ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЦЕРКВИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ В УСАДЬБЕ ВЯЗЁМЫ

Соболева Л.
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ М. Д. ЛУКАШЕВКЕРА

Замечательная строительная деятельность Бориса Годунова, вызывавшая и ропот, и восхищение современников, отмечается во многих письменных источниках времени его правления и царствования. Грандиозность и величие возведенных при Годунове сооружений свидетельствуют о высокой художественной и строительной культуре Руси в конце XVI — начале XVII в. На огромный размах строительства, когда Борис Годунов был правителем, указывалось даже в дипломатических документах. Однако далеко не все сооружения, возведенные при Годунове, мы имеем возможность изучать сегодня. Создававшиеся Годуновым в одни годы с Борисовым городком памятники Вязём — церковь Троицы (Преображения) и звонница представляют большой историко-художественный интерес (рис. 59). Первое упоминание о Вязёмах относится к 1556 г.1. В 1590 г. в Вязёмах был великолепный дворец, сгоревший в 1605 г. После Годунова Вязёмы были резиденцией Лжедимитрия I, a впоследствии — дворцовой вотчиной царя Михаила Романова. До 1694 г. усадьба находилась в дворцовом ведомстве, когда по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей была пожалована князю Б. А. Голицыну. А. С. Пушкин, бабке которого принадлежало соседнее имение Захарово, бывал в вязёмской церкви. У абсид ее похоронен младший брат поэта Н. С. Пушкин. В творчестве А. С. Пушкина есть произведения, образы которых навеяны Вязёмами — трагедия «Борис Годунов», «Пиковая дама», прообразом которой явилась старая княгиня Н. П. Голицына. Во время Отечественной войны 1812 г. 30 августа в Вязёмах ночевал М. И. Кутузов, а 31 августа — Наполеон. Вязёмы принадлежали роду Голицыных до 1917 г.

Напоминанием о событиях смутного времени являются многочисленные надписи на стенах церкви на польском и латинском языках2. Кроме них нами обнаружено много других надписей, а также русская надпись на восточной грани юго-западного столпа, сделанная тайнописью. Под слоем масляной покраски нами расчищена надпись с северной стороны западного портала «святая Троица Ермолин 1651 року». Архимандрит Леонид в 1873 г. писал о церкви в Вязёмах: «Эта церковь есть старейшая из всех сельских церквей Звенигородского уезда. Она построена царем Борисом Годуновым еще в то время, когда он был боярином в 1590 годах (по клировым ведомостям 1600 год)». В. В. Суслов говорит о церкви Троицы в Вязёмах как об исчезнувшей, а время построения церкви Преображения считает гадательным. В. и Г. Холмогоровы говорят о двух церквах в Вязёмах Преображенской и Троицкой: «В селе Вязёмах-Никольском на речке Вязёме в конце XVI столетия существовала церковь Живоначальныя Троицы, построенная неизвестно когда» и далее «...находилась в 1702 году каменная церковь во имя Преображения Господня»3.

Рис. 59. Церковь Троицы (позже Преображения) со звонницей. Эскизный проект реставрации

Приближенная дата церкви Преображения устанавливается по тексту пискаревского летописца: «Да при царе Федоре Иоанновиче всея Руси, а по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова в селе его на Вязёме сделан храм камен о пяти верхах и плотина каменна у пруда»4. Итак, каменная церковь в Вязёмах относится ко времени царствования Федора Иоанновича 1584—1598 гг. Церковь Преображения первоначально называлась Троицкой, после пожалования усадьбы Б. А. Голицыну она была переосвящена. Работы по исследованию памятника начаты в 1956 г.5. Установлено, что церковь ориентирована абсидами не точно на восток, а с отклонением около 60° к северу. Здание стоит на высоком подклете, в котором была церковь. В первом ярусе приделы объединены с основной церковью открытым гульбищем. Впоследствии на парапет гульбища были поставлены столбы с арками, над которыми устроена односкатная кровля по стропилам. Верхняя галерея церкви не имела сводов. Первоначальные основания окон были обнаружены под ее кровлей. Алебастровый карниз под потолком галереи скрывал белокаменный вал над северным порталом церкви. Белокаменные профилированные лопатки, идущие по стенам церкви, срублены под потолком, и в этих местах вытянуты алебастровые раскреповки. Столбы и арки галереи сложены из кирпича (второго использования) 27—28X14,5—15Х7,5—8 см, из которого сооружен главный усадебный дом, на его картуше дата 1784 г. Все это неоспоримо свидетельствует о позднейшем происхождении верхнего яруса галереи.

