Подробная информация ПУГНП здесь.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Поливиниловый спирт, ПВС, - кристаллический полимер, получаемый посредством гидролиза ПВА (1). Молекулярная масса полимера 10000-1000000. В зависимости от молекулярной массы и соотношения гидроксильных и ацетатных групп (оставшихся после гидролиза поливинилацетата) различают различные марки ПВС. В СССР выпускалось более десятка марок полимера, различавшихся по растворимости в воде и вязкости (чем ниже степень гидролиза, тем ниже растворимость ПВС, чем выше молекулярная масса — тем выше вязкость раствора полимера) (2). При содержании ацетатных групп до 5% ПВС набухает в холодной воде и растворяется в нагретой до 90-100° С. При 10% ВА-звеньев ПВС растворяется в воде выше 65° С. При содержании 10-15% ВА-звеньев полимер растворяется в холодной воде, но осаждается из раствора при нагревании выше 40° С. Если содержание ацетатных групп выше 30%, то ПВС, который можно в этом случае назвать сополимером винилацетата и винилового спирта, в воде только набухает, а растворяется в водных растворах спиртов.

При добавлении желатина или другого коллагенового клея, крахмала, декстрина, КМЦ растворимость ПВС в воде растет.

ПВС растворяется в алифатических гликолях, глицерине, водных растворах мочевины, диметилформамиде, диметилсульфаксиде.

Температура стеклования = 65°-85° С, Т размягчения = 140° С.

В качестве пластификатора используют, в частности, глицерин, с которым ПВС совмещается в большом количестве. Пластифицирующим воздействием обладает также вода. Пленки полимера гидрофильны: активно поглощают влагу, содержащуюся в воздухе (3). ПВС, содержащий 10-35% пластификатора, поглощает при 60% влажности воздуха 7—8% воды. При этом уменьшается температура стеклования полимера (до 36° С).

Особенностью пленок ПВС является их очень низкая газопроницаемость (в сравнении с другими полимерами), в то же время они хорошо пропускают водяной пар (4).

Молекулы ПВС отличаются сильной полярностью, вследствие чего пленки полимера обладают хорошей адгезией к разным типам подложек.

К недостаткам ПВС следует отнести его низкую биостойкость (5) и атмосферостойкость: во влажной атмосфере пленки ПВС теряют прочностные качества, а в условиях низкой влажности становятся жесткими (6). Введенный в полимер пластификатор со временем неизбежно утрачивается.

На Западе ПВС получил распространение в консервации монументальной живописи с 1950-х годов. Одна из первых публикаций, в которой был описан способ применения ПВС, принадлежала бельгийскому реставратору Савко (7). В России ПВС используется в основном для профилактических заклеек и реставрационных грунтов; для консервации красочного слоя настенных росписей используется реже, чем другие синтетические материалы (8). В.В.Филатов приводит в своем Учебнике метод укрепления настенной масляной живописи смесью ПВС и коллагенового клея с добавкой глицерина (на 50 вес. ч. ПВС берется 100 вес. ч. клея, 20 вес. ч. глицерина и антисептик) (9). Польский реставратор Е.Марксен-Вольска сообщает об укрепляющем составе, содержащем ПВС и водную дисперсию ПВА в соотношении 1:4, отмечая, что в этом случае формируются более прочные пленки, чем если использовать один ПВС (10).

Под действием света, тепла, кислорода воздуха протекают процессы старения полимера. Процессы деструкции и сшивания полимера протекают по следующей схеме:

1. Образование полиеновых связей.


2. Структурирование, сшивка, с образованием простых эфирных межцепных связей.


Одновременно с химическим будет протекать процесс конформационного старения полимера. Оба эти процесса будут приводить к помутнению и возрастанию жесткости пленок ПВС (11). К сожалению, механизмы и конформационного, и химического старения полимера в реальных условиях памятников не изучены.

Под воздействием солей металлов (кобальта, хрома, титана, меди и т. д.) происходит сшивание ПВС. Очевидно, этот процесс является одним из возможных механизмов старения поливинилового спирта, применяемого для укрепления настенной живописи (12).

Вследствие недостаточной атмосферостойкости, низкой биостойкости и относительно быстрого старения с потерей растворимости и ростом жесткости пленок следует избегать использования ПВС для консервации настенных росписей, как in situ, так и фрагментов, и ограничиться применением этого материала только для временных профилактических заклеек (13).

Примечания

1. О свойствах ПВС см. в фундаментальной монографии С.Н. Ушакова: Поливиниловый спирт. - М., I960. - Т. 1-2, а также в более поздней работе: Николаев А.Ф., Охрименко Г.И. Водорастворимые полимеры. - Л., 1979. - 145 с.

