ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Щукина Е.

Дошедшие до нас сады и парки XVIII — начала XIX в. претерпели значительные позднейшие перепланировки и утраты, вызванные стремлением следовать новой моде или связанные с приспособлением территории к новым хозяйственным целям.

Работа по восстановлению старых парков, представляющих историческую и художественную ценность, может быть условно разбита на четыре стадии.

Во-первых, это обследование парка в натуре и подготовка исходных материалов для разработки чертежей полной реставрации и проекта планировки. Затем — разработка чертежа или чертежей реставрации на определенный период с уточнением подлежащих реставрации элементов. В-третьих, разработка проекта планировки с учетом полной или частичной реставрации и с учетом включения парка в систему современной планировки и застройки. И, наконец, осуществление проекта восстановления парка, доработка в натуре рабочих чертежей и увязка непосредственно на месте проектных предложений с деталями ситуации.

В результате первой стадии работы должны быть собраны и подготовлены следующие материалы:

схема района расположения парка с обозначением прилегающих зеленых массивов, водоемов, жилых кварталов, проезжих дорог, хозяйственных или промышленных территорий с характеристикой предприятий в отношении их выбросов в воздушный и водные бассейны (наиболее удобной для работы бывает схема в масштабе 1:5000 или 1:10 000);

схема намечаемых мероприятий по реконструкции района или населенного места, в котором расположен парк (также в масштабе 1 : 5 000 или 1 : 10 000);

геодезическая съемка территории восстанавливаемого парка в масштабе 1:1000 или 1:2000 и отдельных фрагментов в масштабе 1:500;

архивные и литературные материалы, старые рисунки, фотографии, записи устных описаний парка старожилами;

корректировка геодезического плана, зарисовки и шагомерно-глазомерные обзоры деталей планировки, особенности которых не получили достаточной выразительности в геодезическом плане. При корректировке плана необходимо внести различие в обозначения насаждений в зависимости от их возраста и породы. Подробная таксация может войти в задание геодезистам, если съемка производится по специальному заказу. Правда, как показывает опыт, и в этом случае необходима дополнительная корректировка.

При выявлении старых деревьев и введении различных обозначений в зависимости от их возраста следует устанавливать не менее трех градаций: растительность, возраст которой превышает 100 лет; деревья в возрасте до 100 и, наконец, экземпляры моложе 50 лет. Возраст ориентировочно определяется по толщине ствола на уровне 1 м от земли в соответствии с породой дерева. Это требует навыка и опыта; автоматическое пользование существующими для этой цели таблицами может привести к значительным просчетам, так как большое значение для роста дерева имеют условия, в которых оно развивалось. В парке усадьбы Ярополец Чернышевых тесно посаженные на одной из террас с сухим грунтом липы имеют, например, в диаметре всего 15—17 см, хотя их возраст превышает 100 лет. Свободно растущие в этой же усадьбе у водоемов липы такого же возраста достигают в диаметре 50—55 см.


Рис. 9. Схема планировочных элементов парков XVII —начала XVIII в.

Рис. 10. Схема планировочных элементов парков XVIII —начала XIX в. (усадьбы Богородское, Марьинка Бутурлиных, Быково)

Важным моментом при корректировке плана является выявление коммуникаций, имеющих композиционное значение. Следует ввести четкое различие между обозначением дорог и дорожек, расположение которых закреплено старыми посадками или сооружениями усадебного ансамбля, и позднейшими дорогами. Следует выявлять и фиксировать на плане и не использующиеся заросшие дороги и аллеи. Установление потерявших свое значение и заросших аллей и дорожек производится либо по деревьям, если они обрамляли эту дорогу, либо по характеру травянистого покрова. Если последний появился на тонком слое наносного грунта, лежащего на уплотненной основе, то он всегда будет отличаться более светлой окраской и видами растущих трав. Однако возникшее предположение следует проверять при помощи зондажа.

При обследовании территории и корректировке плана следует производить изыскание не отмеченных геодезической съемкой остатков инженерных и архитектурных сооружений, служивших для благоустройства и украшения парка. Особенно важными являются остатки водостоков, лестниц, спусков к воде, пристаней, подпорных стен и фундаментов зданий и сооружений. Участки, где можно обнаружить фундаменты, часто зарастают спиреей и бузиной.

