ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Разработка проблемы реставрационного материаловедения в конце XIX — начале XX вв.

Тесные контакты Археологических обществ с обществами архитекторов позволяют понять, каким образом археологам удавалось решать технические проблемы реставрации монументальных объектов. Действительно, если ряд технических проблем, таких как раскрытие стенописей, их укрепление и подавление могли быть решены реставраторами-подрядчиками, то проблемы строительного материаловедения, устранения разрушения стенописей, страдающих от повышенной влажности стен и сырости в помещении, утраты стенами здания статического равновесия, устройство систем вентиляции воздуха и отопления в помещении и т.п. — находились полностью в компетенции архитекторов. В этом отношении большой интерес представляет деятельность особых комиссий, учрежденных при архитектурных обществах для разработки актуальных проблем архитектуры и строительной техники, результаты которых могли быть применены архитекторами в их реставрационной практике. Так, при Архитектурных обществах Москвы и Петербурга были созданы особые комиссии по борьбе с сыростью, устройству здорового микроклимата, вентиляции и отопления в жилых и общественных зданиях. Кроме того, работали комиссии по изучению средств конструктивной защиты зданий от факторов разрушения, а также по решению технических и технологических проблем строительного материаловедения: изучению свойств и качества известковых растворов, портландского и романского цементов, кирпича, древесины и т.п.1. Результаты деятельности этих комиссий публиковались в разделах санитарного и технического зодчества журналов "Зодчий" и "Неделя строителя", а также нашли отражение в докладах специалистов на съездах русских зодчих.

Специальные исследования в области строительной техники и технологии строительных материалов, проводимые архитектурными комиссиями, легли в основу реставрационной техники и реставрационного материаловедения монументальных объектов. Другая часть реставрационного материаловедения также была разработана специалистами смежных профессий, занимавшимися проблемами техники живописи и технологии живописных материалов. Необходимость исследования техники и технологии живописи стала ощущаться особенно остро в конце XIX — начале XX в. Это было вызвано развитием индустриального производства в сфере культуры и искусства, наполнением рынка всеми необходимыми для художественного творчества материалами, изготовленными промышленным способом. Следствием этого явления становится снижение уровня знания художником техники своего ремесла и технологии применяемых им материалов. Нередко, покупая "фирменный" товар художник становился жертвой фальсификации дорогостоящих пигментов, некачественной грунтовки холста. А это приводило к преждевременному старению, а порой и к гибели созданного им художественного произведения.

Недостаточность знаний в области техники и технологии живописных материалов особенно сказалась на монументальной живописи. Когда в конце XIX в. крупные русские художники, такие как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, обратились к монументальному искусству, то оказалось, что методы работы на стене, техника и технология стенописи старых мастеров-монументалистов практически утрачены. Не имея опыта работы в стенописи, художники-станковисты переносили приемы, технику и технологию станкового искусства в практику монументальной живописи. Однако вскоре им пришлось признать непригодность подобных методов для стенного письма. Художники наблюдали быстрое разрушение своих картин, написанных на стене масляными красками. Известно, например, что В.М. Васнецов переписывал свои композиции во Владимирском соборе в Киеве, так как живопись сразу же после высыхают красок растрескивалась2. Семирадский наблюдал вспучивание красочного слоя на высохших частях своей картины в храме Христа Спасителя в Москве еще в процессе работы над ней3. Вопрос о реставрации стенописи в церкви Св. Духа во Фленове ставил Н.К. Рерих год спустя после окончания росписей4.

Чтобы защитить росписи от преждевременной гибели, художники прибегали к иным способам исполнения монументальных росписей — не на стене, а на грунтованном холсте, металле, пытались создавать особые подготовки штукатурки под масляную живопись (например, в Московском храме Христа Спасителя стенная живопись выполнялась на так называемой "относной" штукатурке, смонтированной на металлических костылях на некотором расстоянии от стены в целях предохранения живописи от сырости)5.

Реставрацию или восстановление картин иногда выполняли сами авторы, переписывая живопись в местах утрат. Но это не решало проблемы средств и способов закрепления и долголетней сохранности живописи на стене.

