ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Полибутилметакрилат, ПБМА, получил распространение в реставрации археологической живописи с конца 1940-х годов (1). Используется два вида ПБМА: высоковязкий (ПБМА вв) с молекулярной массой 0,5 — 1,0 х 10 и низковязкий (ПБМАнв) с молекулярной массой 0,9 — 1,3 х 10 . Удельная вязкость ПБМА вв (1 %-ного раствора в толуоле) — 2,0, ПБМАнв — 0,3 (2).

Применение высоковязкого ПБМА ограничено склейкой фрагментов и приготовлением доделочных масс, низковязкий полибутилметакрилат применяется и как пропиточный материал.

ПБМА хорошо, до 40%, растворим в растворителях различных классов: кетонах, хлорированных углеводородах, спиртах, за исключением метилового (в этиловом ПБМА набухает), терпентине, ароматических углеводородах. Вязкость растворов ПБМА нв ниже вязкости растворов ПВБ и БМК—5. В воде полимер слабо набухает.

Температура стеклования полимера низкая — 16—18° С. Пленки ПБМА более эластичны, чем пленки ПВБ, а также более влагостойки и морозоустойчивы. Вследствие низкой температуры стеклования может наблюдаться холодная текучесть пленок под нагрузкой уже при комнатных температурах, что, очевидно, не позволяет эффективно применять этот полимер для силового укрепления (3). По данным А.А.Абдуразакова и М.К.Камбарова, ПБМА отличается большей биостойкостью, чем БМК—5 и ПВБ (4). П.Морган показал, что паропроницаемость пленок ПБМА существенно выше, чем пленок ПВБ и ПВХ, что объясняется меньшей степенью кристалличности данного полимера, о чем свидетельствует, в частности, и низкая температура стеклования (5).

ПБМА характеризуется высокой адгезией к различным материалам.

ПБМА нашел широкое применение в полевой консервации и камеральной обработке археологической живописи на лессовой основе, а также консервации фрагментов росписей, относящихся к другим технологическим классам. Хорошая растворимость полимера в растворителях различных классов позволяет использовать ПБМА в самых различных консервационных операциях. Выбирая соответствующие концентрации растворов ПБМА и растворители, характеризующиеся различными показателями летучести, выполняют глубинную пропитку и закрепление основы и красочного слоя фрагментов перед отделением их от стены или изъятием из раскопа, укрепление основы и красочного слоя в камеральных условиях, отгонку полимера в парах тяжелых растворителей, склейку различных частей фрагмента и пр. (6). Благодаря использованию смеси растворителей, характеризующихся различными показателями летучести, оказалось возможным избежать изменения тона укрепленной живописи (7).

В 1960-х годах был разработан способ глубинного укрепления лессовой штукатурки посредством введения в нее мономера бутилметакрилата (растворы которого характерны низкой вязкостью и, соответственно, высокой проникающей способностью) с последующей полимеризацией в структуре памятника (8). Нужно, однако, заметить, что эта операция может оказаться небезопасной для сохранности укрепляемого произведения. Так как обычно трудно создать однородные условия для полимеризации по всему объему произведения, а кроме того, полимеризация неизбежно протекает с увеличением объема полимера по отношению к исходному мономеру, практически невозможно при таком способе консервации избежать роста внутренних напряжений в укрепляемом материале, и, как следствие, возможности разрушения памятника.