На геодезическом плане следует выделять сооружения, современные парку, предшествовавшие его созданию и построенные в более позднее время, так как обычно парки имеют разновременные элементы. Следует уделять внимание даже незначительным остаткам водных элементов искусственного происхождения, которые раньше входили в садово-парковую композицию, и тщательно проследить конфигурацию их остатков в виде заболоченных мест, а также очертания отдельных их частей (заливов, протоков и т. п.). На геодезическом плане водоемы и заболоченные места как естественного, так и искусственного происхождения отмечаются одними и теми же условными топографическими знаками. При корректировке плана следует ввести для них различные обозначения.

При отсутствии геодезического плана необходимого масштаба обследование территории можно проводить, пользуясь хозяйственным планом или схемой, полученной путем увеличения нужных участков со старых карт аэрофотосъемки в масштабе 1:10000 (например, с карт съемки 1927—1929 гг., хранящихся в картографическом отделе Библиотеки им. В. И. Ленина). При фиксации результатов обследования на хозяйственной или изготовленной вышеуказанным способом схеме работа усложняется и ее объем увеличивается. В частности, появляется необходимость в глазомерном установлении отметок рельефа. При этом за исходные данные принимаются горизонтали на плане 1:10 000 (через 2 или 2,5 м). При установлении отметок рельефа не инструментальным, а глазомерным способом удобно пользоваться прямым картонным или фанерным планшетом. Планшет устанавливается горизонтально на уровне глаз, и на рельефе замечаются точки, с которыми совмещается линия планшета. Затем обмеряющий переходит на место, где была замечена точка, и производит новый обмер и т. д. При желании получить промежуточные отметки или при недостаточно выразительном подъеме можно совмещать линию планшета с точкой, находящейся на некоторой высоте от земли, например на стволе дерева, замеряя потом расстояние от этой точки до поверхности земли. Такое установление отметок имеет смысл только на участках с выразительным рельефом.

Одновременно с обследованием территории и уточнением плана ведутся архивные работы и работы над литературными источниками. Желательно, чтобы эти работы велись тем же лицом, которое проводит обследование территории. Особенно это относится к архивным изысканиям, так как только хорошо зная объект, можно разобраться в степени важности попадающегося материала, а иногда даже просто в том, имеет ли он отношение к данному объекту.

Следует использовать и теоретические работы, например статьи XVIII в., помещенные в «Сельском жителе» и в «Экономическом магазине»1. Общие принципы паркового искусства того времени, изложенные в таких работах, могут оказаться весьма полезными при работе над восстановлением старого парка.

При подготовке чертежей реставрации парка следует использовать полученные в результате предварительных работ материалы, позволяющие документально воссоздать первоначальную садово-парковую композицию. При установлении нескольких исторических этапов развития садово-парковой композиции, отмеченных коренными изменениями в ее планировке, следует разрабатывать соответственно этим этапам несколько реставрационных чертежей. Законченные реставрационные чертежи требуют всестороннего рассмотрения специалистами в научной организации. Эти чертежи завершают первый этап научно-исследовательской работы и служат исходным материалом для разработки проекта восстановления планировки парка. (Во избежание перегрузки и усложнения чертежей не рекомендуется совмещать реставрационный чертеж с проектом восстановления планировки парка.)

Основным исходным положением при разработке проекта планировки является четкое определение нового назначения этого парка, его роли в общей системе озеленения и установление возможных способов его использования. В современной практике приходится встречаться с самыми различными видами использования старых садов и парков. В зависимости от художественной ценности парка и его сохранности устанавливается объем и характер специальных реставрационных работ, а в зависимости от способа эксплуатации определяется форма докомпоновки новых элементов и характер приспособления.

Можно указать на три основные группы парков, требующих различного подхода к реставрационным работам. К первой группе относятся хорошо сохранившиеся крупные дворцовые сады и парки, которые являются национальным достоянием и используются как музеи. Они изучаются и служат школой для мастеров-практиков. Такие сады и парки, учитывая их особое художественное, научное и учебное значение, следует охранять как заповедники, бережно восстанавливать и оберегать.