Анализируя эрмитажные чертежи второй половины XVIII в. по Борисову городку, П. А. Раппопорт отнес верхний ярус галереи церкви Преображения ко времени Годунова, что полностью опровергается данными натурного исследования памятника6.

Церковь построена из белого камня, вывозившегося по государеву указу из села Мячкова7. Высота блоков колеблется от 19 до 25 см. Своды апсид, закомары, барабаны и главы выполнены из большемерного кирпича размером 31—30X14—15X7—8 см. Культурный слой у стен памятника около метра.

Колокольня и переход к церкви пристроены в 80-х годах XIX в. «Для связи ее с церковью не остановилась на сломке части паперти и уничтожили в самой середине всхожие ступени, ведшие во второй ярус прямо к средней арке верхней паперти»8. Колокольня была сооружена в связи с угрожающим креном звонницы и необходимостью снять колокола (в конце 1850-х годов колокола на звоннице еще висели)9. Московское археологическое общество обязало, однако, владельцев усадьбы сохранить древнюю звонницу. Все порталы сохранились без повреждений, кроме портала северного придела. После вскрытия пола были обнаружены древние откосы портала, что дало возможность восстановить его. Зондаж в северо-западном углу, образуемом галереей и новым переходом, обнаружил в толще стены пяту древнего свода, по которому шла первоначальная лестница (рис. 60). Материал для восстановления лестницы дает отчасти самое древнее из известных изображений церкви в «Книге избрания на царство», хотя этот рисунок очень условен. Интересен чертеж церкви Преображения, сделанный с натуры в 1838 г. (публикуется впервые)10 (рис. 61).

Рис. 60. Шурф в месте примыкания северной стены перехода к западной стене гульбища. Обнаружена пята свода лестницы на гульбище с филенкой над ней. Фото 1957 г.

Рис. 61. Западный фасад церкви Преображения. Чертеж из коллекции ГИМ. Вверху чертежа надпись «Фасад церкви во имя Преображения Господня в селе Никольском Вязёмы тож», внизу—«1838 года генваря 8 дня в натуре свидетельствовал Московский губернский архитектор. Надворный советник и кавалер — Борисов, с натуры снимал вольнопрактикующий архитектор Кузнецов.» (Отдел архитектурной графики ГИМ. Шифр 6215).

В конце XVI в. можно указать ряд зданий с симметрично расположенными приделами по сторонам основной церкви, как, например, в церкви Спаса Преображения в селе Остров. План же с приделами, объединенными общей галереей, находим в Богоявленской церкви 1592 г. села Красного, Костромской области. Законченным выражением этой композиции плана является церковь Преображения в Вязёмах (рис. 62). Такое же плановое решение мы видим позднее в церкви Покрова в Рубцове, церкви Покрова в селе Медведкове и в ряде памятников Ярославля и Москвы. Памятниками, близкими по общим художественным особенностям к церкви Преображения, являются церковь Рождества Богородицы в Пафнутьеве-Боровском монастыре, а из более ранних— Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Н. В. Султанов считал церковь в Вязёмах соединительным звеном между памятниками XVI и XVII вв.11. Проект реставрации вязёмской церкви был разработан акад. В. В. Сусловым (рис. 63), по-видимому, без достаточного исследования по неточному обмеру и вызывает серьезные возражения. По сторонам западного портала показаны сделанные по образцу растесанных верхних два никогда не существовавших окна, вместо перспективных порталов приделов показаны арочные проемы, оставлено четырехскатное покрытие, растесанные окна, второй ярус галереи и нижняя галерея с застроенным цоколем. Интересно сопоставить проект В. В. Суслова с обмером западного фасада, на котором нанесены данные исследования памятника (рис. 64).

