ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Поливинилхлорид, ПВХ (1), впервые был использован в 1949 году на Украине, для консервации настенных росписей киевских памятников - масляной живописи Владимирского собора и Кирилловской церкви, а также фресок Софийского собора (2). Впоследствии этот материал использовался в основном украинскими реставраторами.

В 1950-1970 годы смола ПВХ применялась в следующих реставрационных операциях (3):

— укрепление распыленного красочного слоя;

— укрепление деструктированной штукатурки;

— укрепление отставшей от кладки штукатурной основы росписей;

— бортовое укрепление штукатурки;

— приготовление водостойких грунтов и шпаклевок. Поливинилхлоридная смола представляет собой белый или желтоватый порошок без запаха и вкуса. Молекулярная масса полимера достигает 150000. В реставрации, по свидетельству В.В.Филатова (4), используется полимер с относительно небольшой молекулярной массой 8000 - 20000 и, соответственно, невысокой вязкостью растворов. Температура стеклования полимера - 78° С, деструкции - 120° С. Растворимость ПВХ при комнатной температуре в органических растворителях ограничена. При нагревании до 60° С смола растворяется в хлорированных углеводородах, кетонах, бутилацетате и, частично, в ароматических углеводородах; в спиртах и алифатических углеводородах ПВХ не растворим (5).

Растворы ПВХ склонны к желатинизации, поэтому приходится подогревать укрепляющие составы до 40-50° С и работать при температуре стен не ниже 16-20° С (6).

Химик-технолог О.Ф.Плющ, которая внедрила ПВХ в реставрацию, обосновывала использование этого материала его водостойкостью (7) и морозоустойчивостью (8). Следует, однако, заметить, что непластифицированный ПВХ, используемый в реставрации, — материал жесткий и неморозостойкий; морозостойкостью обладает лишь поливинилхлорид, содержащий пластификатор (9). Так как во влажных условиях протекает гидролиз полимера, использовать его можно лишь на сухой стене, в противном случае формируется пленка на поверхности живописи.

Поливинилхлорид является относительно биостойким полимером (10).

Пленки ПВХ отличаются низкой газо- и паропроницаемостью и низким водопоглощением (11).

Согласно современным представлениям, ПВХ является одним из наименее стабильных карбоцепных полимеров (12). Основными факторами старения для ПВХ, как и для других полимеров, являются кислород воздуха (О2, О), ультрафиолетовое излучение, изначальные нерегулярности структуры молекул, повышенная температура и механические напряжения.

Ультрафиолетовое излучение инициирует разрыв химических связей молекулы полимера и образование свободных радикалов, сопровождающееся выделением хлористого водорода, НСl. Процесс разрушения полимерной цепи происходит автокаталитически: выделяющийся хлористый водород катализирует дальнейшую деструкцию молекул. В присутствии кислорода воздуха этот процесс ускоряется.

Процесс выделения НСl сопровождается образованием высокомолекулярного соединения, содержащего сопряженные двойные, полиеновые, связи. Полимер постоянно разлагается, что выражается, в частности, в том, что он желтеет, темнеет и чернеет.

Процесс деструкции ПВХ можно представить следующим образом:

По данным, полученным К.С.Минскером и Г.Т.Федосеевой (13), хромофорный эффект наблюдается при отщеплении уже О, 01 %НСl. При исследовании устойчивости ПВХ по отношению к атмосферным воздействиям помутнение пленок полимера толщиной 0,01 - 0,02 см наблюдалось уже после 18 месяцев испытаний (14).

В определенных условиях, которые, впрочем, не изучены, кроме процессов деструкции молекул ПВХ с образованием полиеновых связей, могут протекать также и процессы структурирования молекул с потерей полимером растворимости.

Для предотвращения разложения ПВХ к нему добавляют стабилизаторы, которые препятствуют отщеплению НСl, замедляют процесс деструкции полимерных цепей, повышают влагостойкость и устойчивость к окислению. Роль стабилизаторов могут выполнять материалы, содержащиеся в известковой штукатурке (СаСО3), и некоторые пигменты. Разработаны методы стабилизации ПВХ посредством введения до 0,5 % свинцового глета, сурика, белил, а также антиоксидантов (фенолов).

