ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Поливинилбутираль, ПВБ, является ацеталем поливинилового спирта, то есть продуктом взаимодействия масляного альдегида с гидроксилами ПВС (1). Молекулярная масса полимера близка молекулярной массе поливинилового спирта, из которого он получен, степень полимеризации - 500 -1600.

Полимер растворим в спиртах, кетонах, эфирах; добавка к ним 5% воды улучшает их растворяющую способность (2). В качестве разбавителя можно использовать ароматические углеводороды, сложные эфиры.

Температура стеклования полимера - 55-57° С. Пленки ПВБ прозрачны, бесцветны, светостойки, характеризуются хорошей адгезией к различным видам подложек, низким показателем водопоглащения (до 0,4 - 3% за 24 часа), стойкостью к истиранию, а также биостойкостью (3).

Без пластификатора пленки ПВБ отличаются большей жесткостью, чем пленки ПБМА. ПВБ хорошо совмещается с дибутилфталатом, триэтиленгликолем, бутилбензилфталатом, касторовым маслом. С увеличением молекулярного веса ПВБ и содержания бутиральных групп возрастает количество пластификатора, совместимого с полимером. Пластификатор имеет тенденцию давольно быстро мигрировать или испаряться из полимера (4).

П.Морган показал, что паропроницаемость пленок ПВБ (толщиной 0,002 дюйма при перепаде давления 53 мм рт ст и t=39,5° С) в несколько раз меньше, чем проницаемость пленок ПВС и существенно ниже, чем ПБМА (5). По данным

Т.С.Федосеевой и Л.Г.Баркан, величина паропроницаемости пленок полимера, полученных на гладкой поверхности, на два порядка ниже паропроницаемости пленок, формирующихся на пористой поверхности штукатурки (из раствора полимера концентрации 5—10%). В той же работе показано, что ПВБ снижает паропроницаемость штукатурки в большей степени, чем СВЭД и СЭВ (6).

В СССР использование ПВБ в реставрации настенной живописи in situ не пошло, кажется, дальше экспериментов (7), однако известно, что он был применен в 1960-х годах в Польше при реставрации росписей костела в Чхове и в Вавельском замке в Кракове (8).

В начале 1950-х годов ПВБ, наряду с ПБМА и ПВС, использовался для полевой консервации и камеральной обработки археологических находок, в частности, фрагментов росписей (9). В 1960-х годах пытались применить ПВБ для консервации фрагментов археологической живописи из раскопок Эребуни (Армения). Однако эта попытка была неудачной, так как растворы ПВБ даже низкой концентрации вследствие высокой молекулярной массы полимера обладали высокой вязкостью и образовывали пленку на поверхности живописи, изменяя ее тон и фактуру (10).

В 1990-х годах В.П.Бурым был предложен метод укрепления красочного слоя настенной масляной живописи, в котором ПВБ является одним из компонентов адгезива, содержащего также ПБМА и СВЭД (пленки водной дисперсии СВЭД высушивались, растворялись и этот раствор смешивался затем с раствором ПБМА и ПВБ), Предполагалось, что добавление ПВБ к ПБМА «увеличивает стойкость ПБМА к повышенной температуре, что особенно необходимо для живописи, находящейся на южных наружних стенах архитектурных сооружений» (11). Следует, однако, заметить, что смесь ПВБ+ПБМА не образует истинного раствора и изначально стремится расслоится, вследствие чего возможна неоднородность пленок адгезива (12).

Старение ПВБ протекает по радикальному процессу. Известно, в частности, что при t=150°C происходит процесс термоокисления ПВБ с ускоренным разложением, а фотодеструкция полимера при комнатной температуре сопровождается процессом его сшивания (13). Характер процессов старения ПВБ в условиях памятника не изучен, однако можно предположить, что он будет проходить аналогично, то есть сопровождаться деструкцией боковых групп, отщеплением масляного ангидрида, структурированием и сшиванием молекул полимера с потерей ими растворимости. Схему химических превращений ПВБ в процессе старения можно представить следующим образом:

1. Отщепление масляного альдегида (под воздействием, света, УФ-излучения, тепла, влаги).

2. Образование полиеновых структур.


3. Структурирование молекул за счет межцепной реакции гидроксильных групп с образованием простой эфирной связи (подобно ПВС и ПВА).