Плохому знанию технологии материалов способствовало и отсутствие специальной литературы. Сведения по этим вопросам представляли собой "профессиональные" секреты. Это обстоятельство побуждало некоторых антикваров и любителей искусства заниматься самостоятельными поисками различных препаратов и консервирующих веществ для реставрации картин и для придания прочности монументальной живописи6. Неудовлетворительное состояние дел в области техники живописи и технологии живописных материалов потребовало от ученых тщательного исследования проблемы. Научная разработка шла по двум направлениям. Одно из них оформилось под влиянием археологической науки и искусствознания и было связано с изучением техники живописи по письменным свидетельствам древних авторов (Д.А. Ровинский, Н.И. Петров, П.Я. Аггеев, П.Н. Симони)7.

Другое направление — технологическое, опирающееся на естественнонаучные знания. Исследованием химии красок и технологических свойств красящих веществ, растворителей, разбавителей, масел, лаков, грунтов занялись профессиональные химики (Ф.Ф. Петрушевский, П.Я. Аггеев, В А. Щавинский, В.Д. Киплик)8.

Важную роль в преодолении сложившейся ситуации сыграли Менделеевские чтения в Академии художеств (с 1881 г.) и публикации их материалов в "Вестнике изящных искусств" (издавался с 1883 г.). В нем печатались статьи крупнейших химиков по проблемам техники и технологии живописных материалов.

Третью часть проблем составили разработки технических операций и приемов реставрационного дела в рамках решения задач полевой археологии.

Распространение в 1880-1890-е гг. в России научных методов проведения археологических раскопок вызвало необходимость разработки специфических проблем реставрационной техники. В практике полевой археологии ученым часто приходилось сталкиваться с серьезными трудностями, связанными с процессом извлечения из грунта и сохранения хрупких или структурно ослабленных, истлевших предметов из кости, дерева, металла, стекла. Для этого приходилось разрабатывать соответствующие задаче технические приемы. Под влиянием распространявшейся в это время новой методологии науки более глубоко осознавалась важность исследований в области развития техники и изучения памятников с точки зрения технологии их изготовления9.

Решение задачи сохранения памятников в их материальной конкретности, без нарушения эстетического качества, становится необходимым условием реализации научной программы археологии и искусствознания, поскольку средства, применяемые реставраторами при выполнении ряда технических операций, могут негативно сказаться на качественных характеристиках художественного произведения. Эта сторона реставрационного дела привлекла внимание М.В. Фармаковского во время раскопок, проводившихся в 1910-е гг. в Керчи. Он отмечал: "Явления деформации и разложения стекла и его разновидностей, с которыми приходится иметь дело археологам и хранителям музеев, часто до крайности деликатны и щепетильны, такова, например, иризация, легко происходящая у мягкого античного стекла, содержащего огромное количество соды или поташа, или обесцвеченного арсенитами; с одной стороны, вслед за такой иризацией начинается расслаивание стекла, шелушенье его, причем частицы его отслаиваются, часто превращая стеклянную вещь в труху; с другой стороны, как отказаться от того изумительного эффекта, который дает эта иризация иногда самым обыденным и невзрачным вещам, эффекта, конечно, непредвиденного мастером, но создающего для нас иногда непреодолимое искушение верить в его предумышленность? Как остановить этот процесс разрушения без ущерба для археологической неприкосновенности? При расслаивании грозит очень часто гибель эмалевой росписи. Что же важнее: сохранить ли редчайшую эмалевую живопись по стеклу или соблюсти принцип археологической неприкосновенности? Автору настоящих строк пришлось однажды лицом к лицу быть перед такой дилеммой; дело шло об изумительном стеклянном амфориске, покрытом сплошь эмалевой живописью, которая не только от прикосновения, но просто от обсыхания влажных шелушинок отслаивалась и падала целыми пластами; ясно было, что через три дня от живописи не останется и следа.... Пришлось решиться на героическое средство, и живопись сохраняется и поныне, но чудная иризация сиявшая в момент открытия амфориска в Керченской гробнице, исчезла"10.

