ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ЗАДАЧИ КОЛЛЕГИИ ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ

[Публикуется впервые. Рукопись хранится в Отделе рукописей ГТГ, ф. И. Э. Грабаря. Деятельности Коллегии, созданной в системе Наркомпроса в 1918 году, посвящены несколько страниц в «Автомонографии» И. Э. Грабаря (М., 1937, стр. 272—274), см. также: И. Смирнов. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти. Изд.2.М., 1952, стр. 196—212. Ряд документов опубликован в кн.: «Из истории строительства советской культуры». М., 1917—1918. М., 1964 См. также настоящее издание, вступительная статья, стр. 6 и ел.]

Огромное значение музеев в деле художественного и научного воспитания народных масс налагает на государственную власть обязанность всемерно заботиться о развитии музейного дела. Изыскание способов и путей к созданию условий, благоприятствующих процветанию русских музеев, является задачей организованной при Народном Комиссариате по просвещению Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Кроме этой задачи, на обязанности коллегии, как видно из самого ее значения, лежит и забота о принятии мер к охране искусства и старины. В соответствии с этими двумя основными задачами коллегии, она распадается на два самостоятельных отдела: музейный отдел и отдел охраны.

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Государственная музейная политика.

Ближайшая задача коллегии — разработка основных типов музеев и проведение этого плана в жизнь путем реорганизации существующих музеев и основания новых. «Задачей коллегии является также объединение деятельности отдельных музеев, внесение в их работу строгой планомерности, разработка основ государственной музейной политики и проведение их в жизнь. Коллегия ежегодно разрабатывает общий музейный план и единую музейную смету, составляя их согласно отчетам и предположениям, представляемым всеми музеями, и внося в них необходимые с общегосударственной точки зрения исправления и дополнения.

Национальный музейный фонд.

Наибольшее внимание она имеет в виду уделить вопросу о музейных пополнениях. Для устранения случайности и хаотичности, неизбежно вносимых в общемузейное дело исключительной системой самостоятельных для каждого музея приобретений за свой страх и риск, коллегия, сохраняя за музеями право покупки по собственной инициативе, в пределах ежегодных сметных ассигнований, выдвигает идею создания Национального музейного фонда, дающего возможность в широком масштабе приобретать отдельные произведения и целые коллекции, в соответствии с интересами каждого музея и общерусского музейного дела, что прекратит недопустимую для государства взаимную конкуренцию между музеями. Национальный музейный фонд должен быть достаточно мощным, чтобы из рук государства не могло уйти ни одно значительное произведение искусства и ни одна серьезная научная коллекция.

Все эти приобретения совершаются музейной и художественной коллегией на следующих основаниях. Все произведения искусства, сделавшиеся достоянием истории и музеев, а также все предметы старины приобретаются музейной коллегией. Все произведения современного, живого искусства приобретаются художественной коллегией. Означенные отношения могут быть выражены также в следующих датах. Произведения иностранного искусства, исполненные до 1880 года, и русского искусства, исполненные до 1900 года, приобретаются музейной коллегией. Все произведения искусства, исполненные позднее этих сроков, приобретаются художественной коллегией.

Выставочные здания Национального фонда.

Все приобретения, совершаемые обеими коллегиями на средства Национального фонда, в течение года выставляются для публичного обозрения в специальных выставочных зданиях фонда в Петрограде и Москве. Время — особенно в делах искусства — лучший и иногда единственный судия, и выставочные здания фонда явятся тем фильтром, который убережет от многих ошибок: в газетах появятся статьи «за» и «против», сотни тысяч лиц увидят вещи в оригиналах и миллионы в репродукциях, которые щедрой рукой надо рассыпать по стране. Только после такого всенародного обсуждения и одобрения — конечно, не на основании организованного голосования — вещь пли коллекция признается подлежащей передаче одному из музеев. Музей не должен ошибаться, но эту роскошь может и должно разрешить себе государство.

Корреспонденты.

Правильное осуществление государственного музейного плана требует создания теснейшей связи с художественным западом и художественными центрами России. Первым звеном для осуществления этой связи явится — «институт корреспондентов)), на обязанности которых лежит осведомление коллегии обо всем, что представляет художественно-музейный интерес — о состоянии рынка, об аукционах и распродажах, о возможных приобретениях и т. и.