В 1960-х годах были попытки применить методику Государственного Эрмитажа для консервации настенных росписей in situ. Мысль о возможности подобного использования ПБМА была высказана еще в начале 1950-х годов П.И.Костровым (9). Впервые ПБМА был использован в вологодском Софийском соборе. По словам исполнителей реставрационных работ, в соборе наблюдались различные виды разрушений красочного слоя росписей («разрыхление, отмеливание, распыление, шелушение и т. д.»). Укрепляя живопись собора слабыми раствороми ПБМАв ацетоне (1,5—2,5 %), реставраторы следовали принципу «минимальной пропитки путем однократного или двукратного тампонирования укрепляемой поверхности» (10), стремясь не создавать пленок, а только зафиксировать распыленный красочный слой (11). Аналогичным образом, «следуя успешному применению ПБМА в памятниках Вологды», в Кирилловской церкви Киева участки мелящего красочного слоя фресок XII века, открытые из-под масляной записи, были укреплены раствором высоковязкого ПБМА в ацетоне. Примерно в те же годы в часовне Братского кладбища в Севастополе растворами ПБМА нв (10%) была укреплена деструктированная штукатурная основа мозаики и ПБМА вв подклеены к основе тессеры (12).

К сожалению, мы не располагаем сведениями о состоянии укрепленных ПБМА памятников Украины, однако в вологодском Софийском соборе уже в 1980-х годах были зафиксированы разрушения живописи, правда, остается пока невыясненным, явились ли они следствием использования ПБМА, или неблагоприятного для сохранности живописи ТВР в храме (13).

В конце 1980-х — начале 1990-х годов В.П. Бурым были разработаны методики укрепления настенной масляной живописи смесью ПБМА, СВЭД и ПВБ, а также временного укрепления полибутилметакрилатом масляной записи на авторской живописи (14). Последняя основана на возможности легкого удаления пленки ПБМА с поверхности авторского красочного слоя посредством отгонки полимера с помощью низколетучего растворителя (например, ксилола) вглубь штукатурки.

Проблемой старения ПБМА в связи с использованием его в реставрации занимались как в СССР, так и за рубежом, где этот материал применяется с 1930-х годов (15).

Исходя из структуры молекул полимера и общих представлений о характере старения под воздействием кислорода воздуха, света, тепла и влаги, старение ПБМА в самом общем виде можно представить как деструкцию и, одновременно, сшивание молекул с образованием нерастворимой трехмерной структуры по следующей схеме:

1. Гидролиз с отщеплением бутилового спирта.


2. Межцепная сшивка с образованием ангидрида полиметакриловой кислоты.


Согласно исследованию А.Я.Дринберга с сотрудниками, ПБМА не показывал признаков сшивки при нагревании до 100—140° С и лишь при 150—200° С, то есть намного выше обычных температур эксплуатации полимера, часть его перешла в нерастворимое состояние (16).

Существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что ПБМА может сшиваться и утрачивать растворимость под действием ультрафиолетовых лучей. К этому выводу пришли Г.Томсон и Р.Феллер, исследуя возможности использования ПБМА в качестве лака для картин (17). По мнению Р.Феллера, степень сшивания и потери растворимости в эксперименте, при длительном облучении пленок ПБМА УФ-лучами, соответствовала степени старения в реальных условиях музея периоду 50—100 лет (18). Полученные простой линейной экстраполяцией эти цифры, однако, не внушают доверия. Следует отметить, что авторы прибегали к оригинальным методам определения растворимости, отличным от известного способа с помощью аппарата Соксклета. Возможно, в условиях эксперимента имело место сшивание молекул полимера, в частности, за счет примесей в коммерческих образцах полибутилметакрилата. Однако быстрое растворение облученных пленок ПБМА после реформинга, обнаруженное Е.Х.Джонс (19), заставляет сомневаться в наличии процесса сшивания в этих условиях. Возможно, под действием ультрафиолетовых лучей происходило переплетение цепей полимера, что и приводило к снижению растворимости, которое снималось реформингом. По словам Е.Х.Джонс, полибутилметакриловый лак, просуществовавший на картинах в музейных условиях 25 лет, удалялся очень легко.

Сшивание ПБМА под действием УФ-излучения отмечается в работе РЛ.Феллера 1981-го года (20) и Р.Е.Рая (21).

Широко распространенный на Западе в 1950—1960 годы ПБМА перестал использоваться реставраторами Британского музея в 1970-е годы, после того как обнаружилось, что он утрачивает растворимость при старении, но позже снова стал популярным (22).