При разработке проектов восстановления крупных дворцовых парков должны быть подготовлены не только общая планировочная схема, но и чертежи некоторых фрагментов в крупном масштабе.


Рис. 11. Схемы построения усадебных парков в зависимости от их местоположения а — на берегу реки — Ивановское; б — на возвышенности: Марьинка Бутурлиных, Дубровицы

Первоначальный ассортимент растительности желательно восстанавливать с учетом сменности пород, состояния почвы и насаждений. Например, по архивным материалам установлено, что шпалеры в Кускове раньше были насажены из берез и в регулярном саду росло много елей, но проведенные на территории инженерные работы по осушению, отводу воды и созданию водоемов и каналов, а также застройка прилежащих участков изменили состояние почвы, влажность и состав воздуха. Здесь целесообразнее, следовательно, восстанавливать не березовый, а более поздний (относящийся к 80-м годам XVIII в.) липовый шпалерник.

При восстановлении садово-парковых ансамблей первой группы с большим объемом реставрационных работ следует особое внимание уделять восстановлению всей системы водных элементов, предусматривая средства защиты их от загрязнения различными выбросами. Нельзя забывать также о существовавших ранее открытых перспективах. Живописные виды из различных точек парка зрительно замыкали аллеи или каналы и являлись значительными элементами композиции. Однако восстановление этих перспектив, раскрытие широких далей полей и лугов в настоящее время иногда недостижимо. В подобных случаях приходится прибегать к возможному исправлению пейзажа, к докомпоновке, а иногда и к закрытию перспектив новыми парковыми элементами.

Ко второй группе можно отнести дворцовые или усадебные сады и парки, которые понесли значительные утраты, снизившие их художественную ценность например подверглись перепланировке территории в хозяйственных целях с закреплением новых планировочных элементов посадками, постройками и водоемами. В случае значительных утрат и изменений при разработке проекта планировки целесообразно положить в основу существующую планировочную схему с учетом возможного сохранения и восстановления исторически ценных художественных элементов, а также с учетом требований, связанных с современным хозяйственным использованием территории.

Наиболее распространенной формой эксплуатации старых усадебных комплексов, например в Подмосковье, является их приспособление для домов отдыха и санаториев. Не считая тех случаев, когда парк является музеем, такая форма наиболее разумна и не вызывает непримиримых противоречий между требованиями реставрации и требованиями приспособления: наряду с созданием хороших условий для отдыха и лечения появляются возможности для полного использования и восстановления наиболее ценных садово-парковых композиций. При этом новые постройки не должны наносить ущерба как общей планировочной схеме парка, так и сохранности наиболее ценных элементов композиции.

К третьей группе следует отнести небольшие парки, утратившие былую композиционную ценность и сохранившие лишь отдельные элементы, иногда включенные в систему новой организации пространства: регулярные сады, пруды, подъездные аллеи и т. п. Они довольно многочисленны. Сохранившиеся регулярные сады и аллеи требуют проведения мероприятий по их сохранению и поддержанию. При создании новых парков они должны включаться в новую композицию как значительные планировочные элементы. Полноценная взрослая растительность позволяет их использовать в настоящее время более эффективно, чем парки новой посадки.

Работа по восстановлению парка в натуре заключается обычно в восстановлении общей композиционно-планировочной схемы и объемных форм, как растительных, так и архитектурных. При восстановлении общей планировочной схемы следует стремиться к сохранению общего характера построения парка. В садово-парковых комплексах до наших дней обычно сохраняются и ранние регулярные сады конца XVII — начала XVIII в. с простой прямоугольной планировочной сеткой, и сложные живописные элементы, возникшие в первой четверти XIX в. (рис. 9, 10). Однако такие разновременные элементы, как правило, уже органически слились в единой композиции, что и должно быть учтено в проекте.


