ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Беккер А.

Строительство в наших городах ведется сейчас в основном на свободных от застройки территориях, в центральных же районах оно носит главным образом выборочный характер. Однако в планах архитекторов и строителей значительный удельный вес занимают работы по комплексной реконструкции центров городов, а иногда и их исторических центров. Примером намечаемой реконструкции такого масштаба могут служить проекты детальной планировки центра Москвы в пределах Садового кольца, Нагорного района г. Горького и многие другие.

При переходе к комплексной реконструкции центральных районов городов возникает целый ряд сложнейших проблем, решение которых должно предшествовать разработке проектов планировки. В задачи реконструкции прежде всего входят вопросы пересмотра функционального зонирования старого центра и включения его в новую планировочную структуру, замена ветхих, малоценных в архитектурном отношении зданий новыми, отвечающими современным требованиям, решение транспортных проблем, вопросов озеленения, благоустройства и инженерного оборудования территории.

При решении всего комплекса задач одной из важнейших становится задача органического включения в новую планировочную структуру города градостроительных систем прошлого — сложившейся системы ансамблей и памятников архитектуры. Мы знаем, какой урон центрам исторических городов нанесен при выборочном строительстве последних лет. Достаточно вспомнить строительство гостиниц «Россия», «Националь» и проспекта Калинина в Москве, строительство гостиницы «Советская» в Ленинграде, застройку в районе улицы Заломова в Горьком, чтобы представить себе последствия этого процесса. Тем больше у нас оснований тщательно подготовиться к предстоящей комплексной реконструкции центральных районов в таких городах. И речь здесь должна идти не о сохранении отдельных уникальных памятников архитектуры, а о сохранении целостных исторических пространственных систем как памятников градостроительного искусства. Только так можно достичь того, чтобы наши города сохранили свое неповторимое своеобразие, ибо в исторической преемственности залог успехов в будущем.

Что же можно считать памятником градостроительного искусства и что, следовательно, должно быть сохранено при реконструкции исторических городов? К решению этого вопроса нельзя подходить односторонне. Не правы, по нашему мнению, те, кто утверждает, что сохранять нужно лишь отдельные выдающиеся произведения архитектуры. Это приводит, как правило, к таким решениям, как сохранение церкви Симеона Столпника на проспекте Калинина, где памятник архитектуры, оставаясь в одиночестве, выглядит дорогой безделушкой. Здесь не уместны никакие разговоры о сочетании нового со старым, здесь старое принесено в жертву новому.

Но не правы и те, кто предлагает сохранять уцелевшие системы улиц и переулков, лишенные ценной в художественном отношении застройки. Примером может служить район Тверских-Ямских улиц Москвы. Как правило, на роль памятника градостроительного искусства, который подлежит сохранению и включению в новую структуру города, может претендовать единая система исторической планировки и ценной в художественном отношении застройки. Планировочная система мертва без ведущих ансамблей, но и уникальные сооружения во многом проигрывают, если разрушена структура, в которой они занимали определенное место.

Не требует доказательств то, что исторический центр Ленинграда — это не только такие шедевры архитектуры, как здания Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Биржи, Исаакиевского собора, но и великолепная пространственная композиция, удивительное единство планировки и застройки. Неповторимым шедевром русского градостроительства является исторический центр Москвы с его уникальной радиально-кольцевой системой, ориентированной на Кремль и Покровский собор. Ансамбли Кропоткинской улицы, проспекта Маркса, улицы Богдана Хмельницкого, Чернышевского, Карла Маркса, лучевая система Замоскворечья, Бульварное кольцо и ряд других ансамблей являются неотъемлемыми компонентами этой целостной системы.

Памятники русского градостроительного гения должны быть полностью сохранены как величайшее достояние человечества, так же как и трехлучье Версаля и великолепная пространственная система Парижа, Лондона, городов итальянского Возрождения и других комплексов мирового значения.

Необходимо путем анализа исторических планов городов, а также натурного изучения сохранности планировочных систем и памятников архитектуры выявлять зоны города, которые должны быть сохранены как памятники градостроительного искусства. В их число прежде всего включаются территории с наиболее ценными памятниками, объединенные в градостроительные системы.

Исторические города представляют собой сложные напластования, где порой планировка и застройка не совпадают по времени, а композиционная роль и значение отдельных ансамблей с течением времени существенно меняются. Так, например, монастыри-сторожи, бывшие загородные дворцы и усадьбы когда-то стояли среди открытых пространств, господствуя над окружающей местностью в композиционном отношении. Теперь восприятие этих зданий изменилось, ко многим из них вплотную подошла современная застройка. Особняки стиля классицизма и неоклассицизма заняли место своих предшественников в средневековой Москве, обновлялась застройка других планировочных систем, менялась планировка вокруг сохранившихся ансамблей. Вследствие этого территории, выделяемые в предлагаемые зоны, будут неоднородны по застройке и неодинаковы по значимости расположенных здесь памятников.

