимость изучать культурное наследие своей страны и всячески его охранять и собирать, ибо наше прошлое для нас во многих отношениях единственная путеводная звезда в дальнейшем строительстве: то доброе, что дало оно нам, мы должны удержать и, если можно, улучшить, а то худое, что оно же с собою принесло, мы должны отбросить. Глядя на доброе и ценное и приучаясь к нему, мы обеспечим и нашим собственным начинаниям добротность и ценность, а худое и ничего не стоящее пусть убережет нас от таких же ошибок.

Культура каждого народа выражается в произведениях искусства и быта. Предметы быта, те с виду малозначащие мелочи, которые дошли до нас от далеких предков, рисуют их повседневную жизнь, их привычки, вкусы, взгляды. Без этих мелочей многое было бы нам непонятно и неясно в их жизни. Но наилучшим выражением культуры является искусство: оно ярче, глубже и всестороннее отражает жизнь народа, притом не только внешнюю, показную сторону этой жизни, но и ее внутренний смысл, ее затаенное значение, вскрывая самые заветные мысли, чувства и чаяния великой народной души. Поэтому искусство — самый желанный, самый благоуханный цветок культуры. Но, как всякий цветок, оно по самой природе хрупко, и потому-то с давних пор уже усилия человечества направлены к тому, чтобы всеми способами оберегать его, старательно собирая даже опавшие от невзгоды лепестки его.

Если Россия и прежде нуждалась в тщательном сбережении своего культурного наследия, то теперь, в эпоху полного переустройства всего государственного и жизненного уклада, вопрос об охране памятников искусства и старины становится неотложной задачей государственного значения. Вокруг этого важнейшего дела, наряду со специальными правительственными органами и центральными научными, археологическими и художественными учреждениями, должны объединиться все живые силы страны и прежде всего местные культурные деятели. Без их ценной помощи никакие центральные организации не в силах справиться с теми широчайшими, захватывающими задачами, которые предстоят России на путях ее новой жизни. Там, где уже созданы местные музеи, где действуют архивные комиссии, там имеются и готовые кадры опытных работников, знакомых с делом охраны памятников искусства и старины, а также с археологическим и художественным собирательством. Там, где нет музеев, они должны быть созданы, и к этой созидательной работе могут быть привлечены другие просветительные учреждения, а где нет и этих последних,— найдутся отдельные культурные люди, которые с радостью откликнутся на призыв покрыть всю Россию густою сетью музеев, этих хранителей живого творчества и рассадников культуры.

Сознавая важность задачи и учитывая неотложность ее проведения в жизнь именно в данный момент, Всероссийский кооперативный съезд вынес постановление об организации охраны культурно-художественных памятников Россия, для чего при Совете кооперативных съездов ныне образован специальный орган — комитет по охране культурных и художественных сокровищ России. Комитет полагает, что настало время объединить все те усилия, которые доныне были направлены к достижению той же общей цели, но вследствие разрозненности и несогласованности действий не давали желательных результатов. Если одни только центральные учреждения без помощи местных работников не в силах справиться с задачей, то и одни местные, музейные и архивные деятели не в силах справиться с нею без помощи работников кооперации. Благодаря прекрасно налаженной, гибкой организации и жизненным связям на местах, они, более чем кто-либо, могут помочь осуществлению великой идеи. Живя на местах и разъезжая по отдаленным уголкам России, они встречают такие сокровища искусства и старины, о которых ничего не знают даже в ближайших центрах. Но в столицах и крупных городах наука и практика нескольких поколений выработала ряд мер и приемов, способствующих наилучшему сбережению и собиранию старины. Цель настоящего обращения — в кратких словах изложить сущность этих приемов и тем прийти на помощь местным деятелям, воодушевленным общими идеями культурного строительства и лишь мало знакомым с самой постановкой дела.

