ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

РЕСТАВРАЦИЯ РОСПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В 1912—1913 гг. (из прошлого реставрации)

Бородина И.

В России во второй половине XIX в. реставрационными работами стала ведать Археологическая комиссия. В начале XX в. ею были сформулированы и опубликованы теоретические принципы реставрации1. В области реставрации монументальной живописи правильным и важным было положение о сохранении первоначальной росписи и запрещении ее поновлять и прописывать вновь, как и ряд других. Реставрация живописи Троицкого собора интересна для нас тем, что в ней на практике были воплощены верные теоретические установки Археологической комиссии, не потерявшие актуальность и в наши дни.

Признанный успех реставрации живописи Троицкого собора был определен правильной методикой, точным и высококачественным исполнением ее художниками. В отличие от других реставраций того времени, когда работы выполнялись иконописцами-ремесленниками, в Троицком соборе работали люди со специальным художественным образованием, обладавшие высокой культурой и мастерством.

Троицкий собор был расписан в 1684 г. костромскими мастерами Гурием Никитиным, Силой Савиным и др.2 Работы по реставрации живописи были подготовлены подробным описанием А. В. Праховым в 1912 г. всех композиций с указанием их технического состояния3. Характер выявленных при этом обследовании разрушений росписи определил программу их восстановления. Реставраторам, желавшим принять участие в работах на Троицком соборе, было предложено сделать пробы на специально отведенных участках. Задание сводилось к следующему: на выделенном квадрате нужно было живопись промыть, верхнюю часть квадрата оставить промытой, среднюю «зареставрировать», нижнюю — «закрепить»4. В закрепление живописи входило укрепление и красочного слоя, и штукатурного.

В этом своеобразном конкурсе приняли участие М. О. и Г. О. Чириковы, делавшие пробу на северной стене на композиции «Песня песней», М. Н. и Н. Н. Сафоновы (место пробы не удалось установить), М. И. Дикарев — на южной стороне на композиции из «Деяний св. апостолов», а также художник Чуприненко (член общества взаимопомощи русских художников в Петербурге) — на северной стене в композиции «Чудо апостола Петра, исцеляющего ребенка»5.

Привлечение нескольких специалистов, применявших разные методы, интересно и кажется приемлемым и для современной практики в наиболее важных и значительных объектах. Но если при реставрации Троицкого собора, как и в других подобных случаях, это были по сути дела торги на работу, участники которых держали в секрете методы и рецептуру, то в наше время, естественно, такое сотрудничество должно приводить к выработке общими усилиями наилучшего метода реставрации, к взаимной помощи друг другу.

Победителем в конкурсе на реставрацию живописи Троицкого собора в 1912 г. вышел Чуприненко, который с группой художников и выполнил ее в течение 1912—1913 гг. Все работы проходили под наблюдением члена Археологической комиссии архитектора-художника Д. В. Милеева, руководившего архитектурной реставрацией Ипатьевского монастыря. Художникам была предложена программа реставрационных работ, в которой говорилось: «Реставрация должна быть понимаема, во-первых, как укрепление ослабевших красок старой живописи, во-вторых, укрепление самой штукатурки в тех местах, где она представляется слабой. Добавление живописи допустимо в местах, где сбита старая штукатурка и где выпала краска до штукатурки». Эти указания не устарели и в наши дни.

Если некоторые процессы реставрации (очистка от грязи, пыли, укрепление штукатурки) предшествуют укреплению красочного слоя, то они наносят непоправимый ущерб живописи, уничтожая слабо держащиеся на поверхности краски. Правило, что укрепление красочного слоя должно проводиться раньше всех других работ, прочно вошло в практику советских реставрационных мастерских. Очень важно, что уже при реставрации 1912—1913 гг. это было учтено и специально оговорено в программе: «Некоторые старые краски, легко стираемые на ощупь, перед реставрацией должны быть приведены в такое состояние, чтобы были крепкими. Старая краска, легко слетающая от штукатурки тонкими пластами при прикосновении, должна быть прикреплена на своих местах на древней штукатурке. Это же относится к легко стираемым бликам от грунтовой подготовки» 6.Укрепление «сохранившихся старых частей фрески» представлялось «как одна из главных основ реставрации»7.