Наблюдения М.В. Фармаковского свидетельствуют о том, что изменения качества художественного произведения в результате реставрационного вмешательства начинает привлекать внимание ученых. Необходимо было изучить средства и способы реставрации археологических предметов, различающихся между собою материалом и техникой изготовления. В специальной литературе конца XIX — начала XX вв. стали появляться статьи, посвященные вопросам реставрационного материаловедения и технике проведения консервационных работ во время археологических раскопок. В статье А.П. Павлова, например, помещенной в "Трудах ИМАО" были рассмотрены технологические свойства и способы применения таких веществ, как столярный клей, гуммиарабик, жидкое стекло, растворы шеллака в спирте, копала в бензине, целлулоида в ацетоне, эфирные лаки и фиксативы для консервации археологических предметов легко ломающихся, полуразрушенных и недостаточно прочных. Даны рекомендации по применению спермацета, мастик из воска, смолы и гипса, олифы, масла стеарина и керосина для укрепления и извлечения из земли истлевших и не допускающих прикосновения предметов из дерева, кости или их следов, оставленных в грунте11.

В те же годы стали изучаться приемы и средства реставрации монументальной живописи: подклейка штукатурки к стене, устранение явных и скрытых деструкции, снятие и перемонтирование фрагментов стенных росписей. При этом важно было добиться того, чтобы реставрационный процесс не имел пагубных последствий для технологической специфики, фактуры, цветовой интенсивности древней живописи, характера поверхности стен и т.п. Уже А.В. Прахов 1880-е гг. отмечал, что ряд реставрационных операций может негативно сказаться на сохранности вновь раскрытой стенописи. Об этом свидетельствует его замечание в письме к Игнатьеву о том, чтобы "вызывающий" фрески состав не должен содержать в себе масло12. Однако сообщения о технических приемах и средствах реставрации монументальной живописи в археологической литературе появляются только в конце XIX — начале XXв. На техническую сторону реставрации обратил внимание видный русский археолог А.И. Успенский. Он опубликовал приемы работы художника Фартусова в Благовещенском соборе Московского Кремля, а также результаты наблюдений И.Е. Забелина за ходом реставрации стенописей в том же соборе13. Подобные наблюдения за действиями реставратора монументальной живописи П.И. Юкина во время работы в церкви Федора Стратилата в 1910-1911 гг. в Новгороде проводил один из крупных археологов А.И. Анисимов14.

Но сведения, сообщаемые авторами, даны лишь для общей характеристики приемов, применяемых реставраторами. Однако протоколы заседаний ИАК свидетельствуют о том, что к технической стороне реставрации стали проявлять особый интерес. Обсуждению подлежали способы и средства реставрации во всех звеньях технологического процесса: расчистка, укрепление деструктированных штукатурки и красочного слоя, снятие со стены и монтирование на новое основание фрагментов стенной живописи.

Так, в протоколах ИАК зафиксирован ход обсуждения вопросов о способах расчистки монументальной живописи от поверхностных загрязнений в церкви Мирожского монастыря в Пскове и церкви Св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687). в Ярославле15 и др. Рассматривались рекомендации укрепления стенописей в ряде соборов с использованием эмульсии из яичного желтка16. Кроме того, в протоколах ИАК содержатся сведения о приемах, примененных В.В. Сусловым для снятия и перенесения на новое основание фрагментов стенной росписи в Преображенском соборе в Переяславле Владимирской губерний. Все фрески заклеивались холстом, затем разбивались на небольшие части и с помощью разных инструментов отделялисьот стены вместе со штукатуркой. Пласты укладывались на дно ящика стороной, оклеенной холстом. Тыльная сторона заливалась алебастром. "Появившаяся на поверхности фрагментов сырость от алебастра уничтожала сцепления клея и, обернувши залитой кусок фрески другою стороною, можно было снимать и самый холст. Живопись при этом нисколько не страдала. Таким образом фрески появлялись в другом ящике на прочном основании и совершенно открытыми..."17.

Судя по протоколам заседают ИАК, приемы и способы реставрации начали строиться с учетом эстетических свойств материалов, из которых созданы памятники. Так, при реставрации в 1916 г. монументальной живописи в церкви Спаса на Нередице сложность заключалась в том, чтобы в процессе приклейки к стене отставшей штукатурки с древними фресками сохранить характер ее поверхности без цветовой и пластической деформации18. В технологическом отношении следовало найти подходящий раствор, который обеспечивал бы прочную и долговечную связь отставшей штукатурки со стеной. "Секретный" раствор подрядчика Епанешникова, предложенный для этой цели, по просьбе ИАК был предварительно подвергнут испытанию в химической лаборатории Министерства путей сообщения. Результаты анализов показали полную несостоятельность раствора в условиях новгородского климата, так как в его составе преобладал гипс, быстро разрушавшийся при замораживании и оттаивании, в то время как штукатурка и кирпич в тех же условиях оставались целыми19.