Агенты по покупкам.

Вторым звеном этого же порядка явится учреждение «института агентов по покупкам» — из лиц, обладающих достаточно художественно-историческими и антикварными познаниями и действующих как в России, так и вне ее пределов.

Командировки и экспедиции.

Наконец, коллегия предполагает широко использовать специальные командировки художественно-научных сил для выполнения отдельных поручений, равно как отвести подобающее место экспедициям, снаряжаемым для художественно-археологических изысканий, архитектурных обмеров, реставраций, раскрытий фресок и т. д.

Съезды музейных деятелей.

Установлению теснейшей связи между всеми лицами, работающими в области музейного дела, коллегии рассчитывают способствовать тем, что они примут на себя издание специального, широкопоставленного и широкораспространенного органа по музееведению, а также организацией периодических съездов музейных деятелей и устройством при съездах показательных выставок музейного быта и работ.

Перераспределение музейных коллекций.

Отраслей искусства, нуждающихся в государственном собирательстве и попечении, так много, а музеев так мало, что невозможно довольствоваться одними существующими музеями, при сколько-нибудь широкопроводимой музейной политике, иначе это грозит полной перегрузкой государственных хранилищ. Музейная коллегия признает одной из главных мер, способствующих созданию нормальных условий музейной жизни,— планомерную разгрузку существующих музеев и перераспределение находящихся в них коллекций, с целью придания большей цельности и индивидуальности каждому музею и искоренения хаотичности и пестроты.

Музей восточного искусства.

Кроме того, существуют отрасли искусства, которые до сих пор либо совсем оставались вне музейного собирательства, либо коллекционировались в очень скромных размерах. Так, например, в России нет ни одного музея восточного искусства, создание которого коллегия почитает одной из своих очередных задач, благодаря близости востока, осуществимых легче именно в России, чем на западе, где восточному искусству давно уже уделяются заботы и внимание.

Музей новейшего искусства.

Точно так же ближайшей задачей наших дней должно быть создание музея новейшего искусства, своего рода музея-лаборатории, где можно было бы дать простор молодым исканиям и где, таким образом, в строгих музейных условиях происходила бы кристаллизация новых художественных идей и форм.

Музей скульптуры.

Нет в России и музея, посвященного исключительно скульптуре. В кладовых Академий художеств сохранилось много старых форм лучших скульптур XVIII и начала XIX столетия, по которым можно было бы составить блестящую галерею бронз великих русских ваятелей. Ее следовало бы дополнить теми скульптурами лучших современных мастеров, которые по разным причинам не попали в русские музеи, почти лишенные новейшей скульптуры.

Провинциальные музеи.

Совершенно очевидно, что создание новых музеев отнюдь не должно ограничиваться одними лишь столичными центрами. Русская художественная и научная культура никогда не окрепнет, а народные массы будут от нее оторваны, если государственная власть не обратит самого пристального внимания на музейную потребность провинции. Провинция нуждается в двоякого рода помощи: в поддержке провинциальных музеев и других художественных и археологических хранилищ и в создании новых музейных организмов, способных использовать все то, что гибнет от недостатка надзора или от пренебрежения. Коллегия ставит себе целью основать художественный и историко-археологический музей в каждом русском городе, лишенном до сих пор такового, для чего предполагает выработать определенный план музейных очередей. Все дублеты в столичных коллекциях, копии, все запасы, ненужные для работ в больших музеях, должны составить материал, который ляжет в основу будущих провинциальных музеев. Специальная мастерская слепков, имеющая быть оборудованной при коллегии, даст огромный [материал] для коллекций скульптур, прикладного искусства и археологии. Кроме тех средств, которые ассигнуются провинциальным музеям из общегосударственного бюджета, в распоряжении коллегии имеется особый фонд провинциальных музеев, предназначенный для субсидирования музейным начинаниям в провинции. Большое внимание коллегия предполагает уделить и вопросам местного родиноведения.

Демократизация и популяризация.