Такие территории, как историческое ядро Ленинграда. Москвы, как усадьбы Кусково, Царицыно, Новодевичий и другие монастыри Москвы, безусловно являются заповедниками, где невозможна никакая иная строительная деятельность, кроме реставрации. Ряд других территорий, охватывающих значительные участки города, как, например, переулки в районе Арбата и Кропоткинской улицы в Москве, допускает реконструкцию, да и просто нуждается в сносе малоценных в архитектурном отношении зданий с созданием на их месте озелененных территорий или новых ансамблей. Но при этом все подобные мероприятия должны проводиться после всесторонней тщательной проектной разработки на основе детального исторического и ландшафтно-композиционного анализа этих районов и с учетом того, какое композиционное значение в данной зоне принадлежит памятникам архитектуры.

Попятно, что отдельные участки городской территории, уже лишенные исторической застройки, но являющиеся частью градостроительной системы прошлого, должны быть активно в нее включены. Там, где это необходимо и возможно, нужно идти на восстановление отдельных утраченных элементов ансамбля (например, участков стен Китай-города в Москве), там же, где это невозможно, следует предлагать строительство новых объектов на месте утраченных. При этом новые объекты не должны быть стилизованы под старину, но их постановка должна быть подчинена закономерностям исторического ансамбля, частью которого они призваны сделаться. На основе этого возникают такие предложения, как например, строительство объемно выразительного здания на месте открытого бассейна «Москва» у Кропоткинских ворот. Застройка этого места всегда носила градоформирующий характер, здесь сменили друг друга Алексеевский монастырь, храм Христа Спасителя, намечалось строительство Дворца Советов.

Определенное число памятников архитектуры может оказаться вне таких систем, но они также подлежат безусловному учету и сохранению.

Что же превращает группу памятников архитектуры в градостроительную систему и как нужно ее учитывать при реконструкции?

В градостроительной системе исторического города существенны не только ведущие ансамбли, но и закономерности ее построения, т. е. композиционные оси системы в целом и пространственные связи между отдельными памятниками, зоны панорамного восприятия ансамблей и памятников, масштабность пространств, соответствующая историческая среда. Следовательно, чтобы сохранить систему, необходимо сохранить ее элементы и объединяющую их структуру, понимая под элементами системы отдельные ансамбли и памятники архитектуры, а под структурой — принципы и закономерности их связей.

Сохранение градостроительной системы и закономерностей ее построения является основой активной роли памятников архитектуры в композиции города. При этом важнейшие композиционные оси древних ансамблей должны быть продолжены во вновь возникающих городских районах, а некоторые пространственные связи между ансамблями, утраченные или ослабленные при позднейшей реконструкции города, необходимо учитывать в проектных проработках с целью возможного их дальнейшего раскрытия.

Роль и значение в композиции города отдельных ансамблей и памятников архитектуры, составляющих градостроительную систему, не одинаковы, что требует различного к ним отношения при реконструкции. При этом нужно исходить из того положения, что все памятники архитектуры, независимо от их роли в композиции города, должны быть сохранены. Здесь мы ни в коем случае не задаемся целью сравнительной оценки значимости памятников архитектуры, а лишь определяем их место в градостроительном ансамбле, обосновывая этим различные приемы реконструкции. При этом возможно, что более ценные по архитектурно-стилистическим качествам произведения архитектуры играют меньшую композиционную роль. Особую группу составляют ансамбли и памятники архитектуры, которые в прошлом формировали композицию города и в настоящее время сохранили свое ведущее значение. У нас — это называвшиеся выше ансамбли Ленинграда, Московский Кремль, ансамбли Китай-города, Бульварного кольца, монастыри бывших линий укреплений города; во Франции — это Лувр, собор Парижской богоматери, церковь Магдалины, собор Инвалидов, Военная школа, площадь Звезды в Париже. За этими сооружениями должно сохраниться ведущее положение в историческом центре города, их композиционные связи играют решающую роль в формировании градостроительных систем.

Немало памятников архитектуры и ансамблей определяют характер окружающей застройки, поэтому они сохраняются или должны сохраняться с учетом этого обстоятельства.

Следует подчеркнуть, что при определении приемов реконструкции отдельных участков исторических зон города важнейшее значение имеет сохранность доминанты ансамбля. Так, при реконструкции ансамбля площади Петровских ворот в Москве безусловно ведущая роль должна быть сохранена за вертикальным объемом колокольни Высокопетровского монастыря. В ансамбле площади Никитских ворот ведущее положение при реконструкции остается за церковью Большое Вознесение. Отсутствие же главного здания старого ансамбля Пушкинской площади — Страстного монастыря позволяет, по нашему мнению, при ее реконструкции предлагать строительство нового здания, которое возьмет на себя роль доминанты ансамбля.

И, наконец, целая группа памятников архитектуры может быть отнесена к рядовой («фоновой») застройке. Эти здания не претендуют на активную роль в композиции города или его центра, они требуют лишь тактичного к ним отношения при реконструкции района их расположения.