Комитет обращается одновременно как к деятелям кооперации, так и к местным музейным и архивным организациям с горячим призывом столковаться о том, как наилучше наладить совместную работу. Пусть представители кооперации, не теряя ни одного дня, завяжут сношения с местным музеем, архивной комиссией или иным просветительным учреждением — гимназией или прогимназией, в которых среди преподавателей всегда найдутся люди, готовые отдать свои силы делу изучения и обследования родного края. Пусть музейные и архивные деятели снесутся с кооператорами: одно-два совместных заседания, на которые должны быть приглашены и все частные лица, интересующиеся делом и готовые отдать ему хоть часть своего времени и сил,— прежде всего архитекторы, инженеры, художники, историки, археологи, учителя и просто любители,— и дело надежной охраны памятников искусства и систематического собирательства сразу наладится. Само собою разумеется, что приводимая здесь краткая инструкция имеет в виду ознакомить с основными приемами охраны и собирательства только тех, кто в этом мало сведущ, и пусть опытные местные музееведы и археологи не посетуют на комитет за эти хорошо им известные первоначальные сведения.

2. ЧТО НАДЛЕЖИТ ОХРАНЯТЬ?

Каждый народ проявляет свои духовные силы и творчество в целом ряде монументальных памятников и во множестве предметов искусства и быта. Первые надлежит всемерно охранять, вторые следует всячески собирать. Монументальными памятниками культуры являются:

Древние церкви, костелы, кирки, мечети, синагоги и всякие молитвенные дома, а также живопись, украшающая внутренние и наружные стены их, скульптурные и иные украшения их, крепостные и монастырские стены, башни и ворота, дворцы, замки, генерал-губернаторские или губернаторские дома, театры, старинные здания правительственных учреждений, думы, ратуши, дворянские собрания, институты, старые пожарные каланчи, усадьбы и усадебные постройки, павильоны и беседки в городах и деревнях, гауптвахты, заставы, отдельные старинные дома и древние избы, старинные мосты, водопроводы, фонтаны, памятники на площадях и кладбищах, статуи, колокола, пушки и т. п.

Все это, часто мало понятное и не пригодное для нужд современной жизни, отражает культуру и искусство прошлых веков и уже поэтому подлежит тщательному сбережению и охранению.

3. КАК НАДЛЕЖИТ ОХРАНЯТЬ?

Когда дело идет об искажениях и разрушениях, угрожающих храмам, дворцам, правительственным зданиям или общественным памятникам, то вопрос значительно упрощается тем, что эти сооружения не могут быть уничтожаемы или даже просто перестраиваемы без испрошения на то разрешения Петроградской археологической комиссии или Московского археологического общества. И все же случается, что по неведению или злому умыслу такие перестройки и даже уничтожения совершаются без предварительных сношений с специальными центральными органами. В таких случаях чрезвычайно ценно своевременно известить об этом комитет по охране художественных сокровищ, дабы он мог немедленно предпринять шаги к приостановке искажения или разрушения. Иное дело частные здания, которыми владельцы вправе распоряжаться по своему усмотрению. Однако и в этом случае своевременное оповещение комитета может помочь ему оказать свое влияние в смысле наименьшего искажения или хотя бы не полного уничтожения памятника искусства. Комитет рекомендует следующие средства, способствующие сбережению монументальных памятников или, в случае невозможности этого достичь, дающие возможность увековечить их для потомства: 1) надлежит всячески разъяснять на местах важность сохранения старины; 2) следует фотографировать как общий вид, так и, в особенности, детали тех памятников, которым угрожает перестройка или разрушение, а где имеется в числе сотрудников архитектор, производить обмеры наиболее интересных памятников; 3) следует немедленно сообщать в Комитет по охране памятников и художественных сокровищ о всех предполагаемых изменениях, перестройках, пристройках, сломках монументальных памятников, с приложением фотографий с них; 4) следует собирать сведения о памятниках, уже искаженных или уничтоженных, разыскивать изображения их — рисунки, чертежи, фотографии, сделанные до искажения или уничтожения, и сообщать все эти сведения в комитет.

4. ЧТО НАДЛЕЖИТ СОБИРАТЬ?