Рис. 62. Чертеж обмера плана церкви Преображения Л. А. Соболевой и М. Д. Лукашевкера

Рис. 63. В. В. Суслов. Проект реставрации церкви Преображения. Западный фасад

Рис. 64. Западный фасад церкви Преображения. Обмер и исследование

Большой научный интерес представляют росписи церкви. Они выполнены до переосвящения церкви, о чем свидетельствуют сюжеты, относящиеся к циклу Троицы (стены и своды церкви посвящены трем основным сюжетам: дни творений с изгнанием Адама и Евы из рая, прием Авраамом трех ангелов и прием Лотом двух ангелов). После поновлений живописи в конце XVIII—начале XIX в. никаких реставраций ее не велось. В 1956 г. вся поверхность красочного слоя имела большое количество утрат и находилась в состоянии распыления и шелушения. Грунт стенописи на большей своей части отстал от кладки. По всей поверхности живописи следы пулевых пробоин, группирующихся на ликах. Масляная живопись на панелях также шелушилась, и за ней просматривалась великолепная орнаментальная роспись «полотенец», частично раскрытая С. С. Чураковым на западной грани южного столпа. В 1957 г. В. Г. Брюсовой было произведено пробное укрепление живописи и расчистка ее на небольшом участке северной стены композиции «Авраам провожает Троицу»— второй ярус слева от восточного окна (рис. 65). В 1967 г. начата работа по реставрации живописи, проведено укрепление грунта и красочного слоя. Выполнено раскрытие из-под записей целой композиции «Троица» на западной стене в простенке между вторым и третьим окнами к северу. Раскрытие древней фрески на указанном участке показало исключительно высокое художественное достоинство первоначальной росписи. Работа выполняется бригадой под руководством реставратора высшей категории Д. Е. Брягина.

Рис. 65. Фрагмент композиции «Авраам провожает Троицу» (2-й ярус на северной стене после укрепления и пробной расчистки). Фото 1957 г.

М. А. Ильин дважды высказывал соображение о том, что «в центральном куполе храма изображен Пантократор, как строитель мира, с циркулем в руке, что косвенно указывает на архитектурно-профессиональные знания русских зодчих этого времени»12. Как показало исследование живописи в куполе, она относится к XIX в. Существующее изображение представляет собой не Пантократора, а Саваофа и не с циркулем, что не соответствует канонам иконографии, а со сферой в левой руке, правая же поднята в благословляющем жесте13.

Реставрационные работы по церкви Преображения в Вязёмах начались летом 1957 г. и с большими перерывами продолжаются до настоящего времени. В северном приделе был восстановлен перспективный портал и участок южной стены, в которой в 1814 г. была устроена ниша и установлен памятник Б. В. Голицыну, умершему от ран, полученных во время Отечественной войны 1812 г.14. Высокая пустая ниша (3,7X2,27 м) лишала придел присущих ему пропорций. Ниша была заложена, а облицовка стены на этом участке реставрирована белым камнем на высоту 3,1 м, а выше — большемерным кирпичом в соответствии с древней кладкой всего придела. При этом выяснилось, что забутовка стен церкви выполнена из крупных белокаменных грубооколотых блоков с заполнением промежутков белокаменной щебенкой, залитой известковым раствором.

Исследование верхов церкви дало исчерпывающий материал для восстановления позакомарного покрытия. Под четырехскатной железной кровлей сохранились своды, покрытые слоем известковой обмазки. Промежутки между закомарами были заложены кирпичом XVIII в. размером 27—28X14,5—15X7,5—8 см. На центральном барабане обнаружены восемь кокошников — четыре больших и четыре малых, расположенных под белокаменным валом. Кокошники в месте соприкосновения их друг с другом опираются на кирпичные импосты сложного профиля. Большие кокошники имеют в плане длину 2,18—2,2 м, малые 2— 2,03 м. Они хорошо сохранились, но верхний их ряд во многих местах сбит при устройстве четырехскатной кровли. Сбитые кокошники восстановлены из большемерного кирпича Водосливы на основной церкви не сохранились, но на ее углах и между закомарами расположено три ряда большемерного кирпича, служивших основанием, на котором они стояли. Водосливы восстановлены по образцу имевшихся на приделах. Разъендовки между сводами и пространство между центральным и угловыми барабанами выложено кирпичом на плашку. После снятия кровли памятник обрел свои первоначальные пропорции благодаря тому, что выявилась высота барабанов, скрытых ранее под четырехскатным покрытием.

