ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ОПЫТ УКРЕПЛЕНИЯ ШТУКАТУРНОГО ОСНОВАНИЯ ДРЕВНИХ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ ИЗВЕСТКОВО-КАЗЕИНОВЫМ РАСТВОРОМ

Брягин Д.Е.

УДК 72.04.025 : 75

Памятники древнерусской настенной живописи средней полосы России имеют различную сохранность древней штукатурки, что зависит прежде всего от сохранности конструкции памятника и его кладки, а также от температурно-влажностных условий. Для большинства памятников эти условия, к сожалению, не были оптимальными и привели к тому, что грунт начал отслаиваться от своей основы, а в некоторых случаях даже расслаиваться и давать трещины. Почти все реставрируемые памятники, как правило, нуждаются в больших работах по укреплению штукатурного слоя.

В реставрационной практике применялись различные способы укрепления грунта. Были попытки укреплять грунт механически при помощи кляймеров (медные луженые квадратные пластины толщиной 2,5 мм, скрепляемые с помощью луженых металлических винтов), но основное направление поисков реставраторов сводилось к нахождению укрепляющих материалов, которые можно было бы инъецировать в полости отставания грунта. В конце XIX и до 40-х годов XX в. широко применялся способ укрепления штукатурного грунта при помощи инъекций цементного, особенно гипсового раствора. Однако время показало, что эти растворы не только не дали нужного эффекта, но, наоборот, способствовали дальнейшему разрушению памятников. Обилие солей в цементных растворах, разбухание гипса и его плохие рабочие характеристики в условиях значительного перепада температур и влажности сделали их применение в реставрационной практике нежелательным.

Длительные поиски и наблюдения показали, что те растворы, в состав которых входил казеин, давали лучшие результаты по сравнению с теми, где казеина не было. Убедиться в этом позволяет опыт применения раствора для бортовой обмазки, куда помимо извести, песка, рубленой пеньки и толченого кирпича вводился еще и казеин 1. Это привело к мысли использовать казеин в составе раствора для укрепления штукатурного грунта. Основываясь на анализе опыта довоенной реставрации, автор пришел к выводу, что применение реставрационных материалов, по своей природе чуждых материалам самой древней живописи, не дает положительных результатов. Так было с применением цемента и гипса для штукатурных грунтов, так было и с печально известным опытом по укреплению красочного слоя жидким стеклом. Казалось логичным попытаться для решения задачи укрепления штукатурного слоя использовать материалы, близкие материалам самой древней живописи.

Одним из таких материалов представлялся казеин. Ведь в ряде случаев, особенно в грунтах XI— XII вв., имели место добавки белковых клеев. В ряде образцов грунта киевских и новгородских памятников были обнаружены пшеничные зерна, которые указывают на то, что в левкас добавляли пшеничный отвар, богатый белковыми веществами2. Ходили многочисленные легенды о добавлении в XVI в. в штукатурный раствор творога, как затем выяснилось, в византийской практике такие случаи действительно имели место3. Как материал казеин легко может быть получен из обезжиренного творога. Он обладает весьма существенными достоинствами: гигроскопичен, «клеевит», получение его раствора несложно и легко осуществимо в полевых условиях.

Другим компонентом представлялась известь, которая является основной составляющей любого штукатурного грунта. Раствор, полученный в результате соединения казеина и извести, был, таким образом, по своему составу родствен штукатурным грунтам древних росписей и представляется оптимальным с точки зрения экологии древних памятников. Он обладает хорошими гигроскопическими качествами, дает хорошее сцепление. Приготовленным раствором можно было пользоваться для первичной проливки в течение двух, в некоторых случаях и трех суток, а при повторном укреплении лучше зарекомендовал себя раствор, выдержанный более длительное время.

Методика проведения работ по укреплению штукатурного грунта известково-казеиновым раствором разрабатывалась В. Е. Брягиным совместно с автором этих строк.

Работы начинаются с составления топографической схемы реставрируемых росписей, на которую наносятся места отставания грунта, поздние вставки, кляймеры, трещины и т. п. В результате анализа общей картины определяются места для отверстий, через которые предполагается провести инъецирование раствора. В выборе этих мест играет роль характер отставания грунта, пустот и степень деструкции самой кладки памятника, но в любом случае для отверстий используются места утрат красочного слоя, трещины и поздние вставки.

Одновременно с этой работой проводится оценка состояния грунта росписи, исследуется характер его прочности, а также характер кладки. Эти данные необходимы при определении пропорций раствора. Основная пропорция раствора: одна часть казеина на три части воды, затем на одну часть полученного раствора добавляются три части извести. Однако конкретные условия сохранности грунта и его характер заставляют отклоняться от основных пропорций в ту или юную сторону, включая все три компонента.