В СССР проблема старения ПБМА изучалась А.А.Абдуразаковым и М.К.Камбаровам, которые пришли к выводу, что ПБМА под воздействием УФ-излучения стареет в меньшей степени, чем БМК—5 (23), и И. В. Назаровой, которая, напротив, не выявила ни значительных различий в характере старения этих полимеров, ни сшивок в результате воздействия УФ-лучей (24).

Исследование изменения смачиваемости пленок ПБМА и БМК—5 под действием УФ-лучей показало, что после 100 часов испытаний коэффициент изменения краевого угла смачиваемости БМК—5 примерно в два раза больше, чем соответствующий коэффициент для ПБМА, но через 200 часов эти коэффициенты примерно равны (25).

По наблюдению Е.П.Мельниковой, пленки ПБМА, хранившиеся в условиях музея 20—25 лет, пожелтели и утратили эластичность. Пожелтение пленок полимера следует объяснять воздействием содержавшихся в нем примесей, тогда как возростание жесткости — не химическим превращением молекул, а конформационным старением. Пленки ПБМА, находившиеся в порах лессовой штукатурки в течение нескольких десятилетий (с 1950-х годов), сохраняли растворимость (сохранялся также и укрепляющий эффект). Вместе с тем, было обнаружено сшивание с частичной потерей растворимости пленок полимера, подвергшихся длительному УФ-облучению.

Можно предположить, что отсутствие единства и противоречивость результатов исследований процесса старения ПБМА проистекала из различий полимеров, подвергавшихся испытаниям (их молекулярной массы, степени чистоты, природы примесей). Очевидно, вместе с тем, что пока бесперспективны попытки пересчета времени эксперимента на реальное время жизни полимера (как это делает, например, РЛ.Феллер), поскольку в процессе ускоренного старения происходят иные превращения молекулярной и надмолекулярной структуры, чем в реальных условиях.

Примечания

1. ПБМА был внедрен в реставрацию в 1949 году сотрудником Государственного Эрмитажа П.И.Костровым. Впервые ПБМА был использован для полевой консервации и реставрации росписей по лессу из раскопок Пянджикента. Как писал П.И.Костров, обращение к ПБМА было продиктовано, с одной стороны, полной непригодностью водных растительных и животных клеев для закрепления лесса и клеевой живописи, а с другой, недостаточной проникающей способностью виниловых смол (ПВА и ПВБ), образовывавших пленку на поверхности живописи (Костров П.И. Техника живописи и консервация росписей Древнего Пянджикента //Живопись Древнего Пянджикента. - М., 1954. - С. 192-193.). Благодаря использованию растворов ПБМА в ксилоле и ацетоне удалось сохранить открытые при археологических раскопках настенные росписи Пянджикента (см. о работах по реставрации Пянджикентских росписей и полихромной лессовой скульптуры в публикациях П.И.Кострова и Е.Г.Шейниной: Костров П.И. Техника живописи и консервация росписей древнего Пянджикента //ЖивописьДревнего Пянджикента.-М., 1954.-С. 159-197; Исследование, опыт реконструкции и консервация живописи и скульптуры Древнего Пянджикента//Живопись и скульптура Древнего Пянджикента. - М., 1959. - С. 139-182; Шейнина Е.Г. Консервация и реставрация стенных росписей древнего Пянджикента //Труды Таджикской археологической экспедиции. - М., 1953. - Т. II. - С. 146-156.).

Следует заметить, что в начале 1950-х годов в отрасле еще можно было встретить и скептическое отношение к использованию ПБМА. Как полагал Е.А.Румянцев, «ПБМА более эластичен, чем ПВБ и потому не может быть широко рекомендован для целей фиксации и консервации при археологических раскопках» (Румянцев Е.А. Использование синтетических смол при археологических раскопках//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - Л., 1953. - Вып. 49. - С. 135.).