Кроме того, необходимо было ввести раствор в полость отслаивания между штукатуркой и стеной. Оказалось, что сделать это совсем не просто — при введении необходимого для приклейки количества раствора, его вес оказывался столь велик, что возникала угроза отпадения штукатурки. Опасность увеличивается, если операции проводятся на криволинейных поверхностях сводов и арок. Сложность заключается и в необходимости сохранить стенописи без искажения их оригинальной поверхности, без вздутий и впадин и без изменения интенсивности цвета росписи. Между тем, нужно было учитывать, что после введения раствора в полость отставания, испарения избыточной влаги протекают через поверхность фрески и вызывают изменения росписи, несколько уплотняя ее тон. Все это означает, что реставрационные операции, в отличие от строительно-ремонтных, должны разрабатываться с учетом качественных характеристик древнего памятника.

Перед началом операции приклейки отставшей от стен штукатурки в храме Спаса на Нередице комиссия ставила ряд условий: I) отверстия, сделанные в штукатурке для заливки раствора в полость отставания, должны находиться в местах, где нет ни рисунка, ни подписей; 2) при заливках необходимо сохранить существующую поверхность во избежание растрескивания штукатурки; 3) для Предотвращения обвала штукатурки во время производства работ нужно сделать специальные фанерные щиты, обитые войлоком и кашмой, повторяющие все изгибы и искривления стены. Щиты установить так, чтобы они давили на те части, где связь штукатурки со стеной не нарушена.

Однако проект этот был попросту невыполним, и В.В. Суслов предложил комиссии проект рамы особой конструкции, позволяющей удерживать штукатурку даже на криволинейных поверхностях сводов и вести работу, не опасаясь нежелательных последствий20 , а также проект приклейки штукатурки к стене. В.В. Суслов предполагал отказаться от сплошных заливок в пустоты между стеной и штукатуркой. Испарение избыточной влаги раствора могло, по его мнению, не только вызвать уплотнение тона живописи в местах приклейки, но и способствовать отложению солей на поверхности фресок. В целом В.В. Суслов предлагал не делать сплошных заливок известковым раствором в местах приклейки штукатурки к стене, а создать ряд вертикальных связей. Для этого следовало наметить на стене вертикаль, сделать в штукатурке два отверстия — вверху и внизу. Затем в верхнее отверстие нужно было медленно и осторожно вливать раствор до появления его в нижнем. После затвердения раствора операция должна быта повторяться до тех пор, пока не обнаружится ряд связующих звеньев между стеной и штукатуркой по намеченной вертикали21. Благодаря этому избыточная влага должна испаряться не через поверхность фрески с красочным слоем, а за счет движения воздуха внутри полости отставания между связями. Вместо гипса В.В. Суслов предлагал использовать для заливок раствор из цемента, серой извести, песка и мелко толченого кирпича в составе 1 + 1+3 + 2:

Следует отметить, что реставрационные операции стали разрабатываться не только как отдельные технические приемы, но во взаимосвязи с выяснением причин, вызывающих разрушения. Так, в ходе обсуждения предлагавшихся приемов приклейки отставшей от стены древней штукатурки в церкви Спаса на Нередице член ИАК археолог А.А. Спицын высказал мнение, что более важно "производство наблюдений, чем опытов, так как остаются не уясненными действительные причины отпучивания фресок, которые могут лежать или в состоянии стен, или в составе штукатурки, или в воздухе церкви. Укрепление штукатурки без установления основной причины ее отхода от стены не имеет смысла, является временной мерой"22. Член ИАК, академик архитектуры П.П. Покрышкин в своей статье "Проветривание зданий, особенно холодных", опубликованной в "Известиях ИАК", писало том, насколько серьезно стоит проблема изучения причин разрушения памятников. Автор обратил внимание на вредное воздействие на произведения искусства застоявшегося воздуха в помещениях, особенно при наступлении весны, при оттепелях. Вредное действие оказывает влага, осаждающаяся из воздуха на стены, более холодные, чем он, и на все предметы, находящиеся в здании. Средством борьбы с конденсационной влагой П.П. Покрышкин считал устройство сквозняков "в сухие, но не жаркие, солнечные дни, начиная с 3 часов до восхода солнца и прекращая за 2 часа до заката"23.