Переход от общегосударственных музейных перспектив к деятельности отдельного музейного организма выдвигает двоякого рода работу, которую государство имеет право требовать от современного музея: во-первых, музей должен удовлетворять запросам последовательной демократизации и широчайшей популяризации находящихся в нем сокровищ искусства и старины, во-вторых, музей как научно-художественная единица должен в равной степени вести научные работы и изыскания над своими коллекциями. Первая задача может быть выполнена прежде всего облегчением посещаемости музеев, а также той помощью, которую музеи должны оказывать зрителям, руководя обозрением коллекций, хранящихся в залах музея. Желательна также организация при музеях специальных лекций или целых лекционных циклов, дополняющих, осмысливающих и разъясняющих все неизбежные смутные и разрозненные впечатления, какие остаются в памяти у зрителя от созерцания многих сотен произведений, собранных в музее.

Экскурсии.

Но было бы старой ошибкой сосредоточивать все внимание на осмотрах одних музеев. Какое количество памятников искусства и старины находится хотя бы в одних столицах, и однако они совершенно неизвестны сколько-нибудь обширным слоям народа. Задачи популяризации выдвигают здесь на первый план широкое развитие экскурсионного дела, с достаточным кадром руководителей, с точно выработанными программами объездов и с предоставлением народным экскурсиям максимальных удобств и льгот, в особенности в тех случаях, когда экскурсии совершаются на далекое расстояние.

Репродукции.

Но показать мало, надо озаботиться также и тем, чтобы закрепить в памяти массового зрителя виденные им сокровища искусства и старины. С этой целью на обязанности государственной власти, ведающей делом народного просвещения, лежит широчайшее распространение хороших, выполненных со всей тщательностью современной техники, но совершенно доступных по цене воспроизведений картин, зданий, скульптур, предметов быта и т. п. Это позволит каждому человеку труда при небольших, посильных для него затратах получить репродукции со всех понравившихся ему памятников искусства и старины.

Популярные издания.

Еще сильнее помогут закрепить и осмыслить виденное популярные доброкачественные и дешевые издания по вопросам искусства и старины, небольшие по объему и самые разнообразные по содержанию, посвященные отдельным художникам, отраслям искусства, художественно-историческим эпохам и т. д.

Научно-художественная работа.

Для выполнения научно-художественной своей задачи музеи должны располагать большим опытным личным составом, и коллегия будет всегда поддерживать ходатайства о расширении штатов, вызываемые интересами дела. Коллегия будет идти навстречу всем пожеланиям музеев в области техникии бюджета, чтобы дать возможность музейным деятелям в наилучших условиях производить основную для всей музейной работы детальнейшую инвентаризацию всех находящихся в музее предметов, углублять их изучение, предпринимать дальнейшие научные изыскания об отдельных мастерах или отдельных произведениях, в частности теоретически и практически разрабатывать вопросы музееведения,— науки столь еще молодой в России.

Фотографический архив и справочная библиотека.

С этой целью каждому музею должна быть дана возможность иметь фотографический архив, равно как и вполне достаточную и разностороннюю библиотеку справочного характера. Тем же центральным музеям, работа которых раскидывается особенно широко и эластично, следует предоставить специальные ассигнования для приглашения эпизодических сотрудников, которым поручалось бы выполнение отдельных работ, как в самом музее, так и на стороне, в других хранилищах, в других городах и даже за границей.

Технические мастерские.

Самое серьезное внимание коллегия намерена обратить на оборудование при музеях технических мастерских, находящихся обычно либо в зачаточном, либо в незавершенном состоянии. Каждый крупный музей нуждается в собственной фотографической мастерской и в мастерских — реставрационной, рамочной, переплетной, столярной, с соответствующим техническим персоналом для их обслуживания. Только в этом случае музей не будет вынужден обращаться на сторону, к частным предприятиям, которые, по общему правилу, поставляют изделия далеко не высокого качества и мало удовлетворяют требованиям, предъявляемым музеям.

Охрана музейных коллекций.

Во внутреннем распорядке музеев, в смысле усовершенствования коллекций, должно быть принято за правило устройство в каждом музее сигнализации. Коллегия имеет в виду разработать вопрос о системе дежурств, смен, надзоре, использовав для этого практику и опыт всех музеев.

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ

Декрет о невывозе за границу предметов искусства и старины.

