ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Картина состоит из четырех слоев: основы, грунта, красочного слоя и покровного лака.

Основой может быть: камень, лёсс, металл, картон, бумага и наиболее часто дерево и холст. Все эти материалы в той или иной степени прозрачны для рентгеновских лучей, но получить снимок картины, т. е. ее грунта и красочного слоя, возможно только в тех случаях, когда основа пропускает те мягкие лучи, которые задерживаются грунтом и красочным слоем. Такому условию отвечают: дерево, холст, картон. Картину, написанную даже на тонком металлическом листе, снять нельзя, так как лучи, достаточно жесткие, чтобы пройти через металл, не будут задерживаться даже наиболее плотными участками красочного слоя.

Деревянная основа дает на рентгенограмме рисунок, обусловленный как структурой самого дерева, так и грунтом, заполняющим различного рода неровности на поверхности доски. Иногда бывает возможно определить породу дерева. Всегда хорошо видны различные приставки, вставки, способ соединений, трещины и другие детали, скрытые на передней поверхности доски грунтом и живописью, а на задней часто закрашенные. На доске, изъеденной жучком, четко вырисовываются его ходы в виде черных точек или полос, если они не закрашены и не замастикованы; если же заполнены какой-либо массой, задерживающей рентгеновские лучи, — то в виде более светлых, иногда совсем прозрачных изображений.

Сургучные печати, часто встречающиеся на задней стороне доски, как правило, дают прозрачные изображения благодаря содержанию в них сурика. Читая рентгенограмму, нельзя забывать, что задняя сторона доски (в особенности, если она окрашена) иногда обусловливает тени, которые ошибочно можно отнести за счет самой картины. «Паркет»1 придает снимку своеобразный вид шахматной доски, но чтению снимка почти не мешает. Гвозди и другие металлические включения всегда резко выделяются на снимках, иногда бывает виден и лучистый рисунок окружающей их ржавчины.

Холст, как бы груб и толст он ни был, лучей той жесткости, какая употребляется при снимках картин, не задерживает; тем не менее его рисунок обычно хорошо виден почти на всех рентгенограммах. Это объясняется тем, что нанесенный грунт вдавливается в просветы между нитями и таким образом получается точный отпечаток холста, который и воспроизводится снимком. Фактура холста бывает очень разнообразной — то редкой и грубой, почти как мешковина, то узорчатой (илл. 1) 2, то густой и тонкой, как батист. Разумеется, на основании только типа холста нельзя сделать каких-либо определенных выводов, но предположительно можно говорить о времени написания картины (для старого времени более типичен кустарный холст, для позднего — фабричный) и о вкусах мастера, так как фактура холста, проступающая через тонкий грунт и тонкое письмо, могла входить в его живописные расчеты. Большое значение имеют следующие данные: 1) на цельном ли куске холста написана вся картина; а если есть приставки, то каков способ соединений и одинакова ли их фактура с основным полотном; эти детали без рентгеновского снимка часто установить нельзя — у большинства старых картин задняя сторона закрыта дублировочным холстом; 3 2) характер вытяжений холста: если при нанесении грунта холст был натянут на подрамник, то на снимке будет виден волнообразный рисунок натяжения, с постепенно убывающей высотой волны от края картины к центру. Отсутствие такого рисунка означает или фабричное изготовление холста (куплен уже загрунтованным), или то, что картина была обрезана. Сравнивая расстояния, на которые уходят вытяжения от краев на разных сторонах картины, иногда можно определить, и на какую ширину или длину она урезана. Хорошо бывают видны следы от гвоздей и загибов, если у картины были развернуты кромки.

1. Образцы редко встречающихся фактур холста

2. Отпечаток марли на грунте при переводе картины

Перечисленные данные имеют значение, когда возникает вопрос об изменении первоначального формата (следовательно, и композиции) картины. Рисунок марли (илл. 2) или тюля на снимке указывает на то, что картина была переведена (с дерева или с холста).4 Уже с XVIII в. переводы делались довольно часто и являются причиной плохого состояния некоторых картин, подвергнувшихся этой тяжелой операции. Так как обычной причиной перевода было обветшание основы картины (т. е. перевод картины в известной степени может говорить за давность ее исполнения), фальсификаторы прибегали и к этому приему, чтобы выдать свои подделки за произведения, уже давно созданные. Рентгеновские снимки позволяют без особого труда обнаружить подобный обман.