Но сохранить сами памятники архитектуры— это еще не все. Как уже отмечалось, одним из основных принципов реконструкции исторического города является сохранение вокруг памятников архитектуры и ансамблей присущей им городской или природной среды. Присущие каждому памятнику архитектуры и ансамблю градостроительная среда или природный ландшафт помогут наиболее полно выявить его индивидуальные качества. Таким образом, ведущие ансамбли вместе с окружающими их зданиями образуют некие территориальные зоны, обладающие единым масштабом, общностью композиционных закономерностей.

Следующим логическим шагом должно стать проектирование режимных зон (охранных, регулирования застройки) не для отдельных памятников, как это делается сейчас, а для зон сосредоточения памятников архитектуры в целом. Практика строительства Ленинграда в последние годы и, особенно, Москвы убедительно показывает, что крупные современные здания, возникающие даже не в непосредственной близости от исторического ансамбля, способны серьезно повредить его восприятию.

Здесь хочется сказать о новом строительстве в зоне исторических городов Франции, где особенно внимательно относятся к определению допустимой высоты новых сооружений вблизи исторических градостроительных зон. Напомним о размещении здания ЮНЕСКО в Париже, где пошли на создание двух подземных этажей, чтобы не нарушить традиционный силуэт города. Или строительство нового города-спутника Парижа — Пари-2. Этот город целиком застраивается четырехэтажными жилыми домами, несмотря на явную неэкономичность такой застройки (при наличии в этих домах лифтов и подземных гаражей), только потому, что он находится в шестикилометровой охранной зоне Версаля, в которой ни одно здание не должно превышать по высоте Версальский дворец.

Важной задачей является также правильный выбор современного использования каждого памятника, которое должно сочетаться с функциональным зонированием города. Этот принцип связан не только с мероприятиями по правильной эксплуатации, не наносящей ущерб памятнику, но и с самой возможностью сохранения памятников. Это положение справедливо подчеркивалось на IX Всемирном конгрессе Международного союза архитекторов в Праге 1967 г.

При решении задачи использования памятников архитектуры можно представить себе, что ряд цепочек памятников может послужить основой для создания пешеходных аллей, объединяющих центры новых жилых массивов. Системы памятников могут быть использованы также при выработке туристических маршрутов по историческим местам города.

Необходимо остановиться здесь также и на вопросе органического включения сложившейся системы ансамблей и памятников архитектуры в новую структуру города при реконструкции центральных районов. Основным здесь является вопрос общей концепции развития планировочной структуры центра исторического города. Нужно сказать, что если в генеральном плане города не заложена идея территориального развития центра, при котором исторически сложившемуся центру отводится определенная роль (как правило, представительной и культурно-просветительной зоны центра развивающегося города), то никакие благие пожелания авторов проекта не спасут историческую зону от разрушения и коренного преобразования.

Сохранить историческую часть города можно только в том случае, если развитие центра будет сопровождаться выносом его постоянно развивающихся функций на смежные территории. В наш век социального и научно-технического прогресса центры городов бурно развиваются, требуя новых сооружений, привлекающих большие потоки транспорта. Следствием этого является потребность в значительных территориях для проезда и паркирования автомобилей.

Весьма прогрессивными можно признать предложения по развитию центра Ленинграда на Васильевском острове с выходом к заливу, в Москве — по развитию центра на юго-запад и север и в Париже — по созданию нового центра Де-Фанс по оси Елисейских полей. Это единственно правильный путь сохранения и включения в ткань города его исторических ансамблей.

Сложнейшей проблемой, возникающей в связи с сохранением памятников градостроительного искусства, да и отдельных памятников архитектуры, является транспортная проблема. При решении ее, как правило, единственным средством признается расширение улиц и увеличение пространства площадей. Ложно понимаемое продолжение градостроительных традиций приводит к мысли о совершенствовании исторически сложившейся системы улиц, о, распространении радиально-кольцевой системы исторического города на значительно большие территории. Это приводит к результатам, противоположным ожидаемым, так как старые улицы, воспринимающие значительные по величине транспортные потоки, не справляются с новыми задачами и их приходится расширять, уничтожая тем самым ту историческую застройку, через которую они проходят.

Представляется, что правильнее было бы точно определять те территории, где целесообразно сохранять исторически сложившуюся сетку улиц, включая ее как составляющую в систему магистралей, органически связанную с новой планировочной структурой развивающегося города.

При необходимости же прокладки новых магистралей через историческое ядро города можно заимствовать опыт английского градостроителя Бьюкенена, который призывает находить для пропуска транспорта «ущелья», лишенные ценной исторической застройки.

В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что только комплексное рассмотрение вопросов сохранения градостроительных систем прошлого при решении всех задач генерального плана города может привести к желаемому результату, когда новое содержание города и закономерный процесс его развития будут основываться на законах преемственности.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.