После раскрытия кровли на северном приделе были обнаружены значительные остатки кокошников второго и третьего рядов, давшие возможность восстановить их (рис. 66).

Рис. 66. Кокошники северного придела в процессе восстановления

Кокошники второго ряда полностью сохранили завершающий их профиль, состоящий из одного ряда кирпича на плашку, под ним один ряд кирпича на ребро с профилем, состоящим из гуська с полочкой, под ним еще один ряд на плашку — четвертной вал с полочкой. У основания барабана сохранились остатки верхних рядов, окрывающих кокошник, что дало основание для точного восстановления высоты и кривой кокошника.

В третьем ряду обнаружены остатки тимпанов и верхних кирпичей (кокошники покрывались двумя рядами кирпича на плашку). В северо-восточном углу сохранились два кирпича, по расположению которых был установлен вынос окрывающего кокошник профиля. Кокошник третьего ряда, примыкающий с южной стороны к барабану северного придела, окрывался одним кирпичным рядом (без профиля), что легко объясняется его расположением, при котором профиль не виден с земли.

Восстановить кокошники первого ряда можно было благодаря сохранившимся двум крайним, расположенным по восточной стороне. Средний же, больший по размерам, над сводом абсиды, уничтожен при устройстве четырехскатной кровли. У пят архивольтов кокошников, опирающихся на свод абсиды, остались белокаменные чаши водосливов (выступающие лотки их были срублены при устройстве кровли над абсидой), а в северо-восточном углу обнаружены остатки «хвостовой» части водослива. По расположению основания водосливов у среднего кокошника восточного фасада видно, что лотки их выходили не перпендикулярно фасадной плоскости кокошника, а под углом около 30° от южной пяты архивольта к югу и от северной — к северу. При исследовании было установлено, что профиль архивольта среднего кокошника не соответствует профилям архивольтов боковых, что и было учтено при его восстановлении.

Кокошники второго ряда по восточному фасаду северного придела оказались больше и выше других в этом ряду, что может объясняться стремлением привести их в соответствии с кокошниками первого ряда, почти не меняя их пропорций.

Под слоем строительного мусора с южной стороны у основания барабана обнаружено покрытие свода лемехом по бересте1. Ширина пластин лемеха 19 см, длина около 30 см, целых пластин не сохранилось, но если продлить направление скошенных сторон пластины, то получится заостренный конец. Береста уложена в несколько слоев по известковой смазке свода со значительным загибом на прилегающие к своду вертикальные поверхности стен. Высота загиба 20—25 см. Лемех крепился к кирпичной кладке свода коваными гвоздями 18—20 см, диаметр шляпки 2 см. Древесина лемеха опробковела и высохла, после расчистки ее и снятия среза установлено, что лемех сделан из дубовой клепки.

Исследования, проведенные после снятия кровли на южном приделе, в основном дали результаты, аналогичные полученным при обследовании верхов северного придела.

После снятия поздней ветхой железной кровли со сводов абсид обнаружено, что при ее устройстве прорублены гнезда в стенах церкви, подрублены кокошники приделов, белокаменные архивольты и лопатки на стенах основного объема церкви. При реставрации кровля опущена на ее первоначальный уровень и положена по сплошной обрешетке, идущей по кружалам, лежащим непосредственно на кирпичной кладке сводов абсид, и восстановлена «полица».

Исследование глав церкви позволило установить, что они крыты железом прямо по кирпичной кладке, сохранившейся без переделок. Подкрестные белокаменные конусы с яблоками, стоящие на всех главах церкви и приделов, были тоже обшиты железом. Четыре щелевидных окна центрального барабана церкви были расширены. При растеске в кладке сохранились остатки обрубленных кирпичей. После изъятия их из кладки и замены поставленными насухо целыми кирпичами были уточнены размеры первоначального проема и четвертей, что дало возможность их восстановить (рис. 67). Четыре боковых барабана основной церкви, как показало исследование, были глухими, а окна, существующие в них в настоящее время, прорублены позднее на месте ниш. Это подтверждается сохранившимися фрагментами первоначальной кладки в верхних частях проемов, системой кладки, ясно видной в нишах, расположенных по южным и северным сторонам барабанов.

