ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

О МЕТОДИКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ПАМЯТНИКОВ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЗАСТРОЙКИ

Минеева К.

Методика реставрации и сохранения памятников ландшафтного искусства, особенно в условиях реконструируемых городов, — наименее разработанная часть методики реставрации памятников архитектуры.

Проблема реставрации парков — очень сложная и далеко не решенная, несмотря на усилия специалистов многих стран.

У нас основная трудность восстановления, охраны и использования памятников ландшафтного искусства возникает из-за неизученности русской усадьбы и отсутствия законоположений об охранных зонах, учитывающих особенности памятников ландшафтного искусства.

Существующее представление об охранных зонах памятников архитектуры как только о минимальных территориях, необходимых для обозрения памятников, не привело к заметным результатам в деле их охраны — это показала, например, практика проектирования и строительства вблизи Коломенского, Кузьминок, Кускова и других заповедников, попадающих в условия новой застройки.

Ландшафты исторических парков обычно рассматриваются как обособленное пространство, резко выделенное высокой застройкой улиц, и это неверно. Планировочная организация парков часто раскрывает большие возможности для преобразования исторической территории и подсказывает интересные градостроительные решения, в которых парки-памятники могут занять ведущее место в единой взаимосвязанной композиции города и природы.

Таким образом, одним из основных принципов проектирования охранных зон памятников архитектуры и ландшафтного искусства должен быть учет границ видимости от памятников и на памятники с главных направлений первоначальной композиции, а также учет новых точек зрения на проектируемую застройку и от нее.

От метода исследования и проектирования зависит и состав проектной документации, а также стоимость проектно-изыскательских работ. Проектная документация должна четко отвечать поставленным задачам, и не следует ее перегружать излишним материалом.

Проектирование охранных зон лучше разделить на две стадии. В первой, разрабатывая программное задание, необходимо выявить историческую подоснову памятника и смежных территорий, изучить существующее положение и предварительные проектные предложения по застройке района. На основе полученных данных можно уже наметить приблизительные границы охранных зон. Программное задание как результат предварительного анализа территории надо согласовать с авторским коллективом по застройке района. Это дает направленность дальнейшим проектным разработкам по реконструкции исторической территории и уточнению границ охранных зон.

Во второй стадии проектирования должны быть уточнены и проектные предложения по определению границ охранных зон на основе детального анализа ландшафта исторического парка, выявления исчезнувших видовых перспектив и реальных возможностей их восстановления.

В состав проектной документации программного задания должны войти следующие материалы:

1) планировочные схемы, отражающие основные исторические этапы формирования композиции памятника в одном масштабе, с нанесением основных видовых направлений, связывающих ансамбль с окружающей местностью. Схемы составляются на основе тщательного изучения историко-архивных материалов и натурного обследования памятника и смежных территорий (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6). Например, при разработке проекта охранных зон и реставрации парка Царицына были сделаны четыре планировочные схемы, отражающие основные этапы формирования усадьбы;

2) сводный исторический план местности на геоподоснове в пределах «исторической зоны композиционного влияния памятников» с нанесением исторических границ усадьбы. Под «исторической зоной композиционного влияния памятников» имеется в виду территория в границах видимости от памятников архитектуры и на памятники с главных видовых направлений, принятых авторами за основные при разработке планировки парка и подходов к сооружениям. Сводный исторический план местности должен отобразить планировочную структуру старой территории и общие данные о природной среде, в которой возник и существовал памятник, когда он был в полной сохранности.

Рис. 1. Программное задание на установление границ охранных зон усадьбы Царицыно

Рис. 2. Окончательные границы охранных зон после всех согласований

А — площадка памятника архитектуры и ландшафтного искусства — заповедная зона усадьбы; Б — заповедные участки отдельных памятников архитектуры, археологии и природы; В — охранная зона усадьбы; • • • • зона строгого ограничения этажности застройки; — • — • историческая зона композиционного влияния памятника; — / — / — зона охраняемого ландшафта

Рис. 3. Время Голицина—Кантемира (конец XVII — первая половина XVIII в.). Схема отражает освоение территории с помощью лучевых просек, составивших костяк будущей композиции

Рис. 4. Время Баженова — Казакова (конец XVIII в.) Схема отражает планировочные работы по разбивке пейзажного парка в схеме старой регулярной планировки

Рис. 5. Еготовская схема (начало XIX в.). Отражает планировку парка с большими открытыми пространствами лужаек и оформление видовых перспектив архитектурными сооружениями

Рис. 6. Схема конца XIX —начала XX в. Отражает загущенность бесплановых посадок и превращение парка в лес

Рис. 7. Профиль видимости от павильона «Нерастанкино» в сторону Бирюлева

Рис. 8. Проект реставрации парка А — исчезнувшие видовые перспективы на периферию парка, подлежащие восстановлению; Б — видовые перспективы, подлежащие расчистке; В — маскирующие посадки

Выявляя первоначальный характер пейзажной композиции, легче установить точки зрения на памятники архитектуры, принятые автором за основные (на этих аспектах строилась вся система раскрытия композиции архитектуры и ландшафта). В определении обзорных осей надо учитывать и внутреннюю планировку архитектурных сооружений, так как при проектировании ландшафтов заботились о красоте вида также из окон дворцов, домов, павильонов или бельведеров.

При составлении исторического плана в некоторых случаях целесообразно консультироваться с историками, археологами и географами. Особенно это относится к тем случаям, когда возникает спор о сносе деревень и речь идет о сохранении их в каких-то пределах.

