ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Невидная брань

Аватар пользователя psykero17
Звёздные войны III: Месть ситхов.
Первый блин - тоже опыт!

Кто-то утверждал: «… народ, потерявший памятники своей культуры, через два поколения перестает существовать как нация …» - это утверждение работает и сегодня.

В период становления страны советов с хранителями памятников не церемонились. И когда распался Советский союз скромная реставрационная отрасль также подверглась гонению. Это выражалось во многих искусственно созданных в отрасли проблемах. Например, чтобы молодежь не шла в профессию и не видела перспектив для своего профессионального роста, распустили аттестационные комиссии. Приглашённые люди на ответственные места и распродажа научных организаций - это прямая акция на уничтожение реставрационных принципов. Проданные или новоиспеченные коммерческие конторы перед выбором: достоверность или прибыль - изначально настроены на фальсификацию. Предприниматель, получивший за два рубля в месяц историческое здание, способен за неделю уничтожить все историческое в нем. Не выучи как надо сотню реставраторов - они уничтожат и фальсифицируют не одну тысячу памятников. Выпущенный самопальный учебник по реставрации икон прочитают многие самоучки, т.к. он близок им по духу, применят из него секретный рецепт, и уничтожат еще тысячи икон. А все это происходит и произойдет тихо, а пласта истории уже нет. Исчез куда-то …

За правду и за сохранение правды надо бороться только потому, что ее намеренно и порою ненарочно искажают. Надо защищать свою культуру не только от прямого разрушения, но и от фальсификаций. Надо пропагандировать интерес к подлинности, к исторической и культурной достоверности. Следующее поколение будет осознавать искаженные нами памятники, как истинные образцы прошлого, а подлинные остатки памятников, до которых не добрались "умельцы" - воспринимать как сомнительные мифы.

История красна своими памятниками. Каждая эпоха оставляет наследие, которое постепенно исчезает. Скрепление преданий с их физическим воплощением дает осязать историю, потрогать ее руками, лицезреть воочию. Уничтожь памятники - история становится мифом, фальсифицируй - поменяется дух эпохи. Под это "добрые люди" подгонят ложную картину ценностей для того времени, которая дискредитирует высокие идеалы наших отцов. Потомки будут стыдиться своих предков и всеми способами предавать забвению свою историю. Здесь и идет "невидная брань" и для многих непонятная. Надо помнить, что наша культура хрупка и требует бережного и ревностного охранения и сохранения.

Здесь и появляются вопросы: Как заинтересовать более широкий круг людей? Как сделать так, чтобы неискушённые в этом люди стали понимать и ценить в памятниках не только историческое, художественное, но и подлинное? Как сделать, чтобы человек начал бережно относится к своему наследию? Как научить граждан в старине видеть свидетеля прошлого, а не только денежную единицу?

На эти вопросы ответить довольно сложно, если не быть профессиональным пиарщиком и рекламщиком. Реклама постоянно напоминает, что и как нам делать. Она делает так, что рекламированная безделушка после покупки становится ненужной, даже её владельцу. Надо чтобы эти технологии послужили на пользу обществу. Можно предположить, что достигается такой результат не только заманчивыми лозунгами, качественным сценарием, визуальным рядом, но и постоянством подачи информации. Из года в год нам внедряется одна и та же идея о покупке, и по неотступности своей добивается результата. Почему не последовать этому приему. Периодически проводить агитацию одновременно разными группами и по всем доступным каналам интернета, радио, телевидения.

Надо говорить о проблемах хранения, реставрации, говорить о фальсификации и подлинности. Но, сама по себе, оторванная от жизни памятника, от исторического контекста эта информация заинтересует немногих товарищей. Подаваемая информация должна в своём сценарии содержать многие аспекты интересные разным кругам общества. Как мне кажется сценарий должен содержать такие категории, как: история, памятник, значимость, экспозиция, хранение, реставрация, фальсификация и пр. Информационный коктейль должен быть интересным разным стратам школьников и домохозяек. Конечно сценарий акции, фильма или передачи лучше сделает профессионал, но и начинать с нуля имеет смысл. Первый блин - это тоже опыт. В таких проектах реставрационных проблем можно коснуться лишь вскользь, но этого будет достаточно, чтобы обывателю была не чужда кухня музейщика.

