ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЗРАЗЦОВЫХ ПЕЧЕЙ В КЕЛЬЯХ ЕЛЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕРНИГОВЕ

Ильенко И.

Необходимость реконструкции печей в северном корпусе Елецкого монастыря возникла в связи с тем, что весь монастырь было решено отдать под музей-заповедник Черниговского исторического музея. Часть построек монастыря, в том числе и северный корпус, могла стать экспозиционными залами предметов народного быта и прикладного искусства XVI—XVII вв.

При восстановлении северного корпуса келий для реконструкции печей необходимо было определить места их расположения, систему устройства и особенности внешнего вида. Это усложнялось тем, что здание неоднократно перестраивалось в прошлом и было разрушено во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. настолько, что остались одни стены.

Места расположения печей в здании были определены путем исследования дымовых каналов в стенах и путем шурфования (рис. 88).

Рис. 88. План северных келий. Совмещенный чертеж обмера и проекта реставрации

В восточной части корпуса в южной келье был открыт фундамент печи (размером 100Х Х98 см) из большемерного кирпича (размер кирпича 36X18X6 см), выложенный на красной глине. Фундамент примыкал к стене кельи, выходящей в сени, и был расположен по оси первоначального дымохода. Он находился на расстоянии 47 см от наружной стены кельи. Нами было установлено, что он относится к XVIII в.1. Около него и поблизости были найдены расписные изразцы XVIII в. Под фундаментом XVIII в. находились небольшие остатки другого более раннего фундамента печи, примыкавшего как к северной, так и к восточной стене южной кельи. К этой печи вел наружный очаг, расположенный в восточной стене2. Очаг был не первоначальным, хотя техника кладки его почти не отличалась от кладки нижней части стены, на уровне которой он находился. Для устройства наружного камина была заложена и частично разрушена более древняя ниша в восточной стене. Дымоход от наружного камина был вырублен в первоначальной кладке стены и подведен к дымоходу, находящемуся в поперечной северной стене южной кельи.

В западной келье центральной части корпуса точно определялись размеры фундамента печи (225X214 см). Здесь был найден красный неполивной изразец первой половины XVII в.

Фундамент состоял из крупного кирпичного щебня, сверху которого сохранилась кладка на глине из большемерного кирпича того же размера, что и стены. Система кладки этих фундаментов и другие исследования подтвердили, что эти фундаменты относятся к XVII в.3. Здесь, как и в других местах, под фундаментом XVII в. был найден первоначальный фундамент печи, расположенный вплотную к поперечной стене на расстоянии 80—90 см от наружных стен. Толщина фундамента 67—70 см. Материал — плинфовый щебень на извести с незначительным количеством очень мелкого кирпичного щебня. В восточной келье центральной части корпуса около первоначального фундамента были найдены осколки зеленых изразцов с растительным орнаментом. Аналогичные исследования были проведены и в других помещениях.

Для анализа первоначальной системы отопления северного корпуса наиболее ценный материал дали исследования поперечной стены между сенями и восточной кельей в центральной части корпуса. В нижней части этой стены (у восточной кельи) были обнаружены две закладки: одна, заполнявшая большой арочный проем со стороны сеней, и такой же формы, но меньшая, с противоположной стороны стены — из большемерного кирпича того же образца, что и в стенах. Раствор свидетельствовал о том, что они относятся к XVII в.

После вскрытия закладок открылся камин, выложенный в стене сеней одновременно со зданием (рис. 89). Малый арочный проем оказался отверстием, ведущим из камина в топливник печи, примыкавшей некогда со стороны кельи к этому месту. Выше над этим малым отверстием был полуразрушенный проем для выхода дыма из канала печи в главный дымоход стены. Дымоход начинался в верхней части камина и служил как для камина, так и для печи, примыкавшей к нему со стороны кельи (сечение канала над камином 80X40 см, кверху он сужался до 62X35 см, переходя затем в дымовую трубу). Низ камина находился на три ряда кладки выше кирпичного пола сеней. Камин был обмазан раствором внутри. В четвертях малого отверстия, ведущего в топку печи, сохранились кованые железные подставы для дверцы и железная деталь запора замка. В тех случаях, когда печь не топилась, дверца закрывалась и можно было разводить огонь в камине.

Рис 89. Камин в восточной стене центральных сеней

Закладка камина и другие дымовые каналы (как и фундамент) указывали на то, что позднее печь топилась через очаг в наружной стене, а затем, когда и его заложили, топилась из кельи.

Таким образом, удалось установить, что основной системой отопления келий в XVII в. была комбинация камина и печи. При этом топка камина и печи загружалась топливом из сеней, поэтому кельи оставались чистыми. Такая система отопления встречалась в доме гетмана Апостола в г. Глухове4, в «Лизогубовской камъянице» в селе Седневе, в Спасо-Преображенском монастыре Новгорода-Северского, в Архиерейском доме Суздаля, в трапезных палатах Нового Иерусалима, в корпусе Софьи Новодевичьего монастыря, в Архиерейском доме Рязанского кремля и других памятниках.