Рис. 67. Окно центрального барабана церкви Преображения. Проект восстановления

Все окна основной церкви, абсид и приделов в обоих ярусах растесаны. В подклете сохранилось одно древнее окно в северной стене северного придела, утратившее лишь нижнюю часть наличника (рис. 68). Все семь окон верхней церкви повышены и растесаны в обе стороны, откосы и перемычки сложены из кирпичей размером 28X14X7,5 см. Очень интересно высказывание Мих. Красавского. Он писал об окнах церкви Преображения: «... окна имеют несколько больший размер и необычные пропорции для зодчества конца XVII — начала XVIII века; то же самое можно сказать и об алтарных окнах, однако как те, так и другие, по-видимому сохранили свою первоначальную форму, так как обтягивающие их наличники (в виде уступов-впадин) по характеру профилей гармонируют с остальным архитектурным убранством церкви»16.

Рис. 68. Окно подклета на северном фасаде северного придела. Фото 1957 г.

В процессе исследования стен, расположенных ниже линии примыкания крыши галереи на северном, западном и южном фасадах, были обнаружены нижние части первоначальных оконных проемов, заложенные кирпичом. Они оказались примерно на 50 см ниже существующих. Нижние отметки оконных проемов не на одном уровне — наибольшая разница в отметках окон южного и северного фасадов равна 13 см. В ряде мест сохранились профилированные блоки, обрамляющие первоначальные проемы, причем профиль их соответствует профилю существующих растесанных проемов. Это дает основание предполагать, что при растеске окон профилированные блоки были вынуты из кладки и переставлены на новые места (рис. 69). Такой же профиль имеет сохранившееся древнее окно подклета.

Рис. 69. Исследование и проект восстановления первоначальных окон в северо-западном углу церкви Преображения

Следует указать на характерную особенность кладки первоначальных проемов — во всех семи проемах в основании положены два блока длиной 60—64 см и высотой 23—24 см и в этих блоках вытесан профиль с углами, стыка на ус нет ни в одном проеме. Учитывая, что размер кирпича в вышележащих рядах закладки 28X14X7,5 см и раствор также иной, чем в первом ее ряду, можно утверждать, что окна переделывались дважды: при первой переделке ширина проема осталась неизменной, а основание было поднято на 15—17 см, при второй — окна были растесаны и основание поднято на 50—60 см от первоначального уровня. Это положение подтвердилось при разборке закладки в двух окнах северного фасада, где были обнаружены все элементы проемов и гнезда от решеток. Следы боковых внутренних откосов ясно прослеживаются на нижнем откосе. Все эти данные послужили необходимым материалом для восстановления окон.

После снятия арок и столбов с галереи гульбища был восстановлен его пол из белокаменных плит с устройством гидроизоляции из двух слоев гидроизола на битумной мастике. Изоляционный ковер заходит на стену парапета на 30 см (рис. 70). Отвод вод с площадок гульбища, имеющих соответствующие уклоны, обеспечивается водосливами, остатки которых обнаружены под поздним полом.

Рис. 70. Устройство гидроизоляции на южной стороне гульбища

В алтарной части основной церкви на первоначальном уровне восстановлен пол из белокаменных лещадных плит, который оказался на 45 см ниже современного. После восстановления пола над ним оказался раскрытым частично сохранившийся живописный орнамент, идущий по периметру стен (рис. 71).

После закрытия церкви в Вязёмах в 1938 г. (как культового здания) существовавший в ней резной золоченый иконостас конца XVII в. был разобран17. От него осталась лишь часть деревянного каркаса. Древняя каменная алтарная преграда имеет 3,8 м высоты и три прохода: к основному престолу, в жертвенник и в дьяконник, она идет заподлицо с западными гранями восточной пары столбов церкви. Нижний ее участок на высоту 2 м выложен из блоков белого камня, а над ними идет кладка из болынемерного кирпича. До устройства в конце XVII в. резного золоченого иконостаса существовал тябловый иконостас. Живопись на северной и южной стенах церкви не доходит до алтарной преграды — после разгранки оставлен свободный участок шириной 20 см, т. е. как раз необходимое расстояние для установки тябл иконостаса. Все три прохода в алтарной преграде были перестроены.

