кадастр отходов 2014, 51 администратор.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ИСКУССТВА В РОССИИ В XIX - XX ВЕКАХ. ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ: А.Б. Алешин, Ю.Г. Бобров, Н.Г. Брегман, В.В. Зверев, М.М. Красилин, Л.И. Лифшиц, С.П. Масленицына, К.И. Маслов, И.П. Мокрецова, Н.Л. Ребрикова, Т.С. Федосеева, О.Л. Фирсова, Ю.А. Халтурин, Л.В. Шестопалова, О.В. Яхонт СОСТАВИТЕЛИ: О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова ОТВ. РЕДАКТОРЫ: доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц кандидат химических наук А.В. Трезвов.

В учебном пособии впервые в отечественной реставрационной науке обобщен и изложен комплекс материалов по реставрации памятников истории и искусства в России в XIX —XXвв. Задачей пособия является формирование у студентов прочных знаний по эволюции отечественной реставрационной отрасли, истории формирования теоретических аспектов реставрационной науки. Студенты получат знания о конкретных личностях, сыгравших роль в развитии реставрации, о реставрационных процессах на выдающихся памятниках архитектуры, древнерусского искусства, станковой масляной живописи, о проблемах, стоящих перед реставрационной отраслью вообще и в случае реставрации конкретных памятников или их групп в частности. Данное издание позволит сделать деятельность по подготовке кадров реставраторов более эффективной, а следовательно, создать более благоприятные предпосылки для сохранения национального культурного наследия.

Список сокращений
АССР — Автономная Советская Социалистическая республика
АХ — Академия художеств АН — Академия наук БАН — Библиотека академии наук
ВНИИР — Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации
ВСНРПМ — Всесоюзная специальная научно-реставрационная производственная мастерская
ВХНРЦ — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет
ВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей
ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры
ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации ГИМ — Государственный Исторический музей ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
ГосНИИР — Государственный научно-исследовательский институт реставрации
ГПБ — Государственная публичная библиотека ГРМ — Государственный Русский музей ГТГ — Государственная Третьяковская галерея Губ. отделы — губернские отделы
ГЦХРМ — Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская
ГЭ — Государственный Эрмитаж ИАК — Императорская археологическая комиссия ИАТ — Институт археологической технологии ИИТ — Институт исторической технологии
ИКОМ — Международный совет музеев, организация при ЮНЕСКО, родственная ИКОМОС. Основан в 1946 г.
ИККРОМ — Международный центр исследований в области сохранения и реставрации культурной собственности. Основан в 1959 г. как один из научных и учебных центров при ЮНЕСКО, находится в Риме
ИКОМОС — Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест. Неправительственная организация, основанная в 1965 г., занимается разработкой теории, методологии и технологии консервации архитектурного и градостроительного наследия, включая ландшафтную архитектуру и культурные ландшафты. Штаб-квартира находится в Париже
ИМАО — Императорское Московское археологическое общество
КСДП — Комиссия по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества
МВПХУ — Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова
МИХИМ — Московский институт художественных изысканий и музееведения
МС СССР — Министерство строительства СССР
МХУ — Московское художественное училище памяти 1905 г. ЛХУ — Ленинградское художественное училище им. В. Серова
Наркомат — Народный комиссариат
Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения
НИПМ — Научно-исследовательская производственная мастерская
НМС — Научно-методический совет
ОДД — Описание дел и документов, хранящихся в архиве Святейшего Синода
ОР ГТГ — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи
ОСЗ — Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины
ПСЗ — Полное собрание законов Российской Империи Первое ПСЗ — ПСЗ, собрание 1-е Второе ПСЗ — ПСЗ, собрание 2-е Третье ПСЗ — ПСЗ, собрание 3-е
ПСПиР — Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи
РА ИИМК — Рукописный архив Института истории материальной культуры
РАИМК — Российская академия истории материальной культуры
РАН — Российская академия наук
РГАДА — Российский государственный архив древних актов
РГАК — Российская государственная археологическая комиссия
РГБ — Российская государственная библиотека РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет РККА — Рабоче-крестьянская Красная армия
РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Сб. док. — Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начала XX в. Сборник документов
Сб. пост. о церк. хоз. — Сборник постановлений о церковном хозяйстве
СМ — Совет министров
СНК (Совнарком) — Совет народных комиссаров
Советы РКД — Советы рабочих и крестьянских депутатов
Советы Р. и С.Д. — Советы рабочих и солдатских депутатов
СР — Союзная республика
СТД — Советы депутатов трудящихся
ТВР — температурно-влажностный режим
ЦГРМ — Центральные Государственные реставрационные мастерские
Церк. вед. — Церковные ведомости Церк. вест. — Церковный вестник
ЦИК — Центральный исполнительный комитет ЦМАМ — Центральный муниципальный архив г. Москвы ЦНРМ — Центральная научно-реставрационная мастерская
ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основана в 1946 г. Имеет Подразделение по культурному наследию

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предисловие
  2. Определение профессии реставратора (Ю.Г. Бобров)

РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  1. От поновления - к научной реставрации (В.В. Зверев)
  2. Законодательство по охране памятников в России XVIII- Начала XX В (С.П. Масленицына)
  3. Истории законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры (Л.И. Лифшиц)
  4. Государственная система реставрации и охраны памятников 1918-1981 гг. (О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова)

РАЗДЕЛ II. СЛОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ СКУЛЬПТУРЫ И РУКОПИСНОЙ КНИГИ

  1. История реставрации станковой масляной живописи в России в XIX-XXвв. (А.Б. Алешин)
  2. Развитие взглядов на реставрацию древнерусской иконописи (Ю.Г. Бобров)
  3. История реставрации монументальной живописи (К.И. Маслов)
  4. Реставрация полихромной скульптуры (Н.Г. Брегман)
  5. Средневековая рукописная книга ее сохранность и реставрация (И.П. Мокрецова)
  6. История реставрации скульптуры (О.В. Яхонт)