В течение последующих десятилетий ПБМА был и остается в настоящее время основным материалом, используемым реставраторами Государственного Эрмитажа для полевой консервации и камеральной обработке археологических фрагментов живописи на лессовой основе.

2. Акриловые и метакриловые сополимеры. Каталог. - Черкассы, 1980.

3. При температуре выше температуры стеклования ПБМА на пленках полимера интенсивно оседает пыль. Это явилось, в частности, причиной потемнения восполнений утрат скульптуры, находящейся на открытом воздухе, выполненных мастикой на ПБМА.

4. См. работы Абдуразакова А.А. и Камбарова М.К.: Реставрация настенных росписей Афрасиаба. - Ташкент, 1975. - С. 54; Исследование долговечности полимеров, применяемых в реставрационной практике // РИХМХЦ. Реф. сб. М., 1976. - Вып. 1. - С. 4-5.

5. Morgan P.W. Structure and Moisture Permeability of Film-Forming Polymers //Industrial and Engineering Chemistry. - N.Y. - 1953. - Vol. 45, N 10. - P. 2296-2311.

 
Толщина пленки м
показатель влагопроницаемости мг/ч см2х1000
ПВБ
0,0020
1070
ПБМА
0,0020
1790

6. В Государственном Эрмитаже применяется ПБМА, технические условия для производства которого были разработаны совместно химиками-технологами и реставраторами Музея и производителями (в НПО «Пластполимер»). Основные его характеристики следующие:

плотность, г/см3 -1,05

предел прочности при растяжении, кгс/см2- 70

удельная ударная вязкость, кгс/см2- 11,5

температура стеклования - 16-18° С

показатель преломления -1,483

См. описание технологии реставрационных работ в публикациях сотрудников ГЭ: Е.Г.Шейнина. Применение синтетических смол в реставрации монументальной живописи и некоторых других музейных экспонатов //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., I960. - Вып. 1. - С. 62-74; Реставрация памятников живописи и скульптуры на лессовой основе в Государственном Эрмитаже//Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 38-40; Винокурова М.П. Снятие, расчистка и монтировка росписей на лессовой штукатурке //РХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1974. - Вып. 2 (5). - С. 48-50; Винокурова М., Герасимова Н., Мельникова Е., Шейнина Е. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала //Сообщения Государственного Эрмитажа. - Л., 1975. - XL. - С. 90-91; тезисы ряда докладов научной конференции ГЭ 1974 года: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства 21-25/1,1974. - Л., 1974; рефераты докладов «Конференции по изучению и реставрации монументальной живописи Средней Азии на лессовом и ганчевом основании и глиняной скульптуры», проходившей в декабре 1975 года в Ташкенте (РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1), а также обзор Е.А.Жаренковой: Методы консервации монументальной живописи и полихромной скульптуры //Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. - М., 1979. - Вып. 4. - С. 31-43, (библиография: с. 44-51.) и материалы научного семинара: Исследование, консервация и реставрарация археологических находок. Тезисы докладов. - Киев, 1984.

О полевой консервации и реставрации с применением ПБМА древнерусских фрагментов настенных росписей см. работы Е.Г.Шейниной: Методика снятия стенных росписей XII в. в Смоленске //Краткие сообщения Института археологии. - М., 1965. - Вып. 104. - С. 33-37; Реставрация древнерусских фресок из археологических раскопок //Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. - М., 1980. - С. 243-257; Реставрация древнерусских фресок из археологических раскопок//РХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1974. - Вып. 2 (5). - С. 50-53.

В1988 году сотрудники Отдела монументальной живописи ГосНИИР использовали ПБМА для снятия со стены здания бывшего полицейского участка в г. Саратове росписей 1918-1920-го годов (автор методики и руководитель работ В.П.Бурый).

