ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Бобров Ю.Г.

Профессия реставратора складывалась постепенно. Отечественное определение — «художник-реставратор» — отражает давнюю традицию, характерную для всей европейской культуры в прошлом. Реставрацией и починкой живописи всегда занимались сами художники. В России издревле иконописцы «возобновляли» древние иконы и стенописи. Документы сообщают, что прославленные Андрей Рублев и затем Дионисий восстанавливали поврежденные временем чудотворные иконы. В XVIIIв. приехавшие в Россию иностранные живописцы Пфанцельт, Иоганн-Фридрих Грот принесли с собой искусство реставрации картин, писаных масляными красками на холстах, что позволило основать в императорском Эрмитаже первую в стране мастерскую реставрации живописи. С тех пор реставраторов в Эрмитаж набирали из учеников Академии художеств.

Однако в течение всего XIXв профессия реставратора была неким производным от профессии художника. В негласной табели о рангах иконописно-реставрационных мастерских, откуда вышли многие реставраторы иконописи старшего поколения, «расчищалы» и «подфурники» занимали низкое место по сравнению с мастером-иконописцем — знатоком древних стилей. Такое понимание профессии сложилось благодаря убеждению, что главная задача реставратора состоит в восстановлении разрушенного произведения искусства в его первоначальном виде.

Современная концепция профессии реставратора, признанная международными документами, заметно отличается от традиционных представлений о реставраторе как кудеснике. Образ мастерового-чудотворца, обладающего тайным знанием, как возродить из пепла утраченные шедевры, как вернуть первозданный вид произведению, ушел в прошлое. На смену пришло новое представление о реставраторе.

Его фундаментальная функция, как гласит профессиональный кодекс Европейской Конфедерации Организаций Консерваторов-реставраторов (Е.С.С.О.Е.К.О.К. European Confederation of Conservator - Restorers' Organizations), состоит в сохранении культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности ради современных и будущих поколений. Отныне никакие другие цели воздействия на памятник культуры не могут считаться корректными.

Документ, принятый представителями всех европейских некоммерческих организаций реставраторов 11 июня 1993 г., включает в себя Определение профессии, Этический кодекс и Основные требования к профессиональному образованию. Они были составлены на основе определения профессии, принятого ЮНЕСКО (The Conservator-Restorer: a definition of the profession. ICOM-CC, Copenhagen, 1984).

В преамбуле Кодекса дается определение предмета реставрационной деятельности. «Объекты, которым общество придает значение, в частности, художественной, исторической, документальной, эстетической, научной, духовной или религиозной ценности, называются "культурной ценностью"; они составляют материальное и культурное наследие и передаются последующим поколениям. Поскольку забота о них поручается обществом консерватору-реставратору, он несет ответственность не только перед культурной ценностью, но также перед владельцем или законным хранителем, автором или создателем, обществом и последующими поколениями».

Кодекс определяет роль консерватора-реставратора:

«Фундаментальная роль консерватора-реставратора состоит в сохранении культурной ценности для пользы нынешнего и будущих поколений. Консерватор-реставратор вносит свой вклад и содействует пониманию и уважению культурной ценности в физическом единстве ее эстетического и исторического значений.

— Консерватор-реставратор берет на себя ответственность и осуществляет диагностические исследования, консервацию и реставрацию культурной ценности, а также документацию всех процедур.

Диагностическое исследование

Заключается в определении состава и состояния сохранности культурной ценности, идентификации, определении размеров и природы изменений и деформаций; оценке разрушений; определении характера и объема необходимого реставрационного вмешательства. Это включает также изучение сопутствующей документации.

Превентивная консервация

Заключается в опосредованных акциях, направленных на сдерживание и прекращение процессов разрушения путем создания оптимальных условий сохранения культурной ценности в соответствии с ее социальной ролью. Превентивная консервация осуществляется с соблюдением корректного обращения, использования, транспортировки, хранения и экспонирования культурной ценности.

Оперативная консервация

Заключается главным образом в прямом воздействии на культурную ценность с целью прекращения дальнейшего разрушения.

Реставрация

Заключается в прямом воздействии на поврежденную или разрушенную культурную ценность с целью обеспечения, насколько это возможно, понимания и уважения эстетической, исторической и физической целостности объекта.

Более того, в компетенцию консерватора-реставратора входит:

— совершенствование консервационно-реставрационных программ и исследований культурной ценности;

— подготовка технических отчетов о культурной ценности, исключая любые суждения о рыночной стоимости;

— руководство исследованиями, связанными с консервацией-реставрацией;

— совершенствование образовательных программ и участие в обучении консервации-реставрации;

— распространение информации, полученной в результате обследования, реставрации или исследований;

— способствовать более глубокому пониманию проблем консервации-реставрации.

<...> Раздел 2. Отличие от смежных областей деятельности.

Консерватор-реставратор не является ни художником, ни ремесленником. В то время как художник или ремесленник вовлечены в создание новых объектов или в практическое поддержание их функционирования, консерватор-реставратор обязан предохранять культурные ценности.

Раздел 3. Профессиональная подготовка.

Стандарты профессионального образования и подготовки консерватора-реставратора должны быть на уровне университетского образования или соответствовать ему».

Кодекс профессиональной этики включает в себя разделы, описывающие обязательства консерватора-реставратора по отношению к культурной ценности, к владельцу или законному хранителю, к коллегам и к профессии.

«<...> Раздел 2. Обязательства по отношению к культурной ценности.

Статья 5. Консерватор-реставратор уважает эстетическое и историческое значение и физическую целостность культурной ценности, доверенной его заботе.