Если дело охраны монументальных памятников ставит себе задачей сбережение их в неприкосновенном виде и требует известных специальных технических знании, то дело собирательства является гораздо более доступным и легко осуществимым. От церквей, дворцов, старинных усадеб и изб, от всей жизни наших предков до нас дошло огромное множество предметов, ярко выражающих старую культуру и заслуживающих самого бережного отношения и собирания в специальные хранилища. Сюда относятся произведения живописи, скульптуры, изделия из металла, дерева, камня и кости, одежда и ткань, мебель и т. п. Эти единственные свидетели былых времен красноречиво повествуют о жизни, мыслях, чувствах и делах наших далеких предков, и мы должны дорожить каждым обрывком, могущим осветить с новой стороны это прошлое.

Само собою разумеется, что нет никакой надобности свозить в местные хранилища все те предметы искусства и старины, которые находятся в данной округе. Есть среди них и такие, которым надлежит оставаться на местах, ибо они составляют одно целое, органически сросшееся с зданием или местностью. Есть церкви, богатые произведениями искусства и старины: в них много ценных икон, прекрасных сосудов, старинных облачений, редких книг,— все это неразрывно связано с церковными стенами и сводами, и извлечение отдельных предметов из храма желательно только в тех случаях, когда этим предметам грозит порча или когда они за обветшалостью предназначены к удалению, причем каждый раз необходимо на это разрешение соответствующих духовных властей. В таком же положении находятся некоторые старинные дома в городах и деревнях: если им ни с какой стороны не грозит гибель и порча, все те предметы искусства и старины, которые в них собраны, составляют один цельный памятник искусства, который грешно растаскивать по частям, а наоборот, следует охранять в его неприкосновенном, исторически сложившемся облике.

5. КАК НАДЛЕЖИТ СОБИРАТЬ?

Необходимо всячески разъяснять на местах значение культурной ценности старины, ее воспитательный и поучающий смысл. Надо указывать, что в предметах искусства и старины заключается общенациональное достояние огромной, не только культурной, но и чисто-материальной ценности: часто вещи, сделанные из самого дешевого материала, оцениваются дороже золота, если они — создание искусства или изделие глубокой старины. Великое культурно-художественное наследие России представит собою многомиллиардную ценность, если его удастся сохранить и собрать в стройную систему повсеместных, организованных в музейном масштабе хранилищ. Напротив того, распыленное по отдельным рукам, оно, не обеспеченное от случайностей, неизбежно обречено на гибель. Надо сделать все, чтобы не допустить столь преступного расточения огромного народного богатства. Надо расспрашивать местных старожилов об известных им древних предметах искусства и быта или целых собраниях — иконных, картинных, книжных и т. п. Если предметы эти находятся в условиях неподходящих или подвержены опасности непогоды, находятся в сырых помещениях, страдают от небрежного отношения малосознательных людей, или существует опасение, что они могут быть вывезены за границу, или грозит гибель от темных, разрушительных инстинктов,— первым долгом всякого гражданина является создание надлежащих условий для сохранения этих ценностей.

До сих пор только столицы и немногие из крупных губернских городов имели свои музеи и хранилища. Ныне при всеобщем стремлении к свету и знанию стало ясно, что такие хранилища как неиссякаемые источники культуры должен и может иметь каждый уездный город, большие посады и слободы, а в некоторых случаях и крупнейшие села, уже приобщившиеся к благам культуры. Всякое сухое, по возможности каменное помещение может служить первоначальным складом древностей, той первичной ячейкой, из которой впоследствии вырастет правильно организованный культурно-художественный музей.

6. ЧТО ТАКОЕ РЕГИСТРАЦИЯ?

