ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

О МЕТОДИКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ПАМЯТНИКОВ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЗАСТРОЙКИ

Минеева К.

Методика реставрации и сохранения памятников ландшафтного искусства, особенно в условиях реконструируемых городов, — наименее разработанная часть методики реставрации памятников архитектуры.

Проблема реставрации парков — очень сложная и далеко не решенная, несмотря на усилия специалистов многих стран.

У нас основная трудность восстановления, охраны и использования памятников ландшафтного искусства возникает из-за неизученности русской усадьбы и отсутствия законоположений об охранных зонах, учитывающих особенности памятников ландшафтного искусства.

Существующее представление об охранных зонах памятников архитектуры как только о минимальных территориях, необходимых для обозрения памятников, не привело к заметным результатам в деле их охраны — это показала, например, практика проектирования и строительства вблизи Коломенского, Кузьминок, Кускова и других заповедников, попадающих в условия новой застройки.

Ландшафты исторических парков обычно рассматриваются как обособленное пространство, резко выделенное высокой застройкой улиц, и это неверно. Планировочная организация парков часто раскрывает большие возможности для преобразования исторической территории и подсказывает интересные градостроительные решения, в которых парки-памятники могут занять ведущее место в единой взаимосвязанной композиции города и природы.

Таким образом, одним из основных принципов проектирования охранных зон памятников архитектуры и ландшафтного искусства должен быть учет границ видимости от памятников и на памятники с главных направлений первоначальной композиции, а также учет новых точек зрения на проектируемую застройку и от нее.

От метода исследования и проектирования зависит и состав проектной документации, а также стоимость проектно-изыскательских работ. Проектная документация должна четко отвечать поставленным задачам, и не следует ее перегружать излишним материалом.

Проектирование охранных зон лучше разделить на две стадии. В первой, разрабатывая программное задание, необходимо выявить историческую подоснову памятника и смежных территорий, изучить существующее положение и предварительные проектные предложения по застройке района. На основе полученных данных можно уже наметить приблизительные границы охранных зон. Программное задание как результат предварительного анализа территории надо согласовать с авторским коллективом по застройке района. Это дает направленность дальнейшим проектным разработкам по реконструкции исторической территории и уточнению границ охранных зон.

Во второй стадии проектирования должны быть уточнены и проектные предложения по определению границ охранных зон на основе детального анализа ландшафта исторического парка, выявления исчезнувших видовых перспектив и реальных возможностей их восстановления.

В состав проектной документации программного задания должны войти следующие материалы:

1) планировочные схемы, отражающие основные исторические этапы формирования композиции памятника в одном масштабе, с нанесением основных видовых направлений, связывающих ансамбль с окружающей местностью. Схемы составляются на основе тщательного изучения историко-архивных материалов и натурного обследования памятника и смежных территорий (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6). Например, при разработке проекта охранных зон и реставрации парка Царицына были сделаны четыре планировочные схемы, отражающие основные этапы формирования усадьбы;

2) сводный исторический план местности на геоподоснове в пределах «исторической зоны композиционного влияния памятников» с нанесением исторических границ усадьбы. Под «исторической зоной композиционного влияния памятников» имеется в виду территория в границах видимости от памятников архитектуры и на памятники с главных видовых направлений, принятых авторами за основные при разработке планировки парка и подходов к сооружениям. Сводный исторический план местности должен отобразить планировочную структуру старой территории и общие данные о природной среде, в которой возник и существовал памятник, когда он был в полной сохранности.

Рис. 1. Программное задание на установление границ охранных зон усадьбы Царицыно

Рис. 2. Окончательные границы охранных зон после всех согласований

А — площадка памятника архитектуры и ландшафтного искусства — заповедная зона усадьбы; Б — заповедные участки отдельных памятников архитектуры, археологии и природы; В — охранная зона усадьбы; • • • • зона строгого ограничения этажности застройки; — • — • историческая зона композиционного влияния памятника; — / — / — зона охраняемого ландшафта

Рис. 3. Время Голицина—Кантемира (конец XVII — первая половина XVIII в.). Схема отражает освоение территории с помощью лучевых просек, составивших костяк будущей композиции

Рис. 4. Время Баженова — Казакова (конец XVIII в.) Схема отражает планировочные работы по разбивке пейзажного парка в схеме старой регулярной планировки

Рис. 5. Еготовская схема (начало XIX в.). Отражает планировку парка с большими открытыми пространствами лужаек и оформление видовых перспектив архитектурными сооружениями

Рис. 6. Схема конца XIX —начала XX в. Отражает загущенность бесплановых посадок и превращение парка в лес

Рис. 7. Профиль видимости от павильона «Нерастанкино» в сторону Бирюлева

Рис. 8. Проект реставрации парка А — исчезнувшие видовые перспективы на периферию парка, подлежащие восстановлению; Б — видовые перспективы, подлежащие расчистке; В — маскирующие посадки

Выявляя первоначальный характер пейзажной композиции, легче установить точки зрения на памятники архитектуры, принятые автором за основные (на этих аспектах строилась вся система раскрытия композиции архитектуры и ландшафта). В определении обзорных осей надо учитывать и внутреннюю планировку архитектурных сооружений, так как при проектировании ландшафтов заботились о красоте вида также из окон дворцов, домов, павильонов или бельведеров.

При составлении исторического плана в некоторых случаях целесообразно консультироваться с историками, археологами и географами. Особенно это относится к тем случаям, когда возникает спор о сносе деревень и речь идет о сохранении их в каких-то пределах.