Критические отзывы на метод укрепления живописи с использованием ПВХ появились уже в 60-е годы. В 1964 году комиссия НМС МК СССР (под председательством П.И.Кострова), оценив положительно качество работ, проведенных на памятниках УССР, и отметив «разумное и прогрессивное» «применение неводных растворов синтетических высокомолекулярных смол для закрепления основания фресок, особенно учитывая засоленность штукатурки в памятнике», указала и на отрицательные свойства ПВХ (15):

а) относительно меньшую стойкость на старение ПХВ по сравнению с другими применяемыми в реставрации синтетическими смолами и снижение этой стойкости со снижением степени полимеризации смолы;


б) высокую вязкость полимера, хотя и выбранную в наиболее нижних для ПХВ пределах. Слабое проникание даже 2% раствора в толщу штукатурки и невозможность прочного закрепления разрыхленного основания. Слабое смачивание раствором запыленной поверхности;

в) высокую токсичность применяемого растворителя, дихлорэтана;

г) техническую сложность работ, связанную с необходимостью подогрева раствора при составлении его до 80— 100° С, при употреблении до 40—50° С. Температура в помещении при работе должна быть не ниже 16—20° С при минимальной влажности воздуха и стен.

При обсуждении в 1967 году реставрационных работ Костромской СНРПМ, воспринявшей украинский опыт, на расширенном заседании бюро секции памятников искусств основные возражения против использования ПВХ сводились к указаниям на токсичность растворителя, образование водонепроницаемой пленки, отрицательное влияние на пигменты (16). В 1969 году, ознакомившись с состоянием отреставрированных в 1950 году масляных росписей Кирилловской церкви, комиссия НМС МК СССР рекомендовала «запретить применение раствора полихлорвиниловой смолы в дихлорэтане при проведении реставрационных работ по монументальной живописи» (17). Можно лишь сожалеть о том, что это здравое решение было принято спустя 20 лет после активного использования в реставрации данного материала.

Очевидно, что жесткость пленок ПВХ, изменение их оптических характеристик со временем, значительное снижение паропроницаемости стены при введении смолы в красочный слой и штукатурку, исключают использование этого материала для консервации живописи Однако, в случае укрепления деструктированной штукатурной основы масляной живописи низкая паропроницаемость и жесткость пленок ПВХ, его склонность к пожелтению не столь существенны.

В настоящее время ПВХне рекомендуют применять для укрепления распыленного красочного слоя, однако на Украине, его продолжают использовать для укрепления как деструктированной, так и отставшей от кладки штукатурной основы масляной живописи (методом инъекции и бортовки). В качестве растворителя рекомендуется тетрагидрофуран, как менее токсичный, чем использовавшийся первоначально дихлорэтан (18).

В порах известковой или гипсовой штукатурки деструкция ПВХбудет проходить медленно, так как УФ-излучение там отсутствует. Кроме того, соли кальция (СаСО3, CaSO4) будут выполнять роль ингибиторов процесса старения полимера. Однако, очевидно, что процесс деструкции только замедлится, но не остановится, так как будет протекать процесс механического разрушения пленок ПВХ в порах штукатурки с последующим окислением полимера. Возможно замедлить эти окислительные процессы посредством введения антиоксидантов, но не следует ли воздержаться от засорения штукатурки материалами, характер взаимодействия которых с материалами живописи неизвестен?

Примечания

1. В отечественной реставрации за полимером утвердилось распространенное в 1940-1950 годы, но теперь давно уже устаревшее название «полихлорвинил» (см., например, ГОСТ 3119-46. Смола полихлорвиниловая.).

2. ПлющО.Ф. Применение полихлорвиниловой смолы в монументельно-декоративных работах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Киев, 1955. - С. 8.

Возможность применения ПВХ для консервации настенных росписей изучалась во НИИТИ АС и А УССР с 1947 года (ПлющО.Ф. О деятельности лаборатории реставрации настенной живописи //Сообщения ВЦНИЛКР. - М., I960. - Вып. 1. - С. 43.)

3. 0 применении ПВХ в реставрации см. в публикациях 1960-1970-х годов: Плющ О.Ф. Рекомендации по методике закрепления древних фресок. - Киев, 1961. -24 с; Мерампольский А.И. Реставрация живописи во Всехсвятской церкви Киево-Печерского историко-культурного заповедника // РХМХЦ. Реферативный сборник. - М., 1974. - Вып. 2 (5). - С. 43-44.; Дорофиенко И.П. Практика применения различных материалов для укрепления красочного слоя, грунта и штукатурок в памятниках архитектуры УССР// Ibid. -С. 6-11; Редько П.Я., Нашивенко Е.И. Реставрация мозаичных росписей в памятнике архитектуры XIX века - часовне на Братском кладбище в Севастополе /ДЫс1. - С. 40-41.