РАЗДЕЛ III. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 0 РЕСТАВРАЦИИ

  1. Естественные науки и реставрация (история вопроса) (Т.С. Федосеева)
  2. Биология и реставрация (Н.Л. Ребрикова)
  3. Комплексная экспертиза и eё роль в жизни музея (М.М. Красилин, Ю.Л. Халтурин)

Приложения

  1. Список основных международных документов
  2. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия»)
  3. Международная хартия по охране исторических городов
  4. Нарский документ о подлинности
  5. Принципы регистрации памятников, групп зданий и достопримечательных мест
  6. Рекомендуемая литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В ходе исторического развития сфера деятельности реставратора стала многогранной, сегодня значительно большее внимание уделяется проблемам сохранения авторской (аутентичной) материальной структуры памятников, конечному результату реставрационного процесса. Повреждения, которые возникают из-за неправильных условий хранения, непрофессиональной предыдущей реставрации, ухудшающейся экологии, могут быть устранены только всесторонне образованным реставратором, обладающим широким кругозором и разнообразными специальными знаниями, навыками использования комплексных методов исследовательской и практической работы. Именно поэтому во всех странах все большее внимание уделяется профессиональной подготовке кадров реставраторов в высших учебных заведениях, а не только путем передачи навыков реставрации от профессионального реставратора стажеру или практиканту. В настоящее время в России существует более 10 высших и средних специальных учебных учреждений, в которых готовят реставраторов. Среди этих учреждений — МВХПУ им. С.Г. Строганова, РГГУ, СПб. академический институт живописи им. И.Е. Репина, Академия художеств, Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 г., Суздальское художественно-реставрационное и др.

Как и в любой другой области знаний, для подготовки кадров высококвалифицированных реставраторов необходимы качественные и разнообразные учебники и учебные пособия. Но на современном этапе во всех регионах России крайне остро ощущается дефицит специальных изданий по реставрационной тематике. До сих пор в стране не существовало учебного пособия (курса лекций) по истории развития в России реставрации как специфической сферы научно-практической деятельности, связанной с сохранением и раскрытием памятников культуры Учитывая эти обстоятельства, авторы настоящего учебного пособия впервые в отечественной реставрационной науке систематизировали комплекс материалов по истории реставрации памятников культуры и искусства в России в XIX —XXвв. и представили их в виде курса лекций, освещающих ее основные этапы и проблемы. Задачей учебного пособия является формирование у студентов прочных знаний по эволюции отечественной реставрационной отрасли, истории формирования теоретических аспектов реставрационной науки. В нем содержатся сведения о конкретных личностях, сыгравших роль в развитии реставрации, о принципах и методах реставрации произведений древнерусского искусства — иконописи и монументальной живописи, станковой и монументальной масляной живописи, скульптуры, средневековой рукописной книги, а также о применении в реставрационных исследованиях и практике новых материалов, методов и технологий естественных наук — химии, физики, биологии и др. Помимо этого в пособие включены лекции, посвященные общим теоретическим проблемам, стоящим перед реставрационной отраслью и наиболее острым вопросам, возникающим при реставрации конкретных памятников, а также законодательству, регулирующему охрану и реставрацию памятников в стране. Составители учебного пособия сознательно отказались от включения в него лекций по истории реставрации прикладных видов искусства. Количество их и разнообразие материалов и методик требует создания специального пособия, работа над которым стоит в плане авторского коллектива (информацию о членах авторского коллектива см. ниже).

Составители пособия не сочли необходимым устранять имеющиеся в лекциях повторы одних и тех же исторических фактов, поскольку они необходимы для понимания смыслового контекста.

Данное издание позволит сделать деятельность по подготовке кадров реставраторов более эффективной, а следовательно, создать более благоприятные предпосылки для сохранения национального культурного наследия.

Об авторах

Алешин Анатолий Борисович — профессор кафедры живописи и композиции Института живописи скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина (СПб)

Бобров Юрии Григорьевич — проректор Института живописи скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина (СПб)

Брегман Николай Георгиевич — зав сектором реставрации полихромной скульптуры отдела станковой темперной живописи ГосНИИР (Москва)

Зверев Владимир Владимирович — доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Красилин Михаил Михайлович — зав сектором экспертизы ГосНИИР (Москва)

Лифшиц Лев Исаакович — зав отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания (Москва)

Масленицына Светлана Петровна — старший научный сотрудник (до 2006 г ) ГосНИИР (Москва)

Маслов Константин Ильич — зав отделом монументальной живописи ГосНИИР (Москва)

Мокрецова Инна Павловна — зав отделом средневековых рукописей ГосНИИР (Москва)

Ребрикова Наталия Львовна — зав биологической лабораторией ГосНИИР (Москва)

Халтурин Юлиан Александрович — старший научный сотрудник сектора экспертизы ГосНИИР (Москва)

Федосеева Татьяна Сергеевна — ведущий научный сотрудник лаборатория химических технологии реставрационных процессов ГосНИИР (Москва)

Фирсова Ольга Леонидовна — зав отделом истории и анализа проблем реставрации ГосНИИР (Москва)

Шестопалова Лидия Владимировна — зав сектором истории отдела истории и анализа проблем реставрации ГосНИИР (Москва)

Яхонт Олег Васильевич — ведущий научный сотрудник отдел произведении прикладного искусства ГосНИИР (Москва)

Первоисточник: 
Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

СТЕНГАЗЕТА

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.