Не следует думать, что всякое собрание более или менее случайных вещей — пусть даже старинных и даже художественных произведений — уже представляет собою музей. Для превращения случайного, беспорядочного собрания в музейное необходима дружная неустанная работа над собранным и собираемым материалом. К этой работе желательно привлечь всех местных деятелей, чувствующих влечение и любовь к русской старине и искусству. Задача выяснения и познания родных сокровищ столь значительна, что она может быть успешно выполнена только соединенными усилиями культурных работников всевозможных специальностей, профессий и классов. Архитектор сумеет разобраться в вопросе, угрожает ли данному монументальному сооружению опасность и пригодно ли то или иное помещение для музейных надобностей и что предпринять для его улучшения и приспособления. Кроме того, он же лучше кого-либо знаком с материалами, из которых сделаны отдельные предметы старины и искусства, и его мнение чрезвычайно ценно в вопросах обеспечения вещей от порчи. Архитектор хорошо знаком и с чисто декоративной стороной искусства, орнаментом, стилями и т. п., и он легко может разобраться в вопросах определения эпохи данного предмета. Священник обычно знаком с историей своего прихода, в его руках ценные записи клировых ведомостей, и в его семье часто хранятся стародавние предания, важные для истории области. Кроме того, он без труда разбирается в старинных предметах церковного обихода. Местный преподаватель истории, местный преподаватель рисования — все это люди, которые с огромной пользой могут быть привлечены к этому живому и творческому начинанию. Эта работа должна ставить своей целью выяснение историко-художественного достояния данной округи или области и сводится к регистрации или учету всего достопримечательного вокруг, в смысле истории, быта и искусства.

Регистрация производится при помощи карточной системы, причем, в соответствии с двумя основными сторонами всего дела — охраной и собирательством, она сводится к двум типам карточек: к карточкам, регистрирующим искусство монументальное, т. е. ценности неподвижные или с трудом передвигаемые, и к карточкам, регистрирующим предметы искусства, без труда поддающиеся собиранию и перевозке.

В приложении приводятся оба типа карточек, [...] с лицевой стороны и оборота, с примерными записями на той и другой стороне, уясняющими весь смысл и самый процесс регистрации (см. стр. 280—282). Во избежание смешения обоих видов карточек, всегда возможного при их обилии, для искусства монументального приняты цветные карточки.

Карточки должны составляться в двух экземплярах, из которых один хранится на местах, а другой пересылается в Московский центральный комитет. Карточки распределяются в алфавитном порядке: по искусству монументальному — по алфавиту губернии, в губернии — по алфавиту уездов, в уезде — по алфавиту городов и сел. Предметные карточки распределяются по алфавиту отделов, а в отделах — по алфавиту предметов.

7. КАК УКЛАДЫВАТЬ И ПЕРЕВОЗИТЬ ВЕЩИ?

Едва ли надо указывать, что укладка и перевозка предметов искусства и старины обязывает к особливой бережливости, и едва ли есть надобность в перечислении мер предосторожности, в достаточной степени общеизвестных: пакля, стружки, сено, опилки, бумага вполне обеспечивают от ломки и тряски, причем водный и санный путь для вещей наиболее хрупких надежнее ухабистой дороги или гатей. Но в некоторых случаях необходимо принимать предупредительные меры специального характера. Это относится прежде всего к очень древним картинам, писанным масляными красками, сильно потрескавшимся, с поверхностью вздувшейся, грозящей осыпью или уже осыпающейся. В этих случаях картину следует покрывать жидким горячим раствором столярного клея и заклеить сплошь листами газетной бумаги. Картину, писанную на холсте и натянутую на подрамок, никоим образом не следует снимать с подрамка и свертывать. Во время перевозки картины надо следить, чтобы на ее поверхность, ни с лицевой, ни с задней стороны, не давили никакие посторонние предметы. Свертывание чрезвычайно пагубно для живописи, и к нему можно прибегать только в тех случаях, когда слишком большие размеры картины совершенно не допускают ее перевозки на подрамке. Если размеры ее значительно превышают одну сажень, а путь предстоит дальний и долгий, и нет возможности сколотить надежный защищающий живопись от сырости ящик, то картину неизбежно придется снять с подрамка. Предварительно следует заготовить вал, по возможности большого диаметра — 1 аршин, ½ аршина и во всяком случае не менее ¼ аршина. Картину навертывают на этот вал плотно, лицом наружу.