Рис. 12. Усадебный парк с регулярным центральным ядром (усадьба Петровское-Дальнее)

Архитектурно-планировочную композицию усадебных парков определяли пригородный характер местоположения, структура хозяйства и стремление сохранить и использовать унаследованные элементы. Главными факторами природного местоположения являлось наличие естественного водоема, возвышенности, леса. Естественный водоем использовался как ведущий элемент композиции, определяющий планировочную структуру, как правило, террасного построения; например, в подмосковных парках Ивановское, Быково, Петровское (рис. 11,а). Возвышенность определяла местоположение центрального ансамбля и дуговое или центрическое построение парка (например, в парках Остров, Филимоновка, Марьинка Бутурлиных, Ольгово, Лобановой др.) (рис. 11,6, 1, 2). Наличие леса вызывало использование его массива как основы для создания парка свободной композиции, органически связанного с центральным регулярным садом (рис. 12). Хозяйственная структура обусловливала расположение основных дорог, аллей, искусственных водоемов и хозяйственных сооружений — органических компонентов усадебного сада с широким использованием их декоративных качеств. Сохранившиеся старые элементы, как, например, подъездные дороги, липовые регулярные сады, включались в общую композицию, нередко дополняя ее. Следует отметить, что проектный чертеж или рисунок парка, как правило, служил только эскизом. Парк разбивался на месте при помощи реек, соломенных веревок, применялась также выкладка намечаемых планировочных очертаний светлым песком2. При докомпоновке же отдельных декоративных элементов проверку того, насколько удачно эти элементы вписываются в существующий пейзаж, рекомендовалось производить с помощью стекла, на котором краской рисовалась проектируемая группа деревьев, насыпной холм или намечаемые малые архитектурные формы. Рисунок на стекле совмещался в различных сочетаниях с открывающимися перспективами и выбиралось наиболее удобное местоположение соответствующих декоративных элементов. Более ранние строго геометрические регулярные сады и отдельные регулярные элементы более поздних садов и парков конца XVIII в. и начала XIX в. осуществлялись в натуре с большим приближением к графическим проектам, чем сады натуральные. Однако в любом случае это не означало, что при осуществлении проекта точно воспроизводился чертеж. Интересным примером может служить парк в Останкине. Предполагалось, что этот парк был осуществлен по проекту А. Ф. Миронова и что центральная часть с партером со временем просто утратила свой первоначальный строго геометричный рисунок. В 1948—1950 гг. на основе сохранившегося чертежа Миронова был разработан и утвержден проект восстановления центральной части парка. Однако обнаруженные поздние архивные материалы — абрисы геодезических съемок 1823 г. показали, что центральная часть парка дошла до нас с незначительными изменениями. Сопоставление геодезических абрисов с рисунком П. Аргунова позволяет именно его считать автором планировки парка в Останкине конца XVIII в. (рис. 13, 14, 15). Особое значение следует уделять восстановлению ассортимента насаждений, как и созданию искусственных форм путем стрижки или культивирования крон свободного очертания. Наиболее сложна задача восстановления объемных форм насаждений в регулярных садах, где раньше применялась стрижка3. Сохранившиеся деревья в этих садах давно перешагнули возраст, когда стрижка допустима и может дать художественный эффект. Например, в парке Кускова старые липы регулярного сада выглядят сейчас уродами с узловатыми ветвями, редкими листьями и побегами. Они давно непригодны для стрижки. Следовательно, для осуществления реставрации можно рекомендовать полную смену лип, оформляющих регулярную систему аллей, зеленых кабинетов и площадок, и производить стрижку в соответствии с первоначальным замыслом и общим характером планировки. Следует удалять позднейшую растительность, искажающую первоначальный художественный замысел.


Рис. 13. Схема центральной части парка Останкино (обмер)

Рис. 14. Схема проекта восстановления центральной части парка Останкино

Рис. 15. Абрис геосъемки 1823 г. центральной части парка Останкино

При полной реставрации садов и парков или их частей, решенных в свободной пейзажной манере натурального сада, основное внимание при восстановлении насаждений нужно обращать на сохранение существующих деревьев, являющихся элементами цельной композиции, на осторожную расчистку заросших полян, открытых пространств и удаление позднейших элементов, нарушающих первоначальный художественный замысел. Как правило, в пейзажных парках утрат значительно больше, чем в регулярных садах. У владельцев и арендаторов натуральных садов очень часто появлялось стремление «обогатить» их растительностью, закрыть живописные открытые пространства скучными рядовыми посадками. В качестве примера можно привести аллею, идущую от дома к прудам в подмосковной усадьбе Битца, засаженную лужайку перед домом в Быкове, и многие элементы других парков, испорченных неумелой посадкой новой растительности.