Паволока — полотно, наклеенное на доску под левкас (главным образом, на старинных иконах), не дает рисунка на снимках, если клей заполняет ячейки между нитями холста и преграждает доступ в них грунту (левкасу).

Для снимков картин, выполненных на картоне, пергаменте или бумаге, характерно отсутствие рисунка фактуры холста. Но может ввести в заблуждение искусно сделанная на картоне «накатка под холст», которая может дать отпечаток и на грунте.

Грунт: с рентгенологической точки зрения грунты различаются по их толщине и химическому составу. Толщина грунта изменялась в различные периоды и у различных школ. Такие материалы, как гипс, мел, глина слабо задерживают рентгеновские лучи, но если в состав грунта введены или сверху нанесены («имприматура») свинцовые краски (чаще белила), то создаются уже значительные препятствия для прохождения рентгеновских лучей. При очень больших количествах свинца в грунте и при тонком письме иногда совсем не удается получить изображения красочного слоя (часто при съемке переведенных картин, если новый грунт содержит много свинцовых белил).

В суммарную картину рентгеновского снимка грунт может вносить следующие элементы: 1) изображение отпечатка на нем поверхности основы (строение холста, всякие неровности на доске и т. п.); 2) фактуру верхнего слоя самого грунта и различные неровности на нем, например, следы инструмента (шпателя), каким наносился грунт, крупинки материала; 3) изображение утрат, трещин, разрывов и других нарушений целости грунта. Эти сведения можно получить только благодаря рентгеновским лучам, так как в большинстве случаев повреждения бывают скрыты реставрационными записями, причем нередко записи во много превосходят размеры утрат и переходят и на неповрежденную живопись. Обычно записи предшествует замастиковка утраты. В зависимости от состава мастики, она задерживает лучи сильнее или слабее, чем грунт данной картины, потому и заполненные дефекты бывают выражены на снимке или как более светлые или как более темные участки; если на снимке имеются и те и другие, следовательно, картина неоднократно подвергалась реставрации. Важно проследить, не заходит ли замастиковка за края утрат, — это удается видеть, если мастика хорошо задерживает лучи.

Трещины (кракелюры), как правило, дают на снимках черный нитевидный рисунок (черный потому, что через них лучи проходят без задержки). Чем светлее (прозрачнее) участок снимка, тем более четко виден рисунок кракелюр. На темных же участках он полностью исчезает, сливаясь с фоном. Очень редко встречаются «белые кракелюры»:5 если какой-либо участок картины, уже имевший кракелюры, прописывается свинцовыми белилами, то они заполняют кракелюры и значительно задерживают лучи.

Часто на снимках сетка кракелюр заметнее, чем на самой картине и лучше выявляется их общий рисунок, имеющий разный характер в зависимости, например, от материала основы (дерево, полотно), а также лучше заметна разница между кракелюрами на основной картине и на приставках к ней. На рентгеноснимках бывает виден рисунок кракелюр, скрытых под записями. Поддельные «кракелюры» (нацарапанные при фальсификациях) на снимках или совсем не дают рисунка, или отличаются от настоящих нерезкостью («смазанностью»).

Красочный слой — это главный слой картины: именно он и является картиной, как она воспринимается зрителем.

Цвет краски для рентгеновских лучей никакой роли не играет, но благодаря тому, что все темные, а в особенности черные краски очень прозрачны для рентгеновских лучей, а белые (свинцовые, а в толстых слоях и цинковые белила) мало прозрачны — на снимках получается довольно полное соответствие с картиной в передаче светотени: света на картине и на снимках выходят более светлыми (прозрачными), тени же более темными, порою совсем черными.