Статья 6. Консерватор-реставратор в сотрудничестве с коллегами других профессий, участвующих в работе, принимает во внимание требования социального использования объекта в процессе проведения консервации-реставрации.

Статья 7. Консерватор-реставратор должен работать в соответствии с высшими стандартами безотносительно любых суждений о рыночной стоимости культурной ценности. В условиях когда обстоятельства могут ограничить действия консерватора-реставратора, уважение к этическим нормам кодекса не может быть скомпрометировано.

Статья 8. Консерватор-реставратор должен принимать в расчет все аспекты превентивной консервации прежде, чем начинать физическое действие в отношении культурной ценности и должен ограничивать действие только необходимыми мерами.

Статья 9. Консерватор-реставратор должен применять только те продукты, материалы и процедуры, которые в соответствии с настоящим уровнем знаний не принесут вреда культурной ценности, окружению или людям. Ни сама акция, ни примененные материалы не должны по возможности препятствовать последующим исследованиям, консервации-реставрации или анализам. Они также должны быть совместимы с материалами культурной ценности и должны насколько возможно быть легко и полностью обратимы.

Статья 10. Документация, относящаяся к культурной ценности, должна включать записи о диагностическом исследовании, консервационном и реставрационном вмешательстве и другую относящуюся к делу информацию. Документация становится частью культурной ценности и должна быть доступна.

Статья 11. Консерватор-реставратор должен предпринимать только такие действия, которые входят в его компетенцию. Консерватор-реставратор не должен ни начинать, ни продолжать действия, противоречащие интересам сохранения культурной ценности.

Статья 12 Консерватор-реставратор должен стараться обогащать свои знания и мастерство с целью постоянного повышения качества своей профессиональной работы.

Статья 13. В случаях необходимости консерватор-реставратор консультирует историков или специалистов в области научных исследований и обменивается с ними всей необходимой информацией.

Статья 14. В чрезвычайных ситуациях угрозы сохранности культурной ценности, безотносительно своей специализации, консерватор-реставратор оказывает всю возможную помощь.

Статья 15. Консерватор-реставратор не удаляет никакие материалы, принадлежащие культурной ценности, до тех пор, пока это не становится необходимым для ее сохранности или существенно противоречит исторической и эстетической ценности объекта. Удаляемые материалы при возможности должны быть сохранены, а процедура удаления полностью документирована.

Статья 16. В случае если характер социального использования культурной ценности не совместим с условиями ее сохранности, консерватор-реставратор должен обсудить с владельцем или законным хранителем возможность замены объекта его копией (репродукцией). Консерватор-реставратор дает рекомендации по правильным процедурам воспроизведения оригинала, исключающим возможность его повреждения.

Раздел 3. Обязательства по отношению владельца или законного хранителя.

Статья 17. Консерватор-реставратор должен в полной мере информировать владельца обо всех необходимых действиях по консервации-реставрации и важности последующего ухода за объектом.

Статья 18. Консерватор-реставратор соблюдает профессиональную конфиденциальность. При необходимости ссылок на определенную культурную ценность он должен получить согласие владельца или законного хранителя.

Раздел 4. Обязательства по отношению коллег и профессии.

Статья 19. Консерватор-реставратор должен поддерживать дух уважения к достоинству коллег и профессии.

Статья 20. Консерватор-реставратор должен в рамках своих знаний, компетенции, свободного времени и технических возможностей принимать участие в обучении стажеров и помощников. Консерватор-реставратор несет основную ответственность за работу, выполняемую его ассистентами и стажерами под его руководством.

Статья 21. Консерватор-реставратор должен делиться своими знаниями и опытом с коллегами, делая свой вклад в совершенствование профессии.

Статья 22. Консерватор-реставратор способствует лучшему пониманию профессии среди представителей других профессий и широкой публики.

Статья 23. Записи и результаты исследований, относящиеся к консервации-реставрации культурной ценности, за которую консерватор-реставратор ответственен, являются его интеллектуальной собственностью и предметом договора с работодателем.

Статья 24. Участие в коммерческой деятельности с культурными ценностями не совместимо с профессией консерватора-реставратора.

Статья 25. Для поддержания достоинства, чести и доверия к профессии консерватор-реставратор должен применять только приемлемые и информативные формы публичности в связи со своей работой».

Документ, определяющий основные требования к профессиональному образованию консервагора-реставратора, не ограничивает существующие национальные традиции в разных странах, но формулирует базовые критерии этого образования. Важнейшим условием является университетский уровень образования при сбалансированности теоретических и практических дисциплин: «Единственным признаваемым способом образования и подготовки в консервации-реставрации является полное образование на университетском уровне или эквивалентном ему, включая практическую подготовку».

Другим документом, устанавливающим основные критерии реставрационного образования, стал так называемый «Документ Павии», принятый специалистами из разных стран Европы в октябре 1997 года в г. Павия, Италия. В нем были подтверждены основные положения Кодекса Е.С.С.О. и дано повое определение профессии консерватора-реставратора. Он «должен участвовать в процессе принятия решений от начала консервационно-реставрационного проекта, и он/она должен брать на себя, в сотрудничестве с другими партнерами, ответственность в пределах своей компетенции (в частности, в области диагностики, описания, осуществления и документирования консервационно-реставрационных операций)».

Эти определения последних лет констатируют, что реставратор из художника-ремесленника окончательно превратился в специалиста, «принимающего решения», которые могут заметно повлиять на вид и состояние произведения, а следовательно, на качество культурного наследия.

Первоисточник: 
Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.