Россия бедна памятниками искусства и старины, и все заботы государства должны быть направлены на дальнейшее увеличение ее культурных собраний и на воспрепятствование вывоза за границу отдельных произведений и целых коллекций национального значения. Надо усердно собирать и непрерывно ввозить, всячески пресекая вывоз. Для проведения в жизнь действительного государственного контроля над вывозом предметов искусства и старины необходим учет всего культурно-художественного наследия, полученного страной от вчерашнего дня. Такой учет или «регистрация» — дело сложное и длительное, между тем именно в данный момент, когда создавшееся положение заставляет владельцев наиболее ценных собраний выбрасывать на рынки произведения мирового масштаба, государство, не теряя ни одного дня, должно издать, хотя бы временный, «декрет о невывозе за границу предметов искусства и старины, имеющих национальное значение». Пусть он не будет совершенным, пусть проведение его в жизнь встретит известные затруднения, связанные с отсутствием предварительной регистрации, пусть немало ценностей ускользнет от зоркости центральных и таможенных органов, имеющих ведать это важнейшее всенародное дело,— медлить с изданием декрета нельзя, ибо сокровища исчезают из России стихийно, если же[их]не вывозят немедленно, то [они] переходят в руки иностранцев, рассчитывающих вывезти их беспрепятственно в любое время. Разработкой основ этого декрета и созданием условий, способствующих проведению его в жизнь, коллегия займется в первую очередь.

Регистрация предметов искусства и старины.

К регистрации в самом широком масштабе коллегия приступит немедленно. Регистрация будет вестись по строго научной, заранее выработанной системе, с необходимыми обмерами, обозначением подписей и дат, где они имеются, отметками о степени сохранности, а в случаях более важных с непременным фотографированием. Регистрация может быть производима под непосредственным руководством музейных деятелей по их специальностям, но общее направление работ будет сосредоточено в коллегии. К этому делу, помимо музейных работников, следует привлечь и кадры сотрудников из среды учащейся молодежи высших учебных заведений, особенно из высших архитектурных и художественных школ, а также из университетских отделений искусства.

Охранные грамоты.

Учреждениям и частным лицам, владеющим собраниями большой культурной ценности, коллегия выдает особые охранные грамоты, освобождающие помещения, занимаемые коллекцией, от реквизиций, уплотнения и т. п. Охранные грамоты могут выдаваться только после проверки состава коллекций по описи, причем регистрационный подотдел коллегии производит периодическую проверку наличности в данном собрании. При замене одного произведения другим такая замена не должна быть злостной, т. е. предмет, заменяющий тот, который предназначен к удалению, не должен быть менее ценен [чем] последний в научно-художественном и материальном отношении.

Летучие отряды по проверке коллекций.

Для осуществления действительного, а не фиктивного контроля над провинциальными коллекциями и воспрепятствования их утечке при коллегии будут организованы летучие отряды, выезжающие по первой тревоге на места. Поездки эти могут производиться одним или несколькими лицами в зависимости от ответственности данного случая.

Издание и популяризация коллекций.

Наиболее значительные из отдельных произведений и предметов собрания или целые коллекции, представляющие исключительный интерес, должны быть издаваемы в хороших и доступных репродукциях, либо отдельными листами, с сопровождающим их пояснительным текстом, либо в виде альбомов, книг, брошюр.

Выработка инструкции по охране.

В первую очередь отдел охраны памятников искусства и старины займется срочной выработкой действительных мер и приемов этой охраны — особой инструкцией по охране.

Частные музейные особняки.

Государство должно нести заботу об охране не одних только государственных и общественных музеев и отдельных монументальных памятников искусства и старины, но и всех частных собраний национального значения. Владельцы считаются хранителями этих особняков и ответственны перед коллегией за целость собрания. Если владелец считает необходимым иметь помощника и не располагает для этого достаточными средствами, коллегия назначает в особняк помощника хранителя по соглашению с владельцем с содержанием из сумм коллегии.

Связь с провинцией.

Одной государственной власти без деятельной помощи всех живых сил страны не по силам справиться с делом организации охраны искусства и старины на местах. Коллегия предполагает использовать все местные культурные силы и устраивает с этой целью тесную и постоянную связь с местными культурно-просветительными учреждениями, работающими в данное время в том же направлении. Только такими общими усилиями, при условии единого, сомкнутого строя можно надеяться спасти для будущей России уцелевшие еще остатки ее культурно-исторических сокровищ.

Первоисточник: 
О древнерусском искусстве. Игорь Грабарь. М.: Наука, 1966
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.