При исследовании кладки с северной и южной стороны были обнаружены вертикальные швы и затем первоначальные откосы, покрытые орнаментальной росписью.

При переделке проходов, произведенной, по-видимому, в связи с установкой иконостаса, в конце XVII в. боковые проходы были приближены к центральному — с одной стороны была добавлена кладка, а с другой — разобрана (рис. 71).

Рис. 71. Поперечный разрез церкви Преображения

Высота проема до свода была установлена, а пята с направлением кривой арки дала возможность построить трехцентровую арочку над пролетом. При вскрытии пола в существующем проеме были обнаружены древние откосы с четвертью, что дало возможность восстановить первоначальный боковой проем. Были найдены также два подстава и фреска с растительным орнаментом. Полностью сохранился пятилепестковый цветок цвета киновари на голубом фоне с ветками и листиками. Фреска была укреплена художником-реставратором Р. Д. Смоляковой.

Центральная арка имела откосы, расширявшиеся в сторону центральной абсиды. В полу, однако, были найдены древние откосы, оказавшиеся прямыми, и порог. Обнаружили следы двухкратных переделок, изменивших первоначальную кривую и высоту арки. Пяты ее видны в сохранившихся белокаменных блоках, таких же, как и в северном и южном проемах. Эти уступы в центральной арке равны 32 см, поэтому арка и сложена при восстановлении в один кирпич в отличие от боковых проемов, уступы которых имеют 16 см. Выложенные при реставрации ряды кирпичной кладки над замком арки имеют правильную раскладку крестовой системы и нормальную перевязку с сохранившимися верхними рядами. Это подтверждает то, что верхняя точка арки при восстановлении найдена правильно.

При исследовании кладки с южной стороны от прохода в дьяконник был обнаружен вертикальный шов от уровня солеи до древней пяты, вырубленной в белокаменной кладке. Но при разборке закладки было установлено, что проем не шел до пола, а в нижней части был заострен. Со стороны алтаря в месте проема внизу обнаружена орнаментальная фресковая роспись. Таким образом, прохода в дьяконник не было, и проем был открыт в сторону церкви только аркой.

При исследовании прохода в дьяконник и разборке в связи с этим части кладки был снят и сохранен участок ее с надписью: «Стефан писал воскресенье». Характер надписи и указанное в ней польское имя Стефан дают основание предположить, что переделка алтарной преграды относится к работам, проводимым Б. А. Голицыным после 1694 г. Как известно, у Б. А. Голицына работало много иностранных мастеров, в частности итальянцев и поляков. Работы по восстановлению алтарной преграды были закончены в 1958 г. (рис. 72).

Рис. 72. Проект восстановления первоначальных проемов алтарной преграды церкви Преображения. Вверху западный фасад, проходы в жертвенник и дьяконник с восточной стороны. Внизу алтарная преграда. Обмер

На церкви Преображения, одном из немногих годуновских памятников, сохранились первоначальные шлемовидные главы: после снятия четырехскатной кровли, раскрытия центральной главы восстановились пропорции ранее закрытых барабанов и весь силуэт церкви обрел новое звучание, при котором первоначальный смысл и силу получила симфония шлемовидных глав. На центральной главе в конце XVII в. была поставлена резная белокаменная барочная корона на кирпичном основании, очевидно, после 1694 г. во время проведения Б. А. Голицыным больших строительных работ. Два памятника русской архитектуры увенчаны коронами — церковь Знамения в Дубровицах (металлическая корона) и церковь Преображения в Вязёмах, и оба принадлежали Б. А. Голицыну. В связи с этим большой интерес представляет свидетельство Иоганна Корба, бывшего в России в 1698— 1699 гг. Он пишет: «Он (Б. А. Голицын—Л. С.) выстроил палаты, достойные величия его рода, и держит у себя на службе итальянских зодчих. При их посредстве Голицын воздвиг в своих поместьях — Дубровице и Вязёме — два весьма красивых храма, вековечные памятники его славы и благоразумия»18. Корб допустил ошибку, предположив, что оба здания строились одновременно. Церковь Знамения в Дубровицах действительно строилась во время пребывания Корба в России, а церковь Преображения в Вязёмах, по-видимому, была тогда в лесах в связи с переделками, производимыми Б. А. Голицыным перед переосвящением церкви. Корона центральной главы церкви Преображения является свободной композицией, не имеющей геральдического значения. В процессе исследования короны установлено, что внутри нее сохранился подкрестный белый камень с яблоком, таким же, как под-крестные камни на остальных главах церкви (рис. 73). Часть зубцов ее утрачена, а вся поверхность камня сильно повреждена выветриванием. Шлемовидное покрытие центральной главы сохранилось без изменений. При расчистке креста установлено, что первоначально он был золоченым, корона же была окрашена охрой под тон золота.