Еще с большими предосторожностями приходится укладывать старинные картины, писанные на дереве, и иконы. Последние, если они грозят осыпью краски, следует также заклеивать газетной бумагой, покрывая их не жидким клеем, а яичным желтком на квасу (один желток на стакан кваса). Между досками необходимо прокладывать предостерегающие от трения прослойки в виде сукна, войлока, картона или большого количества бумаги.

8. КАК СКЛАДЫВАТЬ И РАЗМЕЩАТЬ ВЕЩИ?

Наряду с перевозкой вещей должна быть организована и работа по складыванию и размещению их. Если только перевозить и складывать все в беспорядочные кучи, то многое пострадает, а кое-что и погибнет здесь навсегда. Это прежде всего относится к масляным картинам, которые нуждаются в свете и воздухе и которым гибельно долгое пребывание в темноте и укупорке. Кроме того, если не приступить к целесообразному размещению картин и икон, то они будут постоянно подвергаться опасности быть оцарапанными или пробитыми окружающими их предметами. Те из картин и икон, которые заклеены бумагой, должны временно оставаться в том же виде, ибо отклейка бумаги — дело не столь простое, как заклейка, и она может быть произведена только специалистом, до прибытия которого заклеенные картины и иконы должны быть расставлены по стенам. Картины незаклеенные следует развесить, иконы не заклеенные — расставить по полкам. Все предметы искусства и старины надлежит распределить а) по отделам и б) по их культурно-художественной ценности. Распределение всего материала желательно произвести по следующим отделам: 1) отдел художественный (иконы писаные, шитые и резные, картины, скульптура, портреты, акварели, рисунки, гравюры, литые и резные образки и кресты); 2) предметы церковного обихода (церковные сосуды, ковчежцы, митры, панагии, облачения, посохи, венцы, вериги, лампады, кадила, фонари, купели); 3) предметы вооружения (шлемы, панцири, кольчуги, щиты, мечи, сабли, кинжалы, алебарды, чеканы, кистени, рогатины, топоры, стрелы, копья, пушки, пищали, знамена); 4) предметы домашнего обихода (блюда, ковши, ендовы, братины, бочки, стопы, кубки, стаканы, чарки, чаши, кубышки, котлы, рукомойники, самовары, погребцы, тазы, подсвечники, часы, замки, игрушки); 5) мебель; 6) одежда, ткани и украшения (сарафаны, кафтаны, кружева, вышивки, головные уборы, обувь, застежки, браслеты, ожерелья, серьги, перстни, пояса, цепи, пуговицы, кружева, гребни); 7) рукописи и книги (лицеиые рукописи, старинные ноты, чертежи, планы, старопечатные книги, книжные переплеты); 8) музыкальные инструменты; 9) орудия ремесел (прялки, веретена, набивные доски, пряничные формы); 10) отдел археологический (поделки каменного веке, изделия медного века, золотые, серебряные и медные вещи, вещи с разноцветной эмалью, змеевики, чудские образки, свинцовые пломбы и печати, серебряные монетные гривны, монеты); 11) местный отдел (все предметы, имеющие специально местное или краевое значение, например старинные изображения данного города или местности, старинные рисунки и фотографии местных типов, фотографии местных деятелей, образцы местных специальных изделий и т. п.).

Распределение материала по его сравнительной ценности необходимо для того, чтобы выделить наиболее важный материал, подлежащий размещению и выставлению для обозрения, от тех больших запасов, которые могут и должны оставаться в складе. Собирать придется много и не может быть и речи о том, чтобы все собранное было планомерно размещено и доступно для обозрения. Самый благоустроенный и располагающий огромными средствами музей имеет запасные помещения, доступные только администрации музея и ученым специалистам и исследователям данной отрасли.

Таким образом, с самого начала следует распределить все помещение, предназначенное для будущего музея, на две части — одно для основного музея, посещаемого публикой, так сказать парадное, другое, не менее, а скорее более значительное по своим размерам, для запаса. Первое помещение должно быть светлым и иметь столы, полки, застекленные шкафы, а если возможно, и застекленные витрины для размещения вещей. Второе, запасное отделение может не иметь тех удобств света и других преимуществ, которые вызываются самым назначением этого помещения.

