ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

О МУЗЕЙНОЙ ПОЛИТИКЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ

[Публикуется впервые. Рукопись хранится в Отделе рукописей ГТГ, ф. И. Э. Грабаря].

Подобно тому как нельзя мыслить государства без политики иностранной, внутренней или финансовой, нельзя его мыслить и без политики художественной и музейной. Без планомерно и строго, в государственном масштабе проводимой музейной политики невозможно организованное собирательство художественных сокровищ в государственные сокровищ[ницы].

До сих пор русские музеи влачили жалкое существование: ни власть, ни общественные круги не уделяли им достаточного внимания, ассигнуя из миллиардных и многомиллионных бюджетов буквально по нескольку тысяч рублей в год каждому из них на пополнение коллекций. Нужны были музейные катастрофы, вроде гибели картины, кражи художественного произведения или какого-либо крупного музейного события — спорного приобретения или иного «скандала»,— чтобы обыватель, общество и власть всполошились и хотя бы на время обратили внимание на тот или иной музей, на мгновение попавший в лучи общественного прогресса, чтобы вслед затем снова на долгие годы затеряться во мраке. Такому музею в спешном порядке ассигновывался десяток-другой тысяч на поправление беды, и все другие его собратия завидовали счастливчику, на которого обрушилось циклоническое бедствие. Вести органическую работу в большом музейном масштабе не было возможности даже для тех истовых работников, которые жаждали дела и мечтали только об одном,— чтобы им дали работать.

Если в настоящие дни не будет сделана решительная, в революционном порядке проведенная в жизнь попытка полной реорганизации всероссийского музейного дела и не будет начертан широкий план, по которому такую реорганизацию можно было бы наилучше и наискорейше провести, то музеи, быть может, никогда не дождутся лучших дней.

Прежде всего должна быть создана строгая планомерность музейных пополнений. Главным музейным злом до сего времени была та естественная рознь, которая развилась между музеями в силу отсутствия какого-либо разумного, объединяющего начала: на те крохи, которые перепадали им из общего бюджета, они жадно ловили на рынке не то, что было безусловно необходимо данному музею, а то, что было ему доступно, причем один музей перебивал у другого отдельные вещи и целые коллекции, внося в государственное дело деморализующий элемент аукционной страстности и потворствуя рыночной спекуляции.

Администрации каждого музея свойственно известное пристрастие к своему хранилищу, почему в своих покупках она не всегда сохраняет должную объективность, проявляя некоторую специфическую «музейную жадность». Было бы целесообразно передать все дело пополнения музеев особому органу, составленному из компетентных лиц — представителей музеев и художников. Одна группа лиц могла бы ведать приобретением произведений старых европейских мастеров, другая произведений старых русских мастеров, третья произведений новейшего западного и русского искусства, четвертая предметов быта, пятая пополняла бы исключительно археологические отделы музеев и т. д. Все купленные произведения должны составить как бы некоторый национальный художественно-музейный фонд для пополнения музеев. Для достойного размещения и всеобщего обозрения этого фонда необходимо предоставить, а в будущем и выстроить, особое здание в Петрограде и особое в Москве, в которых поочередно, в течение не менее одного года в каждом городе, все купленные государством произведения и коллекции выставляются для публичного осмотра. Произойдет нечто вроде того народного суда, который имел некогда место на папертях итальянских и испанских храмов, куда художники приносили «на суд народа» свои произведения. Само собою разумеется, что никакого организованного голосования здесь допущено быть не может: за те два-три года, которые пройдут со времени приобретения произведения или коллекции, вся Россия успеет уже высказаться по поводу них: в газетах появятся сотни статей «за» и «против», сотни тысяч лиц увидят вещи в оригиналах и миллионы в репродукциях, которые необходимо щедрой рукой рассыпать по стране. Только после такого всенародного обсуждения и одобрения и, во всяком случае, не раньше трех лет со дня приобретения, вещь признается подлежащей передаче одному из музеев. Благодаря такой системе отпадает и другое зло всякой музейной жизни — необходимость спешно, без исторической перспективы решать вопрос о покупке, почти всегда не терпящий отлагательства. Музей не должен ошибаться, но эту «роскошь» может и должно разрешить себе государство. Страх ошибиться заставляет нередко музейных деятелей соблюдать чрезмерную осторожность, и сплошь и рядом только из-за этого страха упускаются ценнейшие произведения и значительнейшие коллекции.

В последние годы русские музеи не мало сделали в смысле демократизации и популяризации искусства, но и эта работа была скована все тем же убогим бюджетом. Ныне эта сторона музейной деятельности должна быть выдвинута на первый план, и необходимо в срочном порядке принять меры, действительно обеспечивающие знакомство с музейными коллекциями самых широких масс населения.

Прежде всего надлежит принять меры ко всяческому облегчению посещения музеев, особенно в праздничные дни, когда в некоторых из них из-за тесноты помещения для раздевания в зимние месяцы наблюдаются регулярные «хвосты» на улице, доходящие до нескольких сот человек. Все ходатайства администрации музея о расширении этих помещений отклонялись за классическим «отсутствием средств».

С недавних пор совершенно исключительное значение стали приобретать музейные экскурсии, но опять-таки из-за недостатка средств экскурсионное дело находится пока все еще в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы в каждом музее был создан особый штат руководителей экскурсиями, причем в экскурсионный план должны входить не только прогулки по музеям, но и прогулки по городу и его окрестностям. Ибо одним только музейным материалом далеко не исчерпывается все культурно-художественное богатство, с которым должен быть ознакомлен народ. Все работники экскурсионного дела должны образовать особый отдел, объединяющий и направляющий их деятельность, издающий свой специальный орган и т. п.

Помимо организации экскурсий, музеи должны нести заботы и об организации популярных лекций по вопросам, связанным со всеми музейными отделами.

Наряду с этим, музеи обязаны уделять особое внимание вопросу о популяризации своих коллекций путем хороших и дешевых репродукций. Дело издания лучших коллекций должно быть передано всецело в руки самих музеев. Только таким путем с рынка исчезнет тот никуда негодный хлам открыток и других воспроизведений, которыми загружены все писчебумажные и табачные лавочки России, являющиеся источниками дурного вкуса и растлевающего художественного влияния. Все наиболее значительное и — художественно или культурно — ценное, все то, что желательно распространить в широчайших кругах, должно быть сфотографировано, издано в виде картин и в открытках и пущено в сотнях миллионов экземпляров по всей России по самой доступной цене.

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.