Итак, протоколы заседаний ИАК по проблемам сохранения и реставрации памятников являются свидетельством того, что весь реставрационный процесс в его технических аспектах, включая причины и характер разрушений, средства и способы их устранения, был постоянным предметом изучения. Технические проблемы, разрабатываемые с учетом материальной структуры и эстетического качества художественного произведения, стали равноправными темами обсуждения наряду с проблемами реконструкции и оценки археологической, художественной и культурной значимости объекта реставрации.

___________

1 Максимов А.П. Ук. соч.; Он же. Историческая записка о деятельности Московского архитектурного общества за первые 30 лет его существования. 1867-1897. М., 1897.

2 Переписка и деловые бумаги В.М. Васнецова. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ). Ф. 66.

3 Глазов В.Г. Записка о деятельности Особого совещания по детальной разработке мер к исправлению попорченной живописи в соборе Христа Спасителя в Москве (с 20 сентября 1897 года по 11 октября 1907 года). М. 1908.

4 Протокол осмотра строящегося храма в Талашкино. ОР ГТГ. Ф. 44. Ед.хр. 1355.

5 Глазов В.Г. Ук. соч.

6 Предложение полковника В.Г. Востросаблина по вопросу о подготовке грунта для стенной живописи. Древности. Труды КСДП. М, 1912. Т.4.С. 128, 132.

7 Аггеев П.Я. Старинные руководства по технике живописи // Вестник изящных искусств. СПб., 1877. Т. 5. С. 509-573; Айналов Д.В. Редин Е.К. Киево-Софийский собор // Записки Русского археологического общества (РАО). Новая серия. СПб., 1890. Т. 4. С. 231-381; Петров Н.И. Типик о церковном и настенном письме епископа Нектария // Записки РАО. Новая серия. Т. 2. Вып. 1-2; Труды отделения славянской и русской археологии. СПб., 1899. Кн. 4. С. 1-52; Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки РАО. М., 1856. Т. 8.С. 1-196; Симони П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконописца при книжном и иконном строении // Памятники древней

письменности и искусства. М. 1906, Т. 161.

8 Аггеев П.Я. Технические заметки по живописи. Краски старых и русских

иконописцев // Вестник изящных искусств. СПб., 1886. Т. 4. № 6. С. 450-464;

Киплик Д.И. Живопись и ее средства. СПб., 1908; Петрушевский Ф.Ф.

О выборе красок для масляной живописи // Вестник изящных искусств. СПб., 1890. Т. 6. № 3; Петрушевский Ф.Ф. Краски в живописи. СПб., 1891. VIII; Щавинский В.А. О материалах старинной картины // Старые годы. 1908. 5. С. 264-280.

9 Известия Института археологической технологии. Л., 1922. Вып. 1;. Три  года  работы Института археологический  технологии. М.-Л.. 1924. Вып. 2.

10 Известия Института археологической технологии. Л., 1922. Вып. 1.

11 Древности. Труды ИМАО. М., 1916. Т. 25. С. 30.

12 ЦГА Украины. Ф. 422. Оп. 646.1893-1895. Д. 31. Л. 9-11.

13 Успенский А.И. Стенописи Благовещенского собора в Москве (по поводу реставрации 1884 г.) //Древности. Труды КСДП. М., 1909.Т.З. С. 153-177.

14 Анисимов А. Реставрация церкви Федора Стратилата в Новгороде // Старые годы, 1911. Февраль. С. 43-50.

15 Известия Императорской Археологической комиссии (ИАК). СПб., 1910. Т. 26. С 154

16 Известия ИАК. СПб., 1916. Т. 39. С. 84.

17 Известия ИАК. СПб., 1914. Т. 32. С. 73.

18 Известия ИАК. СПб., 1918. Т. 66. С. 122

19 Там же. С. 123.

20 Известия ИАК. Т. 66. С. 98.

21 Там же. С. 98-99.

22 Известия ИАК. Т. 66. С. 124.

23 Известия ИАК. Т. 34. С. 87.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.