9. ЧТО ТАКОЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ?

Собиранием культурно-художественного материала и планомерным размещением его в данном здании далеко не исчерпываются задачи музейного дела. Как бы ни был благоустроен музей, в его рабочей комнате, в этом невидимом обычному посетителю главном центре и двигателе дела, должна кипеть неустанная работа по всестороннему выяснению и изучению коллекций музея.

Прежде всего каждый отдельный предмет собрания должен быть тщательно обмерен и описан со стороны его материала, в некоторых случаях со стороны его техники и его специфических особенностей, а также со стороны тех его недочетов, которые вызваны временем и разрушением. Подробнейшее описание чрезвычайно важно еще по тому одному, что оно, в случае пропажи вещи, является единственным средством, дающим надежду на ее разыскание. В случае гибели вещи, являющейся, быть может, единичной в данной отрасли, для культуры и науки навсегда сохраняется точное описание этой вещи. Такое предметное описание всех коллекций музея называется инвентаризацией. Для этого ведется особая инвентарная книга, в которую каждый предмет заносится за своим номером, очередным по времени поступления, по прилагаемому при сем образцу с примерными записями. Образцовая инвентаризация предполагает обязательное фотографирование каждого предмета собрания. За отсутствием средств желательно фотографирование хотя бы наиболее важных и ценных предметов, снимки с коих должны быть наклеены в соответствующих местах инвентарных книг. Последние, ввиду наличности фотографий, вздувающих страницы, не должны включать более 100—200 страниц, иначе пользование книгами представит значительные неудобства.

Одновременно с инвентарными книгами составляется в двух экземплярах и карточный инвентарь. Образец инвентарной карточки с примерными записями при сем также прилагается (см. стр. 281). Если с данного предмета имеется фотография, она наклеивается на обороте карточки, если этот оборот сплошь занят описанием и другими сведениями, фотография наклеивается на вторую карточку, если же обилие сведений, не уместившихся на обороте одной карточки, заставило перенести их продолжение на вторую, то фотография наклеивается на третью, и т. д.

Дело составления инвентарных книг и карточек кропотно и требует продолжительного времени. Между тем музей неустанно обогащается все новыми и новыми предметами, а иногда и целыми коллекциями из сотен и тысяч предметов. Совершенно очевидно, что никоим образом нельзя откладывать учета этих вещей до окончания их инвентаризации и необходимо произвести некоторую, хотя бы самую краткую и поверхностную опись тотчас по прибытии их в музей. Для этой цели ведется особая книга — «Опись», в которую в порядке поступления заносится за очередным номером каждый вновь поступивший предмет. Образец «Описи» здесь также прилагается (см. стр. 282).

Однако и после того, как произведена инвентаризация всех коллекций музея и всех его запасов, работа в недрах музейной лаборатории отнюдь не может считаться законченной. Даже самые опытные собиратели и лучшие знатоки старины не гарантированы от ошибок и случается, что вещь сравнительно недавнего происхождения, благодаря случайным признакам обветшания, принимается за древнюю, или картина одного художника приписывается кисти другого, или изделие иностранного происхождения слывет за русское. Путем долгих наблюдений, сравнений и изучения удается внести поправку в допущенную ошибку. Жизнь всякого хорошо налаженного музея состоит в непрерывном улучшении первоначального инвентаря, в его исправлении и пополнении.