Необходимо подчеркнуть, что приведенные выше схемы указывают лишь направление и возможные пути химических превращений ПВБ и не отражают реальной картины старения полимера, которое в каждом конкретном случае будет протекать особым образом, в зависимости от условий внешней среды и изначальных неоднородностей и степени чистоты самого полимера. Следует также заметить, что помимо химического в полимере протекают процессы конформационного старения, связанные с изменением во времени конформации цепей молекул, соответственно минимуму свободной энергии. К сожалению, о скоростях этих процессов в музейных условиях хранения памятников, как и процессов химического старения, в настоящее время трудно сказать что-либо определенное.

А.А.Абдуразаков и М.К.Камбаров выявили относительно высокую устойчивость ПВБ (как и ПВА) по отношению к УФ-излучению (растворимость полимеров после состаривания падала незначительно) (14)-факт хорошо известный и, несомненно, принятый во внимание при использовании ПВБ для изготовления безосколочного стекла-триплекса, однако мало что говорящий о характере процесса старения пленок полимера (роста их жесткости и изменения других характеристик) в музейных условиях хранения.

Значительное, по данным Т.С.Федосеевой и Л.Г.Баркан до 50% (15), снижение паропроницаемости штукатурки при обработке ее ПВБ (5%-ным раствором) не позволяет рекомендовать этот материал для подклейки паропроницаемых красочных слоев (фрески, темперно-клеевой живописи), вместе с тем, относительно высокая жесткость пленок полимера без пластификатора ставит под сомнение эффективность его использование для подклейки и в том случае, когда показатель паропроницаемости не играет существенной роли (при реставрации настенных масляных росписей, например) (16).

Примечания

1. О свойствах ПВБ см., в частности: Коршак В.В. Технология пластических масс. -1985. - С. 486-487; Розенберг М.Э. Полимеры на основе винилацетата. -Л., 1983. - С. 138-143; ГОСТ9439 - 85; Справочник по пластическим массам. Под ред. В.М.Катаева и др. - М., 1975. - С. 250-251.

Отечественная промышленность выпускает ПВБ трех видов-шлицевой, лаковый и клеевой. Для реставрационных целей используются клеевые марки КА, КБ.

2. Розенберг М.Э. Op. cit. - С. 138.

3. Полимер относительно водостоек при содержании 75% бутиральных групп. По результатам исследований А.А.Абдуразакова и М.К.Камбарова (Реставрация настенных росписей Афрасиаба. - Ташкент, 1975. - С. 54), ПВБ более устойчив к воздействию микроорганизмов, чем ПВА и БМК-5.0 большой устойчивости ПВБ по отношению к микроорганизмам см. также в работе: Ильичев В.Д., Бочаров В.Д., Горленко М.В. Экологические основы защиты от биоповреждений. - М., 1985. - С. 126-130.

4. По данным К.Тиниуса, кожи из ПВБ, пластифицированные 40-200% смеси триоктилфосфата и дибутилгликольсебацината, после 60 суток атмосферного воздействия становились более жесткими (Тиниус К. Пластификаторы. - М., 1964. - С. 233.).

5. Morgan P. W. Structure and Moisture Permeability of Film-Forming Polymers //Industrial and Engineering Chemistry. - Washington, 1953. -Vol. 45, N10. - P. 2296-2311.

6. Федосеева T.C., Баркан Л.Д. Изучение паропроницаемости модельных образцов штукатурки, имитирующих укрепление красочного слоя настенной живописи синтетическими материалами //КРМХЦ. Экспресс-информация. - М., 1991. - Вып. 6. - С. 1-13.

7. См., например, о пробных укреплениях росписей Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме в работе: Плющ О.Ф. Характер повреждения живописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и методы ее укрепления //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1971. - Вып. 27. -С. 112-123.

8. Kozlowski R. Badania i konserwacja malowidel scennych XIV w. w Kosciele w Czchowe//Biblioteka mizcalnistwa. -1965. - T. 11.

