ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ИССЛЕДОВАНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ ДРЕВНИХ БАНЬ В ТБИЛИСИ

Гвердцители Р.

В Тбилиси, одном из древнейших городов Советского Союза, сохранилось очень мало старых построек. Разделяя участь страны, непрестанно терзаемой врагами, город много раз разорялся. Больше всего во время нашествия врагов страдали жилые дома и дворцы, разрушаемые до основания и сжигаемые дотла. Даже такое сравнительно позднее сооружение, как дворцовый комплекс, построенный в XVII в. на правом берегу Куры, между храмами Анчисхати и Сиони, известен лишь по кратким описаниям иностранных путешественников и еще более кратким упоминаниям летописцев. Его великолепные постройки были превращены в груду развалин во время последнего, особенно беспощадного разгрома города полчищами Ага-Магомет хана в сентябре 1795 г. Дворец впоследствии уже не восстанавливался. В самом начале XIX в., кирпич из его руин был употреблен на строительство нескольких новых построек. А для здания Синодальной конторы, построенной тогда же, была использована кроме кирпича и часть дворовых фундаментов. Остальная дворцовая территория была застроена новыми жилыми домами.

Среди поздних зданий выделяется приземистое кирпичное строение, кровля которого до 1948 г. служила двором дому № 3 по площади Ираклия II. Это довольно сложное в плане здание состоит из двух больших залов, расположенных на различных уровнях и различно решенных, и нескольких малых помещений с коридорами. Все они перекрыты куполами и сводами (рис. 55). Большинство арок и сводов имеет стрельчатую форму. Пол вымощен кирпичом и частично большими, плохо пригнанными плитами. В двух местах в нем проломы, в которых виден заполненный землей и мусором подпол. В юго-восточном помещении в полу — круглое в плане углубление, диаметр которого равен 1,20 м. В зале со столбами из-под осыпавшейся штукатурки видны незначительные остатки цветных глазурованных облицовочных плиток. А в помещении, расположенном к северо-востоку от зала, стены покрыты сложными узорами сильно поврежденной росписи, выполненной в технике сграффито. В проломах стен видны концы керамических водопроводных труб. Трубы проложены также и в специальных пазах, довольно небрежно вырубленных в стенах. В некоторых помещениях стены покрыты тремя слоями штукатурки: известковой, ганчевой и цементной.


Рис. 55. Крыша

Относительно назначения этой постройки существовало несколько различных мнений. Больше всего она была известна под названием «зарапхана» (монетный двор). Высказывалось также предположение, что этот памятник XVIIв. мог быть дворцовой баней, в которой впоследствии Ираклий II(1762—1798) устроил монетный двор1. В то же время имелись сведения, что эта баня существовала до 1795 г., когда она была разрушена по приказу Ага-Магомет хана. Некоторые считали, что это женский флигель дворца, в котором в начале XVIIIв. помещалась типография. После частичной расчистки и обмера здания в 1949 г., оно вошло в список памятников под общим названием «одна из построек дворца Ростома»2.

В 1958 г. началось изучение этого здания. Работы были поручены Специальной научно-реставрационной мастерской Управления по охране и реставрации памятников культуры Министерства культуры Грузинской ССР.

Уже при первичных раскопках выявились части существовавшей здесь бани. Судя же по другим находкам — золе, шлаку, углю, болванкам монет, можно судить и о том, что позднее здесь было производство, принадлежащее монетному двору.

На карте города 1782 г. монетный двор указан намного южнее бани, напротив крепости Метехи. Баня на ней выделена из общего дворцового комплекса, так же как и другие дворцовые здания. На второй карте 1802 г. все они объединены под общим названием «Разоренный царский дворец». По имеющимся сведениям, в 1804 г. в разрушенной царской бане поместили Пробирную палату, учрежденную Бергколлегией. Палата чеканила также и разменную монету старого образца. В 1832 г. перекрытия старой бани были разрушены сильными ливнями, и Палата была переведена в другое помещение.

Остатки Пробирной палаты 1804—1832 гг., очень примитивной по устройству, особой ценности не представляли. Поэтому было решено после фиксации полностью раскрыть древнюю баню. Сопоставление размеров кирпича, состава и качества раствора и характера кладки различных частей памятника, анализ плана и архитектурных форм позволили сравнительно легко выделить древнейшую часть памятника, построенную в XVII в. Вся восточная часть здания, включая коридоры, оказалась построенной из квадратного кирпича размером 24X24X14 — 4,5 см, сложенного на прекрасном известковом растворе сероватого цвета с белыми вкраплениями. Обычный для этой эпохи толстый слой раствора образует ряд кладки высотой 7 см. Западная же часть оказалась пристроенной позднее. Был восстановлен план бани XVII в. (рис. 56).


