кадастр отходов 2014, 51 администратор.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ИСКУССТВА В РОССИИ В XIX - XX ВЕКАХ. ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ: А.Б. Алешин, Ю.Г. Бобров, Н.Г. Брегман, В.В. Зверев, М.М. Красилин, Л.И. Лифшиц, С.П. Масленицына, К.И. Маслов, И.П. Мокрецова, Н.Л. Ребрикова, Т.С. Федосеева, О.Л. Фирсова, Ю.А. Халтурин, Л.В. Шестопалова, О.В. Яхонт СОСТАВИТЕЛИ: О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова ОТВ. РЕДАКТОРЫ: доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц кандидат химических наук А.В. Трезвов.

В учебном пособии впервые в отечественной реставрационной науке обобщен и изложен комплекс материалов по реставрации памятников истории и искусства в России в XIX —XXвв. Задачей пособия является формирование у студентов прочных знаний по эволюции отечественной реставрационной отрасли, истории формирования теоретических аспектов реставрационной науки. Студенты получат знания о конкретных личностях, сыгравших роль в развитии реставрации, о реставрационных процессах на выдающихся памятниках архитектуры, древнерусского искусства, станковой масляной живописи, о проблемах, стоящих перед реставрационной отраслью вообще и в случае реставрации конкретных памятников или их групп в частности. Данное издание позволит сделать деятельность по подготовке кадров реставраторов более эффективной, а следовательно, создать более благоприятные предпосылки для сохранения национального культурного наследия.

Список сокращений
АССР — Автономная Советская Социалистическая республика
АХ — Академия художеств АН — Академия наук БАН — Библиотека академии наук
ВНИИР — Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации
ВСНРПМ — Всесоюзная специальная научно-реставрационная производственная мастерская
ВХНРЦ — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет
ВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей
ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры
ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации ГИМ — Государственный Исторический музей ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
ГосНИИР — Государственный научно-исследовательский институт реставрации
ГПБ — Государственная публичная библиотека ГРМ — Государственный Русский музей ГТГ — Государственная Третьяковская галерея Губ. отделы — губернские отделы
ГЦХРМ — Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская
ГЭ — Государственный Эрмитаж ИАК — Императорская археологическая комиссия ИАТ — Институт археологической технологии ИИТ — Институт исторической технологии
ИКОМ — Международный совет музеев, организация при ЮНЕСКО, родственная ИКОМОС. Основан в 1946 г.
ИККРОМ — Международный центр исследований в области сохранения и реставрации культурной собственности. Основан в 1959 г. как один из научных и учебных центров при ЮНЕСКО, находится в Риме
ИКОМОС — Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест. Неправительственная организация, основанная в 1965 г., занимается разработкой теории, методологии и технологии консервации архитектурного и градостроительного наследия, включая ландшафтную архитектуру и культурные ландшафты. Штаб-квартира находится в Париже
ИМАО — Императорское Московское археологическое общество
КСДП — Комиссия по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества
МВПХУ — Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова
МИХИМ — Московский институт художественных изысканий и музееведения
МС СССР — Министерство строительства СССР
МХУ — Московское художественное училище памяти 1905 г. ЛХУ — Ленинградское художественное училище им. В. Серова
Наркомат — Народный комиссариат
Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения
НИПМ — Научно-исследовательская производственная мастерская
НМС — Научно-методический совет
ОДД — Описание дел и документов, хранящихся в архиве Святейшего Синода
ОР ГТГ — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи
ОСЗ — Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины
ПСЗ — Полное собрание законов Российской Империи Первое ПСЗ — ПСЗ, собрание 1-е Второе ПСЗ — ПСЗ, собрание 2-е Третье ПСЗ — ПСЗ, собрание 3-е
ПСПиР — Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи
РА ИИМК — Рукописный архив Института истории материальной культуры
РАИМК — Российская академия истории материальной культуры
РАН — Российская академия наук
РГАДА — Российский государственный архив древних актов
РГАК — Российская государственная археологическая комиссия
РГБ — Российская государственная библиотека РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет РККА — Рабоче-крестьянская Красная армия
РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Сб. док. — Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начала XX в. Сборник документов
Сб. пост. о церк. хоз. — Сборник постановлений о церковном хозяйстве
СМ — Совет министров
СНК (Совнарком) — Совет народных комиссаров
Советы РКД — Советы рабочих и крестьянских депутатов
Советы Р. и С.Д. — Советы рабочих и солдатских депутатов
СР — Союзная республика
СТД — Советы депутатов трудящихся
ТВР — температурно-влажностный режим
ЦГРМ — Центральные Государственные реставрационные мастерские
Церк. вед. — Церковные ведомости Церк. вест. — Церковный вестник
ЦИК — Центральный исполнительный комитет ЦМАМ — Центральный муниципальный архив г. Москвы ЦНРМ — Центральная научно-реставрационная мастерская
ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основана в 1946 г. Имеет Подразделение по культурному наследию

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предисловие
  2. Определение профессии реставратора (Ю.Г. Бобров)

РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  1. От поновления - к научной реставрации (В.В. Зверев)
  2. Законодательство по охране памятников в России XVIII- Начала XX В (С.П. Масленицына)
  3. Истории законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры (Л.И. Лифшиц)
  4. Государственная система реставрации и охраны памятников 1918-1981 гг. (О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова)

РАЗДЕЛ II. СЛОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ СКУЛЬПТУРЫ И РУКОПИСНОЙ КНИГИ

  1. История реставрации станковой масляной живописи в России в XIX-XXвв. (А.Б. Алешин)
  2. Развитие взглядов на реставрацию древнерусской иконописи (Ю.Г. Бобров)
  3. История реставрации монументальной живописи (К.И. Маслов)
  4. Реставрация полихромной скульптуры (Н.Г. Брегман)
  5. Средневековая рукописная книга ее сохранность и реставрация (И.П. Мокрецова)
  6. История реставрации скульптуры (О.В. Яхонт)