9. Румянцев Е.А. Использование синтетических смол при археологических раскопках//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - Л., 1953. - Вып. 49. - С. 133-138; Костров П.И. Исследование, опыт реконструкции и консервация живописи и скульптуры Древнего Пянджикента //Скульптура и живопись Древнего Пянджикента. - М., 1959. - С. 143-144; Иванова А.В. Укрепление живописи на лессовой основе сополимером БМК-5//Сообщения ВЦНИЛКР. -1972. - Вып. 28. - С. 115.

10. Иванова А.В. Op. cit. - С. 115. Из-за высокой вязкости растворов ПБВуже в конце 1950-х годов был вытеснен из реставрации археологической живописи полибутилметакрилатом (Костров П.И. Op. cit).

Стремясь избежать изменения тональности ультрамарина и охр при реставрации фрагмента росписи из монастыря Пантократора на Афоне (XVI в.) Е.Г.Шейнина вместо ПБМА использовала 6-7%-ный спиртовой раствор ПВБ. Выбоины и трещины в штукатурной основе были заделаны лессовой мастикой на ПВБ (Шейнина Е.Г. Реставрация фрагмента стенной росписи из Афона //Сообщения ГЭ. - XII. - С. 60.).

В 1950-1960-х годах предпринимались попытки использовать ПВБ в консервации станковой живописи. П.И.Костров и Е.Г.Шейнина сообщали о применении ПВБ (вместе с ПБМА) для консервации живописи фаюмских портретов (См. статьи П.И.Кострова: Реставрация двух фаюмских портретов //Сообщения ГЭ. - Л., 1956. - X. - С. 58-61; 0 статье А.В.Виннера «Обзор методов реставрации фаюмских портретов» //Сообщения ВЦНИЛКР. -М., 1966. - Вып. 17-18. - С. 205; Шейнина Е.Г. Применение синтетических смол в реставрации монументальной живописи и некоторых других музейных экспонатов //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1960. - Вып. 1. - С. 72.

В 1960-е - нач. 1970-х годов ПВБ использовался для консервации станковой темперной живописи (см. в работах: Быкова Г.З. Современная станковая темперная живопись. Техника, характерные разрушения и реставрация //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1966. - Вып. 17-18. - С. 131-153; Быкова Г.З., Иванова А.В. Об укреплении современной темперно-клеевой живописи полимерными материалами//Сообщения ВЦНИЛКР. -М., 1972.-Вып. 28. - С. 101-111.). Развития эта практика, однако, не получила. В то же время полимер был успешно применен в качестве профилактической заклейки в технологиях расслоения живописи, разработанных в конце 1970-х - начале 1980-х годов (Филатов СВ., Иванова А.В. Метод отслоения записей с применением поливинилбутираля //ХН. - М., 1979. - № 5. - С. 122-125;

Лелекова О.В., Иванова А.В. Разработка методики отслоения записей станковой темперной и монументальной живописи //ХН. - М., 1981. - № 7. -С. 150-165.), а также для склейки холстов методом «в стык» (Суровое И.П., Яшкина Л.И. Методика реставрации прорывов, утрат холста и кромок в произведениях станковой масляной живописи методом в стык//ХН. - М., 1979. - Вып. 5. - С. 117-121.). В последнем случае используется ПВБ без добавки пластификатора.

11. Методика В.П.Бурого опубликована в учебнике В.В.Филатова (Реставрация настенной масляной живописи. - М., 1995. - С. 82-83.)

12. Известно, что поливинилбутираль имеет ограниченную совместимость с другими смолами (Лакокрасочные материалы. Сырье и полупродукты. Справочник. Под ред. И.Н.Сапгира. - М., 1961. - С. 365.).

13. О механизмах термоокислительного и фото- старения ПВБ см. в работе: Кириллова Э.И., Шульгина Э.С. Старение и стабилизация термопластов. - Л., 1988. -340 с.

14. Абдуразаков А.А., Камбаров М.К. Op. cit. - С. 40.

15. Федосеева Т.С., Баркан Л.Г. Op. cit. - С. 10.

16. В 1970-х годах за рубежом были разработаны способы значительного повышения эластичности пленок ПВБ, а также стойкости их к старению посредством введения специальных пластификаторов и стабилизаторов (Поливинилбутиральная пленка. Составители Ефимцева Т.Е. и др. - М., 1981. - С. 5-6.). Следует, однако, заметить, что со временем пластификатор будет неизбежно утрачен и жесткость пленки полимера восстановится.

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.