Рис. 56. План бани XVII в. Реставрация

Вход в баню, как следовало ожидать, оказался обращенным к дворцу, стоявшему к северу от нее (после того как баня была разрушена, вход был превращен в камин). Первое помещение представляло собой переднюю. Отсюда через проход, устроенный в восточной стене, можно было пройти в уборную (маленькое узкое помещение, перекрытое сводом), а через проход в южной стене — в раздевалку. Это помещение имеет подпол и, следовательно, отапливалось. Из четырех входов, существующих сегодня, первоначально было только два. Это вход из передней и выход в помещение, расположенное к востоку. Два остальных, как это легко можно определить по обрубленным притолокам и отсутствию арочек, прорезаны позднее. Такое распределение проемов оставляло свободными стены для устройства скамей и полок для раздевания и хранения одежды. Очевидно, с этой же целью в этом помещении для опоры арок, поддерживающих купол, устроены не пилястры, а консоли.

В настоящее время стены маленькой квадратной комнаты, расположенной к востоку от раздевалки, разрушены, и она объединена с залом и уборной. Комната отапливалась, имела стены, обработанные плоскими, стрельчатой формы нишами и купольное перекрытие. А в восточной стене сохранился кусок керамического сосуда диаметром 30 м, который был вделан в стену еще во время строительства. Дно второго такого же сосуда вместе с остатками кирпичной кладки было найдено во время расчистки северо-западной части бани. Вероятно, в таких стенах находилось не два, а больше таких сосудов и служили они для хранения различных косметических средств. В нижней части северного конца западной стены помещения есть сквозное круглое отверстие, выходящее в переднюю. Возможно, что оно служило для вызова банщиков в теплую половину бани.

В древности в купальный зал можно было попасть только из передней, пройдя через раздевалку и косметическую. Он представляет собой продолговатое в плане помещение общей площадью около 70 м2. По оси с востока на запад стоят два крестообразных в плане столба, от которых к пилястрам перекинуты стрельчатой формы арки. Они членят пространство зала на шесть частей, перекрытых каждое отдельным маленьким куполом. Только рукав имеет свод стрельчатого очертания. Участок между рукавом и столбами перекрыт самым большим куполом. Под ним находился вделанный в пол восьмиугольный бассейн с фонтаном, от которого сохранилось дно и часть канализации и водопровода. Юго-западный и юго-восточный отрезки зала занимают прямоугольные купальные бассейны, вделанные в пол и имеющие с трех сторон ступени и по одной маленькой дополнительной ступени во внутренних углах.

В восточной стене над купальным бассейном была раскрыта заложенная поздней кладкой ниша. Такая же ниша возможно была и над западным бассейном, но прорезанный позднее проход уничтожил ее.

К северо-востоку от зала находится еще одно купальное помещение, верхние части стен и перекрытие которого покрыты росписью. В нем были выявлены вделанный в пол прямоугольный купальный бассейн с водопроводом, стенная ниша (верх которой также был уничтожен во время устройства окна в XIX в.) и остатки глазурованных плиток под росписью, а под северо-восточной пилястрой обломок плитки из арагонита, некогда покрывавшего весь пол не только в этом помещении, но и в купальном зале. Судя по изысканности украшений этого помещения, можно предполагать, что это была царская купальня.

С юга к купальному залу примыкает расположенное над топкой помещение. Пол его несколько приподнят над полом бани, а отверстие над топкой в свое время было наглухо перекрыто металлической выгнутой для увеличения площади нагрева и. тщательно вделанной в пол перепонкой. Дно и стены были оштукатурены известковым раствором. Вода наливалась прямо на дно этого помещения, следовательно вход, прорезанный над восточным купальным бассейном, не может быть древним. Об этом говорят также и грубо обрубленные притолоки и его местоположение над бассейном. Раньше существовала лишь люнета, обращенная четвертью в сторону зала.

В бане существовал также бассейн-отстойник, расположенный в северо-восточном углу. От устройства уборной сохранилось лишь прямоугольное углубление, идущее вдоль северной стены и имеющее выход наружу, в канал, направленный к реке. С запада к этому углублению подходит керамический трубопровод, служивший для промывки уборной.