Рис. 73. Чертеж обмера центральной главы церкви Преображения. За короной, установленной в конце XVII в., обнаружен под-крестный конус. Реконструкция на конец XVII в. и проект восстановления первоначального завершения главы

Для проведения ремонта яблока и под-крестного камня необходимо было снять крест, который также нуждался в ремонте. При проведении работ по установке креста после ремонта и золочения белокаменная корона в случае оставления ее на месте могла быть повреждена, так как почти все зубцы ее качались. Поэтому она была снята. Корону более поздней работы решили не устанавливать на центральной главе, а собрали и поставили ее на специальный постамент в центральной абсиде церкви, на месте престола. В постамент вделали белокаменную доску с надписью: «Белокаменная корона (1690-е гг.). Находилась под крестом центральной главы церкви Преображения (1584—1598 гг.). Снята при реставрации в 1960 г.».

Все кресты церкви Преображения и приделов первоначально были золочеными. После ремонта кресты вновь вызолотили и летом 1961 г. установили на место.

На рис. 74 приведен обмерный чертеж северного фасада церкви Преображения до начала работ, а на рис. 75 — эскизный проект реставрации этого же фасада.

Рис. 74. Северный фасад церкви Преображения. Стереообмер. 1956 г.

Рис. 75. Северный фасад церкви Преображения. Эскизный проект реставрации

На проектном чертеже северного фасада и перспективе показано лемеховое покрытие сводов и глав церкви. Однако покрытие это не восстанавливали, так как для этого нет достаточных оснований. При тщательном обследовании кирпичной кладки глав, покрытых древней известковой обмазкой, нами не было обнаружено гвоздей, которыми крепились клепки лемеха. Есть основания предполагать, что только своды имели лемеховое покрытие, а главы — металлическое. Такое сочетание покрытий встречается в изображениях на иконах конца XVI и XVII вв. Участок уцелевшего покрытия лемехом сохранен на месте его обнаружения под новой металлической кровлей.

Эскизный проект реставрации церкви Преображения в Вязёмах, сделанный на основании точных обмеров и исследования памятника в натуре, представляет все восстанавливаемые элементы памятника (кроме реконструкции западной лестницы) с точной документацией их в натуре. В процессе проведения реставрационных работ эскизный проект получит дальнейшее уточнение в деталях.

В заключение хотелось бы отметить некоторые особенности вязёмских памятников — церкви Преображения и звонницы — и указать на их связь с архитектурой Покровского собора на Красной площади в Москве. Звонница последнего была построена лет на 30 ранее вязёмской, весьма близкой ей по архитектурным формам и композиции, стояла на месте существующей в настоящее время шатровой колокольни, построенной в 1680-х годах. Общий вид звонницы собора Покрова находим на ряде изображений XVII в., из которых наиболее интересны рисунки А. Олеария и А. Мейерберга. В связи с этим особый интерес представляет опубликованная П. А. Раппопортом опись Борисова городка, в которой говорится о его звоннице, строившейся одновременно с вязёмской: «Колокольня каменная о четырех столбах против Троицкой колокольни, что на рву»19. Это ценное указание связывает воедино все три памятника — звонницы собора Покрова, Борисова городка и вязёмскую, из которых в настоящее время сохранилась лишь одна— звонница в Вязёмах. Остро аварийное состояние, в котором находилась вязёмская звонница, ликвидировано. Крен выпрямлен в декабре 1954 г., под основание звонницы со стороны крена подведена железобетонная плита, восстановлены своды, лестница на гульбище и все фасады.