Сведения, которые дает рентгеновский снимок о красочном слое, можно подразделить на следующие группы: 1) данные о технике мастера; 2) о сохранности; 3) об изменениях, внесенных в картину самим мастером или чужими руками. Едва ли надо подробно останавливаться на вопросе о некоторых ранее бывших разногласиях о значении рентгеновского снимка картин для атрибуции того или иного произведения. В настоящее время можно считать установленным мнение, что рентгеновский метод не является самодовлеющим и безапелляционно решающим вопрос атрибуции. Но при исследовании ряда произведений определенного мастера и его круга, при сопоставлении данных такого исследования с данными исследований произведений других мастеров рентгеновские снимки подтверждают или опровергают материалы, извлекаемые из архивов, и результаты личных наблюдений и этим создают (что в особенности ценно) возможность объективных выводов. Значение рентгеновских снимков для изучения некоторых особенностей техники того или иного мастера несомненно, так как рентгеновские лучи открывают мельчайшие детали, скрытые в глубине, под верхними слоями живописи; например, подмалевок и изменения в нем, предварительные прописки, «графьи» на старых иконах — все это можно было бы увидеть лишь после удаления верхних слоев картины, т. е. ценою ее гибели. Исключительная ценность рентгеновских лучей в том и заключается, что они дают возможность изучать внутреннее строение предмета, не разрушая его и не причиняя ему никакого вреда.

Состояние (сохранность) картины. Повреждения грунта неизбежно сопровождаются повреждениями и красочного слоя, но наряду с этим могут быть повреждения только красочного слоя. Скрытые записями, они бывают более заметны на снимке, если пострадавший участок картины был выполнен красками, хорошо задерживающими рентгеновские лучи.

Исключительно большое значение имеет рентгеновское исследование для выявления различных изменений, внесенных в картину самим мастером или чужими руками уже в последующее время. Небольшие авторские переделки, например изменение ракурса, положения всей руки или отдельных пальцев и т. п., явление частое и в процессе работы художника вполне естественное; но встречаются не только весьма значительные переписки отдельных участков картины, но и изменения всей композиции и ее размеров. Иногда сам же мастер на своей неоконченной картине пишет новый сюжет (илл. 3, 4).

3. Доссо Досси. Сивилла

image009.jpg

4. Доссо Досси. Сивилла (рентгеновский снимок)

Наряду с такими авторскими изменениями нередко обнаруживаются изменения и добавления, сделанные не самим автором; например, по определенному заданию на старой иконе переписывали или добавляли целые фигуры «жертвователей», увеличивая формат картины, продолжали сюжет на приставках, и, особенно часто, при реставрации «восстанавливали», «записывали» пострадавшие участки живописи. Опытный глаз реставратора некоторые из таких изменений видит и без помощи рентгеновских лучей, но чаще их можно установить и уточнить только рентгеновскими лучами и, еще лучше, комплексным исследованием с использованием ультрафиолетовых лучей и бинокулярного микроскопа.

Следует упомянуть еще о так называемых (по аналогии с папирусами) «палимпсестах» — картинах, написанных поверх какой-либо другой картины. Иногда это делалось в целях экономии холста, но бывают и иные, своего рода политические мотивы: например, на экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина (в Гос. Эрмитаже) имеется портрет Пугачева, написанный поверх портрета Екатерины II и датированный «1773 года сентября 21 дня», т. е. днем первых боевых успехов Пугачева (илл. 5, 6).

5. Портрет Пугачева

6. Портрет Екатерины II (рентгеновский снимок)

Подписи художника на картине делаются обычно темными (чаще черными) красками и наносятся тонким слоем. Поэтому, как правило, на рентгенограммах они не видны. Если подпись лежит на участке картины, который при рентгеновском исследовании оказывается сильно пострадавшим и впоследствии восстановленным, очевидно, что она сделана не автором картины.

__________

1«Паркет»—деревянная решетка, особым способом собранная и приклеенная к задней стороне доски картины. Препятствует растрескиванию и короблению доски.

2 Иллюстрации см. в приложении.

3Дублирование (дублировка) в реставрации — это наклейка картины с обветшавшим холстом (или имеющим большие разрывы) на новый холст (без удаления старого). На рентгеновских снимках этот второй холст изображения не дает.

4 Перевод — перенос красочного слоя картины с грунтом или без него на новую основу (чаще на холст, реже на дерево) с новым грунтом. В настоящее время применяется лишь в исключительных случаях.

5См. статью Т. Н. Сильченко «Рентгеностереография картин, тканей и других тонких предметов» в этом же сборнике, стр. 27.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование художественных памятников. Сборник статей. ГЭ М., 1955
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.