От южной стены передней шел коридор. Он проходил вдоль всей западной стены и оканчивался крутой лестницей. Затем на повышенном уровне коридор продолжался вдоль южной стены зала. Сейчас он прерывается, не доходя до западной стены котла, но, очевидно, в древности он продолжался и вдоль последней. Доказательством этому служит, во-первых, меньшая по сравнению с наружными толщина западной стены котла, а во-вторых, местоположение проема, через который банщики проникали в котел для его чистки и ремонта и следили за уровнем и температурой воды. Специфика этой бани требовала постоянного общения между банщиками и истопниками, и коридор должен был подходить, насколько возможно, ближе к топке для того, чтобы раздетым банщикам не приходилось выходить наружу. Площадка перед топкой, как и в большинстве бань, не была ни отгорожена, ни перекрыта. В свое время, вероятно, легкий навес предохранял истопников от дождя и солнца.

Снаружи, с правой стороны, вход в баню был фланкирован трехгранным пилоном. С другой стороны такого же пилона не оказалось. Но в стене, несколько левее и выше арки входа, сохранилась выступающая из плоскости стены неровность — остатки свода или арки. А напротив нее на расстоянии 75 см была раскрыта кладка столба или короткой стенки. Здесь в древности, вероятно, существовал проход к востоку, к крытому ходу, идущему вдоль северной стены бани. На карте 1782 г. к востоку от бани указан женский флигель дворца, и крытый ход, очевидно, связывал баню с последним.

В купальном зале и примыкающем к нему малом помещении под слоем более поздней штукатурки были раскрыты незначительные остатки цветных глазурованных плиток, которые вместе с сохранившимися на слое известкового раствора отпечатками целых плиток и фрагментами, найденными вовремя раскопок, позволяют восстановить почти полностью первоначальный вид помещений. Плитки были следующей формы и размеров: большие восьмиугольные 18X18 см, маленькие квадратные 6X6 см, плиты для бордюра и плинтуса 9Х18 см, угловые плитки высотой 18 см. Возможно, существовали еще и большие квадратные размером 18X18 см для облицовки пилястр, слишком узких для плиток первых двух типов, которые всегда применялись одновременно.

Высота облицованной панели от поверхности пола до верха бордюра равна 125—127 см. Следовательно, кроме бордюра (9 см) и плинтуса (9 см) должно было помещаться еще шесть рядов больших восьмиугольных плиток (18X6=108 см). Маленькие квадратные плитки в расчет не принимаются, так как заполняют пустые пространства между первыми. Что касается расцветки облицованных плоскостей, то удалось установить лишь следующее: в маленьком помещении большие восьмиугольные плитки были темно-синего цвета, а маленькие квадратные — белого, бордюр и плинтус — темно-коричневого. В зале бордюр и плинтус пилястр был также темно-коричневым, а бордюр простенков — пестрый узорный. На месте сохранились и были раскрыты плиты двух различных рисунков. Они настолько схожи по расцветке и распределению цветовых пятен, что разница в рисунке чувствуется лишь при внимательном рассмотрении. Между двумя полосами обрамления бирюзового цвета, темно-коричневой краской очень свободно от руки нанесен симметричный непрерывный узор, замкнутые пространства которого сочно, с подтеками залиты темно-синей и коричневато-розовой красками. Эти характерные для грузинской керамики полосы венчали цветную панель простенков зала (рис. 57).

Рис. 57. Юго-восточный угол купального зала. Кострукции и декор интерьера: I — купальный бассейн; II — котел для подогрева воды; III —отверстие, выходящее из котла в купальный зал; IV — подпол, в котором циркулировал горячий воздух из топки; 1—кирпичная кладка; 2— плиты из арагонита; 3 — слой раствора; 4 — каменные плиты пола (верхние); 5 — столбы подпола; 6 — каменные плиты пола (нижние); 7 — водопровод купального бассейна; 8 — дно коллектора канализации; 9 — булыжные камни, перекрывающие коллектор; 10 — скала, на которой стоит баня; 11 — ниша в северной части коллектора, в которую открываются канализационные каналы; 12 — канализационный канал с пятиугольным сечением; 13 — наклоненно уложенные кирпичи, перекрывающие канал; 14 — плоский камень, перекрывающий канал, устроенный в пределах основания подпола; 16 — глазурованная цветная облицованная плитка; 17 — основание купального бассейна; 18 — основание подпола; 19 — канализационное отверстие бассейна; 20 — побеленная кирпичная стена; 21 — слои штукатурки черного цвета, росписи «сграффито» ( XVIII в); 22 — слой побелки густым известковым молоком.