7. Усиление тона укрепленной живописи было связано с подтягиванием полимера к поверхности при испарении с нее растворителя и насыщением низковязким полимером пор основы и красочного слоя (на последнее указала И.В.Назарова (Некоторые аспекты проблемы укрепления археологической живописи на лессовой основе растворами полимеров//РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1976. - Вып. 1. - С. 26-27.), а еще раньше - И.Л.Ногид (Реставрация картины Матисса «Арабская кофейня»//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1970. - № 26. - С. 172.).

Для более равномерного распределения полимера по глубине и ослабления эффекта усиления тона красочного слоя в Эрмитаже была разработана сложная система сушки фрагментов. Однако применявшиеся технологические приемы работы с ПБМА не давали удовлетворительного результата, особенно при консервации росписей, выполненных ультрамарином на черном подмалевке или в смеси с черным пигментом. Для фиксации крупнозернистых пигментов, таких как натуральный ультрамарин, смальта, фритта требуется введения большего количества связующего, чем в других случаях. Это приводит к повышению прозрачности красочного слоя, просвечиванию нижележащих слоев и потемнению живописи. Оптические изменения красочного слоя в результате введения значительного количества связующего более заметны на ультрамарине и смальте вследствие меньшего показателя преломления этих пигментов по сравнению с другими. Для того чтобы избежать изменения тональности ультрамарина и охр при реставрации фрагмента росписи из Афона, Е.Г.Шейниной пришлось применить для участков с этими пигментами вместо ПБМА 6-7%-й спиртовой раствор ПВБ (Шейнина Е.Г. Реставрация фрагмента стенной росписи из Афона //Сообщения ГЭ. - Л., 1957.-XII.-С. 60.).

В 1970-х годах технологический недостаток метода консервации живописи с использованием ПБМА, выражавщийся в усилении тона укрепленной живописи, был преодолен: Е.П.Мельниковой был разработан состав растворителей для ПБМА, благодаря которому на поверхности красочного слоя формировалась пленка полимера с дефектами-«дырами» (см. описание усовершенствованной технологии консервации в работах: Винокурова М., Герасимова Н., Мельникова Е., Шейнина Е. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала //Сообщения ГЭ. - Л., 1975. - XL - С. 90-91; То же в: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. Краткие тезисы докладов к Научной конференции ГЭ 21-25/1, 1974.-Л., 1974)

При достаточно высокой температуре хранения фрагментов росписей (выше температуры стеклования полимера - 16-18° С) возможно постепенное «подтягивание» полимера к поверхности.

8. Идея полимеризации мономера в самой структуре памятника была высказана еще в 1960-м году О.Ф.Плющ (см. ее статью: 0 деятельности Лаборатории реставрации настенной живописи //Сообщения ВЦНИЛКР. -М., 1960. - Вып. 1. - С. 44.). В 1966 году появилась первая публикация, в которой был описан метод укрепления необожженной глины посредством полимеризации бутилметакрилата в самом памятнике (Федорович Е.Ф., Хуснитходжаев Ч., РузыбаевД. Новый способ закрепления археологических предметов из необожженной глины//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1966. - Вып. 17-18. - С. 113-116.; см. также более позднюю статью Федорович Е.Ф., Левушкина С.В., Хуснитходжаев X. Фотополимеризация метакриловой кислотой при закреплении лессовых материалов//РИХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1977. - № 2. - С. 3-5.).

По сообщению Л.П.Гагена, в Государственном Эрмитаже метод с использованием полимеризации БМА применялся для консервации небольших фрагментов обуглившегося дерева (Гаген Л.П. Методы реставрации резного обуглившегося дерева, применяемые в Эрмитаже //Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. Краткие тезисы докладов научной конференции ГЭ 21-25/11974. - Л., 1974. - С. 40-41; Гаген Л., Герасимова Н., Шейнина Е. Закрепление резного обуглившегося дерева//Сообщения ГЭ. - Л., 1972. -XXXV. - С. 80-83.).