В натуральных и пейзажных садах основными растительными элементами, формирующими общую архитектурно-планировочную композицию, являются следующие: сплошные массивы, обычно играющие роль как бы кулис в общей композиции парка, затем рядовые посадки, а также групповые и одиночные деревья.

При восстановлении сплошных массивов следует строго соблюдать правильный, соответствующий проекту реставрации планировочный контур массива, так как при практическом осуществлении часто появляется стремление к выпрямлению его линий. При восстановлении сплошных массивов особое внимание следует уделять растительности, оформляющей эту конкретную линию, которая в свое время называлась «закрайкой» и которую рекомендовалось засаживать более часто и лучшими экземплярами. Эта рекомендация остается действенной и при их восстановлении. При восстановлении массива следует также учитывать, что общая плотность посадки не должна повторять первоначальную, а должна вестись с учетом современного состояния зрелой растительности. Следует уделять внимание восстановлению подлеска. Подсадкам в массиве должна предшествовать расчистка. Определение элементов, предназначенных к удалению, должно проводиться совместно с архитектором-реставратором парка и лесотехником. В том случае, если экземпляр представляет художественный интерес, но является больным или хилым, необходимо обеспечить ему лечение, а не прибегать к удалению. Удалению должны подлежать заросли и отдельные деревья, нарушающие общий замысел парковой композиции или создающие однообразные чащи подавленной в своем развитии растительности.

Восстановление рядовых посадок по сравнению с восстановлением массивов представляет некоторые трудности. Обычно рядовые посадки в натуральных садах применялись для оформления основных подъездных или парковых дорог. Производились при этом как однопородные, так и разнопородные посадки, прямолинейные или свободно скомпонованные вдоль дорог.

При восстановлении рядовых посадок натуральных садов целесообразно произвести удаление остатков погибших деревьев и посадку деревьев той же породы, какой были погибшие деревья (рис. 16). Трудности возникают при восстановлении деревьев медленнорастущих пород, особенно при значительных их утратах. В этом случае можно рекомендовать применение двойных посадок. Этот способ был известен в садово-парковом искусстве еще в XVIII в. Его суть заключается в одновременной посадке рядом с экземплярами основной породы, например дубками, подсобных деревьев, например тополей. Тополь — дерево быстрорастущее и через несколько лет дает значительный декоративный эффект. Кроме того, при этом происходит подгон в развитии дубков. При соседстве с быстрорастущими деревьями начинают быстрее развиваться и медленнорастущие. После того как основные подсаженные деревья достигнут размеров, достаточных для того, чтобы являться полноценными элементами оформления, тополя удаляются.

Следует не только восстанавливать уже погибшие экземпляры, но и подсаживать молодняк рядом с деревьями, достигшими возраста естественного умирания. Целесообразно изыскивать рядом с ними места, где можно посадить молодое деревце, которое к моменту гибели дерева уже будет являться его полноценной заменой. Такая подготовка возможна только при свободном расположении деревьев вдоль дороги или дорожки, при которой сдвиг дерева на 2—3 м не нарушает общего ритма и общей свободной композиции ряда.

Наиболее сложно восстановление одиночных деревьев или групп из нескольких деревьев4. Их воздействие основано не на взаимодействии многих экземпляров, составляющих плотную массу деревьев или их вереницу, а на определенных качествах отдельного экземпляра. Этими качествами в полной мере обладают обычно только взрослые экземпляры. При создании таких групп или посадке одиночных экземпляров особо учитывались декоративные качества, связанные с породой дерева. Вследствие этого применение подсобных посадок из быстрорастущих пород в этом случае себя оправдать не может. Приходится довольствоваться посадкой саженца рядом с погибшим деревом, сохраняя по мере возможности остатки его. Рекомендуется антисептировать и сохранять пни одиночных деревьев, имевших уникальное или историко-мемориальное значение. Такие пни, сохраненные на высоту 1,5—2 м и декорированные вазами или вьющимися растениями, украшают парк (рис. 17). В исключительных случаях возможна посадка взрослого дерева или деревьев, но к ней прибегать можно только при наличии полноценного материала и возможности обеспечить выполнение всех технических и организационных требований, гарантирующих приживляемость дерева. Если одиночные деревья находятся в таком состоянии, когда даже поддержка и лечение не могут обеспечить им долговечности, следует предусматривать подсадку около них саженцев соответствующих пород.