Создать акцию - это еще полдела, её надо донести до более широких кругов зрителей, слушателей, читателей и даже наблюдателей. Единичный материал, быстро исчезнет в море информации, поэтому надо продвигать несколько материалов одновременно, несколькими группами и по разным источникам.

Да прибудет с вами сила!

Да прибудет с вами сила!

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
218
points

Да, всё так. Но и ранее искажали, подгоняя под вкусы времени. И, как говорится, все живы и здоровы.Раньше так было и далее будет так. Вот исказили не только до неузнаваемости, но и, по моему мнению, до отвращения облик Новоиерусалимского монастыря как архитектурного памятника - и ничего, никто не пикнул. А попробовали бы! Впрочем, пробовали, но кто это слушал? В конце концов, по логике вещей уровень потребителей такого рода феноменов современного прочтения памятника будет в соответствии с "уровнем художественности" продукта. Такое время - время разбрасывать...

Подпись ещё не родилась.

220
points

ЛидЕя пишет:
Такое время - время разбрасывать...
В последние пару десятилетий наразбрасывались так, что даже в "смутное время Советской эпохи" разрушений было меньше. 70% памятников изуродованы и лишены аутентичности, реставрацию дискредитировали как научную дисциплину. Придется теперь по крупицам восстанавливать наше наследие, пересматривать и унифицировать образовательные стандарты. В этом и состоит задача профессионального сообщества... С уважением Владимир Сорокин

С уважением Владимир Сорокин

223
points

Уважаемый, psykero1, Вы пишите о потерях в культуре, сам следуя этому пути. Простите моё замечание но зачем Вам такое "погонялово", как теперь говорят (или того лучше - "аватар"). Это и есть то "слепое" "прикольное" "типа" о чем Вы пишите.
Для начала я бы сказал: "Открой личико (да и имя своё) Гюльчитай".
Мне 60 лет. Я ворчливый "старый пень", обожающий молодёжь за дерзость и готовность признавать всё новое без оглядки.
Таким был я (когда то), такими хочется видеть и своих детей (и внуков), НО... Пусть ВЫ будете умнее нас, а не "прикольнее".
По существу дела во всем поддерживаю Владимира Сорокина. Мы вынуждены порой "крутиться" в том колесе, в какое попадаем, к сожалению. Нам не остановить "МАРАЗМА" в отрасли, но в наших силах кое где, ставить ему подножки и переводить стрелки в другую колею. Действительно хотелось бы увидеть на ТВ передачу с альтернативным материалом о сохранении наследия. Увидеть УМНУЮ ПЕРЕЕДАЧУ, а уж КУЛЬТУРНОЙ она в этом случае получится сама собой.
Вот и мне есть что сказать и еще хочется в свои 60, а молчу... Негде.
С уважением и пожеланиями успехов всяческих. АК

Артем Конов

211
points

Здравствуйте,уважаемые коллеги. Спасибо psykero17, все правильно и комментарии очень верные. Вопросы должны, наверное, быть адресованы к регулятору - министерству культуры и проф.сообществу консерваторов - реставраторов и затем уже к исполнителям. Министерство у нас есть, исполнителей - навалом, а вот единое сообщество реставраторов так и не сложилось пока.То-есть, вместе и по отдельности мы есть, но вот если, например, какая-нибудь ассоциация любителей канареек или федерация настольного тенниса начнут спор о реставрации и консервации с реставраторами и консерваторами где-то в кабинете министерства культуры, то в конце спора оптимальным решением будет признана позиция канареечников или теннисистов. Простите за такие сложносочиненные предложения. Короче, давайте винить себя в своих неудачах. Хотя приятней добавить к собственным просчетам и чужие косяки, которые, безусловно, есть. Нам обязательно нужно создавать профессиональное сообщество. Спасибо, с уважением, Эдуард.