Во ВЦНИЛКР (ныне - ГосНИИР) в 1970-х годах А.В.Ивановой была предпринята попытка замены ПБМА полиуретановой смолой УР-19, отличавшейся от ПБМА меньшей вязкостью и отверждавшейся непосредственно в памятнике под действием влаги воздуха. По результатам исследования А.В.Ивановой и Ю.А.Рузавина, смола УР-19 обладала большей проникающецй способностью, чем ПБМА, большей влагостойкостью и в большей степени увеличивала прочность пропитанных ею материалов (Иванова А.В., Рузавин Ю.А. 0 возможности применения полиуретановой смолы УР-19 для закрепления живописи и скульптуры на лессовой основе //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1972. - № 28. - С. 117-125.).

С использованием УР-19 была проведена, в частности, консервация сырцовых блоков из раскопок Мансур-депе (Кошеленко Г.А., Лелеков Л.А. Монументальная живопись Мансур-Депе (Полевые исследования ВЦНИЛКР, 1968 г.) //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1970. - №26. - С. 161) и фрагмента росписи из раскопок Кара-тепе в Старом Термезе (Рузавин Ю. А. Реставрация фрагмента монументальной живописи на лессовой основе из Кара-тепе //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1975. - № 29. - С. 96-99). В последнем случае полевая консервация была выполнена с использованием ПБМА, а смола УР-19 была применена при камеральной обработке фрагмента. Впоследствии от применения УР-19 отказались, так как после полимеризации эта смола становится нерастворимой.

9. О планах П.И.Кострова применить ПБМА для укрепления настенной масляной живописи - росписей К.Брюллова и Ф.Бруни в Исаакиевском соборе - сообщалось в работе А.Я.Дринберга с соавторами 1951 года (Освоение новых типов лаков и красок на основе синтетических пленкообразователей. - Л., 1951. - С. 7.).

10. Перцев Н.В., Рыбаков А.А. Реставрация стенописи Вологодского Софийского собора//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М., 1975. - Т. 28, вып. 3. - С. 165.

11. Филатов В.В. 0 материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // ХН. - М., 1975. - Вып. 1 (31). - С. 49. Работы в Софийском соборе проводились в 1960-х годах (с 1962 года).

12. Дорофиенко И.П. Практика применения различных материалов для укрепления красочного грунта и штукатурок в памятниках архитектуры УССР //РХМХЦ. Реферативный сборник. -1974. - Вып. 2 (5). - С. 9-10; Редько П.Я. Нашивенко Е. И. Реставрация мозаичных росписей в памятнике архитектуры XIX в. - часовне на Братском кладбище в Севастополе //Ibid. - С. 40-41.

В реставрации росписей in situ ПБМА использовался также для антикоррозионной обработки левкасных гвоздей и в составе шпаклевок с мелом, цемянкой и тертым белым камнем (Некрасов А.П., БалыгинаЛ.П. Укрепление разрушенного штукатурного грунта монументальной живописи //ХН. - М., 1981. - № 7 (37). - С. 61,65; Донской Г.Г., Донская Л.Н. Технология реставрации стенописи //ХН. - М., 1985. - № 10. - С. 124.). Исследование эффективности антикоррозионного покрытия на ПБМА не проводилось.

13. Сообщено Л.И.Лифшицем.

В1975 году Н.В.Перцев и А.А.Рыбаков, выполнившие реставрацию росписей в соборе, отметили появление рецедивов «только на влажных участках». Оценивая метод укрепления росписей с использованием ПБМА, они писали: «Если исключить значение фактора влажности, метод укрепления красочного слоя росписей с помощью ПБМА можно отнести к числу оптимальных» (Перцев Н.В., Рыбаков А.А. Op. cit - С. 166-167.).

По мнению А.В. Ивановой с соавторами, эффективность использования ПБМА для консервации росписей in situ сомнительна вследствие относительно низкой паропроницаемости пленок этого материала (Иванова А.В., Марготьева А.Р., Назарова И.В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений) //РИХМХЦ. Обзорная информация. - М., 1983. - Вып. 1. - С. 16.).