Рис. 16. Чертеж восстановления посадки вдоль аллеи

Рис. 17. Сохранение остатков исторически ценного дерева

Не менее, чем растительность, в подмосковных парках важны водоемы. Как правило, они создавались для хозяйственных целей и для инженерного благоустройства территории. Однако их декоративные качества широко использовались при устройстве парка: часто водоемы становились художественными центрами всей парковой композиции. Вспомним подмосковные парки Царицыно, Горенки, Алмазово, Суханове, Гребнево и др.

Пруды парков встречаются как относительно небольшие, регулярные — правильной геометрической формы (копаные), так и с большим водным зеркалом, живописных очертаний, полученные путем запруживания речек или ручьев.

Регулярные пруды обычно вписаны в строгую геометрическую композицию, имеют с садом общие оси симметрии, и направление их сторон увязано с направлением аллей. Питание этих прудов обычно происходит за счет атмосферных осадков, реже — путем подвода воды каналами. Восстановление формы этих ' прудов и восстановление их питания не представляет больших трудностей и, как правило, требует только незначительных земляных работ. Более сложна работа по восстановлению запруд, осушению и восстановлению очертаний берегов больших живописных прудов. Одним из средств уменьшения общего объема работ и их сложности может служить устройство простых земляных плотин, широко применявшихся в свое время. Восстановление запруд и больших прудов следует рассматривать не только как мероприятие, направленное на восстановление старой садово-парковой композиции, но и как благоустройство района.

При восстановлении памятников садово-паркового искусства приходится не только осуществлять реставрацию самого памятника-парка, но также всемерно учитывать требования современной жизни. Как правило, оказывается необходимым изыскивать дополнительные участки для размещения стоянок автомашин, служебных помещений, кафе, пристаней, пляжей и т. п. Для этих целей могут быть использованы территории зоны регулирования застройки и в некоторых случаях охранной зоны, если она не совмещена с границами самого памятника.

В некоторых современных проектах наблюдается стремление включить старые сады и парки как активные композиционные элементы в систему планировки новых больших зеленых массивов. Одним из таких проектов и является, например, предложение об организации большого зеленого клина, идущего от периферии к центру Москвы. Такие проекты, к сожалению, предусматривают, как правило, восстановление и включение в новую планировку только центральных частей старых парков. В частности, в Москве прекрасные пейзажные композиции Кускова и Останкина, а также левобережная часть Кузьминского парка совершенно не учитывались. Они подвергались перепланировке и уничтожались.

Наша задача состоит в том, чтобы сохранить и восстановить садово-парковое наследие и стать действительными преемниками высокой культуры и мастерства создателей русских садов и парков. Преемственность должна, в частности, заключаться в той глубокой принципиальности, которая заставляла лучших мастеров и передовых деятелей бороться с веяниями случайной моды, подменяющей стиль, бороться с ложной красивостью и расточительностью. Стремление к единству «надобности» и «красоты», столь характерное для творчества старых русских мастеров, не устарело и в наши дни.

___________

1«Сельский житель». М., 1778—1779 гг. «Экономический магазин». М., изд. Н. И. Новикова. 1780—1790 гг. Вышло 40 частей.

2А. Т. Болотов. Практические замечания о расчерчивании натуральных садов. «Экономический магазин», ч. XXI, 1785, стр. 97.

3Большинство регулярных садов Подмосковья оформлено свободно развившимися деревьями, не сохранившими следов стрижки.

4Согласно рекомендациям мастеров садово-паркового искусства XVIII в., группа деревьев компоновалась таким образом, чтобы максимальное расстояние между крайними деревьями не превышало высоты самых крупных входящих в группу деревьев при достижении ими полного развития.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.