ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Итак, главным итогом развития реставрации в России в XIX — начале XX в. стала, на наш взгляд, разработка принципов научной реставрации. Ее основание составила археологическая концепция, теоретическим стержнем которой стало понятие памятника.

Именно это понятие лежит в основе теории и практики современной научной реставрации. Мы привыкли к этому понятию и проговариваем его автоматически. Мы реставрируем — памятники, охраняем — памятники, изучаем — памятники. Создается впечатление, что понятие "памятник" вечно, и именно памятники изучали, реставрировали и сохраняли всегда. Более того, общим местом многих трудов, посвященных реставрации или охране памятников, стало утверждение, что истоки охраны и реставрации памятников зародились в глубокой древности.

Однако понятие памятника возникло не так давно. Еще в петровскую эпоху собирали не памятники, а "куриозы", "раритеты" и "все, что зело старо и необыкновенно". В первой половине XIX в. •собирали, "антики" или "древности". И лишь во второй половине XIXв. стали собирать, изучать, описывать, реставрировать и сохранять памятники, подразумевая под этим понятием дошедшие до нашего времени остатки культурной жизни древних народов. В 1871 г. М.П. Погодин говорил о необходимости объяснить всем, что такое "памятник".

Понятие памятника кристаллизовалось в археологической науке XIX в., а точнее в той ее части, которая ставила своей целью изучение "своенародных" древностей. Оно стало ключевым для русской археологической науки, заменив собой понятие классической археологии — "антик" (в противоположность археологии классических древностей, центральным понятием которой оставался "антик"). Изменение ключевого понятия в русской археологической науке было связано с желанием избежать односторонности, присущей понятию "антик", направляющего мысль на изучение исключительно произведений древнего искусства. Понятие "памятник" оказалось удобно тем, что оно указывает на некую вещь (и не обязательно на художественную) и на то, что эта вещь древняя, а также и на то, что она содержит в себе некие сведения о прошлом, которые важны нам для нашей памяти. Вспомним слова А.С. Уварова: "Наука древностей по преимуществу имеет дело только с обломками, развалинами и не одними монументальными, вещественными, как ее обыкновенно понимают, а вообще с обломками и развалинами жизни человека, в какой бы форме они ни встречались"1. Именно наличие этих сведений интегрирует рядовой археологический материал в систему ценностей, наряду с произведениями высокого искусства, и дает право на их сохранение и экспонирование в музеях.

Это имело решающее значение не только для русской археологической науки, но и для реставрации, поскольку из оценки содержания понятия "памятник" стали делать выводы о подходах и методических принципах как археологического исследования, так и реставрации и сохранения древних предметов.

По сути, переход от поновительства к реставрации и мог произойти лишь благодаря формированию понятия "памятник", которое раскрывает для мысли пространство за пределами самой вещи и ее непосредственным назначением. Только теперь смысл работы стал заключаться не в том, чтобы починить вещь для дальнейшего утилитарного использования, а для того, чтобы сохранить память, которую эта вещь несет с собой, о времени создания, об авторе и событиях исторического прошлого, свидетелем которых она была. И только потому, что появилась эта цель, возникла сама идея реставрации, а вместе с нею и необходимость сформулировать жесткие требования к поновительным операциям.

Представим себе поновительную практику XIX в. Устранить обветшалости и восстановить целостность предмета — это задача поновителя. Но если при восстановлении первоначальных очертаний его формы выясняется биография предмета, прочитывается текст, который закреплен в его памяти об историческом прошлом: кроме того, в процессе поновления и ремонта ставится задача сохранить этот текст, то это — уже задача реставрации. Поэтому не случайно, что в рамках археологической проблематики изучения исторического прошлого родилась идея реставрации. Впервые не поновлять, а восстанавливать вещи в прежнем виде стали археологи не ради продления функций их прямого назначения, но ради самих вещей, их содержательной формы, ради текста о прошлом. Именно в рамках археологической проблематики были сформулированы основные принципы научной реставрации, не утратившие своей актуальности сегодня. И эти принципы зарождались не ради чистой теории реставрации, а ради выяснения и сохранения для потомков сведений об историческом прошлом, которые содержатся в материальных остатках и которых нет в письменных источниках. Они формулировались не реставраторами-практиками, а археологами, т.е. людьми которые рассматривали реставрационные процессы с некоторой дистанции. Они были основными заказчиками реставрации, знающими, ради каких целей реставрируются памятники. Именно археологи открыли древним обломкам двери музеев, чтобы сохранять их в подлинности и чистоте, в качестве незамутненных источников (читай: неискаженных поновителями или неумелыми реставраторами) для изучения исторического прошлого.

Археологи XIXв. наделили реставрацию формой и этикой научного исследования. Они объединили реставрацию и собирательство памятников в общую задачу накопления и создания базы источников для исторических исследований. Это выразилось в уподоблении реставрации археологическим раскопкам, благодаря которым в руки археологу попадает материал интересующего его времени. Нетрудно разглядеть, что реставрационное раскрытие памятников проводится по правилам археологических раскопок. Утверждается правило послойного раскрытия древнейшей части монументальной и станковой живописи от поновительных записей. Становится обязательным копирование каждого слоя записей перед его удалением, позднее стали применять для этой цели фотографирование.