Непосредственный процесс укрепления начинается со сверления отверстий, продувания и промывания через них полостей отставания грунта. В случае наличия крупных трещин производится их шпаклевка во избежание утечки раствора. Затем вводится непосредственно раствор. При введении раствора нужно быть особенно внимательным к «карманам»—набуханиям, которые могут образоваться на весьма значительном порой расстоянии от места инъекции раствора. Связь между полостями достаточно трудно выявить при первичном обследовании, тем не менее она может существовать и даже появиться в момент укрепления, вследствие чего ,при инъекции раствор попадает порой в ту полость, иуда, казалось бы, он попадать не может. Впрочем, эта особенность хорошо известна художникам-реставраторам, какими бы материалами они ни работали. Инъекции следует выполнять при помощи резиновой груши, снабженной металлическим наконечником. По сравнению со шприцем она имеет то преимущество, что реставратор имеет возможность чувствовать силу давления раствора и вовремя прекратить инъецирование во избежание ничем не оправданного отрыва древнего грунта от основы. Заполнение полости следует немедленно прекратить, как только внутри нее образуется даже слабое, едва ощутимое давление раствора. Применение для инъецирования насосов или другой аналогичной техники недопустимо, поскольку реставратор практически лишается возможности уловить момент возрастания давления в полости отставания грунта, и отрывы грунта от основы становятся неизбежными.

В реставрационной практике часто приходится иметь дело не просто с отставшими от своей основы грунтами, но и с грунтами деструктированными, связующее которых утратило свои вяжущие качества. В таком случае оказывается весьма полезной пропитка этого грунта тем же раствором с добавлением спирта и еще некоторого количества извести.

Не представляет сложной задачи при работе с известково-казеиновым раствором укрепление грунта, имеющего сеть мелких трещин, как, например, грунт росписи церкви Успения в Мелетове. В данном случае в полость подается раствор до тех пор, пока он не появится в рисунке трещин, после чего подача на некоторое время прекращается, чтобы дать возможность окрепнуть раствору, выступившему в рисунке трещин. Благодаря высокой способности схватывания раствора эти паузы оказываются незначительными и не превышают по времени 2—3 мин. Лишь в редких случаях, когда речь идет о крупных трещинах, промежуток времени становится более значительным. Затем операция повторяется, и только после того, как трещины окончательно заделываются, осуществляется проливка основной полости отставания.

Более сложным является укрепление расслоившегося грунта. Здесь уже многое зависит от искусства, опыта и интуиции мастера. Главная задача состоит в том, чтобы определить уровень залегания полостей в расслоившемся грунте и порядок их укрепления. Причем место для отверстий желательно выбирать так, чтобы через одно отверстие можно было последовательно укрепить полости отставания, находящиеся на разной глубине в толще грунта. Ошибки и погрешности чреваты здесь снижением качества реставрационных работ.

При фрагментарной сохранности росписей и наличии поздних вставок последние удаляются, и по краям древнего грунта производится бортовая обмазка растворам, состав которого указан выше. После этого фрагмент укрепляется по описанной методике с использованием бортовой обмазки под отверстия для заливки.

Заливки известково-казеинового раствора производятся, как правило, в два и даже в три приема. Сначала заливки производятся свежим раствором, а затем, после его просыхания,— раствором, выдержанным не менее трех дней. При заливках больших пустот используется наполнитель — толченая пемза, а в случаях глубоких и больших трещин и сильно деструктированной кладки используется речной кварцевый песок. При этом заливка сможет осуществляться через воронку и шланг, заведенные в глубину трещины. Между заливками, естественно, необходимы паузы, чтобы дать инъецированному раствору осесть, усадка его бывает весьма незначительной.

Сразу же по проведении заливши необходимо быстро затампонировать отверстие заливки и наложить пружинный прижим. Жесткие прижимы в условиях работы на лесах (в связи с их подвижностью) эффекта не дают. Пружина же в любом случае гарантирует необходимый минимум давления на прижим. Применение прижимов позволяет добиться более прочного сцепления в месте укрепления грунта, лучшего распределения раствора в полости отставания и, наконец, экономии раствора. Кроме того, прижимы ликвидируют выбухания грунта, которые нередко образуются в местах отставания его от основы. Как показал опыт, при отсутствии прижимов укрепление грунта оказывается неэффективным, поскольку после усадки раствора впечатление, что грунт укреплен, к сожалению, остается всего лишь впечатлением. Усилие в прижиме может быть различным и определяется величиной полости заливки, толщиной и прочностью укрепляемого грунта. Там, где грунт тонок и хрупок, это усилие должно быть небольшим, а в случае с особо толстыми грунтами, как, например, в куполе Софии Новгородской, где грунт достигал 12 см толщины, приходится даже применять винтовые прижимы, поскольку пружинные не могут дать нужного усилия.