Надо иметь в виду, что деревни иногда создавались специально на видовых перспективах парка и являлись неотъемлемой частью ансамбля (например, деревня Глазово в Павловске). Со временем они перестраивались, расширялась и изменялись.

На историческом плане их надо наносить в пределах предполагаемых археологических зон, границы которых должен уточнить историк архитектуры. Предварительные границы можно установить на основании исторических планов, описей и статистических данных. На историческом плане необходимо нанести существующие и исчезнувшие памятники архитектуры, природы и археологии;

3) схема существующего положения необходима для архитектурно-градостроительного обоснования границ охранных зон. Схема составляется в едином масштабе с историческим планом. На схеме существующего положения должна быть изображена вся природная ситуация местности: застройка, памятники архитектуры и культуры, элементы старой планировки на смежных территориях и на территории памятника с обозначением старых и новых перспектив. Составляя схему существующего ландшафта, результаты обследования целесообразно фиксировать отдельными картограммами на кальке в едином масштабе с историческим планом. Этот способ дает возможность при совмещении калек-схем наглядно и быстро отвечать на отдельные локальные вопросы программного задания. Аналогичными примерами фиксации пользуются чехословацкие архитекторы. Все данные обследования они сличают с исходной схемой, составленной на основе анализа исторических и картографических материалов и разрабатывают предложения по художественному усовершенствованию городской застройки;

4) в результате анализа исторических материалов и натурного обследования нужно отработать предварительные предложения по границам охранных зон и согласовать их с проектировщиками новой застройки.

На опыте проектирования охранных зон Коломенского, Царицына, Кускова и парков-заповедников в пригородах Ленинграда выявилась необходимость внесения уточнения в понятие «охранные зоны памятников ландшафтного искусства», четкого разграничения этих зон, выявляемых на основе научного анализа изменений самого памятника и прилегающих к нему территорий с учетом требований градостроительства. Режим охранных зон предусматривает следующее:

Заповедная зона — это зона памятников архитектуры, сохранившая первоначальную планировку и насаждения.

В заповедной зоне исключается всякое строительство, предусматривается реставрация или консервация памятников архитектуры, восстановление первоначальной планировки и озеленения. Заповедная зона используется как музей архитектуры и садово-паркового искусства.

Охранная зона ставит целью сохранение и восстановление видовых перспектив со стороны главных подходов к усадьбе и со стороны заповедного парка. В ней сохраняются все существующие элементы старой планировки и озеленения, а также предусматривается трассировка новых видовых маршрутов и современное инженерное благоустройство территории. В охранной зоне допускается массовый отдых без строительства высотных аттракционов.

Зона регулирования застройки преследует цель сохранения дальних ландшафтных фонов видовых перспектив парка и композиционной увязки памятников архитектуры с новой застройкой города. Ее размеры определены границами видимости как от памятников архитектуры, так и на памятники с главных видовых направлений композиции ансамбля и города.

Распространенное и утвердившееся понятие зоны регулирования застройки как зоны ограничения этажности не совсем правильное. Под зоной регулирования застройки надо понимать зону композиционного влияния памятника, в которой проектировщик должен учитывать все особенности архитектурно-пространственной организации исторической территории, включая памятник и смежные территории.

Зона композиционного влияния памятника может распространяться на несколько километров, и в условиях растущего города исключение высотной застройки из этой зоны не реально. Из нее надо выделить участки строгого ограничения этажности, определяемые сечениями рельефа по главным видовым направлениям, в остальной части зоны должны быть соблюдены масштабные соответствия памятников архитектуры, природных компонентов и новой застройки.

В зоне регулирования очень внимательно нужно прорабатывать также силуэт застройки и отдельных сооружений по отношению к памятникам, учитывать цветовое решение архитектуры и пейзажа и т. п.

В целях охраны памятников ландшафтного искусства необходимо вблизи их предусматривать пониженную плотность населения и резервировать территории под массовый отдых. Организация «защитных зон отдыха» поможет оттянуть основные потоки посетителей от памятника-парка, что будет способствовать его сохранности (см. рис. 6).

В процессе уточнения границ охранных зон полезно проделать следующую работу:

проанализировать рельеф с помощью построения профилей видимости по главным видовым перспективам композиции архитектурного ансамбля и парка;

исследовать территорию в пределах видимости по перевалам рельефа при взгляде как на памятники, так и от памятников (рис. 7);

провести архитектурно-дендрологическое обследование заповедной части исторического парка с целью выявления видовых перспектив и возможностей их восстановления;

составить обмерные чертежи планировки и насаждений и завести инвентаризационные карточки, характеризующие состав и возраст насаждений, учитывая при этом пни вырубленных деревьев. По ним можно выявить исчезнувшие видовые перспективы. Здесь могут помочь исторические планы, рисунки и описания (рис. 8).

После детального изучения памятника в натуре, анализа его композиции и требований градостроительства на геоподоснове надо составить сводный план реконструкции исторической территории с нанесением: генеральной схемы новой застройки и трассировки новых дорог, границы охранной зоны памятника и зоны регулирования застройки с выделением участков строгого ограничения этажности застройки, схемы функционального зонирования территории охранных зон, отражающей основные проектные предложения по ее использованию.

Итак, изучая памятники архитектуры и окружающий их ландшафт, можно найти «общий язык» с новой застройкой, выявляя наиболее ценные видовые точки с той и другой стороны, закрывая невыгодные перспективы «нейтральными зонами» и направляя движение.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.