C уважением,Эдуард.

230
points

Рад снова, через много лет (есть тому причины) пообщаться с коллегами, поболтать о НАШЕМ. Добрый день.
Эдуард пишет : "...вместе и по отдельности мы есть...". Да есть. Есть и сообщества. Например такие как Союз реставраторов С-Петербурга, выступающий, к примеру , за "...сохранения реставрационной школы Санкт-Петербурга в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все предприятия и организации, выполняющие функции Заказчика, Пользователя и Подрядчика на объектах исторического, культурного и архитектурного наследия...".
Сам С-Петербуржец в третьем поколении, работаю в С-Петербурге в реставрации ок 40 лет, но убей бог не знаю, что такое "реставрационная школа С-Петербурга". То что под этим подразумевается я понимаю, а вот чем эта ШКОЛА отличается от всех других ШКОЛ реставрации МИРА - не понимаю. Да и не кто мне этого объяснить толком не сможет.
Я и так обрадовался, когда впервые услышал про создание Союза Спб реставраторов. Думал серьезно это всё. Оказалась одна политика и финансовая труба по перекачке средств из кармана налогоплательщика в карманы предпринимателей, обладателей СРО по реставрации. Ничего научного, ничего умного, ничего профессионального. Начиная с их декларации повторяющей по сути ст.43 Конституции РФ о защите ОКН. и кончая их бесконечными международными конференциями по обсуждению "реставрационных проблем" (финансирование, расходование средств и, опять таки, финансирование...).
О создании Союза реставраторов России забеспокоилось в 2013 г. МК и МК РФ. Это, конечно, хорошее начинание, но как бы не получилось также как и в Питере: "очень правильная декларация о сохранении наследия", обособленность от мирового реставрационного сообщества ввиду совершенно ОСОБЕННЫХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЙ, и т.п.
И опять... никакой конструктивной НАУЧНОЙ КРИТИКИ ОТРАСЛИ (уточняю, я имею ввиду АНАЛИТИЧЕСКУЮ КРИТИКУ, а не критиканство повсеместное и надоедливое). Пока же для меня этот сайт - единственное профессиональное ПРОСТРАНСТВО для общения и настоящей СВОБОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЛОВА.
С уважением к коллегам по ремеслу. Артем Конов

Артем Конов

226
points

Артем Конов правильно увидел проблему (болячку) отечественной псевдореставрационной деятельности. Спасибо!

228
points

Уважаемый Артем, очень приятно, что Вы вновь вернулись на наши "говорильные площадки". Сказать по правде, очень не хватало Вашего зрелого и развернутого осознания отраслевых проблем современности. Несмотря на несовершенство образовательных стандартов в нашей отрасли, худо-бедно специалистам прививаются базовые познания в отношении к памятникам. Мне только непонятно, почему очень немногие умеют работать с этим материалом. Ведь это- такое же продолжение нашей работы, подчас выполняющее базовую функцию (к примеру, только специалист может убедить любой совет и комиссию в выполнении тех или иных императивных требований). Кантовское «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства» должно стать категорическим императивом каждого консерватора. Ведь таковыми были и Грабарь, и Лелеков (вспомните возрождение отрасли после 2-ой мировой войны, создание Государственного института реставрации и консервации, создание базовых теоретических воззрений конца ХХ века...). Здесь уместно привести пару цитат:«Все громко прозвучавшие в текущем десятилетии неудачи явились следствием именно научной реставрации при особом научном руководстве, комиссиях, советах, обсуждениях и преждевременных фанфарах». (ЛЕЛЕКОВ Л.А.Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989).  «Вероятно, общим правилом оценки нравственности поступка (реставрационного действия) может служить только одобрение действий на основе «экологической» методики консервации-реставрации, исходящей из признания равенства субстанций и значений памятника искусства. Иначе говоря, мирные договоренности — лучше войны до победы. Истина не нова. Ее подтверждение — во всей истории реставрации, продвигающейся от максимального воздействия и крайних позиций к минимализму и превентивной консервации, которые сделают ненужной активную реставрацию в будущем». (Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. БОБРОВ Ю.Г. - М., 2004). 
Консерватор-не политик. Но его гражданский долг-дать политикам по крайней мере рекомендации по формированию новейшей геополитики, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. Ведь в геополитике реставратор-консерватор занимает не последнюю роль. Именно его руками орудуют политики при формировании важнейших эстетических и культурных критериев уходящих или разрушенных войной цивилизаций (достаточно вспомнить роль реставраторов после 2-ой мировой войны, после наводнения в Дрезденской галерее, после бомбежки Грозненского художественного музея. Вероятно, то же самое будет происходить и на Украине, когда отгремят настоящие события)… Прошу прощения за скомканность и сумбурность высказанного. Мыслей много, а пространства для размещения комментария маловато. Готов развить свой бред в какой-либо отдельной статье... " "Детерминизм не подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица не обязательно придёт в исходное состояние, если обратить время. Это происходит из-за того, что траектория не всегда однозначно определяется конечными условиями". Траектория наших рассуждений вовсе не обязательно должна выявить взаимосвязь и взаимообусловленность происходящих процессов и явлений, стать доктриной о всеобщей причинности. Сайт мне нравится предоставленной возможностью порассуждать о происходящих процессах и явлениях в нашем сообществе, не более того...