К сожалению, мы почти ничего не можем сказать относительно расцветки основных панелей зала. На восточной пилястре южной стены сохранился фрагмент темно-зеленой плитки, а на пилястре восточной стены — два совершенно незначительных кусочка небесно-голубого цвета. Кроме уже перечисленных темно-коричневых, темно-синих, темно-зеленых, белых и голубых плиток были найдены куски светло-зеленых и светло-коричневых плиток. Поскольку все остальные плитки уже применены для облицовки других мест, основные панели зала, возможно, были облицованы плитками светло-коричневого и светло-зеленого цвета. Исключительно чистые и яркие тона плиток, покрытых прекрасного качества глазурью, должны были создавать нарядное, веселое помещение.

Главным украшением бани был арагонитовый пол, настланный поверх конструкции из каменных плит. Маленькие обломки плит из арагонита, заклиненные между каменными плитами и кладкой пилястр, сохранились в зале и небольшом помещении. Толщина плиток не превышает 7 см. Арагонит представляет собой полупрозрачную породу с золотистыми и серыми прожилками. Похожий на мрамор, он выгодно отличается от последнего теплотой тона. Когда на него падал из световых отверстий куполов луч солнца, он как бы пронизывал его насквозь, окрашивая в розовый цвет.

В бане два водопровода, устроенных в разное время. Один был проведен в самом начале, одновременно с возведением стен и характеризуется довольно сложной системой труб и наличием бассейна. Ввод водопровода в баню устроен в северном конце западной стены, в специальной нише. Эта магистральная линия, положенная на высоте более 2 м от пола, доходила до бассейна-отстойника. Затем по трассе, начинающейся в южной стене бассейна, по трубам, проложенным в восточной стене, она вливалась в котел. Теплая вода подавалась в купальни по трубам, проложенным в толще пола. Повышенное дно котла обеспечивало нужный напор воды и достаточную быстроту заполнения бассейна. Фонтан имел отдельный ввод и снабжался не теплой серной, а холодной питьевой водой. Водопроводные линии сохранились лишь частично. Площадь котла равна 13,7 м2, и, следовательно, он мог вмещать до 20 м3 воды.

Отверстие топки находится в нижней части южного фасада. Дно топки покрыто 20-сантиметровым слоем огнеупорной глины. Горячий воздух из топки через широкий канал попадал в подвал отапливаемых помещений. Четыре дымохода обеспечивали хорошую тягу и равномерное распределение горячего воздуха под всей площадью отапливаемых помещений. Горячий воздух двигался по каналам между столбами, на которые опирались каменные плиты пола. Массивность стен и столбов подпола, а также большая толщина требовали в начале топки большей затраты топлива, но затем именно в силу своей массивности дольше сохраняли его. Кроме массивности стен сохранению тепла способствовало отсутствие окон. После того как дрова прогорели, вся система отопления герметически закрывалась. Отверстие топки закрывалось заслонкой, вставляемой в нишу южного фасада. Дымоходы прикрывались сверху.

Вентилировались купальные помещения с помощью отверстий в куполах, служивших также и для освещения. В уборной проходил вентиляционный канал из вертикально уложенных в кладку керамических труб диаметром 10 см.

Канализация бани делится на две части: канализацию собственно бани и канализацию уборной. Эти части между собой не сообщаются и независимо друг от друга выведены к реке, протекающей к востоку от бани. Канализационные трубы были керамическими. Они переходят в каналы прямоугольного сечения размером примерно 14X16 см, устроенные в толще основания подпола. В этих пределах трубы перекрыты плоскими камнями и сравнительно легко доступны для прочистки. Ниже подпола они имеют пятиугольное сечение, так как перекрываются двумя прислоненными друг к другу кирпичами. Стенки их также сложены из кирпича. Причем высота их увеличивается по мере присоединения других каналов.

Коллектор имеет размер 0,41X0,89 м2. Дно и часть его стенок высечены в скале. Остальная часть стен сложена из кирпича того же размера, что и древняя часть бани. Выходной канал, который сохранился лишь в пределах памятника, имеет прямоугольное сечение размером 46X76 см. Дно его образует круто опускающуюся к реке скалу, стенки сложены из кирпича. Перекрыт он каменными плитами. Бассейн фонтана кроме канализационного отверстия, устроенного в дне, сохранил еще часть труб, указывающих на существование контрольного выпускного отверстия в верхней части его стенок. Контрольное отверстие сохранилось также и у западного купального бассейна.