Можно считать, что эта система отопления через камин была повсеместно распространена в XVII и начале XVIII в.

Для определения особенностей внешнего вида печей были использованы найденные в шурфах изразцы. Наиболее интересны из них изразцы от печи восточной кельи центральной части корпуса (зеленые с высоким рельефом стилизованного растительного орнамента конца XVI—начала XVII в.) и от печи из южной кельи восточной части корпуса (белые расписные изразцы XVIII в.).

Белых расписных изразцов было обнаружено два: карнизный изразец и обломок фриза. Эти изразцы выполнены из светлой бело-розовой глины с коричневым контуром рисунка по белому фону и с раскраской стилизованного растительного орнамента в зеленый и желтый цвета. С изразцов были сняты копии. Их размеры были определены с помощью дополнения утраченных частей рисунка по образцам сохранившихся. В Черниговском и Киевском исторических музеях хранятся такие же изразцы от других печей, найденные при раскопках в Чернигове в 1951 г. Налицо были все основные типы расписных изразцов данной серии, необходимые для реконструкции внешнего вида печи: плоский кафель, валик, фриз и карниз. Не удалось найти полного комплекта изразцов других серий. Для реконструкции печей в северных кельях пришлось выбрать более трудоемкий путь — реконструкцию по имеющимся в натуре данным и изготовление по найденным образцам новых изразцов на заводе в точном соответствии с древними.

Для определения внешнего вида печи были исследованы в натуре и в фотодокументах около сорока печей того времени. Однако в натуре были осмотрены только печи, находящиеся на территории РСФСР и сохранившиеся в большинстве случаев в реконструкциях из подлинных изразцов XVII—XVIII вв. На Украине же печи XVI—XVIII вв. в натуре в обследованных городах (Киеве, Чернигове, Козельце, Седневе, Новгороде-Северском) не сохранились.

Изразцовых печей XVI—XVII вв. на Украине нам не удалось найти, хотя уже в XV—XVI столетиях изразцовые печи там известны по разным «инвентарным описям» и по находкам в раскопках. Печи XVIII в. в центральной Украине теперь, после Великой Отечественной войны, тоже можно найти только в фотографиях.

Анализ, проведенный по аналогиям, показал, что высота печи строго зависела от высоты помещения. В помещениях с деревянными потолками высота печей на 20—25 см ниже перекрытия. Соответственно была определена и высота печей северных келий.

Аналогии вместе с натурными исследованиями дали возможность сделать реконструкцию внешнего вида печи XVIII в. по следующей схеме: на нижней, относительно невысокой части печи с топливником в цокольной части, которая опирается на фундамент, стоит верхняя часть или «надставка» с дымовым каналом в ней. Карниз венчается фигурными изразцами, так называемыми городками. Это членение на нижнюю и верхнюю части сообразованы с высотой малого загрузочного отверстия топки в задней стенке камина. Высота нижней части печи и ширина ее определены точно путем раскладки изразцов. Цоколь в таких печах обычно состоял из одного ряда плоских изразцов и из перевернутого карниза, что и было использовано в реконструкции. Более сложный вариант с цоколем на «ножках» здесь не мог быть применен — натурные данные это не подтверждали.

Верхняя часть печи само собой получилась из размеров нижней. Ширина ее при этом оказалась не кратной размеру плоского кафеля. Это объясняется тем, что в таких печах дополнительно использовался угловой кафель со скошенным углом. Поясок, отделяющий верхнюю часть печи от нижней, с чередованием изразцовых профилей снизу вверх: валик, фриз, перевернутый карниз — типичен в исследованных аналогиях (карниз состоит из гуська, четвертного валика, выкружки и полок различных размеров) (рис. 90, 1, 2, 3). Завершение собрано из имеющихся элементов по типичной в исследованных аналогиях схеме: валик, фриз, карниз, снова валик и «городки».

Рис. 90. Расписные изразцы XVIII в. 1 — карниз: а — вид сбоку; б—фасад; 2 — расписной изразец XVIII в. — валик: а—фасад: б—вид сбоку; в — вид снизу; 3 — расписной изразец XVIII в. — фриз: а — фасад; б — вид сверху; в — план румпы

На большинстве изразцовых печей «городки» уже давно исчезли как наиболее хрупкая их часть. В материалах документации таких печей и в фондах музеев можно еще найти эти венчания, придающие нарядность и законченность общей композиции. Для реконструкции «городков» данной печи XVIII в. были использованы аналогии.

Для реконструкции печи конца XVI— начала XVII в. были использованы целые изразцы, найденные в центральных сенях, и обломки таких же изразцов из примыкающей к этим сеням восточной кельи (рис. 91, а, б). Это — зеленые поливные, рельефные изразцы конца XVI в. с растительным стилизованным орнаментом из листьев репейника. Изразцы были почти квадратных размеров: 203X228 мм с коробчатой лепной румпой высотой 9,5 см, с узкой по краю изразца высокой рамкой. Изразцы с такой рамкой известны на Украине и в Польше в середине и во второй половине XVI в. Высота рельефа на изразцах от 2 до 5 мм. Зеленая полива нанесена непосредственно на черепок, а не на ангоб. Кроме основной плитки был найден профильный изразец, сочетавший в себе фриз и карниз (рис. 91, в). Ширина изразца тоже 203 мм, высота 148 мм. Был найден и фрагмент «городка». Реконструкция «городка» сделана по найденному фрагменту и аналогичным «городкам» из музеев (рис. 91 г, 92).