Укрепление распыленного красочного слоя проводилось 2-3,5% растворами ПВХ в дихлорэтане. Глубина пропитки, по словам О.Ф.Плющ, достигала при этом 0,6 - 0,7 мм. Растворами тех же концентраций укреплялась и деструктированная штукатурка. Укрепление штукатурки, отставшей от кладки, производилось 5% - ным раствором ПВХ с наполнителем (молотым кирпичом или мраморной пылью); бортовое укрепление штукатурки - смесью 5%-ного раствора ПВХ в дихлорэтане с наполнителем (цемянкой и мраморной пылью).

4. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи. -М., 1995. - С. 63.

5. Лакокрасочные материалы. Сырье и полупродукты. Справочник. Под ред. И.Н.Сапгира. - М., 1961. - С. 349.

6. Филатов В.В., Иванова А.В.Друхтанова Н.С., Рузавин Ю.А. Обзор применения материалов при реставрации настенной живописи на основании исследования и практических работ ВЦНИЛКР и СНРПМ. - М., Научно-методический совет МК СССР, б. г. - С. 12 (машинопись); Филатов В.В. Ор. cit- С. 63-64.

7. ПлющО.Ф. Применение полихлорвиниловой смолы...-С. 8; Рекомендации...-С. 12.

8. Плющ О.Ф. Рекомендации.... - С. 12.

9. Использовавшийся в реставрации в 1950-1960-х годах полимер -ПВХ марки ПБ-2 (ГОСТ 3119-46) (Филатов В.В., Иванова А.В., Трухтанова Н.С., Рузавин Ю.А. Op. cit. - С. 9.) пластификатора не содержал.

10. MkNeill Ian С. Fundamental Aspects of Polymer Degradation //Polymers in Conservation. - Cambridge, 1992. - P. 31,Tabl. 3. См., также отечестченную работу: Ильичев В.Д., Бочаров Б.В., Горленко М.В. Экологические основы защиты от биоповреждений. - М., 1985. - С. 126-130.

Неустойчивыми по отношению к микроорганизмам часто бывают вводимые в полимер пластификаторы (Повреждения промышленных материалов и изделий под воздействием микроорганизмов (справочник). - М., 1971. - С. 42.).

11. См. данные о паро- и газопроницаемости в разделе 6, посвященном ПВС (примеч. 4). Водопоглощение ПВХ за 24 часа, - 0,4-0,6% (Поливинилхлорид//ЭП. - М., 1972. -Т. 1. - С. 443.).

12. Об особенностях процессов старения полимера и способах его стабилизации см. в работах: Минскер К.С., Федосеева Г.Т. Деструкция и стабилизация поливинилхлорида. - М., 1972. -420 с; Минскер К.С., Колесов СВ., Заиков Г.Е. Старение и стабилизация полимеров на основе винилхлорида. -М., 1982. - С. 67.; ReneE. delaRie. Stability and Function of Coating Used in Conservation //Polymers in Conservation. - Cambridge, 1992. - P. 66.

13. Минскер K.C., Федосеева Г.Т. Op. cit. - С. 111.

14 Федосеева Г.Т., Стрелкова Л.Д., Крау Э.О. Изменение прозрачности жестких поливинилхлоридных материалов при атмосферном старении //Пластические массы. - М., 1980. - № 9. - С. 14-15. 15 Филатов В.В., Иванова А.В., Трухтанова Н.С., Рузавин Ю.А. Op. cit.,

16 Ibid - С б Между Костромской СНРПМ и киевскими реставраторами существовали в 1960-х годах тесные связи: Л.П.Калиниченко и О Ф Плющ осуществляли научное руководство работами на памятниках Костромской области, костромские реставраторы прошли стажировку в киевском Софийском соборе (Тороп К.Г. Опыт работы по охране и реставрации памятников в Костромской области //Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М., 1970. - Вып. П. - С. 34-45.)

17. Филатов В.В., Иванова А.В., Друхтанова Н.С., Рузавин Ю.А. Op. cit. - С. 13.

18. В сборнике реставрационных методик, изданном в 1996 году на Украине, ПВХ рекомендуется только для инъекционного и бортового укрепления штукатурки (Дорофiенко I. и др. Консервация i реставрация памяток архитектури. Методичний поciбник. - Китв/Львтв, 1996. - С. 555-556).

Украинская методика укрепления отставшей от кладки, а также деструктированной штукатурки приводится в учебнике В. В. Филатова по реставрации масляной живописи (Филатов В. В. Реставрация настенной масляной живописи. -М., 1995. - С. 63, 64, 67.).

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.