ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Для рентгеносъемки картин можно пользоваться «диагностическими» (медицинскими) аппаратами любой системы как стационарного, так и передвижного типа, но схема управления обязательно должна допускать возможность подавать на трубку напряжение от 15 киловольт и выше или с плавной регулировкой или со ступенями не больше, чем в 5 киловольт, так как отклонения от оптимальной для съемки данной картины жесткости на 5 киловольт допустимы, отклонения же на 10 и больше киловольт не только снижают качество снимка, но часто делают его совсем негодным. Очень полезно иметь на пульте управления «реле времени», чтобы при нескольких снимках с одной картины обеспечить совершенно одинаковую экспозицию.

Трубка употребляется обычная «диагностическая» (например, РДВ-100), но обязательно острофокусная. Быстрая порча катодного зеркала исключается благодаря тому, что трубка работает при низком киловольтаже и при небольших нагрузках.1

Картина при съемке должна находиться в горизонтальном положении лицевой стороной кверху. Поэтому обычные штативы не пригодны. В рентгеновском кабинете Эрмитажа сконструирован специальный стол для съемки картин такого устройства. 2

Столешня (А) имеет длину 150 см, ширину 90 см и высоту 80 см, внизу полка (Б), в ее центре установлен кожух для трубки (В). Крышка стола состоит из трех частей — средней (90 X 150 см) с окном (О) в центре (45 X 45 см) и двух откидных полок (65 X 150 см). В раскрытом виде площадь стола 220 X 150 см. Крышка и полки обиты сукном (для предупреждения повреждений картины). С потолка над столом строго против центра окна в крышке свешивается отвес (Г) на шнуре, перекинутом через два блока с противовесом (Ж) на другом конце шнура. Без помощи отвеса трудно уложить большую картину так, чтобы снимаемый участок ее точно приходился над окном крышки стола.

Чертеж специального стола

Нумератор

Трубка помещается в кожухе (В) под столом точно против центра окна в крышке стола.

Кассет для пленки при снимках картин применять не надо по следующим соображениям: 1) снимки производятся без усиливающих экранов; 2) пленка (в светонепроницаемом мягком конверте) хорошо и равномерно прилегает к картине даже в том случае, если приходится иметь дело с покоробленной доской, как это часто бывает у старых икон; 3) крышка кассеты поглощает часть мягких лучей; 4) кассеты больших форматов тяжелы и могут вызывать прогибание картины, а при неосторожном обращении и травмировать ее.

Каждый снимок обязательно автоматически маркируется. Это необходимо для нумерации снимков и для того, чтобы правильно устанавливать снимок при чтении его. Маркировщик-нумератор должен быть небольших размеров, чтобы его отпечаток не занимал много места на снимке. Он представляет собой латунную пластинку в 1 мм толщиной, с окнами для вкладывания букв и цифр (также латунных). Задняя сторона пластинки закрыта тонким алюминием, передняя — выдвижной целлулоидной прозрачной пластинкой. Первая группа цифр составляет порядковый номер всей серии снимков данной картины, вторая — номер каждого снимка этой серии.

Техника съемки. После регистрации в журнале картина укладывается на стол лицевой стороной кверху. На все участки картины, с которых намечено сделать снимки, накладываются листы бумаги (или смытой пленки) того же размера, как и предполагаемые снимки. 3 Затем картина продвигается так, чтобы снимаемый участок находился над окном крышки стола; на этот участок накладывается рентгенопленка, а поверх ее пластинка свинцовой резины, чтобы пленка плотно и равномерно прилегала к картине. Под одним из углов пленки в соответствии с расположением рисунка на картине помещается нумератор. При помощи отвеса проверяется правильное положение картины и производится съемка. Условия съемки определяются следующими данными: 1) расстояние трубка — пленка, 2) плотность тока (в миллиамперах), 3) прозрачность для рентгеновских лучей объекта съемки, 4) чувствительность пленки, 5) длительность экспозиции.