Для облегчения этой работы музей должен иметь хотя бы самую скромную библиотечку справочного характера: общие и специальные словари, каталоги, книги по музееведению и т. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка для монументального искусства (форма 1)

Местонахождение Тверская губерния, с. Коробово, Старицкий уезд
Наименование памятника Мавзолей владельцу имения Ивану Гавриловичу Теплову
Материал Гранит
Обмер Дата 5,60 м вышины, 3,40 м длины, 3,20 м ширины 1782 год
Владелец Павел Иванович Теплов. Москва, Поварская, 25
Негатив № 225, 1918 года, мая 21 дня

Оборот карточки

Описание памятника, обмеры, особые замечания, сведения о степени сохранности и литература
Мавзолей имеет форму усеченной пирамиды с почти квадратным основанием, увенчанной шаром с крестом. На одной из сторон его прикреплен бронзовый барельеф профильного портрета с надписью под ним: «Иван Гаврилович Теплов, Родился 1726 году. Скончался 1782 году». Мавзолей сильно покосился в южную сторону.

Карточка для регистрации предметов искусства и старины (форма 2)

Местонахождение Тульская губерния, с Титово, Алексинский уезд
Наименование предмета Портрет Александра Ивановича Евреинова, работы Тропинина
Материал Холст
Техника Масло
Размер (вес) 62x47 см
Подпись, клеймо, марка В.Трошшин, 1847-го г. (слева внизу, на спинке кресла)
Дата 1847 год
Владелец Павел Петрович Степанов
Негатив № 560, 1918 года, июля 18 дня

Оборот карточки

Описание предмета, особые замечания, сведения о степени сохранности и литература
Портрет изображает пожилого человека в синем халате с книгой в руках, в красном кресле. Портрет сильно пострадал. Из дефектов следует отметить сеть трещин, особенно заметных на фоне и одежде. О портрете упоминается в записках Челищева. СПб. 1871, стр. 27, и в книге «Род Евреиновых» П. Кудрявцева. М., 1913, стр. 25.

Регистрационные карточки.

1) Карточка для регистрации памятников монументального искусства (форма 1.)

Вверху обозначается слева — губерния, справа — уезд, посредине — местонахождение памятника, название города, посада, слободы, местечка, села или деревни. Далее заносится наименование памятника — церковь, часовня, дом, ворота, беседка и т. п.

Ниже отмечается материал, из которого возведено сооружение: камень (известняк, песчаник, гранит), кирпич, дерево и т. п.

Далее следует обмер в самых общих чертах: длина, ширина, высота. Более подробные, специально архитектурные обмеры приводятся на обороте карточки. Вес должен быть обозначен для золотых, серебряных, небольших бронзовых, медных и железных изделий.

Затем отмечается дата, если она точно известна, причем вслед за нею в скобках приводится источник, из которого она почерпнута, например: «Клировая ведомость», или «С. Соловьев, т. XII. стр. 25». Если точной даты не удалось установить, она отмечается приблизительно, например «XVII век», или: «конец XVIII века». Наконец, если нельзя определить даже приблизительной даты памятника, то графа «дата» вовсе не заполняется.

Ниже отмечается владелец памятника: «Духовное ведомство»; «Военное ведомство»; имя, отчество и фамилия частного владельца.

Наконец, внизу вносится номер, под которым значится в соответствующей описи негатив с данного памятника, если последний был уже сфотографирован. Если имеющаяся фотография больше размера 9x12 см, то размер ее отмечается в записи особо.

Если одному памятнику отведено несколько карточек, то последние занумеровываются посредине вверху под наименованием местонахождения: № 1, № 2, № 3 и т. д.

На обороте карточки (форма 1, оборот) заносятся особые замечания и сведения, касающиеся степени сохранности памятника, его искажений, наружных и внутренних деталей, достопримечательностей, находящихся внутри здания, и т. п., там же приводятся специальные обмеры. Если одной карточки оказывается мало, записи переносятся на вторую, третью и т. д. Фотографии общего вида и деталей размером не свыше 9x12 см наклеиваются на оборотах карточек.

2) Карточка для регистрации предметов искусства и старины (форма 2).

Этот тип карточек в общих чертах тождествен с предыдущим и разнится только в нескольких подробностях. Прежде всего графа материал заполняется более разнообразными видами материала, ибо здесь будет, кроме камня и дерева, еще и мрамор, золото, серебро, медь, бронза, кость и т. п. Кроме того, здесь введены и новые графы: «техника» (резьба, басма, финифть и т. п.), подпись (на картине, скульптуре и т. п.), клеймо (на золоте или серебре), марка (на фарфоре).