Очевидно, что для выяснения подлинных причин разрушений росписей Софийского собора нужно было бы провести специальное исследование.

14. Бурый В.П. Проблемы реставрации многослойных стенописей XVII - XX вв. // Современные принципы реставрации. Конечный результат реставрации. Тезисы докладов. - М., 1995. - С. 8-Ю.

О разработанной В.П.Бурым методике консервации масляной живописи (опубликованной в учебнике В. В. Филатова: Реставрация настенной масляной живописи. - М., 1995. - С. 82-83.) см. в разделе 5.

15. За рубежом ПБМАбыл применен впервые в качестве защитного лака для картин в 1930-е годы {Robson M. Early Advances in the use of acrylic Resins. Conservation of Antiquities //Polymers in Conservation. - Cambridge, 1992. -P. 184-185.

16. Дринберг А.Я., Яковлев А.Д. Превращение полибутилметакрилата в трехмерный полимер //Журнал прикладной химии. - М., 1953. - Т. XXVI, N5.-С. 532-537.

17. Thomson G. Some picture varnishes //Studies in Conservation. -1957. - v. Ill, N 2; Feller R. L. New Solvent-tipe varnishes //Recent advances in conservation. Contribution to the IIC Rome conference 1961. - London, 1963. ~ P. 171-175.).

В 1963 году, когда существовал уже многолетний опыт применения ПБМА для консервации археологической живописи на лессовых основаниях, А.В. Виннер подверг критике технологию укрепления с использованием ПБМА живописи фаюмских портретов (Костров П. Реставрация двух фаюмских портретов //Сообщения ГЭ. - Л., 1956. - X. - С. 58-61.). А.В.Виннер высказался против применения ПВБ и ПБМА, как «не проверенных временем материалов», так как не были, по его мнению, изучены процессы старения данных смол (Виннер А.В. Обзор методов реставрации фаюмских портретов//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1963. - Вып. 7. -С. 49.). В своем ответе на замечания А.В.Виннера П.И.Костров основывался на результатах вышеназванных исследований Г.Томсона и Р.Л.Феллера. Согласно их исследованиям, пленки ПБМА утрачивали растворимость только после очень длительного облучения УФ-лучами, что соответствовало, по мнению Р.Л.Феллера (Op. cit. - Р. 174.) 50-100 лет существования памятника в реальных условиях. По словам самого П.И.Кострова, пленки ПБМА, подвергнутые УФ облучению в ГЗ в течение 1000 часов, не обнаружили никаких изменений (Костров П.И. О статье А.В. Виннера «Обзор методов реставрации фаюмских портретов//Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1966. - Вып. 17-18. - С. 202-211.).

18. Feller R. L. Op. cit. - P. 174.

19. Jones E. H. Investigations on theremovel of aged vamishe coating// On Picture Varnishes and Their solvent. Intermuseum Conservation Association. - Oberlin, 1959. - P. 164-198.

20. FelLer R. L, Curran M., Bauie C, Photochemical studies of Methacrylate Coating for Conservation of Museum Objects //Photodegradation and PhotostabiLisation of Coating. - Washington, 1981. - P. 183-196.

21. RieE. Rene, de la. Stability and Function of Coating used in Conservation //Polymers in Conservation. - Cambridge, 1992. - P. 75.

22. Robson M. Op. cit. - P. 184-185.

23. Абдуразаков А.А., Камбаров М.К. Реставрация настенных росписей Афрасиаба. - Ташкент, 1975. - С. 40.

24. Назарова И.В. О процессах старения пленок полимеров БМК-5 и ПБМА //Культура и искусство в СССР. Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. - М., 1984. - Вып. 11. - С. 10-14.

И.В.Назарова полагала, что А.А.Абдуразаков и М.К. Камбаров допустили

ошибку в расчетах гель-фракции полимеров после старения, а потому их результаты неверны.

25. См. раздел 1. табл.2.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.