Расстояние трубка — пленка при пользовании вышеописанным столом остается постоянным (60 см). При выборе плотности тока практичнее придерживаться какого-либо одного миллиампеража, например 20 мА. Прозрачность картин для рентгеновских лучей довольно одинакова; исключение представляют картины, переведенные или имеющие грунт с большим содержанием свинца. В среднем напряжение тока, подходящее для снимков большинства картин, около 30—35 киловольт. Чувствительность рентгенопленки обозначается на пакете. После проверки ее на двух-трех снимках этот фактор можно считать постоянным для данного пакета (или номера эмульсии).

Длительность экспозиции — наиболее подвижной фактор — зависит от свойств данной картины. Правильность ее выбора определяет качество снимка. За среднюю экспозицию можно считать 15 секунд (что при 20 мА составит 300 миллиампер-секунд). Практично одну большую пленку из данного пакета разрезать на части (например 10 X 10 см) и съемку картины начинать с маленьких пробных снимков. Установив оптимальные условия, можно сделать всю серию снимков с данной картины и затем все снимки сразу проявить. Это дает экономию материала и времени и обеспечивает одинаковую плотность снимков всей серии.

Рентгенограммы не всегда достаточно ясно воспроизводят изображение; часто бывает трудно определить, какой снимок относится к тому или иному участку картины. Поэтому полезно иметь обычную фотографию или схематическую зарисовку снимаемой картины и отмечать на них заснятые участки с номерами рентгенограмм.

Так как не со всех картин возможно получить достаточно контрастный снимок, надо пользоваться наиболее контрастными пленками (двусторонними «безэкранными» рентгенопленками «XX»), проявлять контрастным проявителем (рецепт обычно прилагается к пакету с пленками) и всемерно избегать вуали.

Крупные размеры снимков картин (обычно 30 X 40 см) затрудняют их обработку. Это нужно учитывать при оборудовании фотолаборатории, в частности, необходимо обеспечить возможность основательной промывки: недостаточные фиксирование и промывка снимков впоследствии неизбежно ведут к гибели их; об этом всегда следует помнить, так как рентгеновские снимки картин представляют собой большую научную ценность, повторять же их не всегда возможно.

Ввиду горючести пленок их хранят или в несгораемых шкафах или в особом помещении, как этого требуют правила противопожарной безопасности.

Для просмотра снимков пользуются так называемым негатоскопом. Хороший негатоскоп должен отвечать следующим условиям: иметь размер матового стекла не меньше 45 X 45 см, весь снимок освещать совершенно равномерно и достаточно сильно. Силу света полезно регулировать реостатом; должно быть приспособление (шторки), позволяющее изолированно изучать отдельные участки снимка. Располагая только таким прибором, можно разобраться во всех, часто едва уловимых деталях снимка.

Рентгеновские снимки обычно называют негативами, но по отношению к снимкам картин это не вполне правильно, так как по характеру передачи светлых и темных участков картины рентгенограммы ближе подходят к позитиву, а отпечатки с них на бумаге выглядят, как негативные. Поэтому при изготовлении диапозитивов и отпечатков, например для печатных трудов, необходима промежуточная съемка (она нужна и для соответствующего изменения формата отпечатков). Все приводимые в настоящей статье отпечатки с рентгенограмм воспроизведены именно таким способом.

__________

1В рентгеновском кабинете Эрмитажа одна и та же трубка ДВ-110 завода «Светлана» работает 16 лет, сделано свыше 3 000 снимков и ни малейших признаков изменений зеркала или потемнения стекла трубки нет.

2Стол сконструирован автором настоящей статьи.

3Когда снимок того или иного участка сделан, закрывавший его лист бумаги удаляется Накладывание бумаги обеспечивает совмещение краев соседних снимков и исключает возможность пропусков или повторений снимка одного и того же участка, а при съемке картин, недавно покрытых лаком, предохраняет лак от повреждений.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование художественных памятников. Сборник статей. ГЭ М., 1955
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.