ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Полиакриламид, ПАА, был внедрен в реставрацию монументальной живописи в начале 60-х годов. В 1962 году, уже через год после налаживания промышленного выпуска этого полимера (1), была разработана методика укрепления с использованием ПАА красочного слоя росписей Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме (2).

Полиакриламид представляет собой белый порошок, хорошо растворимый в воде с образованием бесцветного коллоида (3). Помимо воды, ПАА растворяется также в диметилформамиде, диметилсульфаксиде, плохо растворяется в глицерине, этиленгликоле, пропиленгликоле (до 1%). Эти вещества могут, однако, выполнять роль пластификатора полимера. В спирте и эфире ПАА не растворим.

Применяют ПАА с молекулярной массой 5 — 20х106. Растворы полимера отличаются высокой вязкостью. С увеличением концентрации вязкость растворов резко возрастает (4). Высокая вязкость ограничивает использование ПАА лишь в растворах низких концентраций.

При Т=-1° С водные растворы полиакриламида замерзают.

Исследование биостойкости водных растворов ПАА показало, что они подвержены воздействию плесневых грибов (5). Из этого можно сделась вывод о том, что в условиях памятника, при которых невозможно предотвратить поглощение влаги этим гидрофильным материалом, он нуждается в биозащите.

Пленки ПАА отличаются хрупкостью. Вода, поглощенная полимером, может выполнять роль пластификатора. Полиакриламид, выпускаемый промышленностью, пластифицирующих добавок не содержит.

Сведения о применении ПАА для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи содержатся в работах О.Ф.Плющ и В.В.Филатова (6).

О.Ф.Плющ разработала методику укрепления распыленного красочного слоя стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря 0,25 — 0,5%-ным водным раствором ПАА. По ее словам, «цвет красок при этом не изменяется, утраченный рисунок изображения выявляется, вместе с цветом красок восстанавливается структура красочного слоя» (7). О.Ф.Плющ рекомендовала использовать ПАА с молекулярной массой не менее 5x106 и не только чистые растворы полимера, но также в смеси с растительным клеем (в соотношении 1:1) (8). Последний состав она рекомендовала, впрочем, только для памятников с благополучным ТВР.

В.В.Филатов приводит сведения об укреплении красочного слоя живописи барабана Успенского собора Княгинина монастыря смесью 0,5%-ного водного раствора ПАА и эмульсии желтка куриного яйца (1:8). Такой состав, по его свидетельству, обладает клеящей способностью. После укрепления (пропитки распыленного и подклейки шелушащегося красочного слоя) вся поверхность живописи барабана была гидрофобизирована 6%-ным раствором кремнийорганической смолы К42 в ксилоле для предотвращения вымывания ПАА из красочного слоя. В.В.Филатов упоминает также укрепление смесью ПАА и эмульсии желтка росписей церкви Рождества Христова в Ярославле, церкви св. Дмитрия на Крови в Угличе и раствором полиакриламида — церкви Симеона Столпника в Новгороде. В последнем случае после подклейки жесткого сильно шелушащегося красочного слоя поверхность живописи была обработана раствором К15/3. В результате этой операции под гидрофобизированным слоем оказался гидрофильный, что Комиссия Госинспекции МК РСФСР справедливо отметила как технологическую ошибку (9).

Под воздействием внешних факторов — тепла, света, влаги, кислорода воздуха — полиакриламид стареет, разлагается и, возможно, сшивается. Процесс деструкции, гидролиза, ПАА выражается в отщеплении от основной цепи амидных групп с образованием промежуточных продуктов разложения — аммиака (нашатырного спирта) и акриловой кислоты:


Дальнейшие химические превращения полимера будут про­текать по следующим схемам:

а) Разложение полимерной цепи с образованием аммоний­ной соли акриловой кислоты.


в) «Сшивка» цепей полимера с потерей растворимости (воз­можный вариант).


Можно предположить, что образующийся при разложении ПАА аммиак будет разрушать материалы живописи, в частности пигменты.