Карточка инвентарная (форма 3)

Отдел художест. Отдел церковн. Отдел вооружен. Отдел быта Отдел мебели Отдел одежды
Инвентаря. №2470 Наименование предмета Выставочн. № 125
Кубок немецкой работы
Материал Серебро
Техника Чеканка
Размер (вес) 35 см выш.,10 см шир., 68 золотников
Подпись (клеймо)    
Дата XVII век
Место приобретения и источники поступления Приобретено в Москве у антиквара Веркмейстера
Время приобретения 1908 год
Цена или оценка 1500 руб.
Негатив № 790, 1908 года мая 24

Оборот карточки

Описание, особые замечания, степень сохранности, литература и дальнейшие изменения
Аналогичный кубок имеется в Московской Оружейной Палате (воспроизведен фототипией в официальном издании Оружейной Палаты, табл. XXVII). Кубок сильно помят и у его верхнего края недостает куска в 3 см длины и 5 см вышины.

Страница инвентарной книги с примерными записями (форма 4)

Место для наклейки фотографии данного предмета размером 9x12 Инвентарный № 2470
Выставочный № 125
Название предмета: Кубок немецкой работы XVII в.
Материал: серебро
Техника: чеканка
Размеры в см:, высота 35, ширина 10, вес 68 зол.
Подпись, клеймо, марка и т. п.
Негатив № 790. Снято в 1908 году, мая 24 дня. Описание, особые замечания, степень сохранности: Аналогичный кубок имеется в Московской Оружейной Палате (воспроизведен в официальном издании Оруж. Палаты, табл. XXXVII). Кубок сильно помят. У верхнего края недостает куска в 3 см длины и 5 см вышины Место приобретения и источник поступления: приобр. у антиквара Веркмейстера в Москве
Время приобретения: 1908 год
Цена или оценка: 1500 руб.
Дальнейшие изменения

Образец страницы из «Описи» (форма 5)

Наименование предмета и его материал Время и источник поступления Порядковый № постуил.
Серебряный кубок немецкой работы XVII в. Приобр. у антиквара Веркмейстера в Москве в 1908 г. янв. 3, за 1500 руб. 2470
Резной киот, деревянный, с медными вставными частями. Русская работа XVIII в. Приобр. в с. Лявле Арханг. губ. Холмог. у. И. П. Потаповым, принесшим киот в дар Музею в 1909 г., янв. 7. 2471
Миниатюра на кости, изображающая молодого офицера в гусарской форме. Справа на фоне надпись: 1810 Принесено в дар М. Т. Егоровой в 1909 г. янв. 15 2472
Поморская рукопись XVIII в. 8 листов Приобр. у офени за 50 руб. в 1909 г. янв. 17 2473

Страница uз «Описи негативов» (форма 6)

Что снято на негативе Месяц Год Порядковый № негатива
Портрет Александры Ивановны Евреиновой, работы Тропинина Июля 18 1918 560

3) Карточка инвентарная (форма 3.)

Общий тип карточки тот же, который принят и для регистрации. Новостью является зубец, имеющийся вверху каждой начальной карточки отдела, с обозначением отдела. Новыми графами являются те, которыми отмечается место приобретения и источник поступления, время приобретения и цена. В тех случаях, когда вещь не была приобретена за деньги, а поступила безвозмездно, желательно хотя бы приблизительное определение ее стоимости, важное для учета общей материальной ценности всего собрания. Поэтому рядом со словом «цена» стоит и слово «оценка».

4) Образец страницы из инвентарной книги (форма 4).

Все графы, имеющиеся на инвентарных карточках, перенесены и в инвентарную книгу, почему в дальнейших пояснениях надобности нет.

5) Образец страницы из «Описи» (форма 5).

6) Образец страницы из «Описи негативов» (форма 6).

Все эти книги и карточки уже изготовлены, имеются на складе Совета кооперативных съездов и могут быть высланы на места по первому заявлению.

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.