РАЗДЕЛ III. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 0 РЕСТАВРАЦИИ

  1. Естественные науки и реставрация (история вопроса) (Т.С. Федосеева)
  2. Биология и реставрация (Н.Л. Ребрикова)
  3. Комплексная экспертиза и eё роль в жизни музея (М.М. Красилин, Ю.Л. Халтурин)

Приложения

  1. Список основных международных документов
  2. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия»)
  3. Международная хартия по охране исторических городов
  4. Нарский документ о подлинности
  5. Принципы регистрации памятников, групп зданий и достопримечательных мест
  6. Рекомендуемая литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В ходе исторического развития сфера деятельности реставратора стала многогранной, сегодня значительно большее внимание уделяется проблемам сохранения авторской (аутентичной) материальной структуры памятников, конечному результату реставрационного процесса. Повреждения, которые возникают из-за неправильных условий хранения, непрофессиональной предыдущей реставрации, ухудшающейся экологии, могут быть устранены только всесторонне образованным реставратором, обладающим широким кругозором и разнообразными специальными знаниями, навыками использования комплексных методов исследовательской и практической работы. Именно поэтому во всех странах все большее внимание уделяется профессиональной подготовке кадров реставраторов в высших учебных заведениях, а не только путем передачи навыков реставрации от профессионального реставратора стажеру или практиканту. В настоящее время в России существует более 10 высших и средних специальных учебных учреждений, в которых готовят реставраторов. Среди этих учреждений — МВХПУ им. С.Г. Строганова, РГГУ, СПб. академический институт живописи им. И.Е. Репина, Академия художеств, Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 г., Суздальское художественно-реставрационное и др.

Как и в любой другой области знаний, для подготовки кадров высококвалифицированных реставраторов необходимы качественные и разнообразные учебники и учебные пособия. Но на современном этапе во всех регионах России крайне остро ощущается дефицит специальных изданий по реставрационной тематике. До сих пор в стране не существовало учебного пособия (курса лекций) по истории развития в России реставрации как специфической сферы научно-практической деятельности, связанной с сохранением и раскрытием памятников культуры Учитывая эти обстоятельства, авторы настоящего учебного пособия впервые в отечественной реставрационной науке систематизировали комплекс материалов по истории реставрации памятников культуры и искусства в России в XIX —XXвв. и представили их в виде курса лекций, освещающих ее основные этапы и проблемы. Задачей учебного пособия является формирование у студентов прочных знаний по эволюции отечественной реставрационной отрасли, истории формирования теоретических аспектов реставрационной науки. В нем содержатся сведения о конкретных личностях, сыгравших роль в развитии реставрации, о принципах и методах реставрации произведений древнерусского искусства — иконописи и монументальной живописи, станковой и монументальной масляной живописи, скульптуры, средневековой рукописной книги, а также о применении в реставрационных исследованиях и практике новых материалов, методов и технологий естественных наук — химии, физики, биологии и др. Помимо этого в пособие включены лекции, посвященные общим теоретическим проблемам, стоящим перед реставрационной отраслью и наиболее острым вопросам, возникающим при реставрации конкретных памятников, а также законодательству, регулирующему охрану и реставрацию памятников в стране. Составители учебного пособия сознательно отказались от включения в него лекций по истории реставрации прикладных видов искусства. Количество их и разнообразие материалов и методик требует создания специального пособия, работа над которым стоит в плане авторского коллектива (информацию о членах авторского коллектива см. ниже).

Составители пособия не сочли необходимым устранять имеющиеся в лекциях повторы одних и тех же исторических фактов, поскольку они необходимы для понимания смыслового контекста.

Данное издание позволит сделать деятельность по подготовке кадров реставраторов более эффективной, а следовательно, создать более благоприятные предпосылки для сохранения национального культурного наследия.

Об авторах

Алешин Анатолий Борисович — профессор кафедры живописи и композиции Института живописи скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина (СПб)

Бобров Юрии Григорьевич — проректор Института живописи скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина (СПб)

Брегман Николай Георгиевич — зав сектором реставрации полихромной скульптуры отдела станковой темперной живописи ГосНИИР (Москва)

Зверев Владимир Владимирович — доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Красилин Михаил Михайлович — зав сектором экспертизы ГосНИИР (Москва)

Лифшиц Лев Исаакович — зав отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания (Москва)

Масленицына Светлана Петровна — старший научный сотрудник (до 2006 г ) ГосНИИР (Москва)

Маслов Константин Ильич — зав отделом монументальной живописи ГосНИИР (Москва)

Мокрецова Инна Павловна — зав отделом средневековых рукописей ГосНИИР (Москва)

Ребрикова Наталия Львовна — зав биологической лабораторией ГосНИИР (Москва)

Халтурин Юлиан Александрович — старший научный сотрудник сектора экспертизы ГосНИИР (Москва)

Федосеева Татьяна Сергеевна — ведущий научный сотрудник лаборатория химических технологии реставрационных процессов ГосНИИР (Москва)

Фирсова Ольга Леонидовна — зав отделом истории и анализа проблем реставрации ГосНИИР (Москва)

Шестопалова Лидия Владимировна — зав сектором истории отдела истории и анализа проблем реставрации ГосНИИР (Москва)

Яхонт Олег Васильевич — ведущий научный сотрудник отдел произведении прикладного искусства ГосНИИР (Москва)

Первоисточник: 
Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.