Работы по укреплению грунта необходимо проводить в теплое время года, так как для окончательной просушки мест укрепления требуются две — четыре недели сухой и теплой погоды.

Автором этих строк совместно с В. Е. Брягиным впервые осуществлен опыт применения известково-казеинового раствора для укрепления штукатурного грунта в 1949 г. при реставрационных работах в Успенском соборе Московского Кремля. Укреплялся штукатурный грунт южной стены собора и примыкающих к ней сводов и арок. Причем часть сводов и арок в начале работы была укреплена по традиционной методике заливками гипса, но большая их часть и вся южная стена укреплялись нами по описанной выше методике. 30 лет, прошедшие с той поры, показали, что данный способ укрепления весьма надежен. До сих пор в тех местах, где для укрепления использовался известково-казеиновый раствор, никаких отставаний грунта не наблюдается. Этот опыт позволяет прийти к выводу, что укрепление названным раствором по изложенной методике не дает нежелательных побочных эффектов. В местах укрепления не наблюдается таких явлений, как изменение цвета красочных пигментов, появление патины или ямчуги. Состояние живописи хорошее.

Результаты этого опыта подтверждаются также результатами последующих работ. В 1953 г. по описанной методике было проведено укрепление штукатурного грунта Архангельского собора в Московском Кремле, и особенно на южной стене, где грунт буквально сверху донизу отстал от кладки. Укрепленный грунт в 1961 г. (т. е. восемь лет спустя) обследовал Н. П. Зворыкин и пришел к выводу о высокой прочности укрепления и об отсутствии нежелательных побочных явлений. В настоящее время состояние укрепленных тогда участков грунта остается хорошим.

По той же методике автором данной статьи были проведены также работы по укреплению штукатурного грунта следующих памятников: в 1957 г.— на северной и западной папертях церкви Воскресения на Дебре в Костроме: в 1958—1961 гг. — на всех стенах и сводах церкви Троицы в Никитниках в Москве; в 1959 г.— на некоторых участках настенной росписи Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде; в 1960—1961 гг.— в барабане купола Софии Новгородской; в 1963—1968 гг.— настенная роспись церкви Успения в Мелетове близ Покова; в 1967 г.— в куполе и барабане церкви Преображения в Вяземах (частично); в 1967—1973 гг.— настенная роспись в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, в 1966—1974 гг.— в жертвеннике и алтарной апсиде Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1971 —1973 гг.— в куполе, барабане купола и в северном рукаве центрального креста Спасо-Преображенского собора Мирожокого монастыря.

Во всех случаях применения известково-казеинового раствора были получены хорошие результаты. Время показало, что качество укрепления известково-казеиновым раствором будет выше, если применять кислотные марки казеина. Оно возрастает также пропорционально качеству извести, из которой составляется раствор; чем выдержаннее известь, тем прочнее укрепление.

В настоящее время по описанной методике работают целый ряд наших реставраторов. Применяя известково-казеиновый раствор для укрепления штукатурного грунта на новгородских и ярославских памятниках, хороших результатов достигли известные художники-реставраторы Г. С. Батхель, И. М. Гудков и др.

Методика укрепления известково-казеиновым раствором на сегодняшний день представляется нам оптимальной. Она позволяет укреплять практически все виды разрушений грунта древних росписей, на длительное время, как показывает опыт, обеспечивает прочность укрепленных мест и не дает побочных отрицательных эффектов. Правда, сейчас ряд художников-реставраторов разрабатывают новые методики укрепления грунта при помощи полимерных смол. Возможно, что все эти разработки даже в скором будущем увенчаются успехом и мы получим новые надежные материалы для укрепления штукатурного грунта. Однако пока ряд использованных для укрепления полимерных материалов не выдержал испытания временем4, о других же мы не можем судить окончательно по той причине, что они были применены сравнительно недавно. Как показал опыт, результаты укреплений полимерными веществами трудно предсказуемы, поведение их на конкретном памятнике порой может резко отличаться от результатов лабораторных исследований. Причем иногда существует риск возникновения нежелательных необратимых процессов, способных привести к разрушению и даже гибели живописи, что, конечно же, требует особой осторожности в применении веществ, не прошедших испытания временем.

Таковы краткие итоги многолетней практики применения известково-казеинового раствора для укрепления штукатурного грунта древних росписей.

__________

1Такой раствор применялся автором этих строк.

2Щавинский В. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в России. М.—Л., 1935, с. 69.

3 Winfield D. Methods of Byzantine wall paintings. — Dumbarton Oakes papers, vol. 22. N. Y., 1968.

4См. Обзор применения новых материалов при реставрации настенной живописи на основе исследования и практических работ ВЦНИЛКР и СНРПМ. Научно-методический совет по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. М., 1972.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование памятников культуры. Выпуск II. Союзреставрация. М., 1982 (ISSN 0131-8616)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.