Надо иметь в виду, что деревни иногда создавались специально на видовых перспективах парка и являлись неотъемлемой частью ансамбля (например, деревня Глазово в Павловске). Со временем они перестраивались, расширялась и изменялись.

На историческом плане их надо наносить в пределах предполагаемых археологических зон, границы которых должен уточнить историк архитектуры. Предварительные границы можно установить на основании исторических планов, описей и статистических данных. На историческом плане необходимо нанести существующие и исчезнувшие памятники архитектуры, природы и археологии;

3) схема существующего положения необходима для архитектурно-градостроительного обоснования границ охранных зон. Схема составляется в едином масштабе с историческим планом. На схеме существующего положения должна быть изображена вся природная ситуация местности: застройка, памятники архитектуры и культуры, элементы старой планировки на смежных территориях и на территории памятника с обозначением старых и новых перспектив. Составляя схему существующего ландшафта, результаты обследования целесообразно фиксировать отдельными картограммами на кальке в едином масштабе с историческим планом. Этот способ дает возможность при совмещении калек-схем наглядно и быстро отвечать на отдельные локальные вопросы программного задания. Аналогичными примерами фиксации пользуются чехословацкие архитекторы. Все данные обследования они сличают с исходной схемой, составленной на основе анализа исторических и картографических материалов и разрабатывают предложения по художественному усовершенствованию городской застройки;

4) в результате анализа исторических материалов и натурного обследования нужно отработать предварительные предложения по границам охранных зон и согласовать их с проектировщиками новой застройки.

На опыте проектирования охранных зон Коломенского, Царицына, Кускова и парков-заповедников в пригородах Ленинграда выявилась необходимость внесения уточнения в понятие «охранные зоны памятников ландшафтного искусства», четкого разграничения этих зон, выявляемых на основе научного анализа изменений самого памятника и прилегающих к нему территорий с учетом требований градостроительства. Режим охранных зон предусматривает следующее:

Заповедная зона — это зона памятников архитектуры, сохранившая первоначальную планировку и насаждения.

В заповедной зоне исключается всякое строительство, предусматривается реставрация или консервация памятников архитектуры, восстановление первоначальной планировки и озеленения. Заповедная зона используется как музей архитектуры и садово-паркового искусства.

Охранная зона ставит целью сохранение и восстановление видовых перспектив со стороны главных подходов к усадьбе и со стороны заповедного парка. В ней сохраняются все существующие элементы старой планировки и озеленения, а также предусматривается трассировка новых видовых маршрутов и современное инженерное благоустройство территории. В охранной зоне допускается массовый отдых без строительства высотных аттракционов.

Зона регулирования застройки преследует цель сохранения дальних ландшафтных фонов видовых перспектив парка и композиционной увязки памятников архитектуры с новой застройкой города. Ее размеры определены границами видимости как от памятников архитектуры, так и на памятники с главных видовых направлений композиции ансамбля и города.

Распространенное и утвердившееся понятие зоны регулирования застройки как зоны ограничения этажности не совсем правильное. Под зоной регулирования застройки надо понимать зону композиционного влияния памятника, в которой проектировщик должен учитывать все особенности архитектурно-пространственной организации исторической территории, включая памятник и смежные территории.

Зона композиционного влияния памятника может распространяться на несколько километров, и в условиях растущего города исключение высотной застройки из этой зоны не реально. Из нее надо выделить участки строгого ограничения этажности, определяемые сечениями рельефа по главным видовым направлениям, в остальной части зоны должны быть соблюдены масштабные соответствия памятников архитектуры, природных компонентов и новой застройки.

В зоне регулирования очень внимательно нужно прорабатывать также силуэт застройки и отдельных сооружений по отношению к памятникам, учитывать цветовое решение архитектуры и пейзажа и т. п.

В целях охраны памятников ландшафтного искусства необходимо вблизи их предусматривать пониженную плотность населения и резервировать территории под массовый отдых. Организация «защитных зон отдыха» поможет оттянуть основные потоки посетителей от памятника-парка, что будет способствовать его сохранности (см. рис. 6).

В процессе уточнения границ охранных зон полезно проделать следующую работу:

проанализировать рельеф с помощью построения профилей видимости по главным видовым перспективам композиции архитектурного ансамбля и парка;

исследовать территорию в пределах видимости по перевалам рельефа при взгляде как на памятники, так и от памятников (рис. 7);

провести архитектурно-дендрологическое обследование заповедной части исторического парка с целью выявления видовых перспектив и возможностей их восстановления;

составить обмерные чертежи планировки и насаждений и завести инвентаризационные карточки, характеризующие состав и возраст насаждений, учитывая при этом пни вырубленных деревьев. По ним можно выявить исчезнувшие видовые перспективы. Здесь могут помочь исторические планы, рисунки и описания (рис. 8).

После детального изучения памятника в натуре, анализа его композиции и требований градостроительства на геоподоснове надо составить сводный план реконструкции исторической территории с нанесением: генеральной схемы новой застройки и трассировки новых дорог, границы охранной зоны памятника и зоны регулирования застройки с выделением участков строгого ограничения этажности застройки, схемы функционального зонирования территории охранных зон, отражающей основные проектные предложения по ее использованию.

Итак, изучая памятники архитектуры и окружающий их ландшафт, можно найти «общий язык» с новой застройкой, выявляя наиболее ценные видовые точки с той и другой стороны, закрывая невыгодные перспективы «нейтральными зонами» и направляя движение.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.