В процессе исследования церкви Преображения мы установили еще ряд особенностей в деталях и кладке, близких к архитектуре Покровского собора. Назовем некоторые из них: общеизвестно, что цоколи обоих памятников близки по формам; междуэтажная тяга из «кубышек», образованная двумя рядами кирпича, повторяется в обоих зданиях.

Интересна также система кладки кирпичных сводов над алтарной частью церкви Преображения. Эта кладка так же, как и кладка сводов во всех столпах собора Покрова, имеет расположенные по спирали ряды, в которых кирпич, поставленный на ребро, чередуется с кирпичом, поставленным горизонтально. Такая система кладки сводов встречается в Архангельском соборе Московского Кремля, во многих памятниках итальянского Возрождения, а изображение такого свода находим на рисунке, выполненном Леонардо да Винчи (в его «Атлантическом кодексе»).

Эти наблюдения наводят на мысль, что в Вязёмах могли работать мастера-каменщики, строившие Покровский собор, так как разрыв между началом постройки обоих зданий около 30 лет.

Реставрационные работы по церкви Преображения возобновлены в 1963 г. Разобрана колокольня и переход от нее к подклету церкви, сооруженные в 1878 г. На всей территории в пределах церковной ограды, которая восстанавливается, снят культурный слой. Ведется исследование в натуре окон подклета. На западной стене подклета обнаружены прямые откосы с гнездами от решеток.

После освобождения от грубых поздних пристроек, восстановления первоначальных пропорций и деталей памятник, в своем первоначальном виде, будет свидетельствовать о высокой художественной и строительной культуре, существовавшей в России в конце XVI в.

___________

1Сб. кн. К. М. Оболенского № 5. Дневник литовских послов. 1556 г., М. 1838 г., стр. 6.

2П. Шереметев. Вязёмы. Издание «Русские усадьбы», вып. 1. Спб., 1916, стр. 19.

3В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст. Загородская десятина. М., 1866 г., стр. 195 и 199.

4Материалы по истории СССР. II. АН СССР, М., 1953. Пискаревский летописец, стр. 100.

5Обмеры и исследования памятника проводились мною совместно с М. Д. Лукашевкером до 1959 г.

6П. А. Раппопорт. Новые материалы о Борисовом городке. В сб.: «Культура и искусство древней Руси». Л., 1967, стр. 35.

7А. Щекотов. Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем оного виде. Ч. I, M., 1801, Вязёмы.

8П. Шереметев. Указ. соч., стр. 186.

9В. Берг, Захарово. «Москвитянин», 1851, № 9—10.

10ГИМ Отдел архитектурной графики, шифр Р-6215.

11 J. de Bage Viasiomy Souveniry d'une mission. Paris, 1808. p. 258. В кн. приведено письмо В. Н. Султанова — Л. С.

12Н. Воронин и М. Ильин. Древнее Подмосковье. М, 1947. стр. 105, М. А. Ильин, П. Н. Максимов и В. В. Касточкин. Каменное зодчество эпоха расцвета Москвы. История русского искусства, т. III. Изд-во АН СССР, 1955, стр. 471.

13Архив ВПНРК, нег. № 16859.

14В 1938 г. памятник перевезен в Отдел монументальной скульптуры Музея архитектуры в б. Донском монастыре.

15Архив ВПНРК, нег. № 16579

16М. Красовский. Очерк истории Московского периода древнерусского зодчества. М., 1911, стр. 32.

17Часть икон передана в Третьяковскую галерею.

18Корб Иоганн Георг. Дневник путешествий в Московию 1698—1699 гг. Изд. А. Суворина Спб., 1906, стр. 40.

19П. А. Раппопорт. Борисов городок. В кн.: «Материалы и исследования по археологии СССР», № 44. Материалы и исследования по археологии Москвы. Издво АН СССР, 1955. стр. 62.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.