Кладка всех нижних частей этого памятника, лежащих на одном уровне, велась одновременно. Почти все арки, как пристенные, так и идущие от столбов к пилястрам, имеют выше пят маленькое уширение, очевидно, для закрепления кружал, устанавливаемых без нижних опор. Что касается куполов, то они возводились без кружал путем замыкания каждого отдельного ряда кладки. Толщина купола равна одному кирпичу.

Маленькие обломки каменных плит пола, сохранившиеся на своих первоначальных местах, позволяют понять, какой была вся система конструкций пола. Для того чтобы создать под полом пространство, в котором мог бы проходить горячий воздух из топки, не проникая в купальное помещение, на всей площади подпола купальных помещений на расстоянии в среднем 50—70 см стоят прямоугольного сечения столбы высотой более метра. Они опираются на основание подпола, имеющее толщину около 30 см. Основание сложено из известкового бетона с кирпичом. В центре зала из-под расположенного там бассейна фонтана отдельно стоящих столбов нет, но от массива кладки фонтана отходят четыре отростка. На эти столбы и специальные уступы стен и столбов укладывались каменные плиты. Плиты были двух типов. Одни были базальтовыми грубо сколотыми размером 50—60X60—90 см. Толщина плит различна. Плиты второго ряда были изготовлены из песчаника размером больше первых, но все были одинаковой толщины, около 10 см, и несколько чище тесаны. Швы между последними тщательно заделывались мелкими камнями и раствором. Поверх каменного пола на толстом слое раствора укладывались плитки арагонита или же производилась тщательная затирка раствора. В косметической, в сохранившихся частях, он отполирован до блеска. Получался монолитный пол, защищенный от проникания угара.

Работы, не требующие особенной тщательности, велись с большой свободой. Почти все столбы подпола имеют различные размеры. Очень часто они уширены кладкой в полкирпича или выложены кирпичом, не перевязанным с основным массивом. Нужно думать, что это было вызвано отсутствием каменных плит нужной величины, и строители предпочитали уменьшить пролет кладкой из кирпича собственной выделки, нежели возиться с заготовкой и перевозкой огромных каменных плит.

Баня просуществовала в первоначальном виде довольно долго, по крайней мере до начала XVIII столетия. Найденное в бассейне-отстойнике во время раскопок 1949 г. большое количество фрагментов керамической посуды, датируемой XVIII в., позволило высказать предположение относительно того, что с XVIII в. этот бассейн был упразднен. В систему нового водопровода, устроенного во время капитального ремонта бани, он уже не входил. Ремонт скорее всего был после разгрома города в 1723 г. Схема нового водопровода намного проще — вода из основной магистрали была подведена прямо к котлу.

Для укладки новых труб в стенах, несколько выше панели, облицованной плитками, были вырублены специальные борозды. Снаружи трубы были прикрыты лишь слоем известковой штукатурки, которую во время ремонта нанесли также и на верхние части стен, так как в этот же период был изменен и декор стен купальных помещений. Нижние части стен поверх остатков плиток были покрыты толстым слоем известкового раствора3.

В маленьком купальном помещении все верхние части стен и перекрытие были заняты росписью, выполненной в технике сграффито. Тем же способом были прочерчены и полосы в зале, повторяющие очертания арок и ромбы, как бы поддерживающие купола перекрытия. Для росписи было нанесено три различных по толщине и цвету слоя (рис. 58). Нижний, толстый слой был обычного серого цвета и играл роль основания. Средний слой имел толщину всего 2—3 мм и был черного цвета. А верхний слой был очень тонким и представлял собой простую побелку известковым молоком. Путем выскабливания верхнего белого слоя и обнажения нижележащего черного были созданы сложнейшие узоры, густо покрывавшие поверхность. Несмотря на сильные повреждения, еще можно рассмотреть часть человеческой фигуры в длинном одеянии, вазы с цветами, геометризированную чешую и т. д.

Рис. 58. Малое купальное помещение. Конструкции и декор интерьера

После капитального ремонта баня просуществовала до 1795 г. Расширение бани путем пристройки нового зала, судя по архитектуре последнего, должно было быть позднее ремонта. Этот зал не отапливался и, очевидно, играл роль холодного отделения, которого раньше в бане не было и которое в связи со все большим распространением обычая проводить время в банях, развлекаясь игрой и беседой, было необходимо в жаркий период времени. Существовавший зал с отапливаемым полом для подобного времяпровождения в теплый период был не пригоден.