Рис. 91 а — изразец конца XVI в., найденный в раскопе; б — румпа того же изразца XVI в.; в — реконструкция углового карнизного изразца конца XVI в.; г — реконструкция «городка» конца XVI в. по найденному в натуре фрагменту и аналогии

Рис. 92. Реконструкция «городка» конца XVI в. в натуре

Для определения формы печи были использованы натурные данные. Изучение аналогий дало возможность выделить приблизительно восемь основных типов печей, а именно: 1) печь прямоугольной формы, примыкающая одной стороной к стене, с топкой через камин или из комнаты (камерная печь); 2) такая же печь со скамейкой по одной, двум или трем сторонам; 3) печь прямоугольной формы, стоящая в углу помещения, с топкой через камин или из комнаты, со скамейкой-лежанкой или без нее; 4) печь «польская» с топкой через камин (нижняя часть печи примыкает к камину, верхняя надставка стоит свободно); 5) печь полукруглая с топкой через камин; 6) печь в центре кельи прямоугольной формы с дымоходом в шелыге свода; 7) русская печь, аналогичная украинской варистой печи; 8) круглый обогреватель, который ставился обычно в царских хоромах (тепло в него поступало из печи нижнего этажа).

Прямоугольная форма фундамента первоначальной печи, дверца на задней стенке камина и смещение продольной оси фундамента от оси камина на 25—28 см (к югу) говорили о том, что из указанных выше типов печей это могла быть печь только второго типа, т. е. прямоугольная с топкой в самой печи, но с загрузкой ее дровами через камин и со скамейкой по длинной и короткой стороне. Таким образом, это была камерная печь.

Конструкция скамьи и «ножек» печи полностью взята из сохранившегося развала печи, найденного в этом же корпусе в центральных сенях от более ранних келий XVI в., которые были разобраны для строительства существующего корпуса в конце XVI—начале XVII в. (рис. 93—95). Найденные здесь изразцы были использованы для другой печи при строительстве северного корпуса.

Рис. 93. Проект реконструкции печи конца XVI в. Вид сбоку

Рис. 94. Проект реконструкции печи конца XVI в. План

Рис. 95. Реконструкция печи конца XVI в. в натуре (в процессе осуществления)

Рис. 96. Реконструкция печи конца XVIII в. в натуре

Исследование печей древних зданий, как и их частей, приобретает важное значение для их датировки, так как системы отопления и особенности самих печей нередко изменялись через 2—3 десятилетия.

Здание северных келий Елецкого монастыря, дата которых не была прежде установлена и относилась разными исследователями к разным периодам — от XVI до XVIII в., — удалось точно датировать концом XVI—началом XVII в. именно на основе исследования остатков печей. Эта же датировка подтверждается обнаруженными в здании наружными очагами, которые не являются первоначальными и в то же время датируются XVII в.

Ни в зданиях XVI в. и более ранних, ни в зданиях второй половины XVII в. на Украине подобных наружных очагов нет. Выявленный исследованиями в северном корпусе келий тип наружного очага был, однако, широко распространен в Польше.

Известно, что в 1611 г. поляки, захватив Украину, жили в Чернигове, в том числе и в Елецком монастыре, до 1645—1649 гг., приспосабливая разрушенные монастырские помещения для своих нужд.

Это дает основание предполагать, что наружные очаги были здесь сделаны именно поляками в первой половине XVII в. Таким образом, северный корпус келий не мог быть построен позднее 1611 г.

Вместе с тем, археологические раскопки, произведенные при реставрации здания, установили, что корпус стоит на месте деревянной кельи, которая датируется концом XV— XVI в.

Она была разобрана в конце XVI в. для постройки на ее месте северного корпуса. Следовательно, он не может датироваться ранее чем концом XVI в. Так натурное исследование печей этого здания помогло установить достаточно точно границы времени, когда оно могло быть построено.

_________

1Архив ВПНРК Елецкий монастырь в Чернигове. Отчеты о шурфах. Шурф № 22. Инв. № 66/107 б, фото 18, инв. № 66/107а, стр. 5.

2Архив ВПНРК. Фототека. Елецкий монастырь в Чернигове. Шифр 66, инв. № 17828; 17846; 17859.

3Архив ВПНРК. Фототека. Елецкий монастырь в Чернигове, Шифр 66, инв. № 10275. Отчет о шурфе № 13, инв. № 66/13а. Отчет о шурфе № 32, инв. № 66/131.

4М. Судиенко. Материалы для отечественной истории, т. I, отдел 3. Киев. 1853, стр. 11.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.