При производстве работ обнаружилось, что укреплений красочного слоя в большей части не требовалось. Простояв 250 лет, краски сохранили полный блеск и оказались настолько крепкими, что при пробах совершенно не поддавались смыванию»8, кроме довольно распыленного синего цвета фона. Укреплялся красочный слой желтковой эмульсией, так как живопись в соборе— яичная темпера.

Большое внимание уделялось документации, фиксирующей состояние росписей Троицкого собора до реставрации, в процессе ее и после завершения.

Перед началом работ по расшивке трещин, удалению загрязнений, дополнению утрат штукатурки и красочного слоя со всей живописи собора были сделаны на кальке прорисовки «с точным нанесением всех выпадок краски до грунта, выпадок штукатурки и выпадок полутонов»9. Таким образом был составлен ценнейший документ, фиксирующий состояние стенописи до реставрации. Он подкреплялся «протоколом сохранности, подписанным руководителем и реставратором каждого определенного места»5. Кальки явились также документом, отмечающим места, которые были дополнены при тонировке. Это был один из первых опытов составления схем состояния росписей.

Теперь схемы всецело вошли в реставрационную практику. Для них изготовляются обмерные чертежи, развертки со схематической прорисовкой изображений. При обследовании росписи на них наносятся места утрат красочного слоя, разрушения его, выпадов штукатурки, отставания ее от стены, трещины и т. д. Благодаря тому, что на них нанесена топография всех заболеваний живописи, легко отыскиваются поврежденные места. Дополненные после реставрации схемы служат документом проведенных работ. Однако надо заметить, что составление схем было в наши дни вновь «открыто» и стало обязательным лишь в недавние годы. Вряд ли многим реставраторам известно, что еще 60 лет назад для Троицкого собора они уже использовались.

На Троицком соборе была проведена также фотофиксация росписей до начала работ, в процессе их и после завершения. Она провозглашалась Археологической комиссией как обязательное условие проведения всяких реставрационных работ, но на деле не всегда выполнялась и была случайной. При реставрации живописи Троицкого собора это требование было соблюдено полностью10.

Следующим этапом реставрации было укрепление штукатурки. Тогда еще метод заливки не вошел в реставрационную практику. Впервые метод инъекции был применен Н. Я. Епанечниковым при реставрации Успенского собора в Москве в 1912—1917 гг. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря реставраторы ограничились расшивкой трещин и укреплением штукатурки пробками из известкового раствора. Большие сквозные трещины в кладке проходили по середине южной и северной стен собора, по южному и северному сводам до подпружных арок главного барабана11. Места этих трещин хорошо прослеживаются и сейчас при детальном обследовании.

Для того, чтобы при расшивке трещин не повредить рядом расположенную живопись, ее покрывали войлоком12. Однако в силу того, что штукатурку еще не могли укреплять способом инъекции, реставраторы не смогли удержать на стене ее слабые куски с живописью по обе стороны трещины на южной стене собора. Трещина была очищена от ветхой штукатурки до крепкой, причем была удалена поздняя ремонтная вставка не только в верхней части композиции, но и по обе стороны полосы старой живописи (рис. 38 и 39). Довольно широка удаленная полоса слева, где она захватила полностью лицо и руки женской фигуры, — прием, с нашей точки зрения совершенно неприемлемый. В другом месте, где трещина в стене была менее опасной, а штукатурка около нее крепкой, старая живопись сохранена почти полностью. Трещины заделывались кирпичом и известковым раствором. Утраты штукатурки дополнялись тем же раствором.