В плане новый зал имеет форму креста с удлиненным западным рукавом. Для того чтобы как-то увязать новую часть бани со старой, строителям пришлось разрушить кусок наружной стены коридора и вдвинуть в него восточный рукав нового зала. Но связать оба зала хотя бы проходом оказалось невозможно, так как для этого пришлось бы упразднить западный бассейн, занимающий весь простенок. В центре нового зала был устроен фонтан, вделанный в пол, наподобие бассейна купального зала. В фонтан была проведена теплая вода из котла, трасса которого хорошо сохранилась и по сей день. Канализация же этого фонтана представляет собой весьма остроумное использование отработанной воды для постоянной промывки уборной. Трасса из толстых гончарных труб проходит под полом коридора и передней и кончается у углубления в полу уборной.

Вторая водопроводная линия нового зала начинается в наружной части северного конца западной стены северного рукава, проходит по его западной стене, затем переходит на северную стену западного рукава и опускается вертикально вниз. Сохранившиеся над полом фрагменты двух труб различного диаметра, предназначенных для осуществления поворота трассы на 90°, указывает на возможность существования в этом рукаве зала купального бассейна для холодной воды. Об этом говорят также и остатки поперечной стенки, но они так незначительны, что восстановление первоначальной картины очень затруднено. В торцовой стене северного рукава, уничтоженной в XIX в., вероятно, имелся выход в дворцовый сад, об этом свидетельствуют проломы в стенах бассейна, лежащего к северу, и вымощенная тесаными каменными плитами часть его дна.

Таким образом, исследование памятника позволило установить его первоначальный облик и назначение. Это — единственная уцелевшая постройка огромного дворцового комплекса XVII в.

После окончания исследовательских работ встал вопрос о выборе метода ремонтно-реставрационных работ, которые предстояло провести на памятнике. После раскрытия стало ясно, что полное восстановление его в том виде, в каком был он в XVII или XVIII в., не было бы оправдано ни с какой точки зрения. Памятник, который в основном сохранил все свои конструкции и который представляет наибольший интерес именно с точки зрения показа его технической стороны, при полном восстановлении должен был бы скрыть всю свою сущность и демонстрировать лишь более или менее привлекательные интерьеры, к тому же восстановленные почти заново и, следовательно, лишенные всякого исторического значения.

Поэтому, исходя из состояния памятника, его характера и значения было правильным положить в основу ремонтно-реставрационные работы, т. е. консервацию памятника с минимальным восстановлением тех конструкций, которые служат или его укреплению, или наиболее широкому и полному показу его сущности. Работы по консервации памятника должны включать и такие, как восстановление двух стен косметической, уничтоженных в XIX в. Эта работа, вызванная необходимостью поддерживать повисшие в воздухе перекрытия, восстанавливает также и первоначальное членение внутреннего пространства памятника.

В то же время полное восстановление пола в зале нужно признать совершенно нежелательным, так как оно бы скрыло наиболее интересные для осмотра ходы подвала, в которых циркулировал горячий воздух из топки, дымоходы, канализационные каналы и часть водопроводных труб. Поэтому пол в зале было решено восстановить только в пределах графика движения посетителей, выработанного с учетом показа наиболее интересных частей бани.

Декор, от которого сохранились настолько незначительные части, что они уже не могут создать какого-либо представления о первоначальном виде купальных помещений, должен быть восстановлен на небольшом участке на вновь возводимой стене рукава зала. Работы по изготовлению облицовочных плиток, проводимые в институте Истории грузинского искусства АН ГрузССР, позволили осуществить это мероприятие на высоком художественном и научном уровне.

Таким образом, целью ремонтно-реставрационных работ, проводимых на этом памятнике, явился наиболее полный показ его при минимальном воссоздании утраченных частей.

__________

1А. Каландадзе. Дневник археологических раскопок в 1949 г. вокруг дворца царя Ростома. Архив управления по охране и реставрации памятников культуры (на груз. яз.).

2Список памятников архитектуры, взятых на государственную охрану ГрузССР, Тбилиси, 1952, стр. 5,

3Повсюду, где были раскрыты облицовочные плитки, они лежат под слоем известкового раствора XVIII в.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.