С уважением Владимир Сорокин

219
points

Тема выходит за рамки архитектурно-художественной реставрации. Реставрировать придётся уклад того времени, но где его аутентичные носители? Как восполнить невосполнимые утраты русского этноса, как носителя той культурной самобытности, о необходимости восстановления наследия которой все хлопочут? Как отреставрировать кровь, генофонд, мозги и нравы? 1 art (а я моложе его) в дискуссии вопрошает киношной цитатой "открой личико, Гюльчатай?" - так кроме "гюльчатаев" никого скоро не останется, неужели не ясно! Поезжайте в Турцию и местные гиды и археологи покажут и расскажут о "своём" великом прошлом наследии, к которуму они имеют такое же отношение, какое имеет Чингиз Хан к архитектуре московского Кремля. Откуда взять молодым то, что с каждым сходящим в гроб уходит безвозвратно, да ещё в подлинной форме, да задаются ли они такими вопросами вообще. И из каких земель происходят многие предприниматели, чтобы воспринимать эти проблемы как свои кровные?

208
points

Вероятно, есть смысл, остановиться на консервации памятников материальной культуры.

224
points

Уважаемый larsen, при всем почтении к Вам, вынужден не согласиться с Вашим призывом "закапывать головы в песок", уподобляясь страусам. Да, безусловно, основным требованием к нашему сообществу является занятие "консервацией памятников материальной культуры", но если все сведется к бездумному воплощению  полученных ремесленных  навыков, это приведет к обыдлению нашего сообщества (что, в принципе, уже и произошло). Много работающих реставраторов-консерваторов, но мало мыслящих («Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. гл. 20, ст. 16) Иносказательно: о многих соискателях чего-либо, что достанется лишь немногим, истинно достойным; о деле, которым занимаются многие, но успеха добиваются лишь истинно талантливые люди, настоящие мастера.) Вероятно, я слишком много беру на себя, отвечая за все сообщество, но вот пример из моего личного опыта: всю свою сознательную жизнь занимаюсь практической реставрацией и меня уже давно не устраивает отношение менеджеров от реставрации к нам, высококлассным специалистам, как к гастарбайтерам - отработали памятник, получили деньги, свободны. В практической реставрации мы отвечаем за каждый миллиметр выполненных операций, соответственно за аутентичность и жизнеспособность памятника, выведенного из аварийного состояния. Материальное выражение выполненных операций никак не соизмеримо с моральным долгом и мерой этической, юридической и общегуманитарной цивилизованной  ответственности. Вот это и коробит в большей степени.

С уважением Владимир Сорокин

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.