Реставрационная практика базируется на представлениях о ценности подлинности памятников прошлого. Подобно тому, как археологу необходимо знать: "1) на каком месте найден был или сделан был этот памятник? 2) при каких условиях найден был этот памятник? 3) к какому времени принадлежит этот памятник? И какая степень его сохранности? Точное знание этих трех условий доставляет нам убеждение в неоспоримой подлинности изучаемого памятника, а несомненная подлинность памятника составляет драгоценное сведение для развития науки"2. Реставратор должен делать научное описание памятника и вести дневник реставрационных работ.

Кроме того, важное значение имеют представления о ценности авторства и индивидуального творчества и обязательном отличении авторства, чужого текста и своего. В реставрационной практике становится правилом выполнятъ реставрационные правки и дополнения легко отличимыми от сохранившихся частей подлинника. Подобно тому, как при написании научного труда стало обязательным выделять чужой текст кавычками, делать сноски и ссылки на цитируемые источники, в реставрации утверждается правило сохранять вновь открытые памятники неприкосновенными. Все операции по восполнению памятников проводятся строго в границах утрат. Утверждается правило сигнации работы реставратора. Она должна отличаться от авторской в материале, технике и манере исполнения.

Теория реставрации возникает в процессе научного осмысления реставрационной практики. Она начинается с формулирования жестких требований к ее результатам — при всех положительных изменениях физического состояния памятника в момент технической обработки его исторический текст должен оставаться неизменным. Ставится задача дать такое описание реставрационного процесса, чтобы после его окончания предмет не утрачивал бы ничего в своих качественных и ценностных характеристиках, а самое главное — не утрачивал бы статуса кристально чистого, незамутненного археологического источника для исторических исследований.

Чем удобно понятие памятника? Оно интегрирует рядовой или бытовой материал в систему ценностей, наряду с произведениями высокого искусства, если он имеет научную или иную культурную значимость. Реставрация приобрела все признаки анализа и описания памятников выходом на историческое содержание, со всеми признаками и атрибутами научного исследования.

Однако понятие памятника в качестве ключевого для реставрации за рамками археологических интересов оказалось несколько узким. Реставратору приходится реставрировать не только памятники, но и вещи, которые еще памятниками не стали. Недостаток термина "памятник" в качестве ключевого для объекта реставрации заключается в том, что на охрану и реставрацию имеют право только те вещи, которые приобрели статус памятников, а таковыми они становятся лишь тогда, когда время их создают будет заключено во временные рамки археологической науки. Например, если верхней грающей археологии в XIX в. считался 1725 г., то все, построенное позже (архитектура Петербурга XVIII в.) не попадает в разряд памятников и не подлежит охране, и ее можно не реставрировать, а просто поновлять. Другой недостаток состоит в том, что это понятие оставляет в тени произведения искусства. Поэтому всякий раз приходилось оговаривать художественную ценность памятника. Появляется формула: историческая и / или художественная ценность памятника. К недостаткам следует отнести и многозначность понятия, в котором не для каждого реставратора открывается смысл оригинальности, подлинности, аутентичности, достоверности, как самого материального остатка, так и информации, заключенной в нем. Поэтому сейчас стала актуальной проблема определения того, что можно считать объектом реставрации, если понятие "памятник" неудовлетворительно для современной теорий реставрации.

Современные теоретики говорят, что объектом реставрации является памятник искусства. На мой взгляд, оно неудовлетворительно потому, что из сферы теоретического осмысления выпадает рядовой материал (археологический, этнографический и пр.). Теория пишется так, как если бы реставраторы занимались только произведениями художественными. Поэтому-то и необходимо такое понятие, которое вбирало бы в себя то, что содержится и в понятии "памятник", и в понятии "произведение искусства", или которое было по отношению к ним одинаково безразлично. Только в этом случае можно рассчитывать на построение общей теории реставрации с прогнозируемыми результатами. До тех пор нельзя считать, что у нас есть теория реставрации. На однобоком и шатком основании, каким является понятие памятник искусства, теории реставрации построить нельзя.

В процессе реставрации внимание реставратора направлено на разрушения (лакуны, трещины, разрывы, словом то, что разделяет предмет на части, лишает его целостности) и загрязнения вещей (инородные наросты на предметах). Они-то и составляют объект реставрации в прямом смысле слова. Объект — это то, что устраняет реставратор и что должно исчезнуть в процессе реставрации, после которой мы должны иметь полноценный памятник. Но то, чем представляется объект реставрации в идее, пока не имеет оформления в слове. Поэтому о построении новой теории реставрации говорить еще рано.

_______

1 Уваров А.С. Что должна обнимать программа для преподавания Русской Археологии и в каком систематическом порядке должна быть распределена эта программа? // Труды III Археологического съезда. Киев, 1876. Т. 1. С, 22

2 Уваров А.С. Ук. соч. С. 22.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.