Рис. 38. Трещина до расшивки

Рис. 39. Расчистка трещины

Очевидно, такой заделке подвергались и места со вспучившейся разрушенной штукатуркой. Новый раствор, который накладывался на кирпичную кладку, образовывал прочные пробки, скреплявшие отслоившуюся штукатурку со стеной. Однако при этом уничтожались ветхие куски первоначальной живописи. Примеры таких заделок — пробок — видны на западной стене над входом в собор, Грязь и копоть, покрывавшие поверхность живописи, осторожно удалялись мякишем булки13, Осмотр живописи собора летом 1962 г. показал, что почти все заделки трещин и пробки прочны до сих пор.

Очень ответственно и важно в реставрации монументальной живописи дополнение утрат красочного слоя. В программе работ было указано: «Мелкие выпадки должны быть осторожно затронуты в тоне, не касаясь сохранившейся живописи. Большие выпадки должны быть дополнены со всеми полутонами и бликами, строго сообразуясь с остатками живописи окружающего места. Что касается мест фресок, где облетели блики и полутона и сохранилась краска первоначальной подгрунтовки, реставрация таких мест должна быть внимательно сообразуема с каждым данным местом, которое мы имеем. Например, если почти отлетели все полутона и блики с подгрунтовки так, что совершенно затеряна их форма, то такие места желательно оставить без новой прописки полутонов и бликов. В местах же, где частичные выпадки полутонов и бликов дают возможность совершенно точно дополнить их форму и рисунок, то допустимо дополнение новыми красками по старой подгрунтовке недостающих частей полутонов и бликов»14.

Очень важно, что программа запрещала касаться первоначальной живописи. Приемлемо и правильно и сейчас положение о тонировке мест мелких выпадов краски до грунта. Однако предложение дополнять полутона и блики при сохранившейся подгрунтовке сомнительно. Оно таило в себе опасность привести к полной прописке всей авторской живописи, несмотря на оговорки, что дополняться могут только недостающие элементы.

Наблюдения в соборе в 1962 г. показали, что реставраторы хорошо справились со всеми требованиями программы. Дополнения и тонировки выполнены художниками с большим мастерством, тактом и вкусом. Новые вставки безупречны по цвету и рисунку, они закрывают только новую штукатурку и не спорят со старой живописью. Тонировки мелких выпадов краски, которых было не так мало, судя по фотографиям, выполнены только в пределах утрат. Они выдержаны в колорите окружения, но хорошо отличимы при специальном осмотре. Старая живопись нигде не подвергалась переписке, а тонировка коснулась лишь мест, где краски не сохранились.

Большая заслуга в проведении правильной реставрации Троицкого собора принадлежит архитектору Д. В. Милееву, который, руководя работами, следил за выполнением реставрационной программы. Он отстоял исполнение реставрации художниками, а не иконописцами.

Реставрация стенной живописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря была выполнена на высоком уровне. И хотя за 50 лет много изменилось в методике работ, реставрация Ипатьевского монастыря ценна тем, что, воплотив в жизнь правильные теоретические принципы Археологической комиссии, сохранила для нас первоначальную живопись.

________

* Иллюстрации из архива ЛОИА.

1Известия Императорской археологической комиссии (ИАК), вып. 50. Спб.. 1913. Протокол реставрационного заседания 4 апреля 1913 г.

Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства. Изв. ИАК вып. 57. Спб, 1916, стр. 178—190.

Покрышкин П. П. Указания для ремонта иконостасов. Известия ИАК, вып. 64. Спб., 1917, стр. 103— 104.

2А. И. Суслов и С. С. Чураков. Ярославль М., 1960, стр. 254.

3Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911.

4Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911.

5Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911.

6Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911.

7Там же.

8Изв ИАК, доб. к вып. 48. Спб, 1913, стр. 124.

9Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911. 6 Архив ЛОИА, дело ИАК 316/1911.

10Негативы и фотографии хранятся в архиве ЛОИА.

11Д. Милеев. Реставрация стенописи Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. «Архитектурно-художественный еженедельник», 1914, № 3, стр. 3.

12Д. Милеев. Реставрация стенописи Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. Указ. соч., стр. 3.

13Изв. ИАК, доб. к вып. 48. Спб, 1913, стр. 123.

14Архив ЛОИА, дето ИАК 316/1911.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.