2. По сообщению М.Э.Розенберг, отечественная промышленность в 1980-х годах производила 15 марок ПВС (Розенберг М.Э. Полимеры на основе винилацетата. - Л., 1983. - С. 125)

3. Добавка глицерина в качестве пластификатора увеличивает влагоемкость пленок ПВС (Тиниус К. Пластификаторы. - М., 1964. - С. 394).

4. См., например, показатели проницаемости для 02 и Н20 пленок различных полимеров в работе: Rene E. de la Rie. Stability and function of Coating used in conservation //Polymers in conservation. - Cambridge, 1992. - P. 65.

Показатели проницаемости: ПВС ПВХ ПВА
02 (см3х 100/мкм (м2х день х атм), 23° С, 0% влажн. 0,04 0,4 220
Н20 (см3х 10 мкм (м2х день х атм) 38°С, 100% влажн. 79,000 7,9 4200

5. См. исследование биостойкости меловых грунтов на ЛВС в работе: Ребрикова Н.Л., МасловК.И., ПримачекСК. Биоповреждения настенной масляной живописи и способы ее защиты //Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. - М., 1987. - С. 133-145.

6. По данным работы З.Р.Успенской с соавторами (Гидролиз сополимерных дисперсий винилацетата с этиленом //ЖПХ. - Л., 1974. - Т. 47, вып. 3. - С. 603), пленки ПВС значительно уступают по своим физико-механическим параметрам пленкам гидролизованного СЭВА:

     

СЭВА степеньомыления %

ПВС
15 30 100
Предел прочн. при растяж. кгс/см2 163 280 510 630-1200
Относит, удлинение, % 270 160 10-20 0-3

7. Сведения об использовании ПВС на Западе содержатся в работе: Tapol Benoft de. Produit, faits, modes en peinture murales//Les ancienne restorations de peinture murales. - Dijon, 1993. - p. 285.

8. В конце 1940-х-начале 1950-х годов пробовали использовать ПВС как пропиточный материал при полевой консервации археологической живописи, однако эти попытки были безуспешны. Е.А.Румянцев рекомендовал использовать таким образом ПВС лишь в исключительных случаях, когда нет ни ПВБ, ни ПБМА (Румянцев Е.А. Использование синтетических смол при археологических раскопках//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - Л., 1953. - Вып. 49. - С. 135.).

9. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи. - М., 1995. - С. 73. Следует заметить, что состав, рекомендуемый для настенной живописи, тот же, что был рекомендован для станковой (Реставрация произведений станковой масляной живописи. Ред. И.П.Горин. - М., 1977. - С. 83-84,104.).

10. Marxen-Wolska E. Polivinylacetat in the conservation of the wall painting //Science, technology and european cultural heritage/Proceeding of the Eropean symposium, Bologne, Hali 13-16 June 1989. -1991.

Увеличение прочности пленок ПВС при добавке к нему ПВА - факт известный. Следует, однако, заметить, что пленки ПВА+ПВС будут, несомненно, менее влагостойки, чем пленки ПВА.

11. По Н.Грасси и Дж.Скотту, основным механизмом химического старения ПВА и ПВС, находящихся в твердой фазе, является образование поперечных связей, вследствие чего эти полимеры становятся нерастворимыми (Грасси Р, Скотт Дж. Деструкция и стабилизация полимеров. - М., 1988. -С. 96). Однако, в недавней работе Ciabach J. утверждается, что ПВС, разрушаясь, остается растворимым (Rene E. de la Rie. Op. cit. - p. бб). Это означает, что сшивка полимера не достигает 100%, то есть в нем сохраняется некоторая часть гидроксильных групп, благодаря которым он сохраняет частичную растворимость.

Следует заметить, что образование полиеновых связей, ответственных за хромофорный эффект, хотя теоретически в обычных условиях музейного хранения и возможно, экспериментально не установлено, так что наблюдаемое пожелтение пленок ПВС следует объяснять, скорее, влиянием примесей. Что касается жесткости пленок, то, основную роль в ее возрастании играют, возможно, процессы конформационного старения полимера.

12. На возможность протекания таких процессов взаимодействия с солями и потери поливиниловым спиртом растворимости указывали П. и Л.Моро и П.Филиппо (Moro P. et L, Philippot P. La conservation des peintures murales. - Bologne, 1977. - С 261.).

О сшивании ПВС под действием солей см. также в отечественной работе: Николаев А.Ф., Охрименко Г.И. Op. cit. - С. 41.

13. По тем же причинам следует воздержаться и от применения ПВС для временного укрепления шелушащегося красочного слоя записи, лежащей поверх авторской живописи.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.