К сожалению, процессы старения ПАА в условиях памятника совершенно не изучены, так что в настоящее время невозможно оценить ни реальную скорость этих процессов, ни масштабы их вредного воздействия на материалы живописи. Весьма вероятно, что процессы деструкции живописи, связанные с химическим старением полимера, ничтожны в сравнении с теми, которые определяются его физико — химическими свойствами — жесткостью пленок полимера (в сухой среде), его гидрофильностью, небиостойкостью (10), свойствами, которые неизбежно проявятся при перепадах температуры и влажности в памятнике и которые, очевидно, не позволяют эффективно применять ПАА в зданиях с ненормализованным ТВР (11).

В 1970—1980-х годах ПАА использовался только реставраторами Костромской СНРПМ (12).

К сожалению, анализ эффективности применения этого полимера до сих пор не проведен.

Примечания

1. Савицкая М.Н.,Холодова Ю.Д. Полиакриламид. - Киев, 1969. - С. 38.

2. Полиакриламид был внедрен в реставрацию монументальной живописи киевским химиком 0. Ф. Плющ. См. ее работу: Характер повреждения живописи Троицкого собора в Костроме и методы ее укрепления // Сообщения ВЦНИЛКР. - М., 1971. - Вып. 17. - С. 112-123.

3. 0 свойствах ПАА см. в работах: Савицкая М.Н., Холодова Ю.Н. 0р. cit; Николаев А.Ф.,Охрименко Г.И. Водорастворимые полимеры. -Л., 1979. -175 с; Получение, свойства и применение акриламида, полиакриламида и некоторых их производных. - М., 1984. - 33 с; Абрамова и др. Полиакриламид. - М., 1992. - 188 с.

4. См., например, данные по вязкости водных растворов ПАА (молекулярная масса - 5 - бхЮ6), приводимые М.Н.Савицкой и Ю.Н.Холодовой (0р. cit. - С. 52):

Концентрация раствора % Вязкость при Т=25° С, сек.
1,0 80
2,0 2000
3,0 35000

5. Савицкая М.Н., Холодова Ю.Н. 0р. cit. - С. 53.

Концентрация раствора % Вязкость при Т=25° С, сек.
1,0 80
2,0 2000
3,0 35000

6. Плющ О.Ф. Op. cit.; Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи /ХН. - М., 1975. -№ 1 (31). - С. 34-51.

7. Плющ 0. Ф. Op. cit. - С. 120. Вероятно,так называемый «вызов тона», который наблюдался в этом случае, произошел из-за формирования пленки полимера на поверхности живописи.

8. О.Ф.Плющ обосновала введение в ПАА растительного клея изначальным присутствием его в качестве связующего красок. Не исключено, однако, что за связующее растительной природы она приняла камедь, которой красочный слой был укреплен в начале XX века (Филатов В.В. Op. cit. - С. 46).

9. Филатов В.В. Op. cit. - С. 48. Такой же оценки заслуживает и технология консервации росписей Успенского собора Княгинина монастыря с использованием ПАА и К42.

10. В щелочной и кислой средах возможен гидролиз полиакриламида (Абрамова Л.И. и др. Op. cit. - С. 118-127.).

11. Это подтвердило проведенное в 1969 году В.В.Филатовым пробное укрепление красочного слоя стенописи в неотапливаемой северной галерее Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря. Уже через два года после укрепления обнаружились повторные разрушения красочного слоя (Филатов В.В. Op. cit. - С. 48.).

12. Об использовании ПАА реставраторами Костромского СНРУ сообщала в 1994 году на конференции ГосНИИР «Проблемы реставрации монументальной живописи» С.С.Каткова (в докладе «Из опыта реставрации монументальной живописи в Костроме»).

В практике реставраторов Владимирской СНРПМ, как сообщают А.П.Некрасов и Л.П.Балыгина, полиакриламид используется в качестве поверхностноактивного материала «в операциях расчистки живописи от записей и поверхностных загрязнений» (Некрасов А.П., Балыгина Л.П. Материалы и методы монументальной живописи. - Владимир, 1997. - С. 11.)

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.